75938

Межнациональные отношения и миграционные процессы в РФ в начале ХХI века

Доклад

История и СИД

Однако сейчас в современной России безусловно одна из самых острых проблем – межнациональные отношения. По мнению эксперта фонда Карнеги Лилии Незамовой Сегодня многонациональность России дополняется и усложняется эффектами полиэтничности иммиграцией из бывших республик Советского Союза вьетнамской китайской афганской и др. Премьерминистр Дмитрий Медведев утвердил в августе федеральную целевую программу Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов...

Русский

2015-01-26

18.75 KB

1 чел.

Межнациональные отношения и миграционные процессы в РФ в начале ХХI века

Конституция РФ начинается со слов «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле..», а в ст.3 говорится, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Однако сейчас в современной России, безусловно, одна из самых острых проблем – межнациональные отношения. По мнению эксперта фонда Карнеги Лилии Незамовой - Сегодня многонациональность России дополняется и усложняется эффектами полиэтничности (иммиграцией из бывших республик Советского Союза, вьетнамской, китайской, афганской и др.). Особо обсуждаются темы межнациональных отношений, такие как темы экстремизма, фашизма, ксенофобии, радикальных молодежных организаций.

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в августе федеральную целевую программу "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России 2014-2020 годы".

В регионах усиливается местное, а в республиках еще этнорелигиозное самосознание. Нет ничего страшного, когда вектора общенациональной и местной идентичности однонаправленны. Но в России они зачастую не совпадают. Религиозная, например исламская, самоидентификация отнюдь не тождественна российской. Она существует самостоятельно и завязана скорее на процессы, происходящие в мировой исламской умме. Наибольший рост русского национализма наблюдается в южных регионах России, где изменения соотношения между большинством и меньшинством особенно заметны (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и даже в Оренбургской области есть такое). Серьезное влияние на рост ксенофобии в России оказали и продолжают оказывать две чеченские войны, теракты. Говоря о том, как трудно живется русским в национальных республиках, отмечают бесправное положение русских, которое усугубляется «ползучей оккупацией кавказцев и среднеазиатов». «Механизм ползучей оккупации» прост: некоренные инородцы создают в городах диаспоры, которые затем превращаются в мафиозные структуры и начинают захват власти, жилья, имущества и земельных участков коренных народов. Постепенно один этнос заменяется другим, коренные народы попадают под иго чужаков. Еще больше усиливает ксенофобские настроения появление на территории России большого количества вынужденных мигрантов, ставших естественными конкурентами местного населения в борьбе за ресурсы и минимальную социальную защиту. Эти настроения способствуют распространению мифа о захвате регионов, городов «азиатами» и «кавказцами».

Однако даже Куда более вызывающе выглядит агрессивная самоидентификация русских регионов, в том числе так называемых ресурсодобывающих. Уже не смотрится экзотикой сибирская идентичность, с ее лозунгом «хватит кормить Москву», под которым в 2012 году состоялся митинг в Новосибирске. Есть калининградская идентичность, есть дальневосточная, есть даже санкт-петербургская, которая, кстати, не совпадает с идентичностью членов кооператива «Озеро» (не все писать, конечно ))

Появление на политической карте мира государств ближнего зарубежья по отношению к России предопределило актуальность взаимодействия с ними. Канал взаимодействия постсоветских государств - в области миграции, которое трансформировалось из внутренней миграции между бывшими когда-то союзными республиками во внешнюю межгосударственную (привнеся и соответствующие проблемы). Миграционное законодательство в РФ постоянно совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие.

+ для повышения эффективности регулирования процессов внешней трудовой миграции важны двусторонние и многосторонние международные нормативные правовые документы в данной сфере (Соглашения, Договора).

Россия неоднократно пыталась реформировать миграционную политику, однако не смогла добиться ни существенного снижения нелегальной миграции, ни изменения трудовых потоков в пользу более квалифицированных мигрантов. Количество нелегальных трудовых мигрантов в стране оценивается в 3—5 миллионов человек, что как минимум в два раза превышает численность легально трудоустроенных иностранных граждан. Подавляющее большинство мигрантов сегодня — это низкоквалифицированные рабочие из стран СНГ, Турции, Китая и Вьетнама; доля высококвалифицированных специалистов остается незначительной и едва превышает 20 тыс. человек в год.

Принципиальная неспособность власти контролировать трудовую миграцию напрямую связана с особенностями российского миграционного режима на постсоветском пространстве. С одной стороны, РФ держит открытыми границы со странами СНГ, стимулируя региональную мобильность; с другой — ограничивает количество разрешений на работу для иностранных работников квотами, требует знания русского языка для занятия определенными видами деятельности, предусматривает суровое наказание для организаторов нелегального трудоустройства мигрантов и т.д.ограничивает возможности легального проживания и трудоустройства иностранных граждан, пытаясь тем самым компенсировать издержки от свободного перемещения

В числе первоочередных задач в сфере миграционной политики - госрегулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения.

