75964

Беловежские соглашения - исторический смысл и дискуссионные проблемы

Доклад

История и СИД

БЕЛОВЕ́ЖСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ – термин используемый для обозначения соглашения подписанные 8 декабря 1991 высшими руководителями России Белоруссии и Украины о роспуске СССР и образовании Содружества независимых государств СНГ. Смысл: После попытки ГКЧП в августе 1991 реальная власть перешла в руки республиканских правящих элит и президент СССР М. а 5 декабря Кравчук объявил что Украина денонсирует договор 1922 о создании СССР. Тогда Кравчук Ельцин и Шушкевич собрались в Беловежской пуще для решения вопроса о сохранении СССР.

Русский

2015-01-26

19.6 KB

4 чел.

«Беловежские соглашения» - исторический смысл и дискуссионные проблемы. (дискуссионный вопрос).

БЕЛОВЕ́ЖСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ – термин, используемый для обозначения соглашения, подписанные 8 декабря 1991 высшими руководителями России, Белоруссии и Украины о роспуске СССР и образовании Содружества независимых государств (СНГ).

 В его преамбуле говорилось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», статья 1-я гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют СНГ».

Смысл:

 После попытки ГКЧП в августе 1991 реальная власть перешла в руки республиканских правящих элит, и президент СССР М. С. Горбачев пытался договориться с ними о сохранении единого (хотя и конфедеративного) государства. Но, в ряде республик, в том числе на Украине, резко усилились сепаратистские настроения, поддерживавшиеся систематической агитацией СМИ и высших руководителей республики., а 5 декабря Кравчук объявил, что Украина денонсирует договор 1922 о создании СССР. Итоги украинского референдума стали сигналом для президента России Б. Н. Ельцина и его окружения: Союз как государство не должен более существовать. Это соответствовало их стратегии борьбы с Горбачевым за полноту власти. Тогда Кравчук, Ельцин и Шушкевич собрались в Беловежской пуще для решения вопроса о сохранении СССР. Кравчук (Украина) высказался против – судьба СССР была решена. Тогда, лидеры трех ключевых республик СССР стали обсуждать самые смелые проекты, которые исключали Горбачева и структуры союзного государства из будущей модели отношений между республиками. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ) — объединения совершенно независимых государств.

 Кратко: не стало СОЮЗНОГО государства во главе РФ, а было образовано содружество НЕЗАВИСИМЫХ государств, были сохранены хоть какие-то хорошие отношения.

Дискуссионные проблем.

Первая точка зрения:

 Разрушение СССР и превращение России в самостоятельное государство было единственным способом, каким демократы во главе с Борисом Ельциным могли прийти к реальной власти. Но если для других народов и их лидеров независимость выступала осознанной и идеальной целью, «осуществлением вековых чаяний», то у русских такой цели не было, а для их лидеров ликвидировавшие СССР Беловежские соглашения оказались просто заключительным ходом в борьбе за власть. Русский народ не боролся за «независимость» и не хотел ее. В организованном по инициативе Горбачева референдуме он в подавляющем большинстве проголосовал за сохранение Союза, а Ельцин так и не решился, даже постфактум, подтвердить Беловежские соглашения новым референдумом. Попытка сделать день провозглашения суверенитета России праздником «независимости» вызывала только насмешки и недоумение. Народ поначалу даже не очень понимал, что союзное (имперское) государство действительно исчезло.

 Да и само руководство во главе с Ельциным не осознавало, что оно совершило. Идея старшего брата, естественного лидерства русских на имперском пространстве была настолько прочна, что доминирование России казалось чем-то естественным и не зависящим от меняющихся государственных форм. Отношение российской власти к новым государствам определялось формулой «никуда они не денутся».

Доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов.

Последствия Беловежского сговора для нашей страны самые негативные, по сути трагические, поскольку была разрушена историческая России.  Благодаря предательству правителей России, начиная с Горбачева, это геополитическое пространство было ликвидировано, опрокинута великая держава, разрушена ее экономика, подорвана военная мощь, опошлены мораль, нравственность и культура, российские народы разделены и приведены в бедственное состояние. Теперь что касается последствий подписания Беловежских соглашений. Неужели после их подписания мы стали жить лучше, чем во времена единого государства? Конечно же, нет. Россия рассыпалась, и большинство народов, входивших в состав бывшего единым государства, остались один на один с внешним миром, оказавшись беззащитными перед угрозами, исходящими от него. В подобной ситуации малые народы неизбежно склоняются перед более сильным, ища у него поддержки, защиты и покровительства. Мы это наблюдаем воочию: страны Балтии преклонились перед Западной Европой, Грузия - перед США. Все это, конечно, не на пользу ни балтийским, ни грузинскому, ни, тем более, русскому народу и, в конечном счете, всем народам, входившим в состав бывшей Российской Империи и ее исторического наследника СССР. 

