75918

Совесткий underground: диссидентствующая культура

Доклад

История и СИД

Идейную и организационную оппозицию власти в условиях “развитого социализма” представляли разномастные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины

Русский

2015-01-26

44 KB

1 чел.

Совесткий underground: диссидентствующая культура

 Идейную и организационную оппозицию власти в условиях “развитого социализма” представляли разномастные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины XX столетия это были русофильские (почвеннические) течения, в их консервативном и либеральном вариантах, и новые западники. Разновидностями последних были либерально-демократические, социально-демократические и еврокоммунистические потоки. В диссидентстве различались также националистические, религиозные, экологические и другие течения.  Со временем движение приобретало все более выраженные черты антикоммунизма и антисоветизма.  Программные лозунги диссидентов, по существу, стали официальными.

 Начиная с середины 1960-х годов в диссидентском движении можно выделить несколько этапов: становление (1964-1972); кризис (1973-1974), международное признание и расширение деятельности (1974-1979); сужение движения под ударами репрессий (1980-1984), трансформация в движение “неформалов” в годы перестройки (1985-1991).

 В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность имели братья Р. А. и Ж. А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в “очищении социализма”. Начиная с 1964 г. Р. А. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием “Политический дневник” (1964-1970). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экземпляров, распространялся среди “надежных” людей. Журнал имел корреспондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работник журнала “Коммунист”). В журнале отражалось отношение к различным событиям в стране и за рубежом.
 Из национально-либеральных, почвеннических течений общественной мысли и диссидентства наибольшим антисоветизмом выделялись А. И. Солженицын и И. Р. Шафаревич.

В “реальном социализме” они не видели почти ничего ценного, но и не поддерживали тех диссидентов, которые, как выяснилось позднее, “целились в коммунизм, а стреляли в Россию”.
 5 сентября 1973 г. А. И. Солженицын написал “Письмо вождям Советского Союза”, в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей, грозивших нам в ближайшие 10-30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, “отдать ее Китаю” а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть “старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь”, и уже не повторять ошибок конца войны, когда “снова вытащили Передовое Учение из нафталина”. Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй.
 В 1974 г. А. Д. Сахаров написал работу “Тревога и надежды”, в которой было представлено видение будущего мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. “
Последующие его работы показывают большое своеобразие представлений о способности СССР внести какой-либо вклад в конвергенцию.  Он выступал против постановки темы о страданиях и жертвах русского народа, которые выпали на его долю в истории. Сахаров полагал, что ужасы Гражданской войны и раскулачивания, голод и репрессии в равной мере коснулись и русских и нерусских народов, а такие акции, как насильственная депортации, геноцид и подавление национальной культуры, — “привилегия именно нерусских”.
В декабре 1975 г. А. Д. Сахаров стал третьим советским диссидентом, удостоенным Нобелевской премии.

Советский Underground: диссидентствующая культура

Начиная с конца 50-х гг. в духовной сфере, наиболее устойчивой к тотальному государственному вмешательству, происходит быстрый рост элементов и структур гражданского общества. В стране образуются и заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения, оформляется и крепнет общественное мнение. Независимые общественные силы быстро эволюционируют от попыток улучшения советской системы, борьбы с отдельными ее недостатками к различным формам сопротивления диктату государства и, наконец, отрицанию в целом «социалистического» общественного строя.

Особенно ярко мнения несогласных в советское время отразились в подпольной литературе с помощью самиздата (нелегальное изготовление и распространение литературы, запрещённой в СССР по цензурным, идеологическим и др. соображениям) и тамиздата (произведения, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории).  В самиздате стали появляться художественные произведения, которые по цензурным соображениям не публиковались в официальной литературе (Эрнст Хемингуэй "По ком звонит колокол", "Несвоевременные мысли" Максима Горького, некоторые стихотворeния Евгения Евтушенко и Александра Твардовского, "Сандро из Чегема", некоторые произведения братьев Стругацких, В. И. Ленин, "Письмо к съезду"). В 60—80-е гг. в «самиздате» выпускаются многочисленные машинописные литературные и общественно-политические журналы: «Вече», «Поиски», «Память» — в Москве; «Сигма», «37», «Часы» — в Ленинграде и многие другие.  Наиболее «тиражным» и самым тематически и сюжетно полным периодическим изданием Самиздата была знаменитая «Хроника текущих событий» — информационный бюллетень советских правозащитников, выпускавшийся с 1968 по 1983 г.

