75915

Политика «коренизации» и межнациональные отношения в период создания СССР. Нациостроительство и проведение границ союзных республик

Доклад

История и СИД

В резолюции XII съезда чётко записано: органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных знающих язык быт нравы и обычаи соответствующих народов; были изданы специальные законы обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства – законы преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств. был...

Русский

2015-01-26

18.67 KB

2 чел.

Политика «коренизации» и межнациональные отношения в период создания СССР. Нациостроительство и проведение границ союзных республик.

 Политика «коренизации» проводилась в 1920-е годы Советской властью в национальных районах посредством замещения национальными языками русского, инкорпорирования в политику местных властей. Её целью стало исправление проводимой царской Россией политики насильственной русификации, усиление доверия этнических меньшинств к Советской власти, через поощрение местных жителей к активному участию в управлении.  Также ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, "национальных наборов" в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение.

 Основы концепции коренизации проводились Сталиным на XII съезде РКП (б), на котором он предложил: «принять все меры к тому, чтобы Советская власть в республиках стала понятной и родной, чтобы Советская власть была у нас не только русской, но и междунациональной. Для этого необходимо, чтобы не только школы, но и все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, шаг за шагом национализировались, чтобы они действовали на языке, понятном для масс, чтобы они функционировали в условиях, соответствующих быту данного народа». В резолюции XII съезда чётко записано: органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов; были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства, – законы, преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств. Таким образом, XII съезд РКП (б) официально провозгласил политику «коренизации» в качестве основного курса в разрешении национального вопроса партией большевиков.

 Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера. На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной. Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада.

 Советская политика «коренизации», проводимая в 20-е годы ХХ в., была направлена на исправление царского курса на русификацию, однако она не обошлась без перегибов и имела негативные последствия, вплоть до того, что через 70 лет привела к распаду СССР. Как показала практика, советский опыт национальной политики не успешен, он отнюдь не нашёл способ, каким образом укрепить и развить многонациональное государство, гарантировать гармоничное сосуществование народов, их совместное процветание. Изучая советскую практику политики «коренизации», мы можем заключить: в национальной политике нельзя впадать в крайности, слепо верить в административную мощь, следует уважать собственный выбор народов; в едином государстве недопустимо опираться на отдельный народ и устанавливать для его представителей особый социальный статус, очень важно воспитывать гражданское равенство и сознательность.

 Сразу же после принятия конституции СССР 1924г. советское правительство, Наркомат по делам национальностей поставили перед этнографами задачу определения категории «национальность» и выработки рациональных критериев с целью отнесения тех или иных народов бывшей Российской империи к классу «национальность» для проведения первой Советской переписи. Поэтому если конституция 1924г. означала юридическое оформление Советского Союза, то процесс строительства социалистических наций из народов бывшей Российской империи в этот период только начинался. Началась работа по созданию этнополитических территорий, во многом на эту форму государственного строительства, как известно, повлияло понимание большевиками федерации как союза национальных автономий.

 Сущность и содержание первых этапов советского нациестроительства можно проследить на основе практического использования категорий «народность», «национальность», «нация» в первых советских переписях. Всесоюзные переписи 1926, 1937 и 1939 годов, как известно, явились инструментами советского нациестроительства, поскольку в число задач первых советских переписей входило не только определение численности населения СССР, но и установление более четких национально-территориальных единиц нового Союза, субъектов этих новообразований. Эта работа в основном была осуществлена советскими этнографами из Академии наук совместно со статистиками, географами, лингвистами и Советом национальностей СССР.

Политика коренизации (подготовка, выдвижение и использование кадров специалистов коренных национальностей для работы в государственных и общественных органах и организациях, в промышленности, в науке, просвещении и т.п.), проводившаяся в республиках, создание и поддержка престижных институтов национальной государственности (академии наук, высшая школа, средства массовой информации, творческие союзы и т.п.), ликвидация экономической и культурной отсталости способствовали обновлению многих сторон этнической жизни, изживанию остатков феодализма, развитию консолидационных процессов, т.е. всему тому, что и ведет к формированию нации.

