75935

Культурная политика РФ в конце ХХ – начале ХХI века

Доклад

История и СИД

Повсеместному пользуются самыми сверхустойчивыми образцами действий которые Александр Архангельский называет матрицами российской культуры. Наблюдается в обществе кризис морали и кризис нынешнего состояния культуры психологическое здоровье российского общества. Мы знаем огромное количество поведенческих предписаний скрывающихся за фразой специфика российской культуры. Существенно возросла роль Министерства культуры РФ в разработке культурной политики в стране в продвижении проблем культуры в органы власти.

Русский

2015-01-26

19.74 KB

0 чел.

Культурная политика  РФ в конце ХХ – начале ХХI века

Россия — это особое культурно-государственное явление (мнение по статьи «РУССКАЯ МАТРИЦА» Сергея Лаврова). Одна из черт нашего национального характера — это способ¬ность широко взглянуть на вещи. Русская интеллигенция всегда этим славилась. И, наверное, такая широта натуры в равной степени объясняет и отрицательное, и положительное в нашем историческом опыте, в нашем историческом бытии, объясняет, в частности, культурную глубину, когда на поверхности далеко не все видно.

Россия  со времен Петра практически всегда разделяла судьбу Европы. Русская культурная матрица вполне совместима с ценностями европейской цивилизации, если не отрывать эту матрицу и саму европейскую цивилизацию от христианских корней.

В основе наших достижений в истории всегда присутствовала опора на национальную культурную традицию. для России модернизация не должна и не может означать вестернизацию. Мы будем заимствовать часть общего наследия европейской цивилизации, но ту часть, которая, кстати, была во многом создана при нашем уча¬стии и которую вобрал исторический опыт. Все остальное было отсеяно как неудавшийся эксперимент.

(Маша Липман писала) Русские сегодня пользуются фактически безграничными индивидуальными свободами. С энтузиазмом занимаются своими частными делами, не особенно обращая внимание на сферу политики.

(Даниил Дондурей «О так называемых российских культурных матрицах») Система российской жизни (СРЖ) на самом деле — это целостный, очень устойчивый, идущий сквозь века мир часто неосознаваемых культурных предписаний  и поведенческих практик. Он давно отлажен, достаточно эффективен, постоянно изменяется, принимает самые современные обличия, приспосабливаясь к любым вызовам времени. Повсеместному пользуются самыми сверхустойчивыми образцами действий, которые Александр Архангельский называет «матрицами» российской культуры.

Автор отмечает, что Сегодня на воспроизводство и утверждение социалистических отношений работают практически все культурные институции нашей страны, большинство СМИ. Люди не подпитываются актуальными духу времени идеалами, адекватными моделями будущего, не получают мотиваций по поводу того, ради чего стоит жить. Отрицательно сказывается здесь и та массовая культура. Наблюдается в обществе кризис морали и кризис нынешнего состояния культуры — психологическое здоровье российского общества. Кроме самоубийств, где мы, как известно, находимся на втором месте в мире, по многим другим аналогичным показателям — также в лидерах.

Мы знаем огромное количество поведенческих предписаний, скрывающихся за фразой «специфика российской культуры». Упование на «авось; повсеместное устройство фасадов; желание не сделать, а «доделать», «дойти», «досмотреть», «достроить»; ответственность в первую очередь перед начальством; неуважение к закону, но приятие лжи; терпимость к некоторым формам воровства, к демонстрации насилия; коррупция как доверительная коммуникация; доведение любого дела до кризиса и затем — мобилизация, его героическое преодоление; хамство и алчность под прикрытием «душевности».

Но(!)То, что некоторые исследователи называют матрицей, на самом деле всего лишь образ тех воспроизводящихся устойчивых кодов, формирующих культурное пространство российской реальности, которые пока трудно как-то назвать.(авторское мнение).

не по нашим статьям: В России (СССР, РСФСР, РФ) исторически складывалась своя модель государственного управления культурой.В Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ структуры, ведающие вопросами культурного развития. Существенно возросла роль Министерства культуры РФ в разработке культурной политики в стране, в продвижении проблем культуры в органы власти.

