75921

Кризисная дипломатия Хрущева и «доктрина Брежнева»: преемственность и изменения во внешней политике СССР в 1950-1980-е годах

Доклад

История и СИД

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской оттепели велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В середине 50х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны социалистического лагеря. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.

Русский

2015-01-26

18.26 KB

7 чел.

«Кризисная» дипломатия Хрущева и «доктрина Брежнева»: преемственность и изменения во внешней политике СССР в 1950-1980-е гг.

 Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов. В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

 Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.  Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран.

 Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

 Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

    В 1964—1984 гг. внешняя политика имела приоритетное значение: ядерная угроза — угроза не только мирной жизни, но и жизни вообще. После отставки Н. С. Хрущева консервативные силы вместо политики мирного сосуществования стали проводить жесткий курс, сделав основной упор на достижение военного паритета с Западом.

   В эти годы оформилась так называемая доктрина Брежнева — политика “ограниченного суверенитета”, патернализма в отношении социалистических стран.  Программа социалистической интеграции, значительно увеличившая роль СССР в содружестве и ограничившая суверенитет стран социализма. Провозглашалось, что автономия любой коммунистической партии или государства ограничена «интересами социализма». Советский Союз заявил о своих претензиях на право осуществлять вмешательство, в том числе военное, во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору для защиты интересов социализма. Для этого СССР пришлось неоднократно прибегать к силе и угрозе применения силы. В 1968 г. во время “пражской весны” (реформ, нацеленных на демократизацию экономики и социально-политической жизни в рамках существующей системы) СССР принял решение о вводе в ЧССР войск стран — участниц Варшавского Договора. 21 августа 1968 г. реформы пресечены, реформаторы убраны с руководящих постов. Именно этот подход стал идеологическим обоснованием военного вмешательства войск стран Варшавского договора во главе с СССР в Чехословакию в августе 1968 года. С исторической точки зрения важно отметить, что оно было предопределено не столько идеологическими отклонениями или воззрениями чехов и словаков, сколько конкретной утратой способности к управлению их органами власти, что делало возможным приход к власти сил, выступавших за выход Чехословакии из Варшавского договора.

 Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86037. Необходимость планирования ассортимента услуг 2.26 MB
  Сначала допустим, что существует универсальный для всего перечня известных услуг перечень потребительских свойств. Под потребительским свойством понимаем способность удовлетворять потребительскую потребность.
86038. Створення формальної моделі регіональної освітньої системи 2.55 MB
  Що робити якщо системи утворення не поспівають за науковотехнічним процесом Протягом багатьох років вищі навчальні заклади створювалися для підготовки фахівців під конкретні підприємства регіону. Дивлячись на цю проблему виникає також проблема розробки системи прогнозування необхідної кількості фахівців для потреб підприємства. Ефективність системи утворення в Україні в значній мірі обумовлена ефективністю її складових регіональних освітніх систем РОС. На сьогоднішній день усі політики керівники і працівники самої системи утворення...
86039. Учет доходов и расходов предприятия, порядок определения финансового результата в бухгалтерском учете 817.5 KB
  Можно произвести большой объем продукции однако если она не будет реализована или реализована по цене не обеспечивающей получение прибыли то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. отражается доход от реализации готовой продукции т. Доход Доход выручка от реализации продукции Прочие операционные доходы Арендная плата Операционные курсовые разницы Возмещение ранее списанных активов Доход от реализации оборотных активов Доход от участия в капитале Дивиденды от инвестиций в ассоциированные...
86040. Использование информационных технологий для повышения эффективности предприятия пищевой промышленности 741.5 KB
  В работе проведены исследования связанные с оценкой эффективности применения современных информационных технологий для предприятий пищевой промышленности. Исследования проводились на Луганском хлебокомбинате №4. Проанализирована сбытовая структура предприятия, выявлены наиболее приоритетные области...
86041. Формирование оптимальной кредитной политики коммерческого банка на основе портфельного подхода 1.61 MB
  Ситуация на финансовом рынке осложняется тем, что всё нарастающая неспособность коммерческих банков осуществлять платежи, выдавать долгосрочные кредиты для развития реального капитала неизбежно отразится на платёжеспособности предприятий и спровоцирует дальнейший спад производства.
86042. Анализ и прогнозирование финансовых рисков работы банка 1.87 MB
  Деятельность отдельных подразделений, в соответствии с выполнением определенных функций, оценивается при помощи введения системы специальных индивидуальных экономических показателей, как правило, валовых. Функции предварительно не анализируются.
86043. Проект производства корпуса подогревателя Рабочее давления 5 атм., температура 700 С V=6 Программа выпуска 800 шт 1.73 MB
  Развитие технологии и оборудования сварочных процессов идет в настоящее время достаточно быстрыми темпами. Это вызвано все более возрастающей потребностью создания качественных неразъемных соединений как из однородных, так и разнородных материалов.
86045. Анализ и оценка управления оборотными активами предприятия на примере ГУП «Кореневский экспериментальный завод» 166.85 KB
  Управление оборотными активами занимает особое место в системе предприятия. Теоретические и практические разработки системы управления оборотными активами относятся в основном к предприятиям, работающих в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления...