75934

Конституция РФ 1993 года: порядок принятия и основные особенности

Доклад

История и СИД

Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. В это время наряду с проектом Конституционной комиссии были внесены и ряд других проектов Конституции РФ которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью.

Русский

2015-01-26

19.87 KB

14 чел.

Конституция РФ 1993 года: порядок принятия и основные особенности

 Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80—90-х гг. Во-первых, из союзной республики в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независимое, суверенное государство — Российскую Федерацию. Во-вторых, начали меняться самые основы общественного строя — экономические, социальные, политические и духовные. В-третьих, качественно изменилось соотношение общественно-политических сил, общество отвергло былой тоталитарный «социализм» и избрало путь демократического развития, к руководству обществом и государством пришли новые силы, возникли новые государственные органы, институты, на смену жесткой однопартийности пришла многопартийность. В-четвертых, в стране было покончено с идеологическим монополизмом марксизма-ленинизма, начали утверждаться идеологический плюрализм, новые социальные ценности, нормы и идеалы.          

 Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же, на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. Уже в октябре 1990 г этот проект рассматривался на V Съезде народных депутатов РСФСР (существовавшем тогда высшем законодательном органе, наряду с Верховным Советом РСФСР), дорабатывался после этого и вновь публиковался. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения проекта Конституционной комиссии, признав необходимым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и широкого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на очередной Съезд народных депутатов РСФСР. Выявившиеся и обострившиеся тогда разногласия по вопросам прежде всего разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями не позволили, однако, ряду последующих (VII, VIII и IX) Съездам народных депутатов принять новую конституцию ни в 1992 г., ни в первой половине 1993 г. В это время, наряду с проектом Конституционной комиссии, были внесены и ряд других проектов Конституции РФ, которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью. Только в мае 1993 г. был опубликован новый, доработанный проект, одобренный Верховным Советом РФ. Вместе с тем для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ Указом Президента РФ тогда же было созвано Конституционное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г. как широкий форум (250 чел.) представителей высших органов государственной власти и общественности. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесенный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замечания и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совещания был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г. За этот проект проголосовали 58,4% голосовавших при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность.       Конституция РФ по своей сущности является Конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального народа РФ, она направлена на учреждение основ общества и государства, утверждает общедемократические принципы, признаёт человека, его права и свободы. Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит основной массив конституционных норм, включает 137 статей, объединённые в девять глав, которые называются: Глава 1 "Основы конституционного строя", Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина", Глава 3 "Федеративное устройство", Глава 4 "Президент РФ", Глава 5 "Федеральное Собрание", Глава 6 "Правительство РФ", Глава 7 "Судебная власть", Глава 8 "Местное самоуправление", Глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".    

Основные черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.   

 Особенности Конституции РФ: центральное место Конституции РФ в правовой системе, Принимается народом (или от его имени), Имеет учредительный характер, Обладает высшей юридической властью, Имеет всеохватывающий характер, Является основой для всех иных источников права, Отличает особый порядок охраны, Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок.

 (Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Российская Конституция -- это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь.

 Исследуя особенности принятия Конституции РФ, я нашел причины гипертрофированных полномочий Президента и, следственно, проблемы дисбаланса федеральных властей.

 Так же можно сделать вывод, что основные черты Конституции РФ проявляются в ее характере и юридических свойствах. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

 Основные черты характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся:

1) Учредительный характер

2) Легитимность

3) Верховенство

4) Закрепляет федеративное устройство

5) Прямое действие

6) Жёсткий порядок изменения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30446. Личные (гражданские) права, свободы, обязанности в зарубежных странах 17.2 KB
  Защита человека от произвола государства состоит в признании таких прав и свобод как достоинство личности право на жизнь неприкосновенность личности свобода частной жизни гарантии на справедливый суд процессуальные гарантии и некоторых других. Этим понятием охватывается качество человека равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство личности это прежде всего запрет подвергать человека пыткам насилию другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию а также без...
30447. Политические права, свободы, обязанности в зарубежных странах 16.25 KB
  Политические права свободы обязанности в зарубежных странах. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально так и через объединение с другими людьми. Реально проявляют себя только крупные политические партии профсоюзы объединения предпринимателей религиозные общества творческие союзы спортивные клубы и т т Суть свободы демонстраций и собраний состоит в...
30448. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности в зарубежных странах 15.82 KB
  Экономические социальные и культурные права свободы и обязанности в зарубежных странах. Экономические права призваны гарантировать человеку возможность удовлетворить свои жизненные потребности получить от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности свободной от страха и нужды. Экономические права.
30449. Общественный строй как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 14.12 KB
  Такими подсистемами являются: экономические отношения социальные отношения в узком смысле слова духовнокультурные отношения политические отношения. Не всегда можно провести четкую грань между этими отношениями. Его рассматривают как общество в котором существуют развитые экономические культурные правовые политические отношения между составляющими его индивидами которые не опосредованы государством.
30450. Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 13.3 KB
  Государство как конституционноправовой институт в зарубежных странах Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. Государство это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство это феномен человеческой мысли и человеческого труда. Государство основной институт политической системы общества организующий направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей общественных групп...
30451. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах 16.29 KB
  Усложнение форм и методов деятельности политических партий возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституцищшпзации то есть включении в конституции основных принципов их статуса и законодательной институционализации в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование...
30452. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах 17.92 KB
  Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах. Форма правления внешнее выражение содержания государства определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления существующей в данном государстве зависит от организации верховной государственной власти точнее от определения правового положения одного высшего органа государственной власти главы государства. И в зависимости от того осуществляется ли эта власть одним лицом по наследству или...
30453. Принципы избирательного права в зарубежных странах 16.46 KB
  Принципы избирательного права: 1 Всеобщность избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов требований к потенциальному избирателю: возрастной ценз; ценз оседлости ценз пола имущественный профессиональный ценз Моральный ценз расовый 2 Свободное участие в выборах избиратель сам решает участвовать ли ему в избирательном процессе и если да то в какой мере.