Однако в 1990-е все вопросы развития культуры в территориях были переданы территориальным органам власти. Министерство не имело права вмешиваться в деятельность органов культуры областей, краев, республик. Министерство сосредоточило основное внимание на деятельности непосредственно подчиненных ему учреждений культуры и искусства. В результате этого децентрализация стала зашкаливать. Во многих регионах уровень культурного развития снизился. Особенно сильный урон понесли учреждения культуры в сельской местности, малых городах. Лишь в начале первого десятилетия XXI века Министерство вновь усилило внимание к культурному развитию территорий. Был создан Координационный совет при Министерстве, куда вошли руководители органов культуры областей, краев и республик.

В культурной политике российского государства важен многонациональный аспект — защита и сохранение культурных ценностей всех народов и наций, сохранение и развитие языка, культурных и духовных традиций, постоянные межнациональные культурные связи и обмены, использование накопленного опыта прошлых лет.

Надо признать, что российское общество разъединено, в стране отсутствует консолидационная идея, которая способствовала бы объединению общества. Налицо разъединение общества и в духовной сфере. Культура должна помогать объединению расколотого общества, способствовать выработке объединяющей идеи – в этом культурная гос. политика.

В 1990-е годы появилось множество новых организаций, занимающихся культурой (частные кооперативные творческие коллективы, клубы по интересам, парки, различные организации, причем многие из них действовали в своих интересах, не заботясь о художественном уровне, содержательной направленности своей работы). Успешно развивалась так называемая «неформальная культура». Перед Министерством культуры возникла новая острая проблема — необходимость решения вопроса о взаимодействии, согласованности действий, некой государственной управляемости этими процессами в культуре. Министерство культуры, как на государственный орган, регулирующий развитие культуры, отвечает за согласование и регулирование всех культурных процессов в стране. При этом недопустимы различные запреты и ограничения разнообразия культурной деятельности.

Вопрос, который также пытается решить Мин-во культуры - Насколько российская культура вводится в контекст мировой культуры и используется для повышения авторитета России в зарубежных странах? В советские времена престиж российской культуры за рубежом был очень высок. Ныне колоссальный вред наносит хула России некоторыми нашими деятелями культуры. Требуется значительное усиление зарубежной деятельности Министерства культуры.

Прошло двадцать лет деятельности Министерства культуры РФ в новой реальности. За это время сменилось 8 министров. Приходили и уходили многие заместители, начальники подразделений. Менялась и структура Министерства, происходили объединения и разъединения подотраслей культуры. Шла кадровая утряска, проще говоря — чехарда. Министерство работало не в полную силу. Аналогичная перетряска руководящих кадров происходит и во многих региональных органах культуры. Порой утрачивается преемственность в работе. Нередко к руководству приходили люди, далекие от сферы культуры, и им приходилось затрачивать немалое время для познания отрасли.

Вместе с тем накапливался опыт работы Министерства в непростых условиях перестройки самого государства, проводимых в стране многочисленных экономических, политических реформ, поиска путей дальнейшего развития страны.

