75943

Осуществление процесса приватизации, дискуссии вокруг этого явления

Доклад

История и СИД

Если пакет Филиппова был ориентирован на сочетание различных форм приватизации инвестиционные вклады продажа акций госпредприятий конкурсы аукционы частичный выкуп и др. в течение 56 лет то пакет Малея значительно более жестко и детерминированно отдавал приоритет коллективной форме приватизации через т. Хронология: Первый этап или доваучерный 19891990 Выкуп арендного имущества; Создание национальных холдингов и спонтанной приватизации; Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное длительное преобразование...

Русский

2015-01-26

22.82 KB

0 чел.

Осуществление процесса приватизации, дискуссии вокруг этого явления.

 Приватизацияроцесс передачи имущества (земель, предприятий, жилищного фонда) из государственного (муниципального) фонда в частные руки. 

Приватизация в 1990-е годы стала массовым явлением на нескольких континентах. Этот процесс охватил как государства с переходной экономикой (страны Азии, Центральной и Восточной Европы, переходившие от плана к рынку), так и развивающиеся страны Латинской Америки и Азии, которые уже были частью глобального рынка и располагали значительной частной собственностью.

Приватизация в СССР.

Уже с начала 1991 года на базе пакета документов, подготовленного группой Г.Явлинского (ноябрь-декабрь 1990 г.), интенсивно разрабатывали приватизационные программы две рабочие группы: группа Комитетов Верховного Совета РСФСР (П.Филиппов) и группа Совета Министров РСФСР (М.Малей). Обе программы, в отличие от пакета Явлинского, предусматривали элемент бесплатной раздачи госсобственности в виде инвестиционных чеков (вкладов). Если пакет Филиппова был ориентирован на сочетание различных форм приватизации (инвестиционные вклады, продажа акций госпредприятий, конкурсы, аукционы, частичный выкуп и др.) в течение 5-6 лет, то пакет Малея значительно более жестко и детерминированно отдавал приоритет "коллективной" форме приватизации через т.н. "народные предприятия", причем одномоментно. Выбрали идею Филлипова, сохранив в тексте альтернативные варианты ряда статей, на которых настаивал Малей.

Хронология:

  1.  Первый этап или доваучерный (1989-1990)
  2.  Выкуп арендного имущества;
  3.  Создание национальных холдингов и спонтанной приватизации;

Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы. Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.

  1.  Принятие 3 июля 1991 г. первого закона в этой области -  "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"

Принятие базового пакета законов стало главным событием лета 1991 г. в области приватизации в РСФСР. Динамика приватизационного процесса в России в августе-декабре 1991 г. была обусловлена целым рядом факторов, главные из которых:

  1.  - реальный сдвиг экономических и политических полномочий от Центра к России после событий 19-22 августа;
  2.  - радикальные изменения в структуре и персоналиях исполни- тельной власти в России в ноябре;
  3.  - развитие (и даже интенсификация) процессов спонтанной приватизации в различных формах;
  4.  - отсутствие нормативных документов, детализирующих и упорядочивающих приватизационный процесс в соответствии с российским законодательством.
  5.  Второй этап (ваучерный) 1992-1994 гг.:
  6.  5 июля 1992 г. – новая редакция ТОГО закона, 11 июля – принятие Государственной программы приватизации, которая осуществлялась гос. комитетом по управлению имуществом, август - Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".
  7.  Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
  8.  Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
  9.  Третий этап (денежный) 1994-1997 гг.:

Планы:

  1.  добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки
  2.  увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. (с помощью залогов от акционеров)
  3.  приватизационные процессы замедлились;
  4.  Четвертый этап (точечный) 1997-2002 гг., некоторые по 1989 г. – этап совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
  5.  Основной закон : Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
  6.   Планирование приватизации отнесено к деятельности правительства РФ, которое отчитывается перед Госдумой;
  7.  Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
  8.  Современный этап:
  9.  приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
  10.  Август 2011 - правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компанийБ государство к 2017 г. сохранит в ряде компаний только "золотую акцию" (ОАО "Совкомфлот", ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"; ОАО "Банк ВТБ"; ОАО "Русгидро" и ОАО "НК Роснефть"

