75927

Внешняя политика во взглядах правящей элиты России: эволюция и современное состояние

Доклад

История и СИД

На протяжении последних двух десятилетий в России сменилось несколько партий власти. На смену Выбору России и созданной одновременно с ним Партии российского единства и согласия пришло движение Наш дом Россия впоследствии влившееся в блок Единство который затем трансформировался в Единую Россию. В рамках переходной политической системы постсоветской России Ельцин находил достаточно прочную социальную и политическую базу как в широком демократическом движении так и в рыночно ориентированной части постсоветской номенклатуры.

Русский

2015-01-26

21.02 KB

0 чел.

Внешняя политика во взглядах правящей элиты России: эволюция и современное состояние.

На протяжении последних двух десятилетий в России сменилось несколько «партий власти». На смену «Выбору России» (и созданной одновременно с ним Партии российского единства и согласия) пришло движение «Наш дом — Россия», впоследствии влившееся в блок «Единство», который затем трансформировался в «Единую Россию». В организационном плане все эти политические образования имели немало общего — они формировались сверху структурами исполнительной власти, опирались на административный ресурс и должны были служить опорой курса президента и правительства в Государственной Думе. В то же время между этими партиями можно обнаружить серьезные идеологические различия, отражавшие в том числе мировоззренческую эволюцию российского правящего класса.

В рамках переходной политической системы постсоветской России Ельцин находил достаточно прочную социальную и политическую базу как в широком демократическом движении, так и в рыночно ориентированной части постсоветской номенклатуры. Одновременно в качестве ключевой внешнеполитической установки был провозглашен лозунг «демократической солидарности» со странами Запада. Взамен такого идеологизированного курса российское руководство рассчитывало получить от этих стран финансовую помощь на проведение реформ(как план Маршалла) и эффективную политическую поддержку.

Как утверждали официальные лица (Ельцин и его рупор в области внешней политики Андрей Козырев) Россия и США и другие западные страны – друзья. Приоритетным было показать российскую демократию (Гайдар), выдвигались задачи формирования открытого демократического государства и интеграции его в западное сообщество, в его структуры институты. Очевидным было стремление продемонстрировать решительный разрыв с советским прошлым. Вместе с тем внешняя политика должна была обеспечить становление нового субъекта внешней политики — Российской Федерации, и   международную легитимацию его правящих кругов. Но надежды на Запад не оправдались (деньги не дали, расширение НАТО на восток не оставлено). И тем не менее идеологизированная политика 1991—1993 гг. получила однозначную поддержку со стороны проельцинского избирательного блока «Выбор России», по сути став его внешнеполитической платформой. Связанный с именем Козырева курс на максимальное сближение с США и «цивилизованными» странами Запада пользовался безусловной поддержкой политического руководства блока, преобразовавшегося после ряда расколов в партию «Демократический выбор России» (1994 г.).

Отчетливо проправительственный характер носила и образованная в октябре 1993 г. Партия российского единства и согласия (ПРЕС),которую возглавил председатель Гос комитета РФ по нац политике Сергей Шахрай. Идеологическую линию партии определял известный политолог, исследователь американского неоконсерватизма Вячеслав Никонов. Отличие от радикальнолиберального «Выбора России», ПРЕС задумывалась как лояльная президенту консервативная партия. Однако лидеры ПРЕС весьма смутно представляли себе, что такое российский консерватизм и какие отечественные традиции и институты нуждаются в консервации. Установки ПРЕС в сфере внешней политики, как и во внутренних делах, заметно отличались от подходов «Выбора России». Российская Федерация «обречена на роль великой державы в силу своего геополитического положения». В «Консервативном манифесте» отвергались все ключевые посылки, лежавшие в основе внешнеполит. курса Козырева. В своей деятельности за рубежом российское государство должно ставить во главу угла эконом. интересы отечественных промышленников и предпринимателей, их продвижение на мировые рынки. Резкой критике в Манифесте был подвергнут и американоцентризм, характерный для российской внешней политики 1991—1994 гг. Во внешнеполит. пассажах «Консервативного манифеста» просматривалось и разочарование части российской элиты результатами козыревской внешней политики 1991—1994 гг.

