75921

Кризисная дипломатия Хрущева и «доктрина Брежнева»: преемственность и изменения во внешней политике СССР в 1950-1980-е годах

Доклад

История и СИД

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской оттепели велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В середине 50х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны социалистического лагеря. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.

Русский

2015-01-26

18.26 KB

6 чел.

«Кризисная» дипломатия Хрущева и «доктрина Брежнева»: преемственность и изменения во внешней политике СССР в 1950-1980-е гг.

 Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов. В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

 Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.  Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран.

 Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

 Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

    В 1964—1984 гг. внешняя политика имела приоритетное значение: ядерная угроза — угроза не только мирной жизни, но и жизни вообще. После отставки Н. С. Хрущева консервативные силы вместо политики мирного сосуществования стали проводить жесткий курс, сделав основной упор на достижение военного паритета с Западом.

   В эти годы оформилась так называемая доктрина Брежнева — политика “ограниченного суверенитета”, патернализма в отношении социалистических стран.  Программа социалистической интеграции, значительно увеличившая роль СССР в содружестве и ограничившая суверенитет стран социализма. Провозглашалось, что автономия любой коммунистической партии или государства ограничена «интересами социализма». Советский Союз заявил о своих претензиях на право осуществлять вмешательство, в том числе военное, во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору для защиты интересов социализма. Для этого СССР пришлось неоднократно прибегать к силе и угрозе применения силы. В 1968 г. во время “пражской весны” (реформ, нацеленных на демократизацию экономики и социально-политической жизни в рамках существующей системы) СССР принял решение о вводе в ЧССР войск стран — участниц Варшавского Договора. 21 августа 1968 г. реформы пресечены, реформаторы убраны с руководящих постов. Именно этот подход стал идеологическим обоснованием военного вмешательства войск стран Варшавского договора во главе с СССР в Чехословакию в августе 1968 года. С исторической точки зрения важно отметить, что оно было предопределено не столько идеологическими отклонениями или воззрениями чехов и словаков, сколько конкретной утратой способности к управлению их органами власти, что делало возможным приход к власти сил, выступавших за выход Чехословакии из Варшавского договора.

 Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64015. Оценка качества образцов кожаной обуви, реализуемых ИП «Щербакова» 6.4 MB
  В этом наиболее важна экспертиза качества и конкурентоспособности обуви. Цель такой экспертизы – на основе тщательного анализа качества обуви определить ее потребительскую ценность, то есть эффективность, полезность, удобство пользования и эстетическое совершенство.
64016. Дoгoвopныe oтнoшeния в cфepe peклaмнoй дeятeльнocти 454.28 KB
  Цeлью дaннoгo иccлeдoвaния являeтcя изyчeниe oбщeпpaвoвoй xapaктepиcтики peклaмнoй дeятeльнocти, дoгoвopныx oтнoшeний в peклaмнoй дeятeльнocти, a тaкжe выявлeниe ocoбeннocтeй пpaвoвoгo peгyлиpoвaния peклaмнoй дeятeльнocти в PФ.