75961

Формирование «олигархических групп», эволюция их отношений с государством в России

Доклад

История и СИД

Сейчас он означает небольшую группу финансовых магнатов Большую Восьмерку или Семь Банковских Баронов состоящих в тесных отношениях с президентом и правительством и оказывающих на них влияние. За термином олигархия скрывается некоторая неловкость реальной ситуации: доминирующее положение небольшого числа финансовых групп благодаря симбиозным отношениям с администрацией президента. Рассматривая политическую роль финансовых групп в ельцинской системе и фазы их развития можно отметить что изза слабости органов представительной власти и...

Русский

2015-01-26

26.8 KB

4 чел.

Формирование «олигархических групп», эволюция их отношений  с государством в России.

В 1996-97 годах российская общественность наряду с западными обозревателями обнаружили новый феномен в российской политике -"олигархов". Немцов и Явлинский употребляли этот термин также часто, как журналисты и политологи. Вскоре термин приобрел почти магическое значение: он объяснял и ошибки в реформаторской политике с 1992 года, и причины финансового кризиса в 1998 году. На "олигархический капитализм" возлагалась ответственность за коррозию политической и социальной системы, а "олигархи" объявлялись силами, ведущими закулисные манипуляции. По опросам общественного мнения, четвертая часть респондентов обвиняли "олигархов" в финансовом кризисе 1998 года. Но в ноябре 1998 года Лившиц уже заговорил об "осени олигархии", а Ольга Криштановская (одна из первых использовавшая этот термин) объявила о ее кончине. Это явилось показателем того, что кризис августа 1998 года вызвал важные сдвиги в обществе и политической системе, ведущие к перегруппировке сил. Когда речь заходит о российских "олигархах" как о социальном и политическом феномене, следует, прежде всего, определить содержание этого термина. С ним знакомы политологи, но у обычных граждан он ассоциируется с различными идеями и представлениями. Российская политическая наука, подхватив и используя этот термин, пыталась дать ему более точное определение. В рамках классической дефиниции олигархии как формы правления, при которой меньшинство, обладающее богатством, правит государством, термин был впервые использован для характеристики взаимопроникновения политических и экономических элит на региональном уровне. Начиная с 1996 года, значение термина стало изменяться. Сейчас он означает небольшую группу финансовых магнатов - "Большую Восьмерку" или "Семь Банковских Баронов", состоящих в тесных отношениях с президентом и правительством и оказывающих на них влияние. Этот альянс интерпретируется как решающий элемент системы политической власти, развивавшейся в России в последние годы. За термином "олигархия" скрывается некоторая неловкость реальной ситуации: доминирующее положение небольшого числа финансовых групп благодаря симбиозным отношениям с администрацией президента. Термин также отражает политический феномен: усиление социального неравенства, когда лишь небольшая группа лиц имеет доступ к общественному богатству, а, легитимность системы власти посредством выборов извращается из-за того, что общественными интересами манипулируют через неофициальные соглашения между исполнительной властью и частными финансовыми группами. В этом контексте название статьи "Олигархия, вымирающий феномен" подразумевает не только ответ на вопрос, сохранились ли в 1999 году олигархические группы, оказывавшие решающее влияние на российскую политику в 1996-98 годах? Необходим также анализ социальных структур, развивавшихся после 1992 года, чтобы понять, действительно ли в августе 1998 года имел место переломный момент, и в какой степени он будет доминировать в средне - и долгосрочной перспективе социального и политического развития. Трансформация политической и экономической системы, предпринятая в конце 80-х и ставшая более определенной после 1991 года, действительно привела к глубоким изменениям социальной структуры. В процессе экономической трансформации полностью изменилось соотношение элементов социальной иерархии, владение собственностью стало важным критерием социального положения личности. Отмена контроля над ценами, приватизация, свободное перемещение капиталов и образование финансового рынка резко увеличили социальную дифференциацию. Начиная с 1991 года, происходят радикальные изменения, ведущие к формированию нового "высшего класса".   