 Точка зрения тех, кто распад и произвел:

Из интервью первого президента Украины Леонида Кравчука "Независимой газете", 2010 год:

"Не мы начинали распад, мы делали все, чтобы этот распад не прошел стихийно, чтобы он принял демократические, конституционные формы. Мы действовали по Конституции, где записано, что каждая страна имеет право на самоопределение, вплоть до отделения. Благодаря нашим действиям люди почувствовали, что вместо СССР появилось СНГ, они поняли, что это новая форма нашего объединения, оно сохраняется, но стало больше прав, свобод, самостоятельности у каждой из республик. Что тут плохого?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15068. Қобыланды батыр жыры 44 KB
  ҚОБЫЛАНДЫ БАТЫР Мұхтар Әуезов Қазақ халқының эпосында батырлар жыры – ең бір мол сала. Бұл дастандар көбінесе сонау бір бағы заманда Орта Азияны Қырым мен Еділ бойын жайлаған көшпелі тайпалар бастан кешірген нақтылы тарихи оқиғалардың поэтикалық көрінісі болып
15069. Қозы Көрпеш - Баян сұлу жырындағы Баян образының жасалуы 53.5 KB
  ӘОК 894.342 ҚОЗЫ КӨРПЕШБАЯН СҰЛУ ЖЫРЫНДАҒЫ БАЯН ОБРАЗЫНЫҢ ЖАСАЛУЫ А. Көбетаева Бауыржан Момышұлы атындағы № 45 қазақ классикалық гимназиясы Тараз қ. Қозы КөрпешБаян Сұлу жырының тарихымыздың қай дәуірінде пайда болғандығы жөнінде ғалымдар
15070. Құтты білік ескерткішінің тарихи танымының қалыптасуының көркем-идеялық әсері 50 KB
  ҚҰТТЫ БІЛІК ЕСКЕРТКІШІНІҢ ТАРИХЫ ТАНЫМЫНЫҢ ҚАЛЫПТАСУЫНЫҢ КӨРКЕМИДЕЯЛЫҚ ӘСЕРІ Ж.Абеуова Б.Х.Тажибаев Керімбай атындағы №12 мектепресурстық орталығыТараз қ. Ежелгі Түркістанның батысы мен шығысында бірдей ІХ ғасырдан бастапақ ықпалды іргелі елдік құрған Қа...
15071. Қыз Жібек жырындағы салт-дәстүрлер 91 KB
  Қыз Жібек жырын меңгерте отырып, мазмұнына талдау жасату, жырдағы кедесетін салт-дәстүрлер,олардың қазақ халқының тұрмыс-тіршілігіндегі, бала тәрбиесіндегі орны туралы білім қалыптастыру.
15072. Қызыл империяға құлдық ұрған аударма. Көшпенділер 1.31 MB
  Нұрсәуле Рсалиева Қ.А.Ясауи атындағы ХҚТУ Тіл маманы Нұрсәуле Рсалиева Мақсұтқызы зерттеу жұмыстарын І.Есенберлиннің Көшпенділер трилогиясының ағылшын тіліндегі аудармасына арнап шығарманың орыс тіліндегі және орысша нұсқасынан жасалған ағылшын ті
15073. М. Әуезовтың Абай жолы романының әдеби көркемдігі 74 KB
  М. Әуезовтың Абай жолы романы Алаш қайраткерлері ішінде коммунистік террордан тірі қалған жалғыз қазақ Мұхтар Әуезов еді. Ол ұлы толқынның рухани аманатын көркем әдебиетте толық қалдырған бірденбір қаламгер. Бұл идея ең алдымен оның басты шығармасы €œАбай жолы
15074. М.ӘУЕЗОВ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХЫ ТУРАЛЫ 66 KB
  М.ӘУЕЗОВ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХЫ ТУРАЛЫ ЖУМАБЕКОВА АЙКЕН АЙТМАҒАМБЕТҚЫЗЫ. Павлодар қаласы Қ.Бекқожин атындағы №12 жалпы орта білім беру мектебі. Мұхтар Әуезовтің ғалымдық жолы көпке белгілі. Ол жасынанақ жазушылық қызметпен бірге әдебиет туралы ойпікірл...
15075. М.Әуезов әңгімелеріндегі тартыс 83 KB
  Мұратбекқызы Алтынай Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті қазақ әдебиеті кафедрасының магистранты МҰХТАР ӘУЕЗОВ ӘҢГІМЕЛЕРІНДЕГІ ТАРТЫС ХХ ғасырдың алғашқы ширегіндегі рухани серпіліс қазақ сөз ө
15076. М.Әуезовтың Хан Кене трагедиясындағы Алашшылдық идеяның көріністері 69 KB
  Лилия Серғазы Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің доценті филология ғылымдарының кандидаты М.ӘУЕЗОВТІҢ ХАН КЕНЕ ТРАГЕДИЯСЫНДАҒЫ АЛАШШЫЛ ИДЕЯ Қазіргі кезде М.Әуезовтің бүкіл шығармашылық жолының өн бойында алашшыл көзқарастың созылып