К началу 1995 г. стало ясно, что ни ПРЕС Шахрая, ни «Демократический выбор России» Гайдара не смогут составить политическую базу режима на ближайшие годы. Создание «партии власти» пришлось начинать почти с чистого листа. В среде политических элит (и кремлевских политтехнологов) росло осознание того, что идеология «партии власти» должна интегрировать ряд консервативных концептов. (ряд причин есть в статье, здесь не привожу). В середине 1990х годов российский правящий класс начал дрейф к консервативным ценностям. В итоге возникла идея создания управляемого пропрезидентского парламента, который бы опирался на так называемые право- и левоцентристские партии. На роль лидера правоцентристов был выбран премьерминистр Виктор Черномырдин, а партию левого центра возглавил спикер Государственной Думы первого созыва Иван Рыбкин.

Стартовал проект Черномырдина – «Наш дом- Россия» (НДР). В состав НДР на правах коллективных членов влились самые разные общественные организации и его программа не отличалась ясностью формулировок. Основная задача движения - установление и сохранение «политической стабильности в России на ближайшие 4 года». Целый раздел в программе посвящен поискам консолидирующей «национальной идеи», определению приоритетных направлений внешней политики страны. В программе упоминались «национальногосударственные интересы», но не расшифровывалось их содержание. Движение заявляло, что рассматривает Россию как великую державу («была, есть и будет великой»), и ратовало за отказ от односторонних уступок Западу, активизацию роли РФ на международной арене и прочную интеграцию стран СНГ под ее эгидой. Подвижки произошли в 2 направлениях. 1- к числу важнейших внешнеполитических приоритетов были отнесены отношения со странами СНГ, укрепление и развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. 2 -  появился раздел о «защите соотечественников». В программе НДР было зафиксировано негативное отношение к расширению НАТО на восток. Но на выборах набрали всего лишь 10,1% и к нему потеряли интерес Ельцин и политтехнологи.

1999 г. - новая программа НДР. Однако внешнеполитический раздел программы почти не перерабатывался. Но и в 1999 г. шансов на победу в парлам.выборах не было.

Очередная «партия власти- «Межрегиональное движение „Единство“» (сокращенно «Медведь»), создана 3 октября 1999 г.(за 2 месяца до выборов). Блок возглавил Сергей Шойгу. Идеологией «Единства» был провозглашен консерватизм, однако (стремление к сохранению лучшего, что было создано в стране на разных этапах ее развития). Было объявлено, что главной целью «Единства» в области МО - обеспечение безопасности России и защита ее национальных интересов. (набрал 23,3% и прошла в Парламент). В феврале 2000 г. блок преобразован в общерос. полит. общественное движение, а еще три месяца спустя — в партию,официальной идеологией которой был провозглашен «центристский консерватизм»  (программные установки «Единства» неразрывно связаны с полит.мировоззрением Путина). В октябре 2000 г. на II съезде «Единства» новое издание «партии власти» наконец обрело и свою программу. Партия обещала повышать авторитет России на международной арене, укреплять международную безопасность и стабильность, защищать права, свободы и достоинство рос. граждан, а также «наших соотечественников за рубежом», проводить ясную и самостоятельную внешнеполитическую линию, обеспечивать сдерживание глобальных угроз, добиваться усиления роли России в международных организациях и т.д.

Объединение «Отечество — Вся Россия» (ОВР), возглавлявшимся Юрием Лужковым и Евгением Примаковым, объединилось с «Единством» = «Единство и Отечество — Единая Россия» (2001 г.).

В преддверии парламентских выборов 2003 г. «Единой Россией» были приняты два новых программных документа: манифест «Путь национального успеха» (март 2003 г.) и предвыборная программа (сентябрь 2003 г.). Раздел «Эффективная внешняя политика» предвыборной программы страдал отсутствием конкретных рекомендаций. Однако, вкачестве основных задач единороссы рискнули провозгласить:

— добрососедские отношения со всеми странами СНГ;

— создание международного режима «антитеррора»;

— оптимизация миграционной политики, облегчение репатриации;

— вхождение России в Шенгенскую зону к 2008 г.;

— поддержание дружественных отношений с США.

Следующим этапом в развитии внешнеполитических воззрений ЕР стала концепция «суверенной демократии», разработанная в 2005—2006 гг. заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым. Основной ее тезис - выбор модели демократического правления, отвечающей условиям России, — дело самого российского народа. Модель была направлена против вмешательства Запада во внутренние дела России. Она, по сути, стала ответом «партии власти» на вызов «цветных революций».