Частью этого процесса было образование деловой элиты, в значительной степени пополняющей свои ряды из номенклатуры. Эти люди заняли ведущие позиции исключительно благодаря тесным связям с политическим руководством. С 1996 года термин "олигархи" стало все более применимым по отношению к ним. Рассматривая политическую роль финансовых групп в ельцинской системе и фазы их развития, можно отметить, что из-за слабости органов представительной власти и отсутствия консолидированного среднего класса, который мог бы стать поддержкой самоорганизующегося общества, тесные связи финансовых групп с политическими кругами решающим образом воздействуют на формирование политических структур и рыночных экономических отношений. Тем не менее, следует отметить, что после 1992 года требовалось некоторое время, чтобы именно такого рода отношения между администрацией Ельцина и финансовыми магнатами стали реальностью. С началом реформ были созданы многочисленные банки и финансовые структуры, пытавшиеся нажиться на свободе финансовых потоков и приватизации. В первые годы выделились несколько банковских групп, которые были способны создавать капиталы, осуществляя патронаж по отношению к политическому руководству и получая взамен преференции со стороны администрации государственных фондов или в процессе приватизации крупных предприятий путем продажи акций. Таким образом, небольшая группа финансовых магнатов получила возможность создавать финансовые и промышленные империи. В 1995-96 годах "олигархи" контролировали в той или иной степени все финансово привлекательные секторы российской экономики. Образование и укрепление этих финансовых групп имело далеко идущие последствия для экономического и политического развития. В числе других они оказывали влияние на развитие рыночных структур, организуя рынок акций и действуя как экономические субъекты, аккумулирующие капитал таким образом, чтобы проявлять активность сначала в спекулятивном секторе, затем - в сфере торговли сырьем и потенциально - в промышленности. В то же время они продолжали укреплять отношения с ельцинским руководством, используя, с одной стороны, государство как источник капитала и расширяя влияние на экономическую политику через налоги, тарифы и приватизационные аукционы, с другой стороны, - они поддерживали лидерство Ельцина в борьбе против внутренней оппозиции. Из доходящих до нас слухов мы узнаем, что финансовые группы напрямую финансируют ведущих чиновников, может быть, даже семью Президента, они приближены к лидерам партий в Думе и представителям других органов власти. Финансовые группы стали политическим фактором. На президентских выборах 1996 года они открыто выступили в качестве "создателей короля". Однако, они проигнорировали некоторые сферы политики - иностранные дела, безопасность, социальную политику, не оказывая на них прямого влияния. Природа отношений между политическим руководством и финансовыми группами начала меняться в первой половине 90-х годов: если вначале последние получали выгоду от поддержки первым, то с накоплением богатства они становились все более независимыми: спекулянты на клиентельных отношениях превращались в партнеров на симбиозных отношениях власти. Начиная с весны 1996 года, большие финансовые группы стали существенным элементом политической системы эры Ельцина. Экономическое могущество стало фактором власти. Этот процесс развивался отнюдь не без трений. Среди политической и финансовой элиты можно было наблюдать высокую неустойчивость. Много предпринимателей и финансовых магнатов, появившихся после 1991 года, не могли сохранять свои позиции долгое время в период взлетов и падений "золотого времени" финансовых спекуляций. Кроме того, происходили острые конфликты между сегментами политического руководства и связанными с ним финансовыми группами, что наиболее ярко проявилось в "войне банков" из-за аукциона телекоммуникационной фирмы "Связьинвест". Весной 1998 года удивительная смена правительства инициировала фазу раздражительности между политическим руководством и финансовыми магнатами. Что именно заставило Президента сместить Черномырдина с поста премьера остается неясным. Говорят, что Ельцин был расстроен политическими амбициями Черномырдина, который был обвинен в желании самому стать президентом. Один из "олигархов", Березовский, сыграл свою роль в интригах по поводу формирования нового правительства, пытаясь влиять на решение кадрового вопроса. После его интриг и полемики против Чубайса, в котором он видел сторонника своего соперника Потанина, Березовский пытался протащить на пост премьера Ивана Рыбкина. Президенту, однако, удалось добиться в Думе одобрения кандидатуры молодого министра энергетики Кириенко. Формируя кабинет, он не стал обращать внимание на попытки вмешательства со стороны финансовых групп. При Кириенко система отношений между политиками и "олигархами", как она сложилась в последние годы, была серьезно нарушена, вследствие чего правительство потеряло возможность посредничать и