75967

Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена

Доклад

История и СИД

Норманская теория происхождения древнерусского государства: это направление в историографии которое склоняется к тому что варяги и скандинавы норманы стали основателями Киевской Руси то есть первого восточнославянского государства основоположники Бейер и Миллер. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой антинаучной концепции генезиса Древней Руси. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян но просто по тому что все первые князья на Руси а значит законная власть...

Русский

2015-01-26

15.84 KB

13 чел.

Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена?

Спор норманистов и антинорманистов длится уже более двух с половиной столетий, постоянно выходя за рамки чисто научной дискуссии. Многим нестерпима сама мысль, что скандинавы сыграли роль в становлении российской государственности. 

Норманская теория происхождения древнерусского государства: это  направление в историографии, которое склоняется к тому, что варяги и скандинавы (норманы) стали основателями Киевской Руси, то есть первого восточнославянского государства  (основоположники - Бейер и Миллер). Согласно ей Киевская Русь была создана викингами, которые подчинили восточнославянские племена и стали господствующим классом общества во главе с Рюриковичами. Теория утверждала, что славяне не могли создать государства в силу неполноценности. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру. Часто в качестве аргумента в подтверждение этой теории говорят о норманнском происхождении Рюрика (Rorik), Олега (Helgi), Игоря (Ingwar) и т.д. До 944 года в древнерусских летописях фигурируют в основном древнегерманские и скандинавские имена. А первые имена со славянскими и другими корнями появляются после 944 года.

 На стороне норманской теории и древнерусские летописи: Ипатьевская, "Повесть временных лет" и т.д. Однако откуда были призваны варяги летописи не сообщают. Следует учесть тот факт, что сами летописи писались с разрывом в 150-200 лет после события. Это ставит под сомнение достоверность сведений.

 Антинорманская теория происхождения Древнерусского государства возникла благодаря решительному выступлению Ломоносова против теории норманской. М. В. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой «антинаучной концепции генезиса Древней Руси». Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Чаще всего эту позицию подкрепляют следующими аргументами: почему основанные (в соответствии с летописями) варягами города носят названия славянские названия Новгород, Изборск, Белоозеро, а не  - штадты, -бурги и даже не – хольмы; ссылаются на то же «Сказание о призвании варягов»,где речь идет о многих европейских народах, среди которых есть и варяги, и немцы, и венеды, и многие другие.

На сегодняшний день общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой до прихода варягов Русь уже была государством, может еще примитивным, не до конца сформированным. Однако, вне всякого сомнения, влияние скандинавов на Русь было довольно существенным. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян, но просто по тому, что все первые князья на Руси, а значит законная власть, были варягами. Следовательно, первая правда на Руси была варяжская. Кроме того, благодаря скандинавам на Руси развивается торговля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84354. Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины 5.24 MB
  Предметные результаты: Продолжить формирование умений измерять и сравнивать длину предметов различными мерами длины закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами развитие глазомера внимания памяти.
84356. Нации и межнациональные отношения 75 KB
  Тип урока комбинированный Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения и воспитания развитие ключевых компетентностей учащихся; проблемного обученияпроблемный вопрос: стихотворение Кострова; дебаты Этническое многообразие богатство или беда России...
84357. Правоохранительные органы 50.5 KB
  Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с правоохранительными органами их функциями; учить пользоваться правовой терминологией а также различать в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав; Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию аргументировать...
84358. Деление двузначного числа на однозначное 25.31 KB
  Цели урока: содействовать закреплению знаний по теме Деление суммы на число, развивать умение применять эти знания при решении примеров и задач; совершенствовать вычислительные навыки; умение осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия...
84359. Глобальная компьютерная сеть Интернет 746.5 KB
  Цели и задачи: Общеобразовательные учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет, усвоить виды браузеров и их назначение, усвоить примеры поисковых систем и их назначение.
84360. Осевая симметрия 39.94 KB
  Цели: Образовательные Закрепить понятия о симметричных предметах и геометрических фигурах. Дать понятие о предметах и геометрических фигурах, симметрично расположенных относительно оси симметрии. Коррекционные Развивать предметно – практическую деятельность.
84361. Здоровье всему голова 23.25 KB
  Цель мероприятия: ознакомить детей с новыми понятиями качество товара потребитель срок годности товара; учить детей правильно совершать покупки; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за кубанскую продукцию.
84362. Страна изучаемого языка и моя страна 54 KB
  Цель урока: Формирование навыков устно-речевого общения речевой деятельности через речевые ситуации связанные со страной изучаемого языка и родной страной. Цель которую ставит учитель: ориентировать учащихся на речевую деятельность создать атмосферу иноязычного общения через речевую ситуацию знакомство...