75924

Армейские реформы в РФ – дискуссии об их осуществлении

Доклад

История и СИД

Медведев выдвигает идею инновационной армии в качестве элемента своей программы модернизации в частности ставит задачу довести долю современных систем на ее вооружении до 70. устранения диспропорций якобы возникших в результате развала Советской армии и массовых сокращений 1990х годов она представляет собой первую попытку окончательного отказа от концепции массовой мобилизационной армии концепции которая реализовывалась в строительстве российских Вооруженных сил последние полтораста лет. Прочным фундаментом внезапно ускоренной...

Русский

2015-01-26

17.1 KB

0 чел.

Армейские реформы в РФ – дискуссии об их осуществлении

Несмотря на неуклонный рост ассигнований в 2000-х годах, стратегические силы не всегда пользовались приоритетом в военном бюджете. В начале «путинской эпохи» война в Косово стала веским доказательством неактуальности ядерного оружия в качестве инструмента влияния России за рубежом, а война в Чечне требовала приоритетного финансирования сухопутных войск

Начиная с осени 2008 г. российская военная составляющая вступила в фазу реформ с радикальными задачами. Начало радикальной реформы Вооруженных сил в октябре 2008 г. стало большой неожиданностью. Однако, представляется очевидным, что ее подготовка началась намного раньше, вскоре после назначения на пост министра обороны после Сергея Иванова Анатолия Сердюкова, совершенно неожиданного кандидата (Сердюков — эффективный исполнитель, но отнюдь не теоретик). Медведев выдвигает идею «инновационной армии» в качестве элемента своей программы «модернизации», в частности, ставит задачу довести долю современных систем на ее вооружении до 70%.

Проходящая под лозунгом «оптимизации», т. е. устранения диспропорций, якобы возникших в результате развала Советской армии и массовых сокращений 1990-х годов, она представляет собой первую попытку окончательного отказа от концепции массовой мобилизационной армии (концепции, которая реализовывалась в строительстве российских Вооруженных сил последние полтораста лет).

В рамках этой реформы, которая должна завершиться в 2012-м, из 355 тыс. офицерских должностей ликвидируются 205 тыс. В Сухопутных войсках ликвидируются все части и соединения сокращенного состава. В результате их количество уменьшается в 11 раз. Из 1187 частей и соединений Сухопутных войск в настоящее время осталось 189. Всего же в соответствии с реформированием из 26 тыс. отдельных частей в Вооруженных силах осталось всего 6 тыс. При этом сокращения будут продолжены и в будущем.

Генштаб, традиционно играющий роль главного мозгового центра военного строительства, был сильно ослаблен многочисленными кадровыми перетрясками. Этот удивительный дефицит военных знаний и опыта в небольшой и изолированной команде реформаторов вызывает серьезные сомнения в их способности понять стратегические последствия своих действий, ориентированных на результат любой ценой. В частности, очевидно, что ликвидация сотен кадрированных частей означает, что Россия лишилась даже теоретической способности осуществить масштабную мобилизацию.

Прочным фундаментом внезапно ускоренной перестройки армии должна была стать «Военная доктрина Российской Федерации», и задержка с ее утверждением до февраля 2010 г. была истолкована наблюдателями как результат особой тщательности при теоретическом анализе изменения ситуации в сфере безопасности. Но только разочарование: документ не содержит никаких полезных ориентиров для военного строительства и, следуя в русле предыдущих его вариантов, постулирует, что Вооруженные силы должны быть готовы участвовать и одержать победу в любом военном конфликте. Список угроз представляет собой набор абстракций.

Сердюков провел несколько чисток в верховном командовании Вооруженных сил. Смелая и жесткая реформа Сердюкова практически обошла стороной ядерные силы, но самым серьезным образом затронула силы общего назначения, и прежде всего Сухопутные войска. Наверное, сокращения, реорганизации и чистка офицерского корпуса в любом случае должны были привести к дезорганизации, но на практике снижение боеспособности оказалось куда больше, чем ожидалось (и признается), и ее восстановление в рамках новой организационной структуры отнюдь не гарантировано. Оценки экспертов дееспособности вновь созданных бригад и целостности командной цепочки становятся все негативнее.

Основной причиной трудностей с комплектованием армии является сокращение численности населения России, продолжающееся, несмотря на политизированную кампанию по поощрению рождаемости; в то же время рост среднего класса объективно ослабляет поддержку обществом призывной системы и ее приемлемость в глазах россиян.

Медведев поставил задачу довести долю современных систем оружия в армии до 30%, сосредоточивая внимание прежде всего на средствах связи. Однако если говорить о внедрении высокотехнологичных систем управления, связи и разведки, то армия в ее нынешнем состоянии явно не способна их освоить. Военная промышленность способна удовлетворить бóльшую часть насущных потребностей Вооруженных сил, но у предприятий есть веские основания, чтобы придавать приоритетное значение экспортным заказам.