координировать в конфликтах между финансовыми группами. Сначала руководство пыталось поддерживать связи с олигархами. В начале июня состоялась очередная встреча президента с главами наиболее важных финансовых и промышленных империй, затем две недели спустя прошла другая встреча, на которой глава администрации президента Юмашев и молодой премьер общались с аналогичным кругом лиц. В ответ "олигархи" заявили о своей поддержке Кириенко и правительственной финансовой политики. Однако на практике консенсуса не было: имели место два конфликта между политиками и финансовыми группами - при приватизации "Роснефти" и при разработке налоговой политики. В случае с "Роснефтью" правительство, в отличие от ранее имевшей место практики, решило сформулировать условия проведения аукциона, чтобы не допустить продажи компании ниже ее стоимости и получить в казну более адекватную сумму. Продажи не состоялось, потому что от финансовых групп не поступило предложений. Таким образом, правительство Кириенко скрытно вышло их деловой основы отношений между политиками и "олигархами", на что финансовые группы ответили бойкотом. Применительно к налоговой политике Кириенко хотел, прежде всего, консолидировать государственный бюджет, игнорируя интересы больших финансовых групп. Когда он попытался собрать долги по налогам, правительство столкнулось массированным сопротивлением "Газпрома". Правительство заставили отказаться от своих планов. Был найден компромисс с газовым гигантом, позволяющий собирать деньги в бюджет путем продажи государственных акций компании заинтересованным иностранцам. Нефтяные компании также были глубоко недовольны кириенковской политикой консолидации бюджета. Они не пошли на публичные акции протеста, но их сопротивление правительству все более упорным. Эти примеры показывают, что политическое руководство летом 1998 года не было достаточно сильным, чтобы проводить независимую экономическую политику вопреки интересам больших финансовых групп. Симбиотические отношения, созданные при правительстве Черномырдина-Чубайса, были разрушены при Кириенко. Следствием этого явилась утрата исполнительной властью своей политической базы. Без поддержки в парламенте, со стороны политических партий и широких слоев общества правительство Кириенко вынуждено было опираться единственно на президента и поэтому де факто потерпело крах. Его отставка была лишь вопросом времени и произошла в контексте событий 17 августа. По-видимому, она состоялась после вмешательства больших финансовых групп под руководством Березовского, которого Немцов назвал "Распутиным нашего времени". Но формирование нового правительства вновь показало, что силы "олигархии" достаточно ограничены, поскольку ей не удалось назначить предпочитаемого кандидата - Черномырдина. Премьером стал Примаков - человек, явно не желавший восстановления симбиотических отношений эпохи Черномырдина в их прежней форме. Поначалу в отличие от своих предшественников новое правительство было способно опереться на широкий социальный консенсус. Осенью 1998 года возникла ситуация, когда казалось, что большие финансовые группы начинают терять влияние. Это, несомненно, было также результатом того, что в течение финансового кризиса 1998 года практически все "олигархи" понесли огромные финансовые потери и вновь стали зависимыми от политического патронажа. Правительство Примакова с вошедшим в него Маслюковым, бывшим председателем Госплана, критиком современного курса реформ, ставшим ответственным за экономическую политику, не питало симпатий к новым магнатам, сделавшим свое богатство в период "золотого времени" (период патронажа). Правда, и Примаков, и председатель Центробанка Геращенко были вынуждены, как и их предшественники, тесно сотрудничать с высшими представителями экономики, но круг банкиров и предпринимателей, чьи интересы учитывались политическим руководством, изменился. Когда правительство организовало очередную встречу с представителями деловых кругов 13 октября 1998года, большинство "олигархов", за исключением Березовского, были приглашены, но они должны были сидеть между представителями государственных банков, представителями "Московской группы" близкой к мэру и кандидатом в президенты Лужковым и рядом с представителями трех банков, ранее не считавшихся в числе крупных. Это было ясным показателем того, что роль старых "олигархов" снижалась, как это и подтвердилось экспертными оценками. В соответствии с рейтингом 100 наиболее известных политиков, ежемесячно публикуемым "Независимой газетой", пропорциональное отношение предпринимателей и банкиров не снизилось, но изменился их состав. Вместо некоторых старых "олигархов" появились представители государственного "Сбербанка", "Московской