75916

Трансформация представлений о морали в России 16-19 вв: общее и особенное

Доклад

История и СИД

История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. С принятием христианства Россия обогатилась учениями морали пришедшими к ней из Византии и объединившими в себе лучшие традиции греческой философской школы. Теория морали которую основали древнегреческие мыслители была дополнена русскими учеными разработавшими собственные оригинальные этические концепции и нравственные идеи.

Русский

2015-01-26

29 KB

0 чел.

Трансформация представлений о морали в России 16-19 вв: общее и особенное.

 История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. Это нашло отражение во многих сказаниях, былинах, повестях, летописях и житейских наставлениях, которые датируются 10-13 веками. В этих произведениях поднимались серьезные моральные проблемы, к которым относились проблема добра и зла, обоснование норм и правил поведения, проблема долга человека, проблема поиска смысла жизни и счастья.

 С принятием христианства Россия обогатилась учениями морали, пришедшими к ней из Византии и объединившими в себе лучшие традиции греческой философской школы. Теория морали, которую основали древнегреческие мыслители была дополнена русскими учеными, разработавшими собственные оригинальные этические концепции и нравственные идеи.

 Россия долгий период своей истории была зависима от религиозного мировоззрения – христианской морали. Главными моральными ценностями того периода были идеи любви к ближнему, которые реализовывались через богоугодные дела. В российских традициях было заниматься благотворительностью и добровольством. Источником всех моральных ценностей признавался Господь и Иисус, как символ его земного воплощения.

Стоит упомянуть и Домострой — книга 16 века, являющаяся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.

 Однако не все моральные теории строились на общей христианской доктрине. В истории морали появлялись учения, не совпадающие с принятыми в обществе взглядами, они получили название – ереси. Так известными ересями становятся ересь стригольников, Матвея Башкина, Феодосия Косого. Они были выразителями гуманистических идей, верили в силу разума человека, пытались утвердить в обществе светскую мудрость и необходимость знаний.

 В 18 веке российская моральная мысль постепенно переходит в светское русло. Именно в этот период появляются моральные концепции, основанные не на религиозных, а на философских основаниях. В Московской и Киево-Могилянской академиях впервые читаются курсы этики.

 В 19 веке развитие морали связано с определением собственного пути России. Философы и ученые видят два пути развития страны: западный, в сообществе европейских государств и собственный оригинальный. Человек рассматривается ими через призму веры в Бога, свободы воли и выбора. Нравственными ценностями общества становятся идеи равенства и братской любви.

 (Папа напомнил ещё и о том, что в конце 19 века террористы убили царя (Александра 2, 1881 г), что само по себе нонсенс, противоречит всем законам морали и христианским ценностям, которых придерживалось большинство населения. Так что об этом тоже можно порассуждать и сказать об отходе от них части населения).

 (Как дополнение - В 20 веке Россия прошла испытание тоталитарным режимом, который подавлял личную свободу человека и определил задачи государства приоритетными. Человек являлся незаметным винтиком государственной машины. Моральные ценности были искажены. Современная Россия развивается по демократическому пути. Общество воспитывается на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностях.)

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55268. Принципи економічного районування України. Районний господарський комплекс та його галузева структура (три групи галузей) 25.18 KB
  Спеціалізація як основна народногосподарська функція (спеціалізація району на певних виробництвах і послугах певною мірою відповідає його географічному розташуванню, природним, економічним і соціальним умовам та спирається на раціональний поділ праці з іншими районами);
55269. Пригоди в осінньому лісі 44 KB
  Любі гості мами й тата В дитсадку у нас розвага Починаємо увага Під музику заходять діти сідають. Погляньте діти у віконце: Де сховалось наше сонце Хмарини у небі пропливають Холодним дощиком лякають. Кукловська Діти виконують пісню Осінь сл. Діти давайте разом попросимо дощик щоб він перестав.
55270. Казкові пригоди 40 KB
  Математика: продовжувати вчити дітей орієнтуватись в просторі; розвязувати цікаві математичні задачі; формувати навички орієнтування в часі; закріплювати знання цифр у межах 10 вміння їх відшукувати на картинках; назви геометричних фігур та їхні ознаки; назви днів тижня частини доби місяців.
55272. НОВОРІЧНІ ПРИГОДИ В ЛІСІ 40 KB
  Мета: продовжити знайомити дітей із традиціями відзначання свята Нового року;підтримувати інтерес до музично-рухової творчості та художнього слова;викликати у вихованців святковий,піднесений настрій.
55273. Здоровим будь, або пригоди одного хлопчика 48.5 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про складові здоров’я, ознаки хвороби та здоров’я, взаємозв’язок між поведінкою та здоров’ям людини. Розвивати світогляд, артистичність. Виховувати прагнення до здорового способу життя, почуття дружби і товаришування.
55274. Пригоди у королівстві Кровоносної системи 79 KB
  Мета: - продовжувати формувати уявлення про імунітет як реакцію – відповідь організму на проникнення в нього чужорідних тіл; - встановити біологічну роль імунної системи у збереженні гомеостазу; - ознайомити учнів з історією розвитку імунітету, роллю вчених (І.І.Мечников, П. Ерліх) у створені вчення про імунітет
55275. Географічне положення, історія дослідження Австралії. Рельєф і корисні копалини материка 271 KB
  Рельєф і корисні копалини материка Зміст кейсу Розділ програми Тема заняття Мета заняття Практичне завдання Режим роботи Теоретичний матеріал за темою Наочний матеріал Питання для перевірки засвоєння вивченого матеріалу Алгоритм виконання практичної частини завдання...