75960

Становление современного российского парламентаризма. Думские выборы 1993 и 1995 годов: сравнительный анализ

Доклад

История и СИД

Утвердившийся в 1917 году коммунистический строй на 70 лет прервал формирование в нашей стране демократических институтов, пресек развитие парламентаризма. И все же ростки политической демократии и парламентаризма не были полностью искоренены...

Русский

2015-01-26

22.11 KB

2 чел.

Становление современного российского парламентаризма. Думские выборы 1993 и 1995 годов: сравнительный анализ.

Утвердившийся в 1917 году коммунистический строй на 70 лет прервал формирование в нашей стране демократических институтов, пресек развитие парламентаризма. И все же ростки политической демократии и парламентаризма не были полностью искоренены из российской почвы. Они пробили себе дорогу в ходе начавшегося на рубеже 80-х-90-х годов XX столетия процесса демократизации советской государственной системы. Сначала этот процесс шёл достаточно бурно, но мирно развивался в рамках съездов и Верховных Советов СССР и РСФСР. Однако в октябре 1993 года борьба между советской системой (которая, видимо, к этому времени исчерпала свой исторический ресурс) и демократическими силами вступила в фазу силового противостояния. Эти драматические события ускорили процесс формирования нового этапа российской государственности. Ее правовые основы закрепила Конституция Российской Федерации, утвержденная на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.     В современной практике отношений Государственной Думы с Президентом и Правительством существует достаточно высокий уровень согласия по ключевым направлениям государственной политики. Но это не исключает возможных разногласий по конкретным законопроектам. Это нормальное явление, полностью соответствующее практике современного парламентаризма во всех странах. Однако при этом принципиально важно подчеркнуть, что и Президент, и Правительство, и парламентское большинство Государственной Думы в своих взаимоотношениях остаются в рамках существующего конституционного поля. Таким образом сохраняется определенный баланс властей и их взаимный контроль над деятельностью друг друга. Президент постоянно требует, чтобы все действия федеральной исполнительной власти имели надежную законодательную основу, постоянно учитывает мнения как парламентского большинства, так и парламентской оппозиции.

Выборы 1993 года.

Первые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прошли 12 декабря 1993 г. Они проводились по Положению о выборах, утвержденному указами Президента Российской Федерации. Первый вариант Положения “О выборах депутатов Государственной Думы” был утвержден Указом Президента № 1400 от 21 сентября 1993 г.1 Затем 1 октября 1993 г. Указом № 1557 была утверждена уточненная редакция положения, которое стало называться “О выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году”2. Наконец, 6 ноября 1993 г. Указом № 18463 в положение были внесены изменения, в частности, изменялись правила признания выборов несостоявшимися. Федеральные списки выдвинули 35 избирательных объединений4. Однако из-за того что кампания была внезапной, крайне сжатой и фактически проходила в чрезвычайных условиях, успели собрать 100 тыс. подписей и были зарегистрированы только 13 списков. 14 избирательных объединений не представили на регистрацию подписные листы, 2 отозвали свои списки по собственной инициативе, 6 было отказано в регистрации. По результатам голосования преодолели 5%-ный барьер и были допущены к распределению мандатов 8 списков. В выборах приняли участие 58 187 755 избирателей, или 54,81% от числа зарегистрированных избирателей. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 46 809 532 голоса, что составило 87,07% от числа действительных голосов, или 44,09% от числа зарегистрированных избирателей. Положение о выборах разрешало, но не обязывало избирательные объединения разбивать свой список на региональные группы. Из 13 объединений разбили свой список только 6: “Выбор России”, Аграрная партия России, “Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин”, ПРЕС, “Гражданский союз” и “Будущее России – Новые Имена”. При этом Аграрная партия России и “Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин” сделали общефедеральные части своих списков столь большими (37 и 34, соответственно), что ни один кандидат из региональных групп мандатов не получил. У ПРЕС мандаты получили лишь три кандидата из региональной группы и только у “Выбора России” большая часть мандатов досталась кандидатам из региональных групп. В целом по партийным спискам было избрано 133 москвича, что составило 59% от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе. Существенной особенностью выборов 1993 г. было то, что, в соответствии с переходными положениями Конституции, принятой одновременно с избранием депутатов, члены Правительства России имели право на получение депутатских мандатов при сохранении ими постов в правительстве. Члены правительства были включены в списки трех избирательных объединений. Наибольшее число министров (8, в том числе возглавлявший список первый вице-премьер Е.Т. Гайдар и 3 вице-премьера) было в списке “Выбора России”, который в связи с этим воспринимался как “партия власти”6. Однако проправительственным был и список ПРЕС, возглавлявшийся вице-премьерами С.М. Шахраем и А.Н. Шохиным и включавший также министров юстиции и труда. В списке Аграрной партии России также был вице-премьер А.Х. Заверюха, хотя эта партия являлась скорее оппозиционной. Восемь прошедших в Думу объединений отражали в основном политический спектр России. Занявшая первое место ЛДПР аккумулировала голоса как “патриотического”, так и протестного электората. Левый фланг был поделен КПРФ и аграриями. Правительственные партии – “Выбор России” и ПРЕС – занимали соответственно правую и правоцентристскую ниши. Блок, возглавлявшийся Г.А. Явлинским (который уже тогда неофициально именовался “Яблоком”), представлял демократическую оппозицию с некоторым социал-демократическим уклоном. Демократическая партия России была в тот период скорее левоцентристской. Движение “Женщины России” занимало в основном центристские позиции, однако в ее электорате существенную роль играла протестная составляющая. Из объединений, оставшихся “за бортом”, наибольшее число голосов получили Российское движение демократических реформ и “Гражданский союз”9. Первое опиралось в основном на тот же электорат, что и “Яблоко”, второе – на тот же электорат, что и Демократическая партия России.

