75915

Политика «коренизации» и межнациональные отношения в период создания СССР. Нациостроительство и проведение границ союзных республик

Доклад

История и СИД

В резолюции XII съезда чётко записано: органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных знающих язык быт нравы и обычаи соответствующих народов; были изданы специальные законы обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства – законы преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств. был...

Русский

2015-01-26

18.67 KB

1 чел.

Политика «коренизации» и межнациональные отношения в период создания СССР. Нациостроительство и проведение границ союзных республик.

 Политика «коренизации» проводилась в 1920-е годы Советской властью в национальных районах посредством замещения национальными языками русского, инкорпорирования в политику местных властей. Её целью стало исправление проводимой царской Россией политики насильственной русификации, усиление доверия этнических меньшинств к Советской власти, через поощрение местных жителей к активному участию в управлении.  Также ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, "национальных наборов" в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение.

 Основы концепции коренизации проводились Сталиным на XII съезде РКП (б), на котором он предложил: «принять все меры к тому, чтобы Советская власть в республиках стала понятной и родной, чтобы Советская власть была у нас не только русской, но и междунациональной. Для этого необходимо, чтобы не только школы, но и все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, шаг за шагом национализировались, чтобы они действовали на языке, понятном для масс, чтобы они функционировали в условиях, соответствующих быту данного народа». В резолюции XII съезда чётко записано: органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов; были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства, – законы, преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств. Таким образом, XII съезд РКП (б) официально провозгласил политику «коренизации» в качестве основного курса в разрешении национального вопроса партией большевиков.

 Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера. На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной. Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада.

 Советская политика «коренизации», проводимая в 20-е годы ХХ в., была направлена на исправление царского курса на русификацию, однако она не обошлась без перегибов и имела негативные последствия, вплоть до того, что через 70 лет привела к распаду СССР. Как показала практика, советский опыт национальной политики не успешен, он отнюдь не нашёл способ, каким образом укрепить и развить многонациональное государство, гарантировать гармоничное сосуществование народов, их совместное процветание. Изучая советскую практику политики «коренизации», мы можем заключить: в национальной политике нельзя впадать в крайности, слепо верить в административную мощь, следует уважать собственный выбор народов; в едином государстве недопустимо опираться на отдельный народ и устанавливать для его представителей особый социальный статус, очень важно воспитывать гражданское равенство и сознательность.

 Сразу же после принятия конституции СССР 1924г. советское правительство, Наркомат по делам национальностей поставили перед этнографами задачу определения категории «национальность» и выработки рациональных критериев с целью отнесения тех или иных народов бывшей Российской империи к классу «национальность» для проведения первой Советской переписи. Поэтому если конституция 1924г. означала юридическое оформление Советского Союза, то процесс строительства социалистических наций из народов бывшей Российской империи в этот период только начинался. Началась работа по созданию этнополитических территорий, во многом на эту форму государственного строительства, как известно, повлияло понимание большевиками федерации как союза национальных автономий.

 Сущность и содержание первых этапов советского нациестроительства можно проследить на основе практического использования категорий «народность», «национальность», «нация» в первых советских переписях. Всесоюзные переписи 1926, 1937 и 1939 годов, как известно, явились инструментами советского нациестроительства, поскольку в число задач первых советских переписей входило не только определение численности населения СССР, но и установление более четких национально-территориальных единиц нового Союза, субъектов этих новообразований. Эта работа в основном была осуществлена советскими этнографами из Академии наук совместно со статистиками, географами, лингвистами и Советом национальностей СССР.

Политика коренизации (подготовка, выдвижение и использование кадров специалистов коренных национальностей для работы в государственных и общественных органах и организациях, в промышленности, в науке, просвещении и т.п.), проводившаяся в республиках, создание и поддержка престижных институтов национальной государственности (академии наук, высшая школа, средства массовой информации, творческие союзы и т.п.), ликвидация экономической и культурной отсталости способствовали обновлению многих сторон этнической жизни, изживанию остатков феодализма, развитию консолидационных процессов, т.е. всему тому, что и ведет к формированию нации.

