75938

Межнациональные отношения и миграционные процессы в РФ в начале ХХI века

Доклад

История и СИД

Однако сейчас в современной России безусловно одна из самых острых проблем – межнациональные отношения. По мнению эксперта фонда Карнеги Лилии Незамовой Сегодня многонациональность России дополняется и усложняется эффектами полиэтничности иммиграцией из бывших республик Советского Союза вьетнамской китайской афганской и др. Премьерминистр Дмитрий Медведев утвердил в августе федеральную целевую программу Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов...

Русский

2015-01-26

18.75 KB

1 чел.

Межнациональные отношения и миграционные процессы в РФ в начале ХХI века

Конституция РФ начинается со слов «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле..», а в ст.3 говорится, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Однако сейчас в современной России, безусловно, одна из самых острых проблем – межнациональные отношения. По мнению эксперта фонда Карнеги Лилии Незамовой - Сегодня многонациональность России дополняется и усложняется эффектами полиэтничности (иммиграцией из бывших республик Советского Союза, вьетнамской, китайской, афганской и др.). Особо обсуждаются темы межнациональных отношений, такие как темы экстремизма, фашизма, ксенофобии, радикальных молодежных организаций.

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в августе федеральную целевую программу "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России 2014-2020 годы".

В регионах усиливается местное, а в республиках еще этнорелигиозное самосознание. Нет ничего страшного, когда вектора общенациональной и местной идентичности однонаправленны. Но в России они зачастую не совпадают. Религиозная, например исламская, самоидентификация отнюдь не тождественна российской. Она существует самостоятельно и завязана скорее на процессы, происходящие в мировой исламской умме. Наибольший рост русского национализма наблюдается в южных регионах России, где изменения соотношения между большинством и меньшинством особенно заметны (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и даже в Оренбургской области есть такое). Серьезное влияние на рост ксенофобии в России оказали и продолжают оказывать две чеченские войны, теракты. Говоря о том, как трудно живется русским в национальных республиках, отмечают бесправное положение русских, которое усугубляется «ползучей оккупацией кавказцев и среднеазиатов». «Механизм ползучей оккупации» прост: некоренные инородцы создают в городах диаспоры, которые затем превращаются в мафиозные структуры и начинают захват власти, жилья, имущества и земельных участков коренных народов. Постепенно один этнос заменяется другим, коренные народы попадают под иго чужаков. Еще больше усиливает ксенофобские настроения появление на территории России большого количества вынужденных мигрантов, ставших естественными конкурентами местного населения в борьбе за ресурсы и минимальную социальную защиту. Эти настроения способствуют распространению мифа о захвате регионов, городов «азиатами» и «кавказцами».

Однако даже Куда более вызывающе выглядит агрессивная самоидентификация русских регионов, в том числе так называемых ресурсодобывающих. Уже не смотрится экзотикой сибирская идентичность, с ее лозунгом «хватит кормить Москву», под которым в 2012 году состоялся митинг в Новосибирске. Есть калининградская идентичность, есть дальневосточная, есть даже санкт-петербургская, которая, кстати, не совпадает с идентичностью членов кооператива «Озеро» (не все писать, конечно ))

Появление на политической карте мира государств ближнего зарубежья по отношению к России предопределило актуальность взаимодействия с ними. Канал взаимодействия постсоветских государств - в области миграции, которое трансформировалось из внутренней миграции между бывшими когда-то союзными республиками во внешнюю межгосударственную (привнеся и соответствующие проблемы). Миграционное законодательство в РФ постоянно совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие.

+ для повышения эффективности регулирования процессов внешней трудовой миграции важны двусторонние и многосторонние международные нормативные правовые документы в данной сфере (Соглашения, Договора).

Россия неоднократно пыталась реформировать миграционную политику, однако не смогла добиться ни существенного снижения нелегальной миграции, ни изменения трудовых потоков в пользу более квалифицированных мигрантов. Количество нелегальных трудовых мигрантов в стране оценивается в 3—5 миллионов человек, что как минимум в два раза превышает численность легально трудоустроенных иностранных граждан. Подавляющее большинство мигрантов сегодня — это низкоквалифицированные рабочие из стран СНГ, Турции, Китая и Вьетнама; доля высококвалифицированных специалистов остается незначительной и едва превышает 20 тыс. человек в год.

