75927

Внешняя политика во взглядах правящей элиты России: эволюция и современное состояние

Доклад

История и СИД

На протяжении последних двух десятилетий в России сменилось несколько партий власти. На смену Выбору России и созданной одновременно с ним Партии российского единства и согласия пришло движение Наш дом Россия впоследствии влившееся в блок Единство который затем трансформировался в Единую Россию. В рамках переходной политической системы постсоветской России Ельцин находил достаточно прочную социальную и политическую базу как в широком демократическом движении так и в рыночно ориентированной части постсоветской номенклатуры.

Русский

2015-01-26

21.02 KB

0 чел.

Внешняя политика во взглядах правящей элиты России: эволюция и современное состояние.

На протяжении последних двух десятилетий в России сменилось несколько «партий власти». На смену «Выбору России» (и созданной одновременно с ним Партии российского единства и согласия) пришло движение «Наш дом — Россия», впоследствии влившееся в блок «Единство», который затем трансформировался в «Единую Россию». В организационном плане все эти политические образования имели немало общего — они формировались сверху структурами исполнительной власти, опирались на административный ресурс и должны были служить опорой курса президента и правительства в Государственной Думе. В то же время между этими партиями можно обнаружить серьезные идеологические различия, отражавшие в том числе мировоззренческую эволюцию российского правящего класса.

В рамках переходной политической системы постсоветской России Ельцин находил достаточно прочную социальную и политическую базу как в широком демократическом движении, так и в рыночно ориентированной части постсоветской номенклатуры. Одновременно в качестве ключевой внешнеполитической установки был провозглашен лозунг «демократической солидарности» со странами Запада. Взамен такого идеологизированного курса российское руководство рассчитывало получить от этих стран финансовую помощь на проведение реформ(как план Маршалла) и эффективную политическую поддержку.

Как утверждали официальные лица (Ельцин и его рупор в области внешней политики Андрей Козырев) Россия и США и другие западные страны – друзья. Приоритетным было показать российскую демократию (Гайдар), выдвигались задачи формирования открытого демократического государства и интеграции его в западное сообщество, в его структуры институты. Очевидным было стремление продемонстрировать решительный разрыв с советским прошлым. Вместе с тем внешняя политика должна была обеспечить становление нового субъекта внешней политики — Российской Федерации, и   международную легитимацию его правящих кругов. Но надежды на Запад не оправдались (деньги не дали, расширение НАТО на восток не оставлено). И тем не менее идеологизированная политика 1991—1993 гг. получила однозначную поддержку со стороны проельцинского избирательного блока «Выбор России», по сути став его внешнеполитической платформой. Связанный с именем Козырева курс на максимальное сближение с США и «цивилизованными» странами Запада пользовался безусловной поддержкой политического руководства блока, преобразовавшегося после ряда расколов в партию «Демократический выбор России» (1994 г.).

Отчетливо проправительственный характер носила и образованная в октябре 1993 г. Партия российского единства и согласия (ПРЕС),которую возглавил председатель Гос комитета РФ по нац политике Сергей Шахрай. Идеологическую линию партии определял известный политолог, исследователь американского неоконсерватизма Вячеслав Никонов. Отличие от радикальнолиберального «Выбора России», ПРЕС задумывалась как лояльная президенту консервативная партия. Однако лидеры ПРЕС весьма смутно представляли себе, что такое российский консерватизм и какие отечественные традиции и институты нуждаются в консервации. Установки ПРЕС в сфере внешней политики, как и во внутренних делах, заметно отличались от подходов «Выбора России». Российская Федерация «обречена на роль великой державы в силу своего геополитического положения». В «Консервативном манифесте» отвергались все ключевые посылки, лежавшие в основе внешнеполит. курса Козырева. В своей деятельности за рубежом российское государство должно ставить во главу угла эконом. интересы отечественных промышленников и предпринимателей, их продвижение на мировые рынки. Резкой критике в Манифесте был подвергнут и американоцентризм, характерный для российской внешней политики 1991—1994 гг. Во внешнеполит. пассажах «Консервативного манифеста» просматривалось и разочарование части российской элиты результатами козыревской внешней политики 1991—1994 гг.

