75935

Культурная политика РФ в конце ХХ – начале ХХI века

Доклад

История и СИД

Повсеместному пользуются самыми сверхустойчивыми образцами действий которые Александр Архангельский называет матрицами российской культуры. Наблюдается в обществе кризис морали и кризис нынешнего состояния культуры психологическое здоровье российского общества. Мы знаем огромное количество поведенческих предписаний скрывающихся за фразой специфика российской культуры. Существенно возросла роль Министерства культуры РФ в разработке культурной политики в стране в продвижении проблем культуры в органы власти.

Русский

2015-01-26

19.74 KB

1 чел.

Культурная политика  РФ в конце ХХ – начале ХХI века

Россия — это особое культурно-государственное явление (мнение по статьи «РУССКАЯ МАТРИЦА» Сергея Лаврова). Одна из черт нашего национального характера — это способ¬ность широко взглянуть на вещи. Русская интеллигенция всегда этим славилась. И, наверное, такая широта натуры в равной степени объясняет и отрицательное, и положительное в нашем историческом опыте, в нашем историческом бытии, объясняет, в частности, культурную глубину, когда на поверхности далеко не все видно.

Россия  со времен Петра практически всегда разделяла судьбу Европы. Русская культурная матрица вполне совместима с ценностями европейской цивилизации, если не отрывать эту матрицу и саму европейскую цивилизацию от христианских корней.

В основе наших достижений в истории всегда присутствовала опора на национальную культурную традицию. для России модернизация не должна и не может означать вестернизацию. Мы будем заимствовать часть общего наследия европейской цивилизации, но ту часть, которая, кстати, была во многом создана при нашем уча¬стии и которую вобрал исторический опыт. Все остальное было отсеяно как неудавшийся эксперимент.

(Маша Липман писала) Русские сегодня пользуются фактически безграничными индивидуальными свободами. С энтузиазмом занимаются своими частными делами, не особенно обращая внимание на сферу политики.

(Даниил Дондурей «О так называемых российских культурных матрицах») Система российской жизни (СРЖ) на самом деле — это целостный, очень устойчивый, идущий сквозь века мир часто неосознаваемых культурных предписаний  и поведенческих практик. Он давно отлажен, достаточно эффективен, постоянно изменяется, принимает самые современные обличия, приспосабливаясь к любым вызовам времени. Повсеместному пользуются самыми сверхустойчивыми образцами действий, которые Александр Архангельский называет «матрицами» российской культуры.

Автор отмечает, что Сегодня на воспроизводство и утверждение социалистических отношений работают практически все культурные институции нашей страны, большинство СМИ. Люди не подпитываются актуальными духу времени идеалами, адекватными моделями будущего, не получают мотиваций по поводу того, ради чего стоит жить. Отрицательно сказывается здесь и та массовая культура. Наблюдается в обществе кризис морали и кризис нынешнего состояния культуры — психологическое здоровье российского общества. Кроме самоубийств, где мы, как известно, находимся на втором месте в мире, по многим другим аналогичным показателям — также в лидерах.

Мы знаем огромное количество поведенческих предписаний, скрывающихся за фразой «специфика российской культуры». Упование на «авось; повсеместное устройство фасадов; желание не сделать, а «доделать», «дойти», «досмотреть», «достроить»; ответственность в первую очередь перед начальством; неуважение к закону, но приятие лжи; терпимость к некоторым формам воровства, к демонстрации насилия; коррупция как доверительная коммуникация; доведение любого дела до кризиса и затем — мобилизация, его героическое преодоление; хамство и алчность под прикрытием «душевности».

Но(!)То, что некоторые исследователи называют матрицей, на самом деле всего лишь образ тех воспроизводящихся устойчивых кодов, формирующих культурное пространство российской реальности, которые пока трудно как-то назвать.(авторское мнение).

не по нашим статьям: В России (СССР, РСФСР, РФ) исторически складывалась своя модель государственного управления культурой.В Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ структуры, ведающие вопросами культурного развития. Существенно возросла роль Министерства культуры РФ в разработке культурной политики в стране, в продвижении проблем культуры в органы власти.

Однако в 1990-е все вопросы развития культуры в территориях были переданы территориальным органам власти. Министерство не имело права вмешиваться в деятельность органов культуры областей, краев, республик. Министерство сосредоточило основное внимание на деятельности непосредственно подчиненных ему учреждений культуры и искусства. В результате этого децентрализация стала зашкаливать. Во многих регионах уровень культурного развития снизился. Особенно сильный урон понесли учреждения культуры в сельской местности, малых городах. Лишь в начале первого десятилетия XXI века Министерство вновь усилило внимание к культурному развитию территорий. Был создан Координационный совет при Министерстве, куда вошли руководители органов культуры областей, краев и республик.

