75931

Демографическая ситуация и демографическая политика РФ на современном этапе

Доклад

История и СИД

С конца 90х годов XX века демографическая проблема рассматривается как фактор национальной безопасности с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и меры по ее оптимизации. В 2001 году число жителей России уменьшилось почти на 1 миллион человек. Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности населения может привести к тому что уже через 15 лет население России уменьшится еще на 10 млн человек.

Русский

2015-01-26

17.94 KB

1 чел.

Демографическая ситуация и демографическая политика РФ на современном этапе

В Российской Федерации на протяжении последних двадцати лет сохраняется негативная тенденция депопуляции: население России сокращается, что представляет собой серьезную угрозу ее национальной безопасности в XXI веке. Социально-экономические преобразования в постсоветском обществе оказали негативное влияние на демографическую ситуацию. За 19 лет, с 1992 по 2010 гг., Россия потеряла 4,5 % своего населения (это 6,7 млн человек). С конца 90-х годов XX века демографическая проблема рассматривается как фактор национальной безопасности, с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и меры по ее оптимизации.

В 2001 году число жителей России уменьшилось почти на 1 миллион человек. Убыль населения продолжалась с незначительными колебаниями почти все последующие годы. Увеличению численности населения в 2010 году способствовал миграционный прирост, который на 67,9 % компенсировал численные потери населения.

Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности населения может привести к тому, что уже через 15 лет население России уменьшится еще на 10 млн человек. Наметилась и другая чрезвычайно опасная тенденция – идет массовый отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, что неизбежно ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциала Российского общества. По оценке Минэкономразвития в начале второго десятилетия XXI века может возникнуть острый дефицит рабочей силы.

Увеличивается численность пенсионеров, что повышает нагрузку на пенсионный бюджет, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий.

Важным аспектом демографической проблемы является продолжительность жизни населения. По этому показателю Россия занимает 157-е место в мире [Рейтинг 2011 стран мира]. В России в среднем люди живут на 12 лет меньше, чем в США и умирают на 15 лет раньше, чем в Японии.

Каковы те факторы, которые обуславливают процессы депопуляции в современном Российском обществе? Основными причинами вымирания населения в России являются следующие. Во-первых, низкий общий уровень жизни. (В 2011 году общей рейтинг России в рейтинге стран мира по уровню жизни занял 63 место [10]). Во-вторых, недоступность медицинских услуг в лечении сложных заболеваний для всех категорий населения. В-третьих, алкоголизм. В России ежегодно около 40 тысяч человек травится контрафактным алкоголем (Кара-Мурза С. Россия под ударом. М.: ЯУЗА-ПРЕСС, 2010. С. 106) – не знаю стоит ли про алкоголь писать, Голубеву это явно не понравится. Также отрицательно сказывается на демографии употребление россиянами поддельных лекарств, производство которых в последние годы приняло гигантские масштабы. В результате отравлений поддельными лекарствами только в 2010 году в России скончалось 60 тысяч человек.

Среди других факторов депопуляции в России отметим: наркоманию (особенно среди молодежи), утрату значительной частью населения мотивации к здоровому образу жизни, самоубийства, сердечнососудистые заболевания, а также отравления и несчастные случаи, по которым наша страна занимает первое место в мире.

Таким образом, если не предпринять своевременных и эффективных мер по народосбережению, процесс вымирания населения в России станет необратимым.

В последние годы Правительство Российской Федерации приняло ряд мер, направленных на исправление демографической ситуации. Об изменении демографической политики России свидетельствует новая Концепция, разработанная на период до 2025 года и утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 [7]. Согласно этой Концепции, целями демографической политики являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн человек и создание условий для её роста к 2025 году до 145 млн. Основными задачами демографической политики на перспективу определены: повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, формирование мотивации здорового образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений. За последние годы на федеральном уровне были приняты и некоторые меры по стимулированию рождаемости. Заметно активизировалась подобная работа на региональном уровне. В ряде областей и национальных республик из местных бюджетов также стали выделять деньги молодым и многодетным семьям с низкими доходами.

Глубокий кризис института семьи является одной из ключевых проблем демографической политики в современном Российском государстве. Утрата семейных традиций, сокращение количества многодетных семей способствуют усилению демографического кризиса в России.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не достаточно результативны и не могут в корне изменить демографическую ситуацию (если нужна статистика,  в статье она  за 2010 г.).

