75969

Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика

Доклад

История и СИД

Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия

Русский

2015-01-26

18.4 KB

2 чел.

Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика

 КОНЦЕПЦИЯ: 

Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия, то есть особый этногеографический мир, занимающий срединное пространство Европы и Азии.

При этом Европа, включая западное славянство, представлялась евразийцам отнюдь не образцом, а опасным для российской культуры фактором. Так, идеи представительной демократии и социализма, якобы противопоказанные Евразии, по мнению евразийцев, были искусственно занесены в Россию с европейского Запада.

Подобно славянофилам, критикуя Европу и выступая против европоцентризма, евразийцы, однако, не грешили идеализацией русского бытия, хотя и считали, что европейцы, обогнав россиян в экспериментальной науке, отстают от них в идеологии и нравственности.

Важнейшим моментом в доктрине евразийцев было их отношение к роли государства как инструмента принуждения, особенно необходимого в условиях Евразии, где либерализм и слабая власть, по их мнению, всегда оказывались чем-то чуждым и непривычным для большей части народа.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

 У истоков евразийства стояли лингвист Николай Трубецкой, георграф и экономист Пётр Савицкий, историк Георгий Флоровский и музыковед Пётр Сувчинский.

К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Р. О. Якобсон, Л. П. Карсавин, В. Э. Сеземан, Д. П. Святополк-Мирский и др.

В середине нашего века идея евразийства была подхвачена и развита академической исторической наукой в лице выдающегося российского историка, этнографа и культуролога Л. Н. Гумилева (НЕОЕВРАЗИЙСТВО).  Гумилев был лично знаком и переписывался с Петром Савицким, и называл себя "последним евразийцем".

Другим крупным представителем неоевразийства стал Александр Дугин, он привнес в евразийство идею "третьего пути" (совмещение капитализма и социализма).

КРИТИКА:

Удивительно, но одним из самых непримиримых критиков евразийских идей стал один из его (евразийства) главных идеологов. В 1923 году с евразийством порвал один из его основателей — Г. В. Флоровский, а в 1928 году он выступил с его резкой критикой — статьей «Евразийский соблазн». Критике подвергалась апология большевиков и революции, возвеличивание государственного принципа, негативное противопоставление Западу, забвение христианских подходов к истории.

На сегодняшний день противоположность неоевразийских и антинеоевразийских идей можно представить так.

Неоевразийский тезис

Антинеоевразийский тезис

 1

антиамериканизм и многополярность

однополярность, глобализм, права человека, прогресс, модернизация, западничество

 2

антилиберализм и противостояние либеральной демократии;

либерализм, либеральная демократия

 3

отвержение перестройки, реформ 1991 года и ельцинского этапа правления

Россия получила свободу, капитализм и избавилась от коммунистической диктатуры

 4

геополитика как научный метод

геополитика -псевдонаука

 5

антисоветизм

марксизм-ленинизм – безупречная идеология, СССР пал в результате заговора

  6

филосоветизм

советизм – абсолютное зло

  7

антилиберализм

либерализм самая правильная и гуманная система, не имеющая альтернатив

  8

антифашизм и антинационализм

национализм и фашизм это оптимальные идеологии

  9

позитивная оценка полиэтнической структуры России

полиэтнизм – конец России, на этом основании она рухнет

  10

традиционализм

Традиции не существует или она есть зло и инерция

 11

обращение к постмодерну, структурализму, феноменологии, социологии

надо держаться Модерна либо Традиции

 12

(позитивное) отношение к традиционным конфессиям;

необходима светское общество – вариант: необходима поддерживать какую-то одну конфессию

 13

этнофилетизм

этнос ничего не значит, важны только права человека;

все этносы и народы в лоне христианства равны


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62989. Географія світового транспорту 35.5 KB
  Можна виділити два типи формування сухопутної транспортної мережі країни і регіону. Цей тип розміщення повязаний з тим що країниметрополії прагнули отримати доступ до ресурсів підкореної країни будуючи наприклад...
62990. Виховний захід на тему Зоряний час 19.63 KB
  Шановні учасники гри Багато знаменитих математиків світу на протязі ХХ віків старалися вирішити велику проблему: Скільки прямих паралельних даній можна провести через задану точку Хто вирішив цю проблему...
62994. Рушник - це доля, вишита на полотні. Театралізоване дійство 24.64 KB
  До урочистого відкриття запрошуємо організаторів свята: Представники області Вітання організаторів свята ВЕД. Допоки рушники є на моїй землі Дасть Україні Бог щасливу долю й світле щастя...