В культурной политике российского государства важен многонациональный аспект — защита и сохранение культурных ценностей всех народов и наций, сохранение и развитие языка, культурных и духовных традиций, постоянные межнациональные культурные связи и обмены, использование накопленного опыта прошлых лет.

Надо признать, что российское общество разъединено, в стране отсутствует консолидационная идея, которая способствовала бы объединению общества. Налицо разъединение общества и в духовной сфере. Культура должна помогать объединению расколотого общества, способствовать выработке объединяющей идеи – в этом культурная гос. политика.

В 1990-е годы появилось множество новых организаций, занимающихся культурой (частные кооперативные творческие коллективы, клубы по интересам, парки, различные организации, причем многие из них действовали в своих интересах, не заботясь о художественном уровне, содержательной направленности своей работы). Успешно развивалась так называемая «неформальная культура». Перед Министерством культуры возникла новая острая проблема — необходимость решения вопроса о взаимодействии, согласованности действий, некой государственной управляемости этими процессами в культуре. Министерство культуры, как на государственный орган, регулирующий развитие культуры, отвечает за согласование и регулирование всех культурных процессов в стране. При этом недопустимы различные запреты и ограничения разнообразия культурной деятельности.

Вопрос, который также пытается решить Мин-во культуры - Насколько российская культура вводится в контекст мировой культуры и используется для повышения авторитета России в зарубежных странах? В советские времена престиж российской культуры за рубежом был очень высок. Ныне колоссальный вред наносит хула России некоторыми нашими деятелями культуры. Требуется значительное усиление зарубежной деятельности Министерства культуры.

Прошло двадцать лет деятельности Министерства культуры РФ в новой реальности. За это время сменилось 8 министров. Приходили и уходили многие заместители, начальники подразделений. Менялась и структура Министерства, происходили объединения и разъединения подотраслей культуры. Шла кадровая утряска, проще говоря — чехарда. Министерство работало не в полную силу. Аналогичная перетряска руководящих кадров происходит и во многих региональных органах культуры. Порой утрачивается преемственность в работе. Нередко к руководству приходили люди, далекие от сферы культуры, и им приходилось затрачивать немалое время для познания отрасли.

Вместе с тем накапливался опыт работы Министерства в непростых условиях перестройки самого государства, проводимых в стране многочисленных экономических, политических реформ, поиска путей дальнейшего развития страны.