Выборы 1995 года.

Выборы, прошедшие 17 декабря 1995 г., проводились уже по федеральному закону, который был принят перед самым началом избирательной кампании10. Главным отличием системы, предусмотренной законом 1995 г., от системы, применявшейся на выборах 1993 г., был порядок разбиения списка на региональные группы. Такое разбиение стало обязательным, а общефедеральная часть списка была ограничена 12 кандидатами. Эти нормы появились в результате компромисса с противниками пропорциональной системы в Совете Федерации и Администрации Президента и были призваны устранить преобладание москвичей среди избранных депутатов. После выборов в печати высказывалось мнение, что норма “12 апостолов” оказалась препятствием на пути формирования крупных блоков и усилила фрагментацию политического спектра11. Число подписей избирателей, необходимое для регистрации списка кандидатов, было увеличено до 200 тыс. С учетом того, что кампания, в отличие от предыдущей, была заранее запланированной и сроки сбора подписей были существенно больше, такое увеличение не было чрезмерным и дискриминационным. Списки выдвинули 40 избирательных объединений и 29 избирательных блоков. Необходимое число подписей удалось собрать 43 (25 избирательным объединениям и 18 избирательным блокам)12. По результатам голосования оказалось, что 16 из них получили менее 200 тыс. голосов, т.е. заведомо меньше числа собранных ими подписей. В аутсайдеры выборов 1995 г. попали не только объединения и блоки с маловразумительными названиями типа “Дума–96” или “Поколения Рубежа” или даже с красивыми титулами, но без известных лидеров (“Межнациональный союз”, “Народный союз”, “Стабильная Россия”). Не добились успеха также объединения и блоки, возглавлявшиеся известными политиками С.М. Шахраем (ПРЕС), Г.Х. Поповым (блок “Социал-демократы”), К.Н. Боровым (Партия экономической свободы), Э.Э. Росселем (блок “Преображение Отечества”). В выборах участвовали 7 избирательных объединений, так или иначе связанных с объединениями и блоками, прошедшими в Думу первого созыва. Пять из них (Аграрная партия России, КПРФ, ЛДПР, ПРЕС, “Женщины России”) выступили в том же виде. Объединение “Яблоко” фактически являлось политическим преемником “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”, несмотря на то что формально образовавшие этот блок партии в объединение не вошли, а одна из них (Республиканская партия Российской Федерации) на выборах 1995 г. шла в составе другого избирательного блока. Блок “Демократический выбор России – Объединенные демократы” также можно считать политическим преемником блока “Выбор России”, хотя значительная часть политиков, выдвигавшаяся в 1993 г. от “Выбора России”, в этот раз баллотировалась по спискам других объединений и блоков (“Наш дом – Россия”, “Вперед, Россия!”, блок “Памфилова–Гуров–Владимир Лысенко”, “Общее дело”, Федерально-демократическое движение, “Христианско-демократический союз – Христиане России”). Впрочем, потери понесли и другие объединения. Кандидаты, входившие в 1993 г. в список ПРЕС, в 1995 г. оказались также в списках движения “Наш дом – Россия”, “Блока Ивана Рыбкина”, “Конгресса Русских Общин” и Партии любителей пива. Два депутата от ЛДПР вошли в 1995 г. в список движения “Держава”. Один из депутатов от КПРФ оказался в 1995 г. в списке “Межнационального союза”. Один из кандидатов, входивших в 1993 г. в список движения “Женщины России”, в 1995 г. баллотировался от Федерально-демократического движения. Тем не менее список движения “Женщины России” оказался наиболее консервативным: все 12 кандидатов, входившие в общефедеральную часть их списка в 1995 г., были в списке этого движения и в 1993 г., причем 9 из них – среди первых 12. У объединения “Яблоко” 10 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993 г. в список “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”. У ЛДПР и аграриев 8 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993 г. в списки этих партий. У КПРФ таких кандидатов оказалось только 4, у ПРЕС – только 3. В общефедеральной части списка блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы” было 6 кандидатов, входивших в 1993 г. в список блока “Выбор России”. Единственным объединением из прошедших в Думу первого созыва, которое не приняло участие в выборах 1995 г., оказалась Демократическая партия России. Ее лидер Н.И. Травкин, покинувший партию, баллотировался по списку движения “Наш дом – Россия”. Два других лидера, С.С. Говорухин и С.Ю. Глазьев, вошли в первые тройки списков “Блока Станислава Говорухина” и “Конгресса Русских Общин”, некоторые другие – в списки блока “Социал-демократы”, движений “Вперед, Россия!” и “Стабильная Россия”. Из пяти объединений и блоков, не прошедших в Думу первого созыва, в выборах 1995 г. участвовала лишь партия “Кедр” (преемница движения “Кедр”). В общефедеральной части ее списка было всего 3 кандидата, входивших в список движения в 1993 г. Кандидатов, входивших в 1993 г. в список Российского движения демократических реформ, можно было найти в 1995 г. во главе списка Партии самоуправления трудящихся, в списках блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы”, движения “Конгресс Русских Общин”, “Блока Ивана Рыбкина”, объединения “Мое Отечество” и блока “Социал-демократы”. Кандидаты, входившие в 1993 г. в список “Гражданского союза”, вошли в 1995 г. в первые тройки движения “Вперед, Россия!”, объединения “Мое Отечество”, “Блока Станислава Говорухина”, “Блока Ивана Рыбкина”, блоков “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и “Социал-демократы”, а также в список ПРЕС. Кандидатов, входивших в 1993 г. в список объединения “Достоинство и милосердие”, можно было найти в списках КПРФ, Аграрной партии России, блока “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и движения “Вперед, Россия!”