 По мере того как в республиках и автономиях набирали силу модернизационные процессы, этнонациональная и национально-государственная иерархия не могла не породить ощущения неравенства. Особенно стремилась к повышению статуса своих образований этническая элита в автономных республиках и областях, поскольку это означало существенное повышение уровня ее самостоятельности, расширение прав и полномочий, открывало возможности для укрепления своей власти. Пока центральная власть, оставалась достаточно сильной, на местах вынуждены были мириться с существующим положением. С ослаблением власти центра повышение статуса стало осуществляться явочным порядком. Все автономные республики стали просто республиками. Объявили себя республиками Хакасская, Горно-Алтайская, Адыгейская и Карачаево-Черкесская автономные области. Титульные народы бывших автономных областей "превратились" в нации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65345. ПІДВИЩЕННЯ ТЕХНІКО-ЕКСПЛУАТАЦІЙНИХ ПОКАЗНИКІВ СТРІЛОВИХ САМОХІДНИХ КРАНІВ ЗАСТОСУВАННЯМ ГІДРАВЛІЧНИХ ГАСИТЕЛІВ КОЛИВАНЬ 2.1 MB
  Одним з напрямків вирішення цієї задачі є динамічне гасіння коливань суть якого полягає в приєднанні до силових ланцюгів механізмів допоміжних гасителів коливань з метою зниження коливального стану крана.
65346. КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО ГРОМАДЯН БРАТИ УЧАСТЬ У ВСЕУКРАЇНСЬКИХ ТА МІСЦЕВИХ РЕФЕРЕНДУМАХ І ЙОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ В УКРАЇНІ 157.5 KB
  Процес становлення громадянського суспільства в Україні та розбудова української демократичної правової держави передбачає перетворення українського народу з об’єкта державного управління в пріоритетний суб’єкт влади.
65347. Методичні засади підготовки фахівців спеціального зв’язку Державної прикордонної служби України у процесі навчання військово-спеціальних дисциплін 162 KB
  Результати аналізу підготовки фахівців СПЗ ДПСУ із військово-спеціальної дисципліни «Зв’язок в органах охорони кордону» свідчать, що вимогам нормативних документів підготовка цих фахівців з середнім балом успішності 3,34 задовольняє, але не забезпечує підготовку професійно компетентного фахівця.
65348. ФІНАНСОВО-ЕКОНОМІЧНИЙ МЕХАНІЗМ САНАЦІЇ АГРАРНИХ ПІДПРИЄМСТВ В РИНКОВИХ УМОВАХ 360.5 KB
  З метою збереження виробничої структури підприємства в регіональному господарстві стає впровадження санації головної процедури в системі антикризового управління. Тому на сучасному етапі в умовах зростання кількості аграрних підприємств-банкрутів...
65349. УДОСКОНАЛЕННЯ ПРОТИРАЛЬНОГО ОБЛАДНАННЯ ПІДПРИЄМСТВ ХАРЧУВАННЯ 195 KB
  Дотепер не досліджені зусилля що виникають на робочих органах протиральних машин підприємств харчування в процесі обробки різних харчових продуктів і не визначено комплексний вплив на технічні характеристики протиральних машин...
65350. ВИКОРИСТАННЯ ПОЖИВНИХ РЕЧОВИН ТА ПРОДУКТИВНІ ЯКОСТІ МОЛОДНЯКУ КРОЛІВ ЗА РІЗНИХ РІВНІВ ПРОТЕЇНУ ТА ЛІЗИНУ В КОМБІКОРМАХ 277.5 KB
  Співвідношення поголів’я самців і самок у кожній з груп становило 1:1 10 самців і 10 самок яких утримували окремо. При формуванні групаналогів враховували вік стать живу масу і походження тварин.
65351. Технологічна спадковість в процесах листового штампування при створенні безпечних конструкцій 7.94 MB
  Для досягнення поставленої мети були сформульовані такі завдання: розробити експериментально-розрахунковий метод визначення енергії пластичного деформування листових матеріалів в процесах холодного штампування а також енергопоглинання...
65352. МАРГІНАЛЬНА ПОВЕДІНКА ОСОБИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВИЙ АСПЕКТ 142 KB
  Проблема маргінальної поведінки особи та маргіналізації суспільства виступає постійним явищем існування людської історії а її гострота безпосередньо пов’язана з тими суспільними процесами які притаманні певній соціальній спільності...
65353. МІКРОКОМПОНЕНТНИЙ СКЛАД ПИТНИХ ПІДЗЕМНИХ ВОД ВОДОЗАБОРІВ МАЛИХ МІСТ ХАРКІВЩИНИ 1.21 MB
  Техногенне навантаження на навколишнє середовище в цілому та геологічне середовище, зокрема, відноситься до важливих екологічних проблем. Однією з таких актуальних проблем є вплив техногенного навантаження на геохімічний стан підземних вод...