75967

Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена

Доклад

История и СИД

Норманская теория происхождения древнерусского государства: это направление в историографии которое склоняется к тому что варяги и скандинавы норманы стали основателями Киевской Руси то есть первого восточнославянского государства основоположники Бейер и Миллер. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой антинаучной концепции генезиса Древней Руси. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян но просто по тому что все первые князья на Руси а значит законная власть...

Русский

2015-01-26

15.84 KB

53 чел.

Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена?

Спор норманистов и антинорманистов длится уже более двух с половиной столетий, постоянно выходя за рамки чисто научной дискуссии. Многим нестерпима сама мысль, что скандинавы сыграли роль в становлении российской государственности. 

Норманская теория происхождения древнерусского государства: это  направление в историографии, которое склоняется к тому, что варяги и скандинавы (норманы) стали основателями Киевской Руси, то есть первого восточнославянского государства  (основоположники - Бейер и Миллер). Согласно ей Киевская Русь была создана викингами, которые подчинили восточнославянские племена и стали господствующим классом общества во главе с Рюриковичами. Теория утверждала, что славяне не могли создать государства в силу неполноценности. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру. Часто в качестве аргумента в подтверждение этой теории говорят о норманнском происхождении Рюрика (Rorik), Олега (Helgi), Игоря (Ingwar) и т.д. До 944 года в древнерусских летописях фигурируют в основном древнегерманские и скандинавские имена. А первые имена со славянскими и другими корнями появляются после 944 года.

 На стороне норманской теории и древнерусские летописи: Ипатьевская, "Повесть временных лет" и т.д. Однако откуда были призваны варяги летописи не сообщают. Следует учесть тот факт, что сами летописи писались с разрывом в 150-200 лет после события. Это ставит под сомнение достоверность сведений.

 Антинорманская теория происхождения Древнерусского государства возникла благодаря решительному выступлению Ломоносова против теории норманской. М. В. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой «антинаучной концепции генезиса Древней Руси». Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Чаще всего эту позицию подкрепляют следующими аргументами: почему основанные (в соответствии с летописями) варягами города носят названия славянские названия Новгород, Изборск, Белоозеро, а не  - штадты, -бурги и даже не – хольмы; ссылаются на то же «Сказание о призвании варягов»,где речь идет о многих европейских народах, среди которых есть и варяги, и немцы, и венеды, и многие другие.

На сегодняшний день общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой до прихода варягов Русь уже была государством, может еще примитивным, не до конца сформированным. Однако, вне всякого сомнения, влияние скандинавов на Русь было довольно существенным. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян, но просто по тому, что все первые князья на Руси, а значит законная власть, были варягами. Следовательно, первая правда на Руси была варяжская. Кроме того, благодаря скандинавам на Руси развивается торговля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2708. Путешествие по заповеднику 35.64 KB
  Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа Путешествие по заповеднику Хакасский Проводится для учащихся 2-го класса. Цели: 1) развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном,...
2709. Внеклассное мероприятие. Викторина Своя игра 24.43 KB
  Внеклассное мероприятие. Викторина Своя игра СИНИЙ РАУНД. 1. Тема: Фольклор, продолжи вторую часть пословицы и поговорки: 10- Пришла беда -… 20- Искру туши до пожара, беду ….. 30- Не зная броду, 40- Перемелется … 50- Ученье-свет, а … Тема: Сказо...
2710. От деревянного острога до современного жилья 392.18 KB
  Внеклассный урок по теме. От деревянного острога до современного жилья Подготовка к уроку. Класс разбивается на 2 группы. каждый получает две цветных карточки небольшого размера (красную и зеленую). Оборудование. компьютер (ноутбук), мультиме...
2711. Энергетика: вчера, сегодня, завтра 34.55 KB
  Деловая игра телемост, Энергетика, вчера, сегодня, завтра Цель, развитие экономического и экологического мышления учащихся на основе межпредметной интеграции учебных предметов географии, экологии, литературы, немецкого языка. Суть игры: Иг...
2712. День защиты Земли 136.24 KB
  День защиты Земли Цель занятия: Сформировать представление о различных типах корневых систем растений. Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений. Повторить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к п...
2713. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни 29.97 KB
  Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе) Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе. Задачи: 1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных. 2. Форми...
2714. Определение моментов инерции тел физического маятника 51.66 KB
  Физический маятник Цель работы: познакомиться с методом определения моментов инерции тел. Приборы: исследуемое тело (пластина), кронштейн для подвешивания тела, секундомер, линейка, математический маятник. Сведения из теории. Физическим маятником...
2715. Загрязнение Мирового океана. Очистка сточных вод 30 KB
  Загрязнение Мирового океана. Очистка сточных вод Цели:  изучение основных видов загрязнения водных ресурсов Земли;  показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в водную среду превосходят возможности биосферы к их разбавлению ...
2716. Организм и среда 31.84 KB
  Организм и среда  Для учителя. Данное задание может быть использовано на разных этапах обучения: от начального до завершающего. В таблице записаны несколько основных свойств живых организмов и особенности взаимодействия организма с окружающей с...