Одно из главных назначений Министерства культуры — принимать активное участие в определении и выработке государственной культурной политики, стратегии развития культуры в XXI веке — веке геополитики. При выработке стратегии нужно исходить из того, что Россия — целостная и единая геополитическая единица с уникальной цивилизацией, отличной от других, что Россия — единое культурное многообразное пространство, которое надо беречь и обновлять. Культура России с вековыми традициями определяет и будущее страны. Развитие ее культуры — не набор отдельных мероприятий, а целостная система процессов, основанных на потенциале традиционной культуры прошлого, и инновационных созидательных проектов, определяющих будущее. Эти процессы должны быть направлены на совершенствование демократических институтов и расширение возможностей гражданского общества.
(если недостаточно, можете просмотреть документ - О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры - Понько Алексей Дмитриевич, начальник Главного организационно-инспекторского управления Министерства культуры РСФСР в 1975–1990 гг.))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84280. Химизм процесса. Характеристика молочнокислых бактерий. Практическое значение молочнокислого брожения 33.66 KB
  Суммарное уравнение процесса имеет вид: С6H12О6 СНзСНОНСООН СООНСН2СН2СООН СНзСООН глюкоза молочная кислота янтарная кислота уксусная кислота СНзСН2ОН C02Н2 Е этиловый спирт К гетероферментативным молочнокислым бактериям относятся бактерии рода Streptococcus: Streptococcus dicetilctis Streptococcus cetoinicus; бактерии рода Lctobcillus: Lctobcillus brevis Lctobcillus helveticus а также бактерии рода Leuconostoc: Leuconostoc mesenteroides Leuconostoc cremoris. Характеристика молочнокислых бактерий Все молочнокислые бактерии...
84281. Пропионовокислое брожение. Химизм процесса, возбудители. Практическое использование пропионовокислого брожения 30.49 KB
  Практическое использование пропионовокислого брожения Пропионовокислое брожение вызывается пропионовокислыми бактериями относящимися к роду Propionibcterium. Химизм пропионовокислого брожения: ЗС6H12О6 → 4СНзCH2СООН 2СНзСООН 2CO2 2H2O Е глюкоза пропионовая уксусная кислота кислота Пропионовокислые бактерии небольшие неподвижные грамположительные палочки не образующие спор факультативные анаэробы. Практическое применение пропионовокислого брожения Пропионовокислое брожение используется в сыроделии.
84282. Маслянокислое брожение. Химизм процесса. Возбудители. Практическое использование и роль в процессах порчи пищевых продуктов 32.61 KB
  Эти бактерии могут сбраживать многие углеводы, в т.ч. (крахмал, гликоген, пектиновые вещества, целлюлозу), спирты (этиловый, маннит, глицерин) и аминокислоты. По характеру используемых субстратов маслянокислые бактерии делятся на две группы: сахаролитические клостридии, которые сбраживают в основном углеводы
84283. Уксуснокислое брожение. Химизм процесса. Возбудители. Практическое использование и роль в процессах порчи пищевых продуктов 31.83 KB
  Возбудителями уксуснокислого брожения являются уксуснокислые бактерии относящиеся к двум родам: Gluconobcter и cetobcter. Бактерии кислотоустойчивы оптимальное значение рН для развития 5463. С другой стороны уксуснокислые бактерии являются вредителями спиртового пивоваренного консервного производств виноделия производства безалкогольных напитков.
84284. Окисление жиров и высших жирных кислот микроорганизмами. Микроорганизмы - возбудители порчи жиров 32.33 KB
  Микроорганизмы возбудители порчи жиров Жиры представляют собой сложные эфиры глицерина и высших жирных кислот. Практическое значение процесса Процесс разложения жиров отмерших животных и растений происходит постоянно и имеет большое значение в круговороте веществ в природе. С другой стороны в пищевой промышленности микроорганизмы окисляющие жиры приносят вред вызывая порчу пищевых жиров и жира содержащихся в различных пищевых продуктах.
84285. Гнилостные процессы. Понятие об аэробном и анаэробном гниении. Возбудители. Роль гнилостных процессов в природе, в пищевой промышленности 33.82 KB
  Белки высокомолекулярные соединения поэтому вначале они подвергаются внеклеточному расщеплению протеолитическими ферментами микроорганизмов которые являются экзоферментами. Конечными продуктами аэробного гниения являются кроме аммиака диоксид углерода сероводород и меркаптаны обладающие запахом тухлых яиц. Конечными продуктами анаэробного гниения являются продукты декарбоксилирования аминокислот отнятие карбоксильной группы с образованием дурно пахнущих веществ: индола акатола фенола крезола диаминов их производные являются...
84286. Характеристика пищевых заболеваний. Отличия пищевых инфекций от пищевых отравлений 27.71 KB
  Отличия пищевых инфекций от пищевых отравлений Пищевые алиментарные заболевания заболевания причиной которых служит пища инфицированная токсигенными микроорганизмами или токсинами микробов рис.1 Сравнительная характеристика пищевых заболеваний № Пищевые инфекции Пищевые отравления 1. Возбудители в пищевых продуктах не размножаются но могут длительное время сохраняться.
84287. Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы. Их основные свойства. Химический состав и свойства микробных токсинов 34.57 KB
  Химический состав и свойства микробных токсинов Возбудителями пищевых инфекций являются патогенные микроорганизмы к основным свойствам которых относятся: Патогенность потенциальная способность определенного вида микробов приживаться в макроорганизме размножаться и вызывать определенное заболевание. Все патогенные микроорганизмы относятся к хемоорганогетеротрофам которые в качестве источника углерода и азота используют органические соединения из живых клеток паразиты. Возбудителями пищевых отравлений являются условнопатогенные...
84288. Инфекции. Источники и пути передачи инфекции. Виды пищевых инфекций и характеристика возбудителей. Профилактика пищевых инфекций 39.59 KB
  Источники и пути передачи инфекции. Источники инфекции больной человек или животное а также бактерио бацилло и вируносители люди и животные невосприимчивые к данному заболеванию а также перенесшие это заболевание. Пути передачи инфекции: Прямой контакт от больного человека к здоровому. Пищевые инфекции такие инфекционные заболевания при которых пищевые продукты являются только передатчиками токсигенных микроорганизмов.