75918

Совесткий underground: диссидентствующая культура

Доклад

История и СИД

Идейную и организационную оппозицию власти в условиях “развитого социализма” представляли разномастные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины

Русский

2015-01-26

44 KB

0 чел.

Совесткий underground: диссидентствующая культура

 Идейную и организационную оппозицию власти в условиях “развитого социализма” представляли разномастные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины XX столетия это были русофильские (почвеннические) течения, в их консервативном и либеральном вариантах, и новые западники. Разновидностями последних были либерально-демократические, социально-демократические и еврокоммунистические потоки. В диссидентстве различались также националистические, религиозные, экологические и другие течения.  Со временем движение приобретало все более выраженные черты антикоммунизма и антисоветизма.  Программные лозунги диссидентов, по существу, стали официальными.

 Начиная с середины 1960-х годов в диссидентском движении можно выделить несколько этапов: становление (1964-1972); кризис (1973-1974), международное признание и расширение деятельности (1974-1979); сужение движения под ударами репрессий (1980-1984), трансформация в движение “неформалов” в годы перестройки (1985-1991).

 В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность имели братья Р. А. и Ж. А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в “очищении социализма”. Начиная с 1964 г. Р. А. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием “Политический дневник” (1964-1970). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экземпляров, распространялся среди “надежных” людей. Журнал имел корреспондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работник журнала “Коммунист”). В журнале отражалось отношение к различным событиям в стране и за рубежом.
 Из национально-либеральных, почвеннических течений общественной мысли и диссидентства наибольшим антисоветизмом выделялись А. И. Солженицын и И. Р. Шафаревич.

В “реальном социализме” они не видели почти ничего ценного, но и не поддерживали тех диссидентов, которые, как выяснилось позднее, “целились в коммунизм, а стреляли в Россию”.
 5 сентября 1973 г. А. И. Солженицын написал “Письмо вождям Советского Союза”, в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей, грозивших нам в ближайшие 10-30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, “отдать ее Китаю” а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть “старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь”, и уже не повторять ошибок конца войны, когда “снова вытащили Передовое Учение из нафталина”. Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй.
 В 1974 г. А. Д. Сахаров написал работу “Тревога и надежды”, в которой было представлено видение будущего мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. “
Последующие его работы показывают большое своеобразие представлений о способности СССР внести какой-либо вклад в конвергенцию.  Он выступал против постановки темы о страданиях и жертвах русского народа, которые выпали на его долю в истории. Сахаров полагал, что ужасы Гражданской войны и раскулачивания, голод и репрессии в равной мере коснулись и русских и нерусских народов, а такие акции, как насильственная депортации, геноцид и подавление национальной культуры, — “привилегия именно нерусских”.
В декабре 1975 г. А. Д. Сахаров стал третьим советским диссидентом, удостоенным Нобелевской премии.

Советский Underground: диссидентствующая культура

Начиная с конца 50-х гг. в духовной сфере, наиболее устойчивой к тотальному государственному вмешательству, происходит быстрый рост элементов и структур гражданского общества. В стране образуются и заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения, оформляется и крепнет общественное мнение. Независимые общественные силы быстро эволюционируют от попыток улучшения советской системы, борьбы с отдельными ее недостатками к различным формам сопротивления диктату государства и, наконец, отрицанию в целом «социалистического» общественного строя.

Особенно ярко мнения несогласных в советское время отразились в подпольной литературе с помощью самиздата (нелегальное изготовление и распространение литературы, запрещённой в СССР по цензурным, идеологическим и др. соображениям) и тамиздата (произведения, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории).  В самиздате стали появляться художественные произведения, которые по цензурным соображениям не публиковались в официальной литературе (Эрнст Хемингуэй "По ком звонит колокол", "Несвоевременные мысли" Максима Горького, некоторые стихотворeния Евгения Евтушенко и Александра Твардовского, "Сандро из Чегема", некоторые произведения братьев Стругацких, В. И. Ленин, "Письмо к съезду"). В 60—80-е гг. в «самиздате» выпускаются многочисленные машинописные литературные и общественно-политические журналы: «Вече», «Поиски», «Память» — в Москве; «Сигма», «37», «Часы» — в Ленинграде и многие другие.  Наиболее «тиражным» и самым тематически и сюжетно полным периодическим изданием Самиздата была знаменитая «Хроника текущих событий» — информационный бюллетень советских правозащитников, выпускавшийся с 1968 по 1983 г.

