75940

Наследие Российской империи и современная внешняя политика Российской Федерации

Доклад

История и СИД

Postimperium как внутренний социальный и политический порядок означает что при доминировании новых начал в экономической и политической жизни России рынок большая открытость в политике предполагающей существование не зависимых от государства акторов она ограничивается институтами и традициями почерпнутыми из имперского прошлого. Зато правящие слои хотят быть глубоко интегрированными по разным линиям деловой в области престижного потребления образования в мировую капиталистическую элиту но при этом внутри России играть по...

Русский

2015-01-26

16.67 KB

0 чел.

Наследие Российской империи и современная внешняя политика Российской Федерации.

Post-imperium как внутренний социальный и политический порядок означает, что при доминировании новых начал в экономической и политической жизни России (рынок, большая открытость в политике, предполагающей существование не зависимых от государства акторов) она ограничивается институтами и традициями, почерпнутыми из имперского прошлого. Власть носит цезаристский и политически нерасчлененный характер, что находит одобрение у значительной части населения. Конкуренция в политике и экономике жестко сдерживается. А правящие элиты обладают многочисленными привилегиями, их господство по-прежнему базируется на монополизме и широком использовании инструментов административного контроля.

Такое положение российские элиты вполне устраивает: по большому счету они не хотели бы что-то менять ни в политическом строе страны, ни в ее экономике. Зато правящие слои хотят быть глубоко интегрированными по разным линиям (деловой, в области престижного потребления, образования) в мировую капиталистическую элиту, но при этом внутри России играть по собственным правилам, которые они сами и установили.

Будучи по сути постимперской, эта политика одновременно призвана поддерживать устойчивость постимперского порядка внутри страны. С точки зрения нынешних отечественных элит, восстановление империи не нужно РФ. Отчасти поэтому, отмечает автор (Д. В. Тренин.), Россия уже никогда не сможет и не будет империей. В отличие от имперского прошлого нынешняя Российская Федерация даже не пытается навязать окружающему миру свои ценности и свой «проект будущего». Российское руководство вполне в духе времени не стремится к установлению контроля над территориями сопредельных стран, поскольку властные элиты постимперской России нашли менее затратные и более выгодные способы реализации своих интересов, в том числе и материальных. Но вместе с тем оно ревниво относится к попыткам иных глобальных игроков расширить свое присутствие на постсоветском пространстве и даже объявляет расположенные на нем государства зоной своих привилегированных интересов.

Согласно Конституции нашей страны она является федерацией, но на самом деле - унитарное государство. Однако отдельные национальные республики в составе РФ, руководство которых в силу различных причин получило от федеральной власти существенные льготы и привилегии, обладают значительной автономией, в том числе и специфическим правовым пространством (Чечня, Дагестан). И это сближает современную Россию с прежней Российской империей, где наиболее активные в политическом отношении этносы добивались для себя значительной самостоятельности (Финляндия, Польша в первой трети XIX века), а некоторые образования и вовсе имели статус протектората с особым внутриполитическим порядком (Бухарский эмират, Хивинское ханство). Но при наличии таких «по-особому» управляющихся территорий в составе Российской Федерации ее руководство продолжает в качестве одной из важнейших ставить задачу формирования единой гражданской нации. Очевидно, что здесь политическое целеполагание вступает в конфликт с практикой.

Также Кремль, создавая свой анти-Запад, обращается к поддержке Русской православной церкви. Налицо стремление государства при помощи церкви, которая стала государственным институтом, проповедовать обществу моральные и политические императивы означает движение в сторону государственного контроля не только за политикой, но и за частной жизнью граждан.

Наконец, еще одной составляющей стратегии Кремля является превращение внешней политики в важнейший инструмент выживания Русской матрицы. Внешняя политика должна помочь Кремлю воссоздать державничество, которое в ситуации исчерпания внутриполитических ресурсов рассматривается как основа консолидации общества вокруг власти. Новое державничество, если судить по риторике Кремля и его пропагандистов, заключается в требованиях пересмотреть правила игры, возникшие после распада СССР. Недаром Путин напоминает о Венском конгрессе 1815 г. и ялтинских соглашениях 1945 г., которые «обеспечили долгий мир». Мы видим стремление Кремля обосновать «новую Ялту» и обеспечить не только воссоздание «сфер влияния» в бывшем советском пространстве, но и возвращение к активной роли России в других регионах мира. Собственно, стремясь сохранить статус-кво внутри России, который бы гарантировал продление власти нынешней правящей группы в бесконечность, власть фактически делает Россию «ревизионистом», если речь идет о мировом порядке.

даже не знаю, что еще можно писать….материал с сайта Фонда Карнеги.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65090. Караунасы-никудерийцы и их роль в чагатайской истории 63.5 KB
  Никудерийцы и Дувахан Согласно завещанию Чингизхана улус его сына Чагатая распространялся от уйгурских земель на востоке до Амударьи на западе а на юге имел пределом индийские владения. После поражения Боракхана и подчинения ильханами дома...
65091. Клад серебряных монет первой четверти XV в. из Туркмении 88 KB
  Осенью 1997 г. в Москву были привезены для продажи коллекционерам 350 серебряных монет из большого клада, найденного незадолго до того в северной части Туркменистана. Владелец А.Алиев сообщил, что точное место находки ему неизвестно...
65093. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ МОНЕТ: НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА? 137.5 KB
  Но если монеты античной Греции Рима эллинистического Востока обычно ассоциируются с прекрасными портретами конными экипажами образами богов и богинь то традиционно оформленные дирхемы и динары Арабского халифата а после его распада монеты многих его идеологических преемников...
65096. Клад из с. Новая Казанка Уральской области 159 KB
  Монетный состав клада, несмотря на его скромные размеры, довольно необычен и представляет научный интерес даже в таком составе. Монетные дворы, представленные в комплексе — Сарай ал-Махруса, Мохша, Сарай, Хорезм, Сарай ал-Джадид...
65097. «Железные псы» Батуидов (Шибан и его потомки в войнах XIII в.) 617 KB
  Согласно Рашид ад Дину и более поздним зависимым от него источникам Шибан 5 был пятым сыном Джучи Рашид ад Дин 1960 С. Старше Шибана по Рашид адДину были Орда Бату Берке и Беркечар. Несмотря на то что Рашид адДин в генеалогии Джучидов позиционирует Шибана пятым сыном...