Через самиздат и тамиздат советское общество начало познавать себя, осваивать забытое культурное наследие, знакомиться с передовой зарубежной мыслью. С их помощью опальный физик А.Д. Сахаров смог поднять вопрос о цивилизационном отставании России от Запада. На страницах «самиздатовских» изданий летом 1968 г. появились его «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе». Благодаря сам- и тамиздату  в СССР впервые появились официально запрещенные великие произведения русской литературы: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и «Архипелаг ГУЛАГ»  Александра Солженицына.

Помимо литературы, советский underground был представлен и музыкой. Подпольно распространялись магнитофонные записи: песен В. ВысоцкогоА. ГаличаЮ.ВизбораБулата Окуджавы,А.РозенбаумаМ.НожкинаА.НовиковаЮлия КимаАрк.Северного; инструментального ансамбля ″Братья Жемчужные″,К.Беляева; певцов-эмигрантов (Вилли ТокареваМ.Шуфутинского), различных неизвестных исполнителей «блатных», уголовных, «уличных», «дворовых» песен, городского фольклора, пародий, стилизаций, куплетов, частушек; и т.д. Подобное явление часто носило  название магнитиздат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82191. Ми роду козацького діти, землі української цвіт 4.39 MB
  Розширити знання учнів про славне минуле українського народу, ознайоми ти з одним із відомих гетьманів України І.Мазепою, боротьбою українсько го народу за волю, незалежність, віру і щастя, виховувати любов до Украї ни, інтерес до історичного минулого, почуття національної свідомості та громадянської активності.
82192. Алкоголь — ворог №1 24.5 KB
  Ворога потрібно знати в обличчя: а вплив алкоголю на стравохід; б дія алкоголю на шлунок; в вплив алкоголю на кишківник; г вплив алкоголю на печінку; д вплив алкоголю на кров; е вплив алкоголю на серце; є вплив алкоголю на підшлункову залозу; ж вплив алкоголю на мозок.
82193. Сучасні українці — жертви алкогольної реклами 2.99 MB
  Текст вірша: Всі ті, хто за тверезу Україну Підняти хочуть Україну із руїни. Що не дає тобі цвісти, Вкраїно-ненько? Ой, страшний є у мене, лютий вороженько. Найбільша цінність наша — хто? Це наші діти. Їх, молодих, найбільше хоче він споїти. Ой, як голівоньку їм нелюди морочать: Позбавить розуму всю нашу молодь хочуть!
82194. Олимпийский урок 53.5 KB
  Познакомить с историей Олимпийских игр. Чего вы ожидаете от предстоящих зимних Олимпийских игр в России К нам приедет много гостей построят спортивные комплексы. Последние зимние Олимпийские игры прошли в Италии в городе Турине в 2006 г. XXII летние Олимпийские игры состоялись в Москве в1980 г.
82195. Осінь-чарівниця 891.5 KB
  Мета: учити дітей бачити зміни природи восени, виховувати у дітей естетичних почуття, любов до природи рідного краю, уміння розуміти її красу, уловлювати настрій, викликаний картинами природи; розширити кругозір дітей, сприяти розвитку інтересу до явищ природи та її загадок.
82196. Великие реформы 60 -70-х гг. XlX века 49.38 KB
  Начиная эту реформу правительство Александра ll надеялось провести модернизацию общества которая была так важна России в этот период. Однако отмена крепостного права не могла пройти бесследно для России так как господствовал крепостной строй. должны были способствовать ускорению или торможению модернизации России...
82197. Потребление. Потребитель. Права потребителей и их защита 51.95 KB
  Словарь урока: потребитель продавец недостаток товара материальный ущерб моральный вред гарантийный срок срок годности срок службы товара. Право на информацию о товарах услугах работах. Она нужна чтобы потребитель смог сделать правильный выбор для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара.
82198. Реки России 104.5 KB
  Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия базис эрозии, уклон, падение реки, расход воды в реке, годовой сток, твёрдый сток. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения реки.
82199. Люди Средневековья. Рыцари 51.5 KB
  Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут: описывать жилище и снаряжение рыцаря, «рыцарский турнир»; называть термин по описанию явления; определять личностные качества и идеалы рыцаря на основе анализа рыцарских девизов и фрагментов литературных произведений.