Одно из главных назначений Министерства культуры — принимать активное участие в определении и выработке государственной культурной политики, стратегии развития культуры в XXI веке — веке геополитики. При выработке стратегии нужно исходить из того, что Россия — целостная и единая геополитическая единица с уникальной цивилизацией, отличной от других, что Россия — единое культурное многообразное пространство, которое надо беречь и обновлять. Культура России с вековыми традициями определяет и будущее страны. Развитие ее культуры — не набор отдельных мероприятий, а целостная система процессов, основанных на потенциале традиционной культуры прошлого, и инновационных созидательных проектов, определяющих будущее. Эти процессы должны быть направлены на совершенствование демократических институтов и расширение возможностей гражданского общества.
(если недостаточно, можете просмотреть документ - О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры - Понько Алексей Дмитриевич, начальник Главного организационно-инспекторского управления Министерства культуры РСФСР в 1975–1990 гг.))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81722. Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 34.14 KB
  В поэзии Тютчева мир одухотворен очеловечен пребывает в вечном движении и развитии. Тютчев утверждает: Не то что мните вы природа: Не слепок не бездушный лик В ней есть душа в ней есть свобода В ней есть любовь в ней есть язык.
81723. Женские образы и средства их воплощения в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 33.27 KB
  Мелеховский двор – на самом краю хутора любовь героя удивительна небывала необычна для хутора – будто видели они как прокофий вечерами когда вянут зори на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Роман Тихий Дон это роман о мире человеческих страстей в центре которого любовь Аксиньи и Григория. Героям предстоит пройти через ужасы войны через разлуку и многие тяжкие грехи взять на себя но свою любовь они пронесут через всю жизнь потому что без их любви жизнь теряет смысл. Эта любовь трагична не только для Григория и...
81724. Тема русского бунта в произведениях отечественной литературе 32.18 KB
  Дубровский Глава 6 Пожар в Кистеневке эпизод Эпизод – начало стихийного крестьянского бунта возникшего от страстного желания крепостных Дубровских отомстить за барина и нежелания служить новому хозяину – Кирилле Троекурову которому по решению суда переходило имение Дубровских. Глава 7 появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям Грабительства одно другого замечательнее следовали одно за другим. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах все были уверены что он а никто другой...
81725. Природа и любовь в поэзии А. А. Фета 38.59 KB
  Ктото учит маленьких несмышленышей делающих первый в жизни шаг твердо стоять на ногах с трудом произносить первые слова. Нас восхищают слова поэта выражающие его огромную любовь к своей родине к ее необъятным просторам к ее тихим уголкам: Какое дикое ущелье Ко мне навстречу ключ бежит Он в дол спешит на новоселье. Травы цветы деревья болотца ручейки перелески зори грозы облака во всем открывает чародей слова живую душу всем поверяет свои заветные думы. Итак мир природы для Тютчева был тем неисчерпаемым источником...
81726. Путь исканий Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Смысл финала шолоховской эпопеи 32.97 KB
  Герои Шолохова – люди простые но незаурядные а Григорий не только храбр до отчаяния честен и совестлив. Влияние Чубатого Предчувствие беды ранение Григорий и его дети желание конца войны На стороне большевиков. 6 Разговор с Петром Злоба к большевикам Ссора с отцом изза награбленного Самовольный отъезд домой Красные у Мелеховых Пьянство мысли о смерти Григорий убивает матросов Разговор с дедом Гришакой и с Натальей Встреча с Аксиньей Книга четвертая ч. 7 Григорий в семье.
81727. Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики 19 века 31.14 KB
  Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. обратился к теме бесправного безмерно униженного и забитого маленького человека живущего своей внутренней жизнью в условиях грубо попирающих достоинство человека. И чтобы их раздобыть он идет на преступление под влиянием выдуманной теории о необыкновенных личностях Созданные писателем образы маленьких людей проникнуты духом протеста против социальной несправедливости против унижения человека и верой в его высокое призвание.
81728. Герои и тематика лирики Н. А. Некрасова 33.13 KB
  Особенно трудным для Н оказался конец 60 гг нравственный компромисс на который он пошел во имя спасения журнала вызвал упреки со всех сторон реакционная публика уличала поэта в корыстолюбии а духовные единомышленники в отступничестве Тяжелые переживания Н отразились в цикле так называемых покаянных стихов Ликует враг 1866 Умру я скоро 1867. Зачем меня на части рвете 1867 Однако эти стихи не вписываются в однозначное определение покаянных в них звучит мужественный голос поэта исполненный сложной внутренней борьбы не...
81729. Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 31.92 KB
  В романе слово черт употребляется около 60 раз. В романе подробно и образно описано окружение сатаны присутствует дьявольская атрибутика оборотни его свита ведьмы боров как верховое животное ведьмы разлагающиеся трупы гробы черная месса в которой искажается перевертывается Божественная литургия Он лишает людей голов разума. В романе нет героев способных подняться на духовную борьбу против него.
81730. Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики 19 века 32.94 KB
  Лермонтов Герой нашего времени В романе Л. но и многих молодых людей того времени: жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку Герой романа не всегда был циником скептиком духовно черствым человеком. Причину превращения Печорина в нравственного калеку автор видит в социальных условиях в которых воспитывался герой. И вот на страницах своего дневника герой приходит к страшному выводу: во мне душа испорчена светом Судьбу талантливого человека не нашедшего себе достойного применения в обществе его...