75947

Практика осуществления принципа свободы слова в РФ. Политика в сфере СМИ и коммуникаций

Доклад

История и СИД

К сожалению на современном этапе развития российского общества проблема ответственности средств массовой информации приобрела особое значение. В существующих условиях обострения политической борьбы сложных межнациональных отношений деградации нравственных ценностей дестабилизация социально-политической обстановки в стране инициирование недовольства населения действиями государственных органов и органов местного самоуправления негативное воздействие...

Русский

2015-01-26

16.51 KB

0 чел.

Практика осуществления принципа свободы слова в РФ. Политика в сфере СМИ и коммуникаций.

 Гарантируя свободу слова, ст. 29 Конституции Российской Федерации запрещает цензуру и закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция РФ определяет основной принцип такого соизмерения и устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17). Одновременно государство принимает на себя обязательства по защите (в том числе судебной) прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 45, 46). К сожалению, на современном этапе развития российского общества проблема ответственности средств массовой информации приобрела особое значение. В существующих условиях обострения политической борьбы, сложных межнациональных отношений, деградации нравственных ценностей дестабилизация социально-политической обстановки в стране инициирование недовольства населения действиями государственных органов и органов местного самоуправления, негативное воздействие на духовную сферу, продуцируемые посредством распространения массовой информации, имеют вполне реальные проявления. Становится все более очевидно, что концепция демократического (свободного и неконтролируемого) потока информации работает, в том числе, и на интересы радикальных экстремистских организаций. На фоне ослабления основных социальных институтов деструктивное влияние СМИ все более приобретает контуры угрозы национальной безопасности. Более того, в современной России, как и в зарубежных странах, существует устойчивая тенденция использования СМИ в частных интересах отдельных политических сил для манипулирования общественным мнением, пропаганды идей экстремизма и терроризма, разложения духовных основ общества. Влияние СМИ на формирование общественного мнения, общественной нравственности и на всю систему общественных отношений является настолько сильным, что, в условиях отсутствия эффективного правового регулирования, это часто приводит к нарушениям прав и интересов личности, общества и государства. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации совершенствование законодательства в части конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина, введение запрета на использование электронных СМИ для распространения программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение, отнесено к числу основных направлений обеспечения информационной безопасности страны в сфере духовной жизни общества. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в правовом, организационном и технологическом отношении сфера распространения массовой информации является одним из наименее защищенных сегментов российского общества. Современное состояние законодательного регулирования соответствующих общественных отношений, и особенно их правовых ограничений в Российской Федерации, нельзя признать удовлетворительным, поскольку оно не позволяет эффективно предотвращать и пресекать многие формы злоупотребления свободой массовой информации.

 Исходя из анализа российских правовых актов, можно сделать вывод об односторонности и неполноте закрепленного в Законе РФ «О средствах массовой информации» определения понятия свободы массовой информации, которое в должной мере не отражает конституционно обоснованную необходимость соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. Представляется, что ст. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» должна быть дополнена положением о том, что ограничения в поиске, получении, производстве и распространении массовой информации устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а также в иных конституционно обоснованных целях. Следует отметить, что эффективные правовые ограничения свободы массовой информации выступают необходимым условием реализации свободы массовой информации, без которых невозможно обеспечить защиту в данной сфере общественных отношений конституционных ценностей, включая основные права человека и гражданина. Действующие правовые системы предусматривают ограничения общего характера. К ним относятся запреты на распространение массовой информации, призывающей к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности государства, подрыву его безопасности и обороны, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Необходимо также обратить внимание на процесс трансформации содержания ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации». Если действующая в настоящий момент редакция закона предусматривает запрет на распространение экстремистских материалов, то предыдущий вариант нормы налагал запрет на использование средств массовой информации для осуществления экстремисткой деятельности, т.е. не допускал не только распространения экстремистских материалов, но и поиска, получения и производства соответствующей массовой информации, устанавливая более широкие ограничения для осуществления свободы слова. С учетом ранее сказанного представляется, что предшествующая редакция закона в большей степени способствовала недопущению злоупотребления свободой слова.