группы", предприятий оборонных предприятий и телекоммуникационных компаний. Это произошло также и благодаря подходам правительства Примакова, отдающего предпочтение государственным банкам и стимулированию реального сектора, по крайней мере, на словах. В ослаблении "олигархов" также сыграл свою роль и финансовый кризис 1998 года. Поэтому выбор приглашенных на совещание правительством и рейтинг "Независимой газеты" отражают не только изменившееся политическое отношение, но и изменения в банковской сфере. Частные банки были ослаблены, они должны были полагаться на поддержку государства, о которой они действительно и просили. В рамках необходимого реструктурирования банковского сектора должна была усилиться роль государства. Правительство Примакова осуществило еще одну операцию: предприняло суровую акцию против некоторых "олигархов" и начало войну компроматов против Березовского. Это позволило некоторым обозревателям заговорить об "осени олигархов" и даже провозгласить "смерть олигархов". Ольга Криштановская отмечала, что системный кризис в России означает "смерть финансовой олигархии". И дело было не только в финансовых потерях, но, прежде всего, в утрате "политических кураторов". И даже уволенный Кириенко поверил в возможность увидеть окончание "олигархического" влияния. Действительно, правительство Примакова пыталось использовать временную слабость финансовых магнатов, чтобы сломить их влияние на российскую политику. Но в своей политике ему этого сделать не удалось. Наоборот, в мае 1999 года правительству не удались его начинания из-за сопротивления финансовых магнатов из окружения Березовского, к которому власти опасно близко приблизились с проверками уплаты налогов и повестками на арест. Развитие событий последних полутора лет показывают, что кооперация между политическим истэблишментом и финансовыми группами продолжалась при всех правительствах. Но эта кооперация была также полна противоречий и конфликтов. Стычки в политическом руководстве и разборки между самими "олигархами" зачастую решали многие вещи без оглядки на реальные экономические и социальные проблемы России. Смена правительств и финансовый кризис вызвали сдвиги власти в политической и экономической элитах, но никак не изменили базисную систему управления, в которой политики и финансовые группы работают вместе в меняющихся сочетаниях, но всегда крепко взаимосвязанными. Крайняя неустойчивость высших должностных лиц, сменяющие друг друга советники и премьеры, с одной стороны, подъемы и падения банковских и финансовых магнатов, с другой, почти стали характерной чертой ельцинской системы. Как следствие, сейчас не может идти речи о "вымирании олигархов" или о фундаментальной переориентации правительственных и политических структур. Своей особой ролью финансовые группы обязаны прошлому, когда в обществе не существовало механизмов выражения и организации интересов. Атомизированное общество, законодательство советских времен создают условия для существования нескольких магнатов. Но их существование также является результатом истории: даже до революции российская промышленность имела высокую степень концентрации, малые и средние предприятия не получили развития. После 1917 года советское руководство сознательно продолжало строительство индустриальных гигантов. Сегодняшние индустриальные империи - наследники этих монополистических структур. Только долговременное развитие малого и среднего бизнеса и эволюция гражданского общества, выступающего в качестве политического актера, могут помочь преодолеть эти проблемы. Однако до сих пор этот процесс реально не начался. Однако, на наш взгляд, важно именно то, что "партия власти" — это организация партийного или квазипартийного типа, создаваемая элитой для участия в выборах. Ниже особенности российского институционального дизайна рассматриваются с точки зрения тех стимулов и ограничений, которые они создают для возникновения "партии власти" в узком смысле. Обосновав рациональность стратегии, направленной на создание парламентского большинства, полностью поддерживающего проводимый президентом курс, мы переходим к обсуждению возможностей реализации этой стратегии посредством создания "партии власти", а также препятствий на пути ее осуществления. В России же ситуация складывалась подругому. Трансформация российской элиты была лишь в ограниченной мере связана с проведением первых относительно свободных выборов 1989 — 1991 гг. События августа 1991 г. устранили необходимость поиска электоральной поддержки; был объявлен мораторий на проведение общероссийских и местных выборов. Состав политического и административного руководства определялся непосредственно президентом, причем новая элита мало чем отличалась от