К началу 1995 г. стало ясно, что ни ПРЕС Шахрая, ни «Демократический выбор России» Гайдара не смогут составить политическую базу режима на ближайшие годы. Создание «партии власти» пришлось начинать почти с чистого листа. В среде политических элит (и кремлевских политтехнологов) росло осознание того, что идеология «партии власти» должна интегрировать ряд консервативных концептов. (ряд причин есть в статье, здесь не привожу). В середине 1990х годов российский правящий класс начал дрейф к консервативным ценностям. В итоге возникла идея создания управляемого пропрезидентского парламента, который бы опирался на так называемые право- и левоцентристские партии. На роль лидера правоцентристов был выбран премьерминистр Виктор Черномырдин, а партию левого центра возглавил спикер Государственной Думы первого созыва Иван Рыбкин.

Стартовал проект Черномырдина – «Наш дом- Россия» (НДР). В состав НДР на правах коллективных членов влились самые разные общественные организации и его программа не отличалась ясностью формулировок. Основная задача движения - установление и сохранение «политической стабильности в России на ближайшие 4 года». Целый раздел в программе посвящен поискам консолидирующей «национальной идеи», определению приоритетных направлений внешней политики страны. В программе упоминались «национальногосударственные интересы», но не расшифровывалось их содержание. Движение заявляло, что рассматривает Россию как великую державу («была, есть и будет великой»), и ратовало за отказ от односторонних уступок Западу, активизацию роли РФ на международной арене и прочную интеграцию стран СНГ под ее эгидой. Подвижки произошли в 2 направлениях. 1- к числу важнейших внешнеполитических приоритетов были отнесены отношения со странами СНГ, укрепление и развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. 2 -  появился раздел о «защите соотечественников». В программе НДР было зафиксировано негативное отношение к расширению НАТО на восток. Но на выборах набрали всего лишь 10,1% и к нему потеряли интерес Ельцин и политтехнологи.

1999 г. - новая программа НДР. Однако внешнеполитический раздел программы почти не перерабатывался. Но и в 1999 г. шансов на победу в парлам.выборах не было.

Очередная «партия власти- «Межрегиональное движение „Единство“» (сокращенно «Медведь»), создана 3 октября 1999 г.(за 2 месяца до выборов). Блок возглавил Сергей Шойгу. Идеологией «Единства» был провозглашен консерватизм, однако (стремление к сохранению лучшего, что было создано в стране на разных этапах ее развития). Было объявлено, что главной целью «Единства» в области МО - обеспечение безопасности России и защита ее национальных интересов. (набрал 23,3% и прошла в Парламент). В феврале 2000 г. блок преобразован в общерос. полит. общественное движение, а еще три месяца спустя — в партию,официальной идеологией которой был провозглашен «центристский консерватизм»  (программные установки «Единства» неразрывно связаны с полит.мировоззрением Путина). В октябре 2000 г. на II съезде «Единства» новое издание «партии власти» наконец обрело и свою программу. Партия обещала повышать авторитет России на международной арене, укреплять международную безопасность и стабильность, защищать права, свободы и достоинство рос. граждан, а также «наших соотечественников за рубежом», проводить ясную и самостоятельную внешнеполитическую линию, обеспечивать сдерживание глобальных угроз, добиваться усиления роли России в международных организациях и т.д.

Объединение «Отечество — Вся Россия» (ОВР), возглавлявшимся Юрием Лужковым и Евгением Примаковым, объединилось с «Единством» = «Единство и Отечество — Единая Россия» (2001 г.).

В преддверии парламентских выборов 2003 г. «Единой Россией» были приняты два новых программных документа: манифест «Путь национального успеха» (март 2003 г.) и предвыборная программа (сентябрь 2003 г.). Раздел «Эффективная внешняя политика» предвыборной программы страдал отсутствием конкретных рекомендаций. Однако, вкачестве основных задач единороссы рискнули провозгласить:

— добрососедские отношения со всеми странами СНГ;

— создание международного режима «антитеррора»;

— оптимизация миграционной политики, облегчение репатриации;

— вхождение России в Шенгенскую зону к 2008 г.;

— поддержание дружественных отношений с США.