 По мере того как в республиках и автономиях набирали силу модернизационные процессы, этнонациональная и национально-государственная иерархия не могла не породить ощущения неравенства. Особенно стремилась к повышению статуса своих образований этническая элита в автономных республиках и областях, поскольку это означало существенное повышение уровня ее самостоятельности, расширение прав и полномочий, открывало возможности для укрепления своей власти. Пока центральная власть, оставалась достаточно сильной, на местах вынуждены были мириться с существующим положением. С ослаблением власти центра повышение статуса стало осуществляться явочным порядком. Все автономные республики стали просто республиками. Объявили себя республиками Хакасская, Горно-Алтайская, Адыгейская и Карачаево-Черкесская автономные области. Титульные народы бывших автономных областей "превратились" в нации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36754. Форматирование таблиц 309 KB
  Вставка таблицы с помощью панели инструментов Рис. Окно Вставка таблицы Вы сами можете выбрать каким способом создавать таблицу: при помощи меню ТаблицаДобавить таблицу. указав в соответствующих полях ввода число строк и столбцов создаваемой таблицы или можно воспользоваться соответствующей кнопкой Добавить таблицу панели инструментов Нажав кнопку выделите не отпуская клавиши мыши нужное число ячеек в раскрывающемся поле рис. Первый способ создания таблицы удобно использовать если размеры таблицы превышают 5 столбцов...
36756. Определение главного фокусного расстояния тонких линз 212.5 KB
  Приборы и принадлежности: оптическая скамья с набором рейтеров осветитель с источником питания экран собирающая и рассеивающая линзы. Ее вершины и в этом случае можно считать совпадающими в точке называемой оптическим центром линзы. Причем ось проходящая через оптический центр линзы и центры кривизны ее преломляющих поверхностей называется главной оптической осью линзы. Если направить луч света параллельно главной оптической оси вблизи нее то преломившись он пройдет через точки или в зависимости от того слева или...
36757. Получение и исследование света с различными состояниями поляризации 230.5 KB
  Цель работы: изучить методы получения и анализа света с различными состояниями поляризации, сформулировать гипотезу исследования, установить связи между основными способами получения поляризованного излучения, выделить существующие различия между ними, определить этапы исследования.
36758. Определение постоянного Планка спектрометрическим методом 115.5 KB
  Цель работы: сформулировать гипотезу исследования по уровням сложности, проанализировать метод исследования спектра, исследовать спектр излучения атома водорода в видимой области спектра (серия Бальмера), определить постоянные Ридберга и Планка, объяснить методику их определения, выяснить, как соотносится сплошной и линейчатый спектры атома водорода.
36759. Система дистанционной поддержки в вузе (на примере центра дистанционной поддержки обучения РГПУ им. А. И. Герцена) 43.5 KB
  Сколько метакурсов предлагается в данном разделе Какие значки используются для обозначения метакурсов которые можно посетить: а без кодового слова б только по кодовому слову Откройте метакурс Демонстрация возможностей Moodle. Перечислите модули метакурса Демонстрация возможностей Moodle. Задание №3 Порядок выполнения: Выберите модуль Основные возможности метакурса Демонстрация возможностей Moodle.
36760. Создание «интерфейса пользователя» в среде Scada- системы «Genesis 32» 145 KB
  Ознакомиться с современными направления промышленной автоматизации на базе сетевых технологий с использованием Scd систем что может Scdсистема и ОРСтехнологий. Ознакомиться со Scd системой GENESIS 32 3. Отработать навыки использования современных программноаппаратных средств при построении распределенных информационных систем Общие сведения Scd системы – задачи функции см.
36761. Конфигурация глобальной среды. Активизация механизма SSI 46.5 KB
  conf и пропишите в нем директиву которая будет задавать каталог где будут храниться webстраницы сервера: DocumentRoot vr www ваша_фамилия html Сохраните изменения и выйдите из редактора nno. В каталоге где должны храниться webстраницы сервера vr www ваша_фамилия html создайте файл с именем index.html следующего содержания на месте многоточия подставьте свои фамилию и имя: html hed title My web pge title hed body My nme is h1 My web server is working h1 body html Для создания файла введите nno имя_файла...