Принципиальная неспособность власти контролировать трудовую миграцию напрямую связана с особенностями российского миграционного режима на постсоветском пространстве. С одной стороны, РФ держит открытыми границы со странами СНГ, стимулируя региональную мобильность; с другой — ограничивает количество разрешений на работу для иностранных работников квотами, требует знания русского языка для занятия определенными видами деятельности, предусматривает суровое наказание для организаторов нелегального трудоустройства мигрантов и т.д.ограничивает возможности легального проживания и трудоустройства иностранных граждан, пытаясь тем самым компенсировать издержки от свободного перемещения

В числе первоочередных задач в сфере миграционной политики - госрегулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения.

Предпринималось немало попыток снизить уровень нелегальной миграции в России и повысить прозрачность и контролируемость миграционных потоков – посредством введения трудовых квот, «патентов» для самозанятых лиц, изменения правил регистрации и миграционного учета и пр. Однако принятые меры не оказали существенного воздействия на ситуацию. Экспертные оценки уровня теневой занятости мигрантов в России в 2013 г. фактически не отличаются от оценок начала 2000-х годов: количество нелегальных трудовых мигрантов оценивается в 3–5 млн человек, что, как минимум, в два раза превышает количество легальных иностранных работников.

С начала 2000х в структуре иммиграции произошли радикальные изменения. В отличие от семейной и более сбалансированной по профессиональному составу миграции 1990х годов, в миграционных потоках 2000х стали преобладать временные трудовые мигранты. Подавляющее большинство из них — это мужчины трудоспособного возраста, занятые на низкоквалифицированной работе в сферах строительства, торговли, промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Доля семей, желающих переехать в Россию, сократилась до минимума. Несмотря на льготы и финансовые поощрения, за 2007—2011 годы в рамках этой программы в РФ въехало на постоянное место жительства всего 68 тыс. человек. Незначительным был и приток высококвалифицированных мигрантов из развитых стран — вследствие как визовых барьеров, так и специфики росрынка труда. (можно посмотреть про плюсы мультикультурализма в России в сборнике Карнеги – надо отправлю, напишите только)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6737. Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами 29.04 KB
  Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. Цена сделки с идентичным товаром может быть принята в качестве определения таможенной стоимости только в том случае, если на момент определения таможенной стоимости товара...
6738. Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами 23.29 KB
  Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами. Под однородными товарами понимаются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенны...
6739. Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости 23.32 KB
  Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Рассмотренные выше методы ОТСТ базировались на цене сделки с ввозимыми, идентичными или однородными товарами. В случаях, когда первые три метода определения таможенной стоимости н...
6740. Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости 22.98 KB
  Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости. При применении метода ОТСТ на основе сложения стоимости в качестве основы для ОТСТ товара принимается расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения: расходов ...
6741. Резервный метод определения таможенной стоимости товаров 23.17 KB
  Резервный метод определения таможенной стоимости товаров. Если в силу, установленными правовыми актами, условий таможенная стоимость товаров не может быть определена в результате последовательного применения рассмотренных ранее методов определения т...
6742. Сущность тарифных льгот, их виды и критерии предоставления 25.35 KB
  Сущность тарифных льгот, их виды и критерии предоставления. Неотъемлемым атрибутом в современной практике внешнеторгового регулирования является предоставление в определенных случаях государством при перемещении товаров через государственную границу...
6743. Условия предоставления тарифных льгот при осуществлении поставок в страны Таможенного союза 28.51 KB
  Условия предоставления тарифных льгот при осуществлении поставок в страны Таможенного союза. Решением Меж Гос Совета Евра ЗэС от 27.11.2009 №18 о ЕТТР в ТС РБ, РК, РФ установлено, что с 01.01.2010 вступили в силу: Протокол о предоставлении тарифн...
6744. Преференции развивающимся и наименее развитым странам 25.31 KB
  Преференции развивающимся и наименее развитым странам. В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в рамках таможенного союза применяется Единая система тарифных преференций. Статьей 7 Соглашения о едином тамож...
6745. Сущность и основные виды нетарифных ограничений 29.44 KB
  Сущность и основные виды нетарифных ограничений. Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее ...