75916

Трансформация представлений о морали в России 16-19 вв: общее и особенное

Доклад

История и СИД

История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. С принятием христианства Россия обогатилась учениями морали пришедшими к ней из Византии и объединившими в себе лучшие традиции греческой философской школы. Теория морали которую основали древнегреческие мыслители была дополнена русскими учеными разработавшими собственные оригинальные этические концепции и нравственные идеи.

Русский

2015-01-26

29 KB

0 чел.

Трансформация представлений о морали в России 16-19 вв: общее и особенное.

 История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. Это нашло отражение во многих сказаниях, былинах, повестях, летописях и житейских наставлениях, которые датируются 10-13 веками. В этих произведениях поднимались серьезные моральные проблемы, к которым относились проблема добра и зла, обоснование норм и правил поведения, проблема долга человека, проблема поиска смысла жизни и счастья.

 С принятием христианства Россия обогатилась учениями морали, пришедшими к ней из Византии и объединившими в себе лучшие традиции греческой философской школы. Теория морали, которую основали древнегреческие мыслители была дополнена русскими учеными, разработавшими собственные оригинальные этические концепции и нравственные идеи.

 Россия долгий период своей истории была зависима от религиозного мировоззрения – христианской морали. Главными моральными ценностями того периода были идеи любви к ближнему, которые реализовывались через богоугодные дела. В российских традициях было заниматься благотворительностью и добровольством. Источником всех моральных ценностей признавался Господь и Иисус, как символ его земного воплощения.

Стоит упомянуть и Домострой — книга 16 века, являющаяся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.

 Однако не все моральные теории строились на общей христианской доктрине. В истории морали появлялись учения, не совпадающие с принятыми в обществе взглядами, они получили название – ереси. Так известными ересями становятся ересь стригольников, Матвея Башкина, Феодосия Косого. Они были выразителями гуманистических идей, верили в силу разума человека, пытались утвердить в обществе светскую мудрость и необходимость знаний.

 В 18 веке российская моральная мысль постепенно переходит в светское русло. Именно в этот период появляются моральные концепции, основанные не на религиозных, а на философских основаниях. В Московской и Киево-Могилянской академиях впервые читаются курсы этики.

 В 19 веке развитие морали связано с определением собственного пути России. Философы и ученые видят два пути развития страны: западный, в сообществе европейских государств и собственный оригинальный. Человек рассматривается ими через призму веры в Бога, свободы воли и выбора. Нравственными ценностями общества становятся идеи равенства и братской любви.

 (Папа напомнил ещё и о том, что в конце 19 века террористы убили царя (Александра 2, 1881 г), что само по себе нонсенс, противоречит всем законам морали и христианским ценностям, которых придерживалось большинство населения. Так что об этом тоже можно порассуждать и сказать об отходе от них части населения).

 (Как дополнение - В 20 веке Россия прошла испытание тоталитарным режимом, который подавлял личную свободу человека и определил задачи государства приоритетными. Человек являлся незаметным винтиком государственной машины. Моральные ценности были искажены. Современная Россия развивается по демократическому пути. Общество воспитывается на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностях.)