75955

РФ и постсоветское пространство – состояние отношений и основные задачи

Доклад

История и СИД

Интеграция в рамках СНГ стала приоритетным проектом в условиях глобального кризиса 20082009 гг. В новой версии Концепции внешней политики РФ прописано что Приоритетными направлениями развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами участниками СНГ дальнейшее укрепление СНГ основы углубления регионального взаимодействия его участников имеющих не только общее историческое наследие но и обширный потенциал интеграции в различных сферах. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств ...

Русский

2015-01-26

22.28 KB

1 чел.

РФ и постсоветское пространство – состояние отношений и основные задачи.

Интеграция в рамках СНГ стала приоритетным проектом в условиях глобального кризиса 2008–2009 гг. и крупных геополитических сдвигов сразу в нескольких регионах — Европе, Ближнем и Среднем Востоке, АТР. В этих условиях российское руководство взяло курс на самоусиление Российской Федерации. В 2009 г. В. Путин принял решение ускорить создание Таможенного союза Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии, а в 2011 г. он же выдвинул идею Евразийского союза. С 2012 г. формально действует Единое экономическое пространство трех стран.

В новой версии Концепции внешней политики РФ прописано, что Приоритетными направлениями - развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ, дальнейшее укрепление СНГ - основы углубления регионального взаимодействия его участников, имеющих не только общее историческое наследие, но и обширный потенциал интеграции в различных сферах(42). Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, стремясь к интенсификации интеграционных процессов на пространстве Содружества. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества(43). Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза, призванного максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств. Россия намерена «активно поддерживать процесс евразийской эконом.интеграции, реализуя совместно с Белоруссией и Казахстаном задачу преобразования ЕврАзЭС и формирования Евразийского экономического союза, содействовать привлечению к этой работе других государств - членов ЕврАзЭС, способствовать укреплению Евразийской экономической комиссии как единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства. Оговаривается конкретно роль Украины -  Россия будет выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам. Сказано, что  Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона, при учете политических реалий, сложившихся в Закавказье. (фонд Карнеги говорит, что Абхазия и Южная Осетия уже давно фактически интегрированы в экономическое пространство РФ, но их международный статус останется ущербным до тех пор, пока не произойдет полномасштабное мирное урегулирование с Грузией. Пока Сухум и Цхинвал — с помощью Москвы — добились лишь независимости от Грузии. Сама Грузия, выйдя в 2009 г. из СНГ, в орбиту Москвы уже не вернется — на этот счет есть консенсус внутри грузинского общества. Особняком будет по-прежнему стоять Азербайджан, опирающийся на собственные углеводородные богатства. Бедная ресурсами Армения, не имея общей границы с Россией, также останется за пределами интеграционного пространства. Расширение этого пространства в Центральной Азии возможно в направлении Киргизии и Таджикистана. Если будет принято политическое решение в Москве и среднеазиатских столицах, членство этих стран в Таможенном союзе может быть оформлено сравнительно быстро. Вместе с тем для полноценного участия в процессе экономической интеграции Киргизии и особенно Таджикистану предстоит пройти долгий и трудный путь).

Эксперты РСМД говорят, что основные приоритеты России на 2012–2018 гг. в отношении интеграционного ядра СНГ можно сформулировать следующим образом:

  1.  создать функционирующий Евразийский общий рынок с участием России, Казахстана и Белоруссии;
  2.  создать основы Евразийской финансовой системы;
  3.  формировать общее гуманитарное (в первую очередь, научно-образовательное и культурное) пространство трех стран.

Интеграционное ядро СНГ (Россия, Казахстан, Белоруссия) не изолировано от других государств Содружества. Более широкое объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — может стать основой для реально действующей зоны свободной торговли; СНГ в полном составе способно обеспечить свободу передвижения без виз и тесное культурное, образовательное сотрудничество. В связи с этим представляется нецелесообразным сворачивать работу СНГ. Важная задача на ближайшие годы — развитие общих финансовых институтов зоны СНГ (существующие, но недокапитализированные Евразийский банк развития и  Антикризисный фонд ЕврАзЭС, планируемое Бюро технического содействия СНГ). Эти институты могли бы заместить практику скрытого дотирования большинства стран СНГ Россией, повысить эффективность и  оперативность нашей экономической политики на постсоветском пространстве. При этом Россия как основной донор этих институтов должна сохранить за собой рычаги влияния и контроль над распределением средств.

(фонд Карнеги. все по статье Дмитрий Тренина (он уже где-то фигурировал в разбираемых статьях на семинаре, так что думаю уместно на него ссылаться, вся статья по ссылке выше. Проглядеть думаю можно и название говорящее - Отношения России и стран СНГ. Перспектива 2020) Экономическая интеграция стран СНГ реальна и уже происходит. Казахстан и Белоруссия получают возможность выхода на рос.рынок, объем которого в 8–15 раз превосходит их нац.рынки. Россия также получает некоторые существенные преимущества благодаря доступу к активам на территории стран-партнеров. В 2010-е годы интеграция в сфере экономики может реализоваться в формате Общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы России, Казахстана и Белоруссии. Путь от Таможенного союза к Единому экономическому пространству и далее — к Общему рынку выглядит логичным и практически осуществимым. Евразийского экономического союза - необходимо иметь в виду, что подлинный эконом.союз невозможен без союза полит. Но полит. объединение в обозримой перспективе нереально, «экономический союз», подобно российско-белорусскому «союзному государству» или ЕврАзЭС, может быть политическим лозунгом без достаточного наполнения.