. Кандидаты, входившие в 1993 г. в список блока “Будущее России – Новые Имена”, оказались в 1995 г. в списках “Блока Ивана Рыбкина” и блока “Социал-демократы”. В выборах приняли участие 69 614 839 избирателей или 64,76% от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняло участие 69 204 819 избирателей или 64,38%13. Пятипроцентный барьер удалось преодолеть лишь четырем спискам (все они были выдвинуты избирательными объединениями) – при том, что еще шесть избирательных объединений и блоков получили от 3,8 до 4,6%. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 34 947 069 голосов, что составило всего 50,50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 32,51% от числа зарегистрированных избирателей. Из четырех избирательных объединений, прошедших в Думу в 1995 г., три были представлены и в Думе первого созыва. Из “новичков” успеха добилось лишь движение “Наш дом – Россия”, которое возглавлялось Председателем Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдиным и список которого включал ряд депутатов Государственной Думы первого созыва. Из четырех объединений и блоков, представленных в Думе первого созыва, но не попавших в нее в 1995 г., три получили более 3% и лишь ПРЕС оказался среди аутсайдеров. Хотя четыре объединения, прошедшие в Думу второго созыва, представляли лишь около 50% избирателей, в целом они охватили большую часть политического спектра. КПРФ представляла “левое” крыло, ЛДПР – “патриотическое”, объединение “Яблоко” – “демократическое”, движение “Наш дом – Россия” занимало правоцентристские позиции. Лишь левоцентристская часть оказалась полностью лишенной представительства – при том, что относящиеся к ней объединения и блоки (Партия самоуправления трудящихся, блок “Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда”, “Блок Ивана Рыбкина”, объединение “Мое Отечество” и блок “Социал-демократы”) в сумме получили 7,5% голосов. На выборах 1995 г. впервые проявилось такое негативное явление, как отказ от получения мандата кандидатов, являвшихся “лицом” списка. У движения “Наш дом – Россия” от мандатов отказались занимавшие первое и второе места в списке Председатель Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин и актер и режиссер Н.С. Михалков. У КПРФ от мандата отказался занимавший в списке третье место председатель Законодательного собрания Кемеровской области А.М. Тулеев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71157. Коммерческие банки и их деятельность на примере ОАО АКБ «Иронбанк» 420.5 KB
  Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы.
71158. Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности 373 KB
  Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно,...
71159. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках математики с применением средств информационных и коммуникационных технологий 1.66 MB
  Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов. Функции универсальных учебных действий. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
71160. Структура и семантика терминологических словосочетаний по экономике в аналитической статье англоязычной прессы 407 KB
  Цель данного исследования выявить наиболее употребительные структурные модели терминологических словосочетаний по экономике в англоязычном газетном тексте установить закономерности их перевода на русский язык а также особенности их функционирования в текстах СМИ.
71162. Разработка предложений по повышению уровня кадрового потенциала и совершенствованию кадровой политики на ТОО «Крендель» 791.5 KB
  В современных экономических условиях для государства важно присутствие у рычагов управления предприятиями опытных руководителей способных использовать свои возможности в нужном направлении умеющих эффективно использовать кадровый потенциал предприятия.
71163. Основные особенности гражданско-правовой ответственности в РФ 127.11 KB
  Из них социальная ответственность обобщающее понятие включающее все виды ответственности в обществе а сама юридическая ответственность разновидность форма социальной ответственности. В праве говоря об ответственности имеют в виду как правило юридическую ответственность...
71164. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета 44.32 KB
  Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.
71165. Инвестиционная деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг 633.5 KB
  Актуальность дипломной работы в том, что инвестиционные портфели активов выполняют ряд важнейших функций, обеспечивая банкам доходность, ликвидность и диверсификацию с целью снижения риска, а также выводя часть доходов банка из-под налогообложения.