Через самиздат и тамиздат советское общество начало познавать себя, осваивать забытое культурное наследие, знакомиться с передовой зарубежной мыслью. С их помощью опальный физик А.Д. Сахаров смог поднять вопрос о цивилизационном отставании России от Запада. На страницах «самиздатовских» изданий летом 1968 г. появились его «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе». Благодаря сам- и тамиздату  в СССР впервые появились официально запрещенные великие произведения русской литературы: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и «Архипелаг ГУЛАГ»  Александра Солженицына.

Помимо литературы, советский underground был представлен и музыкой. Подпольно распространялись магнитофонные записи: песен В. ВысоцкогоА. ГаличаЮ.ВизбораБулата Окуджавы,А.РозенбаумаМ.НожкинаА.НовиковаЮлия КимаАрк.Северного; инструментального ансамбля ″Братья Жемчужные″,К.Беляева; певцов-эмигрантов (Вилли ТокареваМ.Шуфутинского), различных неизвестных исполнителей «блатных», уголовных, «уличных», «дворовых» песен, городского фольклора, пародий, стилизаций, куплетов, частушек; и т.д. Подобное явление часто носило  название магнитиздат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6255. Основные принципы иммунотерапии 164.5 KB
  Основные принципы иммунотерапии Система иммунитета имеет ауторегуляторные клетки и механизмы, участвующие в разных фазах иммунной реакции, поэтому тотальное угнетение иммунитета вызывает ряд серьезных осложнений. Нарушение механизмов иммунитета игра...
6256. Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения 52 KB
  Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения Спектр действия, применение, побочные эффекты сульфаниламидов. Спектр действия, применение, побочные эффекты производных нитрофурана. Спектр действия, прим...
6257. Иррационализм и позитивизм 101.5 KB
  Иррационализм и позитивизм. Иррационализм А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора. Личность, духовность - вот что такое истина. Это мой тезис (С. Кьеркегор). Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии (А. Шопенга...
6258. Что такое лексикология? Предмет и задачи лексикологии 22.8 KB
  Что такое лексикология? Предмет и задачи лексикологии Лексикология (lexicology) - раздел общего языкознания, предметом которого является лексический (словарный) состав языка. Лексикология - часть языкознания. Языкознание Филология...
6259. Молекулярные генетика 51 KB
  Молекулярные генетика Хромосомная теория закрепила за генами роль элементарных наследственных единиц, локализованных в хромосомах. Ген - функциональная единица наследственности, представляющая собой участок молекулы ДНК, содержащей информацию о...
6260. Управління маркетингом 33.82 KB
  Управління маркетингом Суть та основні завдання управління маркетингом. Аналіз ринкових можливостей фірми Сегментація та відбір цільових ринків Розробка комплексу маркетингу та реалізація маркетингових заходів...
6262. Потребители и рынки 110 KB
  Потребители и рынки Модель поведения потребителей. Характеристика потребителей. Потребительский рынок. Рынок предприятий. Любой фирме для обеспечения коммерческого успеха необходимо: выяснить конечного п...
6263. Забезпечення ефективного планування та організації освітнього процесу дошкільного навчального закладу 80.82 KB
  Забезпечення ефективного планування та організації освітнього процесу дошкільного навчального закладу. План Забезпечення ефективного планування та організації освітнього процесу дошкільного навчального закладу. Особливості ос...