В предвыборной программе ЕР 2007 г. «План Путина — достойное будущее великой страны»» явственно звучали консервативные и державные ноты. В предвыборной программе «Единой России», принятой в ноябре 2009 г., РФ характеризовалась как «великая держава в глобальном мире». Наконец, во внешнеполитическом разделе предвыборной программы ЕР, подготовленной к парламентским выборам декабря 2011 г., делался акцент на успехах российского руководства в сфере интеграции постсоветского пространства (формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана). По поводу отношений РФ с другими субъектами мировой политики программа хранила молчание.

За последние два десятилетия в России сменилось несколько «партий власти», заметно различавшихся по своему идеологическому профилю. Тем не менее вектор партстроительства в этом сегменте отечественного политического спектра был направлен в одну сторону — от либерализма к консерватизму.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37581. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ 671.64 KB
  Целью диссертационной работы явилось теоретическое обоснование, формирование и практическая апробация аппарата и критериев создания инвестиционной стратегии корпорации в современных условиях. В рамках поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
37582. КОНЦЕПТ «МЕНЕДЖМЕНТ» В АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ 1.16 MB
  Импорт концепта mngement в русскую лингвокультуру. Экстралингвистические факторы процесса импорта концепта mngement. Вербальная специфика реализации концепта mngement в англоязычной управленческой коммуникации. Структура концепта mngement импортированного в русскую лингвокультуру [3.
37583. АЛЛЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ГЕНОВ-КАНДИДАТОВ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ТУБЕРКУЛЕЗУ У РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 1.02 MB
  Задачи исследования: Изучить распространенность и межлокусное взаимодействие полиморфных вариантов гена NRMP1 46914G C D543N C274T 146585G аллельных вариантов генов VDR B b F f IL12В 1188C IL1B 39531 2 IL1RN VNTR у русских г. Показано что структура неравновесия по сцеплению между полиморфизмами гена NRMP1 идентична у русских и тувинцев. Впервые выявлены ассоциации полиморфизма 3953А1 А2 гена IL1B c ограниченным деструктивным ТБ легких VNTR полиморфизма гена IL1RN и полиморфизма 274С Т гена NRMP1 с...
37584. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА 3.01 MB
  Концептуальнотеоретические основы формирования гражданского общества в России. Региональные аспекты формирования гражданского общества. Адаптивная готовность государственных и муниципальных служащих к работе в условиях формирования гражданского общества.
37585. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ) 818.5 KB
  Общетеоретическую и методологическую основу исследования составили положения содержащиеся в трудах отечественны и зарубежных ученых экономистов в области экономической теории организационного менеджмента теории сложных систем и теории управления проектами. Москвы Центральный административный округ территории формирующие городские центры зона МКАД; в городское жилищное строительство малоэтажная и коттеджная застройка территорий города и ближайших загородных зон; г крупные городские объекты формирующие облик города и призванные быть...
37586. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 795.5 KB
  Проблемы управления федеральной собственностью [1. Федеральная собственность как объект управления [1. Анализ проблем управления федеральной собственностью в условиях переходной экономики [1. Анализ зарубежного опыта управления государственной собственностью [1.
37587. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 974 KB
  КУЛИКОВ МАКСИМ ВАСИЛЬЕВИЧ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Специальность 08. Управление процессом ПЛАНИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ на промышленном предприятии.1 Основные аспекты проблемы управления процессом реализации продукции.2 Анализ научных работ посвященных проблеме математического моделирования процесса расчетов по реализации продукции.
37588. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ХОЛДИНГА 1.25 MB
  Основные экономические показатели деятельности холдинга [2. Методика подготовки управленческой информации экономическими подразделениями холдинга [2. Инструментарий управления экономическими подразделениями холдинга [3.
37589. Разработка концепции предмета преступления с учетом реалий современной общественной жизни и обновленного уголовного законодательства 1.34 MB
  Эволюция взглядов на предмет преступления в российской науке уголовного права 16 1 Развитие учения о предмете преступления в дореволюционный период 16 2 Концепции предмета преступления в науке советского уголовного права 20 3 Современное состояние учения о предмете преступления 31 Глава 2. Понятие предмета преступления и его место в составе преступления 38 1 Понятия предмет и объект в действующем уголовном законодательстве судебной практике философии и правоведении 38 2 Понятие предмета преступления 47 3 Место предмета преступления...