ВДВ остаются наиболее боеспособным (а то и единственным боеспособным) компонентом сухопутных войск, но их численность невелика. ВМФ в основном остается за рамками реформ Сердюкова, но у флота возникла острая проблема с качеством рядового состава, поскольку подготовить профессионального моряка из срочника за 12 месяцев невозможно. Впрочем, большее внимание привлекает другая проблема — резкое сокращение числа кораблей, способных выйти в море, из-за «старения» корабельного состава. (статья Баева из фонда Карнеги)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84689. Порядок приема в МИД и требования, предъявляемые к выпускникам вузов, впервые поступающим на государственную службу 14.85 KB
  К дипломатической службе не относятся технические сотрудники. В России долгое время не было специального закона о дипломатической службе. Закон – 79ФЗ о гражданской службе от 2004 года распространялся и на дипломатическую службы. В этих законах формулируются принципы государственной службы: равных доступ граждан к службе профессионализм и компетентность стабильность.
84690. Дипломатические ранги и порядок их присвоения 15.73 KB
  Присвоение дип рангов дип работникам производится в соответствии с установленными ФЗ Об основах гос службы РФ и иными нормативными правовыми актами РФ квалификационными требованиями к профессиональному образованию стажу и опыту работы по специальности знанию Конституции РФ Федеральных Законовнов применительно к исполнению своих должностных обязанностей а также с учетом срока пребывания в дип ранге результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком. Присваиваются следующие...
84691. Порядок отбора кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях 17.24 KB
  Форма прохождения дипломатической службы в каждой стране своя; она определяется национальными особенностями и традициями этой страны а также материальными и кадровыми возможностями. Однако под влиянием глобализации происходит стандартизация дипломатической службы во всем мире. Это крайне ценимые качества на дипломатической службе. Главные требования которые предъявляются к лицам претендующим на должность дипломатической службы: сильная политологическая правовая и общегуманитарная подготовка классического образца воспитанность и хорошие...
84692. Прохождение службы в центральном аппарате МИДа и за рубежом. Ротация дипломатических кадров 14.15 KB
  Основные элементы системы прохождения дипслужбы можно представить следующим образом: А отбор на службу оценка претендентов с точки зрения их профессиональнокфалификационной психологической и духовнонравственной пригодности к работе в структурах МИД и загранучреждений РФ; Б процедура утверждения в должности замещение госдолжности дипслужбы; В профессиональная адаптация путём испытательного срока стажировок повышения квалификации и других мероприятий; Г оценка служебной деятельности формирование здоровых ценностных установок на...
84693. Основные черты современного дипломата 12.27 KB
  К числу важнейших для дипломата качеств относят: глубокое понимание целей задач и особенностей внешнеполитического курса России способность к стратегическому видению развития событий умение грамотно доходчиво и убедительно выражать свои мысли как в письменной так и в устной форме знание современных информационных технологий проницательность умение увидеть главное и определяющее в информационном потоке стрессоустойчивость способность определять приоритеты организованность ответственность обладание высоким общеобразовательным и...
84694. Сотрудники других ведомств в Посольстве (Экономические и торговые советники, специализированные атташе) 13.16 KB
  Сотрудники других ведомств в Посольстве Экономические и торговые советники специализированные атташе. А военный атташе Б старший помощник военного атташе В помощник военного атташе Г атташе по вопросам науки техники и др. ЕСотрудники других ведомств в посольстве экономические и торговые советники специализированные атташе и др. Особую категорию дипломатических кадров представляют аккредитуемые при посольстве военные военноморские военновоздушные атташе – представители военного ведомства назначившей их страны при военном...
84695. Определение дипломатии и этапы ее развития 16.33 KB
  В дипломатическом словаре изданном МИД СССР дается такое определение дипломатии: Дипломатия средство осуществления внешней политики государства представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий приемов и методов применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств министров иностранных дел ведомств иностранных дел дипломатических представительств за рубежом делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики...
84696. Многосторонняя и конференциальная дипломатия 16.25 KB
  Международные конференции классифицируются поразному: двусторонние многосторонние специальные обычные посвященные одному вопросу посвященные многим вопросам со специальным секретариатом без него для обмена информацией для разработки договоров по уровню гласности: открытые со СМИ полузакрытые1 2 закрытые. Повестка дня разрабатывается заранее правила утверждаются в начале конференции. Главы делегаций также имеют верительные грамоты подтверждают что они могут говорить от имени государства Права участников конференции: каждый...
84697. Универсальный характер нынешней дипломатии как отражение уровня международного общения, укрепление принципа суверенного равенства государств. Правовое закрепление этих реалий в многосторонних международных актах 16.03 KB
  Проблема обеспечения европейской безопасности – одна из ключевых проблем современности. В этой связи итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе закрепленные в Заключительном акте подписанном 1 августа 1975 г. Хельсинкский Заключительный Акт который вобрал в себя десять основных принципов диалога и сотрудничества между государствами которые принимали участие в Совещании по Безопасности и Сотрудничеству в Европе заложил краеугольный камень большей свободы и безопасности в Европе. Заключительный акт Совещания по...