75918

Совесткий underground: диссидентствующая культура

Доклад

История и СИД

Идейную и организационную оппозицию власти в условиях “развитого социализма” представляли разномастные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины

Русский

2015-01-26

44 KB

1 чел.

Совесткий underground: диссидентствующая культура

 Идейную и организационную оппозицию власти в условиях “развитого социализма” представляли разномастные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины XX столетия это были русофильские (почвеннические) течения, в их консервативном и либеральном вариантах, и новые западники. Разновидностями последних были либерально-демократические, социально-демократические и еврокоммунистические потоки. В диссидентстве различались также националистические, религиозные, экологические и другие течения.  Со временем движение приобретало все более выраженные черты антикоммунизма и антисоветизма.  Программные лозунги диссидентов, по существу, стали официальными.

 Начиная с середины 1960-х годов в диссидентском движении можно выделить несколько этапов: становление (1964-1972); кризис (1973-1974), международное признание и расширение деятельности (1974-1979); сужение движения под ударами репрессий (1980-1984), трансформация в движение “неформалов” в годы перестройки (1985-1991).

 В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность имели братья Р. А. и Ж. А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в “очищении социализма”. Начиная с 1964 г. Р. А. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием “Политический дневник” (1964-1970). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экземпляров, распространялся среди “надежных” людей. Журнал имел корреспондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работник журнала “Коммунист”). В журнале отражалось отношение к различным событиям в стране и за рубежом.
 Из национально-либеральных, почвеннических течений общественной мысли и диссидентства наибольшим антисоветизмом выделялись А. И. Солженицын и И. Р. Шафаревич.

В “реальном социализме” они не видели почти ничего ценного, но и не поддерживали тех диссидентов, которые, как выяснилось позднее, “целились в коммунизм, а стреляли в Россию”.
 5 сентября 1973 г. А. И. Солженицын написал “Письмо вождям Советского Союза”, в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей, грозивших нам в ближайшие 10-30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, “отдать ее Китаю” а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть “старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь”, и уже не повторять ошибок конца войны, когда “снова вытащили Передовое Учение из нафталина”. Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй.
 В 1974 г. А. Д. Сахаров написал работу “Тревога и надежды”, в которой было представлено видение будущего мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. “
Последующие его работы показывают большое своеобразие представлений о способности СССР внести какой-либо вклад в конвергенцию.  Он выступал против постановки темы о страданиях и жертвах русского народа, которые выпали на его долю в истории. Сахаров полагал, что ужасы Гражданской войны и раскулачивания, голод и репрессии в равной мере коснулись и русских и нерусских народов, а такие акции, как насильственная депортации, геноцид и подавление национальной культуры, — “привилегия именно нерусских”.
В декабре 1975 г. А. Д. Сахаров стал третьим советским диссидентом, удостоенным Нобелевской премии.

Советский Underground: диссидентствующая культура

Начиная с конца 50-х гг. в духовной сфере, наиболее устойчивой к тотальному государственному вмешательству, происходит быстрый рост элементов и структур гражданского общества. В стране образуются и заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения, оформляется и крепнет общественное мнение. Независимые общественные силы быстро эволюционируют от попыток улучшения советской системы, борьбы с отдельными ее недостатками к различным формам сопротивления диктату государства и, наконец, отрицанию в целом «социалистического» общественного строя.

Особенно ярко мнения несогласных в советское время отразились в подпольной литературе с помощью самиздата (нелегальное изготовление и распространение литературы, запрещённой в СССР по цензурным, идеологическим и др. соображениям) и тамиздата (произведения, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории).  В самиздате стали появляться художественные произведения, которые по цензурным соображениям не публиковались в официальной литературе (Эрнст Хемингуэй "По ком звонит колокол", "Несвоевременные мысли" Максима Горького, некоторые стихотворeния Евгения Евтушенко и Александра Твардовского, "Сандро из Чегема", некоторые произведения братьев Стругацких, В. И. Ленин, "Письмо к съезду"). В 60—80-е гг. в «самиздате» выпускаются многочисленные машинописные литературные и общественно-политические журналы: «Вече», «Поиски», «Память» — в Москве; «Сигма», «37», «Часы» — в Ленинграде и многие другие.  Наиболее «тиражным» и самым тематически и сюжетно полным периодическим изданием Самиздата была знаменитая «Хроника текущих событий» — информационный бюллетень советских правозащитников, выпускавшийся с 1968 по 1983 г.

Через самиздат и тамиздат советское общество начало познавать себя, осваивать забытое культурное наследие, знакомиться с передовой зарубежной мыслью. С их помощью опальный физик А.Д. Сахаров смог поднять вопрос о цивилизационном отставании России от Запада. На страницах «самиздатовских» изданий летом 1968 г. появились его «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе». Благодаря сам- и тамиздату  в СССР впервые появились официально запрещенные великие произведения русской литературы: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и «Архипелаг ГУЛАГ»  Александра Солженицына.

Помимо литературы, советский underground был представлен и музыкой. Подпольно распространялись магнитофонные записи: песен В. ВысоцкогоА. ГаличаЮ.ВизбораБулата Окуджавы,А.РозенбаумаМ.НожкинаА.НовиковаЮлия КимаАрк.Северного; инструментального ансамбля ″Братья Жемчужные″,К.Беляева; певцов-эмигрантов (Вилли ТокареваМ.Шуфутинского), различных неизвестных исполнителей «блатных», уголовных, «уличных», «дворовых» песен, городского фольклора, пародий, стилизаций, куплетов, частушек; и т.д. Подобное явление часто носило  название магнитиздат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9142. Синтез системы автоматического регулирования 376 KB
  Синтез системы автоматического регулирования Под синтезом системы регулирования понимается направленный расчет, имеющей конечной целью отыскание рациональной структуры системы и установление оптимальных величин параметров ее отдельных звеньев. По от...
9143. Личность ученика как субъекта образования и развития 116 KB
  Личность ученика как субъекта образования и развития В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать. Именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждом...
9144. Методология и методы педагогических исследований 68.5 KB
  Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогики. Методологические принципы педагогических исследований. Классификация и характеристика методов педагогического исследования. Понятие о методол...
9145. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания 132.5 KB
  Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Сущность понятия метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Характеристика методов воспитания и самовосп...
9146. Образование как целостный педагогический процесс 47.5 KB
  Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...
9147. Педагогика в системе наук о человеке 132 KB
  Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. 3. Понятийный аппарат педагогики. Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими наук...
9148. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 55.5 KB
  Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент...
9149. Технология организации педагогической деятельности классного руководителя 113.5 KB
  Технология организации педагогической деятельности классного руководителя Технологические аспекты деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками,...
9150. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков 120 KB
  Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков 1. Причины и факторы возникновения девиантного поведения. 2. Общая характеристика и психологические типы девиантного поведения учащихся. 3. Система работы педагога по устран...