прежней. Основным источником пополнения правящей группы стали кадры, выдвинувшиеся при Горбачеве. Значительного обновления "горбачевской когорты" не произошло, в частности, потому, что первый российский президент довольно рано предпринял шаги по "закрытию" элиты [Крыштановская 1995). И хотя говорить о простом "наследовании" руководящих постов одними и теми же лицами или группами лиц не совсем правильно, не подлежит сомнению, что в России состав властвующей элиты обновился значительно меньше, чем в Восточной Европе. Ситуация, в которой проводились первые относительно свободные выборы в российский парламент (1993 г.), требовала наличия политической организации, способной подтвердить легитимность правящей группы и укрепить ее политические позиции посредством создания в парламенте лояльного большинства. Выяснилось, однако, что использовать для реализации этой цели уже существующие партии невозможно. В отличие от восточноевропейских стран, российские элиты не могли воспользоваться структурами "партийпреемниц". В демократическом лагере, ввергнутом в состояние организационной и идеологической дезинтеграции, подходящая партия тоже отсутствовала. Думается, что это "внепартийное" положение российской элиты и явилось главной причиной, обусловившей необходимость создания новой политической организации для участия в выборах. Характеристики подобной организации должны были отвечать критериям рациональности, заданным российским институциональным дизайном.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84110. Гарантии прав и свобод личности. Понятия и виды 24.88 KB
  Утверждали что все люди равны от рождения и имеют одинаковые обусловленные природой права Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. В этом случае его можно считать правовым. существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства являются объектом между народи о правового регулирования и защиты.
84111. Государство и гражданское общество 24.18 KB
  Гражданское общество внутренне противоречиво; в нем доминирует частный интерес совпадает и сталкивается деятельность различных субъектов. Оно играет роль фактора сдерживающего развитие противоречий до уровня способного разрушить гражданское общество. Как взаимосвязанные элементы единой общественной системы гражданское общество и государство обусловливают друг друга.
84112. Правовое государство и теоретические основы и практика 24.77 KB
  Теория правового государства берет свои истоки из периода античности. Таким образом у Аристотеля мы находим признак правового государства верховенство права. В этот период наиболее последовательное и завершенное освещение дискуссионных вопросов по теории правового государства находим у Н.
84113. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 34.33 KB
  Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов правового режима ограничения для государства не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства – писал в начале XX в. То есть власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина которые выступают своеобразным проявлением власти личности волей гражданского общества составляют главную часть права вообще.
84115. Функции теории государства и права 23.5 KB
  Гносеологическая гносеология учение о познание связана с познанием ТГП сущности содержания и форм государственно-правовых явлений. Эвристическая ТГП не только познаёт бытие но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях. Прогностическая предсказательная на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем их проблемы. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.
84116. Место теории государства и права в системе юридических наук 21.88 KB
  Теория государства и права в системе юридических наук. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. Историко-правовые науки к которым относятся история государства и права России зарубежных стран история политических и правовых учений.
84117. Взаимосвязь теории государства и права с общественными науками 21.54 KB
  Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Прежде всего теория государства и права связана с историей изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.
84118. Общенаучные и частные методы изучения государства 23.46 KB
  Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. 2 Идеализм связывают существование государства и права либо с объективным разумом объективные идеалисты либо с сознанием человека его переживаниями субъективными и осознанными усилиями субъективные идеалисты. Не внешние факторы определяют развитие государства и права а внутреннее духовное начало. 5 Аксиологический анализ государства и права как специальных ценностей которые регулируют поведение отдельных личностей.