Следующим этапом в развитии внешнеполитических воззрений ЕР стала концепция «суверенной демократии», разработанная в 2005—2006 гг. заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым. Основной ее тезис - выбор модели демократического правления, отвечающей условиям России, — дело самого российского народа. Модель была направлена против вмешательства Запада во внутренние дела России. Она, по сути, стала ответом «партии власти» на вызов «цветных революций».

В предвыборной программе ЕР 2007 г. «План Путина — достойное будущее великой страны»» явственно звучали консервативные и державные ноты. В предвыборной программе «Единой России», принятой в ноябре 2009 г., РФ характеризовалась как «великая держава в глобальном мире». Наконец, во внешнеполитическом разделе предвыборной программы ЕР, подготовленной к парламентским выборам декабря 2011 г., делался акцент на успехах российского руководства в сфере интеграции постсоветского пространства (формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана). По поводу отношений РФ с другими субъектами мировой политики программа хранила молчание.

За последние два десятилетия в России сменилось несколько «партий власти», заметно различавшихся по своему идеологическому профилю. Тем не менее вектор партстроительства в этом сегменте отечественного политического спектра был направлен в одну сторону — от либерализма к консерватизму.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26023. Понятие очереди. Классификация 50.44 KB
  Понятие очереди. Очереди характеризуются правилами стояния в очереди дисциплиной обслуживания количеством мест в очереди сколько клиентов максимум может находиться в очереди структурой очереди связь между местами в очереди. Бывают ограниченные и неограниченные очереди. Это такие системы в которых на пребывание заявки в очереди накладываются некоторые ограничения.
26024. Приоритеты. Понятия, определения, классификация 29.37 KB
  Если требование в процессе обслуживания может быть удалено из канала и возвращено в очередь либо вовсе покидает СМО при поступлении требования с более высоким приоритетом то система работает с абсолютным приоритетом. На систему обслуживания имеющую один канал обслуживания поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ. Время обслуживания заявки τ случайная величина распределенная по показательному закону с параметром . Окончание обслуживания можно рассматривать как появление на выходе системы обслуженной заявки.
26025. Тензометрия 246 KB
  Тензометрия (от лат tensus — напряжённый и греч. metron — мера) — способ измерения напряжённо-деформированного состояния конструкции. Базируется на определении напряжений и деформаций в наружных слоях детали. Прибор для измерения этих параметров называется тензометром; обычно основным элементом такого прибора является тензодатчик
26026. Основные направления реформы государственной службы Российской Федерации 42.5 KB
  Под реформой государственной службы ГС следует понимать осуществление целенаправленных преобразований результатом которых является постепенное формирование новой системы ГС либо появление у существующей системы новых качеств черт или существенных признаков. N 261 федеральная программа Реформированиеи развитие системы государственной службыРоссийской Федерации 2009 2013 годы Государственные заказчики мероприятий Программы: Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации...
26027. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»: общая характеристика и значение 64 KB
  N 25ФЗ О муниципальной службе в РФ Глава 4. На муниципальную службу вправе поступать граждане достигшие возраста 18 лет владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы при отсутствии обстоятельств указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений связанных с муниципальной службой. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: 1...
26028. Понятие и значение государственной гражданской службы 50 KB
  Понятие и значение государственной гражданской службы. Федеральный закон О системе государственной службы Российской Федерации определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации и ее субъектов; федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ иных государственных органов субъектов РФ государственных органов субъектов РФ;...
26029. Поступления на государственную гражданскую службу 45.5 KB
  21 Одним из принципов государственной гражданской службы является равный доступ граждан владеющих государственным языком Российской Федерации к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола расы национальности происхождения имущественного и должностного положения места жительства отношения к религии убеждений принадлежности к общественным объединениям а также от других обстоятельств не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. На гражданскую службу вправе поступать граждане...
26030. Должности государственной гражданской службы, их группы и категории 60 KB
  Должности государственной гражданской службы их группы и категории. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица замещающего государственную должность. статьи 89 должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности; главные должности; ведущие...
26031. Служебный контракт на государственной гражданской службе: понятие, содержание и значение 66 KB
  Согласно статьи 23 Служебный контракт соглашение между представителем нанимателя и гражданином поступающим на гражданскую службу или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину поступающему на гражданскую службу возможность прохождения гражданской службы а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы обеспечить им прохождение гражданской...