75969

Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика

Доклад

История и СИД

Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия

Русский

2015-01-26

18.4 KB

1 чел.

Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика

 КОНЦЕПЦИЯ: 

Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия, то есть особый этногеографический мир, занимающий срединное пространство Европы и Азии.

При этом Европа, включая западное славянство, представлялась евразийцам отнюдь не образцом, а опасным для российской культуры фактором. Так, идеи представительной демократии и социализма, якобы противопоказанные Евразии, по мнению евразийцев, были искусственно занесены в Россию с европейского Запада.

Подобно славянофилам, критикуя Европу и выступая против европоцентризма, евразийцы, однако, не грешили идеализацией русского бытия, хотя и считали, что европейцы, обогнав россиян в экспериментальной науке, отстают от них в идеологии и нравственности.

Важнейшим моментом в доктрине евразийцев было их отношение к роли государства как инструмента принуждения, особенно необходимого в условиях Евразии, где либерализм и слабая власть, по их мнению, всегда оказывались чем-то чуждым и непривычным для большей части народа.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

 У истоков евразийства стояли лингвист Николай Трубецкой, георграф и экономист Пётр Савицкий, историк Георгий Флоровский и музыковед Пётр Сувчинский.

К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Р. О. Якобсон, Л. П. Карсавин, В. Э. Сеземан, Д. П. Святополк-Мирский и др.

В середине нашего века идея евразийства была подхвачена и развита академической исторической наукой в лице выдающегося российского историка, этнографа и культуролога Л. Н. Гумилева (НЕОЕВРАЗИЙСТВО).  Гумилев был лично знаком и переписывался с Петром Савицким, и называл себя "последним евразийцем".

Другим крупным представителем неоевразийства стал Александр Дугин, он привнес в евразийство идею "третьего пути" (совмещение капитализма и социализма).

КРИТИКА:

Удивительно, но одним из самых непримиримых критиков евразийских идей стал один из его (евразийства) главных идеологов. В 1923 году с евразийством порвал один из его основателей — Г. В. Флоровский, а в 1928 году он выступил с его резкой критикой — статьей «Евразийский соблазн». Критике подвергалась апология большевиков и революции, возвеличивание государственного принципа, негативное противопоставление Западу, забвение христианских подходов к истории.

На сегодняшний день противоположность неоевразийских и антинеоевразийских идей можно представить так.

Неоевразийский тезис

Антинеоевразийский тезис

 1

антиамериканизм и многополярность

однополярность, глобализм, права человека, прогресс, модернизация, западничество

 2

антилиберализм и противостояние либеральной демократии;

либерализм, либеральная демократия

 3

отвержение перестройки, реформ 1991 года и ельцинского этапа правления

Россия получила свободу, капитализм и избавилась от коммунистической диктатуры

 4

геополитика как научный метод

геополитика -псевдонаука

 5

антисоветизм

марксизм-ленинизм – безупречная идеология, СССР пал в результате заговора

  6

филосоветизм

советизм – абсолютное зло

  7

антилиберализм

либерализм самая правильная и гуманная система, не имеющая альтернатив

  8

антифашизм и антинационализм

национализм и фашизм это оптимальные идеологии

  9

позитивная оценка полиэтнической структуры России

полиэтнизм – конец России, на этом основании она рухнет

  10

традиционализм

Традиции не существует или она есть зло и инерция

 11

обращение к постмодерну, структурализму, феноменологии, социологии

надо держаться Модерна либо Традиции

 12

(позитивное) отношение к традиционным конфессиям;

необходима светское общество – вариант: необходима поддерживать какую-то одну конфессию

 13

этнофилетизм

этнос ничего не значит, важны только права человека;

все этносы и народы в лоне христианства равны


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63278. Знакомство со школой. Урок- экскурсия 20.88 KB
  Учитель Здравствуйте дорогие ребята Дорогие дети вот вы и переступили порог чудесной страны Страны Знаний. Затем дети по очереди читают появившуюся у себя на листочке надпись например: школа парта коридор столовая.
63279. Розв’язування задач із переведенням числового масштабу в іменований 20.69 KB
  Мета: сформувати поняття про масштаб і його види навчити користуватися масштабом джля визначення реальних відстаней за допомогою плану карти і глобуса дати поняття про умовні знаки; розвивати просторове мислення; розвивати матемематичні здібності виховувати любов до картографії.
63281. Содержимое ячеек. Введение и редактирования данных 1.03 MB
  В ячейки листа можно вводить данные разных типов: числовые значения текстовые строки дату и время формулы. С помощью команд Excel можно изменять способ расположения и представления данных в ячейках форматировать их выбирать шрифт цвет размер...