Поле для дискуссий
(до современного этапа, в Союзе):

  1.  социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации,
  2.  наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов),
  3.  недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий

Мнения о приватизации:

  1.  Довольно частное мнение в СМИ: приватизация 90-х годов в Российской Федерации была методом ограбления населения и итоги такой приватизации и перераспределения собственности незаконны и итоги ее требуют пересмотра. Все имущество, якобы принадлежащее народу, получил новый частный собственник, хозяин, а не тот самый народ.
  2.  Дело в зависти. На месте владельца предприятия, представим идеальные условия, что в СССР все были как будто равны, смог бы оказаться любой гражданин. Но, в условиях внезапно возникшей для большинства, рыночной экономики,  оказались лишь удачливые, смелые и хваткие, кто не побоялся рискнуть жизнью, здоровьем, личным имуществом, кто имел хотя бы ограниченный опыт работы в условиях открытого рынка. Естественно, что в подавляющем большинстве случаев, владельцами предприятий стали те же люди, что возглавляли предприятия и до приватизации - их советские директора и заведующие, партийные работники высшего звена. Как то не принято вспоминать, что каждый гражданин получил в личную собственность квартиры, дачи, дома, гаражи, земельные участки. Многие получили акции предприятий, на которых они работали, все получили приватизационные ваучеры. Умалчивается о том, что все это имущество тоже принадлежало всему народу, то бишь государству. Получается, что от приватизации выиграло подавляющее большинство граждан новообразованной Российской Федерации, а не только те, кто получил во владение заводы и пароходы! Больше всего выиграли от подобного метода приватизации рабочие и крестьяне, в относительном сравнении. Возможно, некоторым покажется, что все таки была некая несправедливость и те же москвичи, питерцы, новосибирцы, жители других крупных городов РФ получили имущество, квартиры, дачи, которые стоят теперь сотни тысяч долларов, а жители провинциальных городков и поселков лишь имущество, которое стоит тысячи долларов, но будем справедливы, они и приложили больше усилий, затратили больше денег в конце концов, чтобы стать жителями мегаполисов, они не сидели на месте даже при СССР, а стремились к лучшей жизни, и при СССР уже имея в разы больше, чем жители провинции. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76390. Конституционный Суд РФ. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации 57 KB
  Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда...
76392. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты 42 KB
  Это общественные отношения урегулированные нормами конституционного права содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей предусмотренных конкретными нормами. Специфика конституционноправовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: 1 конституционноправовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений составляющих предмет конституционного права; 2 конституционноправовым отношениям свойствен особый субъектный состав:...
76394. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды 51 KB
  От норм других отраслей права конституционноправовые нормы отличаются: своим содержанием зависящим от той сферы общественных отношений на регулирование которых эти нормы направлены; источниками в которых они выражены. Основополагающие наиболее значимые нормы содержатся в особом акте обладающем высшей юридической силой во всей системе права в Конституции РФ; своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше чем в других отраслях общерегулятивных норм. Это нормыпринципы нормыдефиниции нормызадачи.
76395. Конституционно-правовая ответственность 35 KB
  Конституционно правовая ответственность. Конституционноправовая ответственность– обязанность субъекта правоотношения гражданина органа власти должностного лица претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий бездействий установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами. Как и любая другая юридическая ответственность конституционноправовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. 29 устанавливается...
76396. Источники конституционного права как отрасли права 46 KB
  Следует выделить нормативные правовые акты действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования. Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Законы и иные правовые акты принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции ст. К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации 1997 г.
76397. Конституция Российской Федерации 32.5 KB
  Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем: 1 Конституция принимается народом или от имени народа она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме который является высшим непосредственным выражением власти народа; 2 конституционные нормы имеют учредительный характер...