Предпринималось немало попыток снизить уровень нелегальной миграции в России и повысить прозрачность и контролируемость миграционных потоков – посредством введения трудовых квот, «патентов» для самозанятых лиц, изменения правил регистрации и миграционного учета и пр. Однако принятые меры не оказали существенного воздействия на ситуацию. Экспертные оценки уровня теневой занятости мигрантов в России в 2013 г. фактически не отличаются от оценок начала 2000-х годов: количество нелегальных трудовых мигрантов оценивается в 3–5 млн человек, что, как минимум, в два раза превышает количество легальных иностранных работников.

С начала 2000х в структуре иммиграции произошли радикальные изменения. В отличие от семейной и более сбалансированной по профессиональному составу миграции 1990х годов, в миграционных потоках 2000х стали преобладать временные трудовые мигранты. Подавляющее большинство из них — это мужчины трудоспособного возраста, занятые на низкоквалифицированной работе в сферах строительства, торговли, промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Доля семей, желающих переехать в Россию, сократилась до минимума. Несмотря на льготы и финансовые поощрения, за 2007—2011 годы в рамках этой программы в РФ въехало на постоянное место жительства всего 68 тыс. человек. Незначительным был и приток высококвалифицированных мигрантов из развитых стран — вследствие как визовых барьеров, так и специфики росрынка труда. (можно посмотреть про плюсы мультикультурализма в России в сборнике Карнеги – надо отправлю, напишите только)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80276. ОБОЛОНКА LabVIEW 82 KB
  ВСТУП LbVIEW Lbortory Virtul Instrument Engineering Workbench – Середовище розробки лабораторних віртуальних приладів додаток розробки програми дуже схожий на C або Бейсик або NI LbWindows. Однак LbVIEW відрізняється від тих додатків в одному важливому відношенні. Інші системи програмування використовують: текстово засновані мови щоб створити рядок програми програмний код у той час як LbVIEW використовує графічну мову програмування GДжей щоб створювати програми у формі блоксхеми алгоритм створюється в графічній іконній...
80277. ПАЛІТРИ LABVIEW 86 KB
  Зображення елементів Палітри Інструментів Tools та пояснення щодо їх використання Інструмент керування. Використовується для роботи з передньою панеллю керування й індикаторами. Палітра керування Controls Палітра керування призначена для відтворення передньої панелі віртуального приладу.
80278. Палітра Функції - Functions 72 KB
  Палітра Функції Functions За допомогою палітри Функції – Functions. Якщо палітра Функції Functions не відображена на екрані необхідно викликати палітру вибравши рядок Показати палітру Функції Show Functions Plette у меню Вікна Windows. Палітра Функції Functions може бути пришпилена до робочого стола за допомогою кнопки в лівому куті палітри або прибрана кнопкою хрестик . Палітра Функції Functions доступна тільки якщо активно вікно Діаграма Digrm.
80281. ПРОЕКТУВАННЯ ВІРТУАЛЬНОГО ПРИЛАДУ ДОСДІДЖЕННЯ ТЕМПЕРАТУРИ 395 KB
  Усі середовища складаються з атомів і молекул. Молекули знаходяться у хаотичному русі. При великій кількості часток у системі (вуглеводневі енергоносії, гірські породи, водні середовища) нема змоги детально описати поведінку кожної окремої часточки. Однак загальні риси поведінки системи в цілому є опосередкованим відображенням руху окремих часточок
80282. Методи оцінки і аналізу тіньової економічної діяльності в сфері підприємництва 123.5 KB
  Однією з причин перманентної економічної кризи в якій перебуває Україна є безпрецедентні розміри тінізації та криміналізації її економіки. Необхідно виробити нові підходи у протидії тонізації та криміналізації економіки. Безпосередні фрагментарні дослідження іллегального сектору полягають у визначенні розмірів тіньової економіки у конкретному секторі наприклад у виробництві товарів і послуг у розрізі асортиментних позицій у обміні валюти з урахуванням кількості офіційних пунктів обміну банків туристичних агентств реального курсу...
80283. Удосконалення управління процесами детінізації економічної діяльності 140.5 KB
  Роль і функції держави у зниженні тіньової економічної діяльності в Україні. Механізми запобігання розвитку тіньової економічної діяльності у сфері фінансово грошових відносин. Основні принципи розроблення комплексу заходів запобіжного характеру спрямованих на зниження рівня тіньової економічної діяльності. Методологічні підходи до визначення послідовності реалізації заходів спрямованих на запобігання розвитку тіньової економіки.
80284. Особливості розвитку тіньової економіки в України 65.5 KB
  Тіньовий ринок тіньова економіка істотно впливають на всі сторони економічної діяльності на політичне і суспільне життя кожної країни. Вже на такому рівні вплив державно нерегульованих факторів стає настільки відчутним що суперечності між легальним і тіньовим секторами спостерігаються практично в усіх сферах життєдіяльності суспільства. Труднощі які виникають в результаті внутрішньої неузгодженості регуляторноправового механізму та безсистемної беззмістовної зміни концептуальних орієнтирів розвитку економіки створюють необґрунтовані...