Пространство реальной экономической интеграции в 2010-е годы будет по-прежнему Россию, Белоруссию и Казахстан. Проект присоединения Украины сопряжен с серьезными проблемами. Россия будет продолжать усилия по привлечению Украины в Таможенный союз, в дальнейшем — в Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз. Но Украинские элиты и значительная часть общества осознают, что слишком тесная эконом. интеграция с Россией может привести к фактическому свертыванию украинского национального проекта

Основные проблемы безопасности России на постсоветском пространстве будут сосредоточены на южном направлении — в субрегионе Центральной Азии и  в  меньшей степени Южного Кавказа. В Концепции прописано, что «В качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Сохраняется актуальность дальнейшей трансформации ОДКБ в универсальную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам. Однако эксперты РСМД скептически относятся к  ОДКБ, считая, что она остается аморфной организацией, стремящейся одновременно выполнять целый набор разнообразных и не всегда сочетающихся функций. Необходимы меры по совершенствованию военного потенциала ОДКБ, модернизации Коллективных сил быстрого развертывания, приданию им дополнительного потенциала. Не менее важна задача выведения на новый уровень военно-технического и  военно-экономического сотрудничества государств-членов ОДКБ. Качественного улучшения требуют механизмы координации и взаимодействия вооруженных сил и спецслужб стран-участниц. Считают, что целесообразно продолжать усилия по активизации диалога ОДКБ — НАТО. Перспектива вывода из Афганистана вооруженных сил США и их союзников в 2014 г. повысит необходимость таких контактов. В плане оптимизации взаимодействия ОДКБ с другими организациями на постсоветском пространстве желательно упразднить параллелизм организаций, где лидирующую роль играет Россия (ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС), таким образом, чтобы все функции военно-политической координации перешли из структур СНГ в структуры ОДКБ. В настоящее время функционал ОДКБ и  ШОС должным образом не разграничен. Не исключена возможность дальнейшего расширения функций ШОС и  соответствующей маргинализации ОДКБ, что вряд ли отвечает в  полной мере российским интересам.

Относительно ОДКБ фонд Карнеги придерживается такой точки зрения: Не имеет принципиального значения вопрос о признании ОДКБ со стороны НАТО, чего неустанно добивается Москва. Главная задача ОДКБ — превратиться в действенный региональный союз безопасности XXI в. Для этого организация должна стать реальным, а не ритуальным приоритетом для Москвы; для этого сама Москва должна научиться выстраивать равноправные отношения в чувствительной сфере с недавними окраинными провинциями; для этого союзники Москвы должны проявить готовность к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности с Россией и друг с другом.

Гуманитарная область — сфера применения российской «мягкой силы». Пространство СНГ — и, шире, все бывшее пространство СССР — представляет собой наиболее удобную площадку для реализации сравнительных преимуществ России в этой области. Русский язык, русская культура — в том числе массовая культура — являются традиционными инструментами российской «мягкой силы». Несмотря на существенные потери в степени распространения русского языка и русской культуры, эти факторы в 2010-е годы будут сохранять существенное значение. Решающую роль будет играть способность России в 2010-е годы стать лидером среди постсоветских стран в таких областях, как экономическое развитие, образование, наука и техника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62112. Повторение на уроках истории в дореволюционной школе 42.49 KB
  Необходимо постоянное классное повторение ил урока в урок всего самого первостепенного самого существенного что позволит ученикам видеть в истории нечто целое. Повторение это не механическое воспроизведение изученного...
62113. Позакласна робота з інформатики 36.59 KB
  Можна виділити основні вимоги до організації позакласної роботи в школі: залучення до позакласної діяльності учнів з урахуванням їхніх інтересів і здібностей; органічна єдність навчальної і позакласної діяльності...
62116. Анализ финансовой отчетности. Методические рекомендации 89.96 KB
  Признаки хорошего баланса: 1 валюта баланса в конце отчетного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода; 2 темпы прироста оборотных активов должны быть выше чем темпы прироста внеоборотных активов; 3 собственный капитал предприятия должен...
62117. Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.) 30 KB
  Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии работа с термином государство доклады дискуссия. Социальная структура общества доклады работа с источником...
62119. Методы отказа от курения. Выявление степени никотиновой зависимости (тест Фагестрема), мотивации к отказу от курения, мотивации к курению (тест Хорна) 40.47 KB
  Табакокурение является одной из самых распространенных и значительных бытовых вредностей, а табачная интоксикация является одним из этиологических факторов большого числа расстройств и заболеваний...