Государство проявляет озабоченность демографической ситуацией, принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы. Но нельзя не заметить, что, не смотря, на все перечисленные меры, все же принятые законодательные акты носят слишком общий характер. Конкретные механизмы реализации проектов не прописаны. Принятые решения о стимулировании рождаемости посредством выплаты так называемого «материнского капитала», увеличения пособия по уходу за ребенком, компенсации расходов на дошкольные учреждения, меры по стимулированию усыновления детей-сирот требуют значительных финансовых затрат.

Была принята Концепция, но не были определены программы мер реализации поставленных задач на федеральном уровне. Концепция была лишь ориентиром, а положениями следовало руководствоваться. Реализация Концепции не сопровождалась принятием федеральной целевой программы, на реализацию мероприятий не были выделены дополнительные финансовые средства. настала необходимость разработки программы на срок не менее 10 лет, необходима активная политика по всем трем приоритетным направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости, необходимы эффективные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83354. Урок розвитку зв’язного мовлення. Складання твору «Весна прийшла» 131 KB
  Мета. Формувати вміння та навички школярів складати текст-розповідь на визначену тему на основі власних спостережень використовуючи лексичні засоби; розвивати навички усного і писемного мовлення, уміння бачити і відчувати красу природи, заохочувати дітей до творчості, збагачувати словниковий запас...
83355. Перевірка орфограм у особових закінченнях, або ще раз про закон письма 105 KB
  Вчити школярів застосовувати алгоритм перевірки орфограм слабких позицій звуків у особових закінченнях дієслів; перевіряти орфограми слабких позицій звуків у різних частинах слів; вчити школярів обґрунтовувати свої думки; давати на запитання повні змістовні відповіді; робити висновки.
83356. Засоби зв’язку речень у тексті. Складання розповіді за малюнком і кінцівкою 39 KB
  Мета: узагальнити систематизувати знання учнів про текст розвивати уміння систематизувати зібраний матеріал добирати потрібні засоби для поширення речень вчити дітей уважно слухати і відповідати на питання; збагачувати словниковий запас розвивати звязки мовлення; виховувати любов до рідної природи...
83357. Написання стислого переказу «Старий пень» 54 KB
  Мета. Вдосконалювати вміння учнів послідовно і стисло передавати зміст тексту, виділяти головне, суттєве, усуваючи другорядні деталі. Розвивати навички мовленнєвої діяльності. Виховувати почуття дружби. Тип уроку: урок вдосконалення вмінь і навичок.
83358. Повторення вивченого про прикметник. Спостереження за роллю прикметників у мовленні 94 KB
  Хто це Чому ви думаєте що це осінь Доведіть свою думку. Які слова допомогли вам уявити осінь Як називаються словащо означають ознаки предмета Які у вас виникають асоціації коли ви чуєте слово осінь Дощ вітер падолист багрянець ключ золото краса сум.
83359. Тренувальні вправи на використання прикметників у мовленні. Опис тварини 80.5 KB
  Мета уроку. Закріплювати знання про прикметник, про роль прикметників в усному і писемному мовленні, удосконалювати вміння учнів складати речення з прикметниками, працювати над удосконаленням орфографічної грамотності, вчити визначати відмінки, розвивати образне мислення. Виховувати любов до природи.
83360. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Повторення вивченого про прикметники у мовленні 48.5 KB
  Мета: повторити раніше вивчені відомості про прикметник; закріплювати в учнів поняття про прикметник як частину мови, про його роль у мовленні; розвивати мову, спостережливість, інтерес до навчання; виховувати любов до природи.
83361. Частини мови. Займенник. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови 77.5 KB
  Морська трава – дуже корисний продукт харчування. В морській траві багато вітамінів, необхідних дітям, щоб рости великими і дужими. З морської трави можна готувати салати, закуски, варити суп. Крім того, з морської трави можна виготовляти папір і тим самим зберігати ліси.
83362. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Визначення роду і числа прикметників за іменниками. Складання усної розповіді про прикметник за поданим планом 78.5 KB
  Мета. Розширити знання учнів про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; розпізнавати рід і число прикметників за значеннями іменників; розвивати вміння будувати зв’язні розповіді на граматичні теми, робити висновки та узагальнення; збагачувати активний словник учнів...