75975

ОГОНЬ – ВРАГ ИЛИ ДРУГ?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня наш урок необычный. Вам нетерпится узнать, о чем пойдет разговор на уроке? Никакого секрета нет. На уроке мы познакомимся с очень интересными правилами безопасности жизни, иными словами, у нас урок осторожности. И посвящен он тому, кто…

Русский

2015-01-27

242 KB

1 чел.

Основы здоровья

Составила:
учитель начальной школы
Донецкая СШ№115
Корниенко Анна Артемовна

Тема: «ОГОНЬ – ВРАГ ИЛИ ДРУГ?»

Цель:

  •  закрепить правила противопожарной безопасности;
  •  развивать навыки поведения в условиях опосредованной опасности (пожар);
  •  воспитывать уважение к профессии пожарного.

Ход урока

І. Организация класса.

ІІ. Активизация знаний.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наш урок необычный. Вам нетерпится узнать, о чем пойдет разговор на уроке? Никакого секрета нет. На уроке мы познакомимся с очень интересными правилами безопасности жизни, иными словами, у нас урок осторожности. И посвящен он тому, кто…

Шипит и злится,

Но воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.         Дети.   ОГОНЬ!!!

ІІІ. Изучение нового материала

  1.  Сообщение темы, цели урока.

-Мы будем говорить об огне; о пользе огня; побываем на спектакле; выучим правила противопожарной безопасноти.

  1.  Просмотр видеофильма «Уроки осторожности».
  2.  Беседа по содержанию фильма.

-Каким же бывает огонь? ( добрым и злым);

-В каких случаях огонь добрый?

-В каких случаях огонь злой?

4.Выступление детей (группа «А»).

1-й ученик

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь,-

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

2-й ученик

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

3-й ученик

Да, огонь бывает разный-

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

4-й ученик

Вот на спичкек, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок!

  1.  Обобщение выступления детей.

УЧИТЕЛЬ. Какие можете сделать выводы?

ДЕТИ. Если огонь добрый, значит, он приносит пользу.

"Знают взрослые, знают дети:

В самых разных концах земли

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека."

Если огонь злой, значит, он приносит вред.

1-й ученик

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших

Превращает все в пепел я дым.

И жесток он, и грозен, и страшен.

 

2-й ученик

Огонек всегда такой -

И хороший, и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

УЧИТЕЛЬ. Что вызывает злой огонь?

ДЕТИ. Шалость, аварии, стихийные бедствия. Которые происходят не всегда по вине человека.

УЧИТЕЛЬ. Как называется пламя, которое все уничтожает, разрушает, приносит горе?

П

О

Ж

А

Р

ДЕТИ.

УЧИТЕЛЬ.

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите.друзья, вокруг:

Нам огонь-повседневный друг,

Но когда мы небрежны с огнем

Он становится нашим врагом.

Человеку - друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться, то беды не миновать:

От огня несдобровать!

Знайте, в гневе он вредит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу, поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом!

А взметнувшись до небес - перекинется на лес.

Гибнут в пламени пожара даже люди иногда.

Это помните всегда.

6.Работа в тетроди с печатной основой по рисункам.

      

- Заполните лист № 1.

-Что может вызвать пожар?

7.Сообщения детей.

1-й  ученик

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала.

Но от спички- невелички

Может дом сгореть дотла!

2-й  ученик

Младшим братьям и сестричкам,

Кто постарше, говорят:

«Крепко помните, что спички-

Не игрушка для ребят!»

3-й  ученик

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг.

Отвлеклась на три минутки

И забыла про утюг.

4-й  ученик

Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар!

8. Лексическая работа

УЧИТЕЛЬ. Дети, кого мы зовем на помощь в случае возникновения пожара?

Дети. Пожарного! Пожарного!

УЧИТЕЛЬ.Молодцы!

9. Сообщения детей.

Запомните это ПРАВИЛО:

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин,

При пожаре, при пожаре

Набирают один ноль один!

10. Работа в тетради с печатной основой.

 

Составление рассказа по серии картинок (лист №2)

11. Систематизация знаний.

- Что такое ложный вызов? Чем опасен ложный вызов?

-ЗАПОМНИ! Зря пожарных не вызывай!

12. Расширение кругозора детей.

УЧИТЕЛЬ. А знаете ли вы какие машины могут примчаться по вызову 101? Об этом расскажут дети группы «В». А все остальные могут увидеть эти машины на (листе №3).


Физкультминутка

Мы лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит:

-Эй, пожарные бегите!

Помогите! Помогите!

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать и потухло.

УЧИТЕЛЬ. Это сказка. В жизни все бывает намного сложнее и опаснее.

13. Работа по рисункам.

УЧИТЕЛЬ. Дети, какие действия нужно предпринять до приезда пожарных? Рассмотрите рисунки, подумайте и отвечайте. Если же стряслась беда,  Что тогда нам делать?

1-й ученик

Не теряться никогда,  Действовать умело!

2-й ученик

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 101 набрать

И пожарных позвать!

3-й ученик

Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!

Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.

Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!

Если же большой огонь, дымом все объято, выбегать из дома вон надо всем ребятам.

УЧИТЕЛЬ.

Помните главное! Не паниковать! Не растеряться! Не испугаться! Криком огонь не испугаешь!

Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,

На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:

Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдем,

Из квартиры всех животных за собою уведем.

Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим

И попросим всех соседей позвонить по "ноль один".

Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком,

А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон.

Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,

Тете, маминой подруге, - чтоб звонили "ноль один".

Благо, список всех знакомых на виду висит у нас –

На стене у телефона - пригодится он как раз.

Если нету телефона - мы к балкону поспешим,

За собою дверь балкона поплотнев притворим.

Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:

О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.

Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут –

Ждать нам долго не придется - нас пожарные спасут.

Почему мы двери наши закрываем поплотней?

Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.

Если двери мы откроем - свежий ветер налетит.

Силы он огню удвоит, полыхнет - и все сгорит.

Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,

Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.

Под кровать мы не забьемся и не спрячемся в шкафу –

До балкона доберемся, хоть ползком в сплошном дыму.

А открыть балкон сумеем, - значит, выйдем на балкон.

Воздух будет там свежее, там подмогу подождем.

Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня).

На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.

Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим -

Ни одна одежда - сами в этом пламени сгорим.

Если снять одежду сложно, мы на землю упадем -

По земле кататься будем - так мы справимся с огнем.

Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас –

Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз.

Доступ воздуха закроем - и огонь умрет тотчас.

Друга тут же успокоим и проводим до врача.

Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнем,

Мы их очень уважаем и пожарными зовем!

14. Прогнозирование ситуации

УЧИТЕЛЬ. Скоро наступят теплые солнечные денечки. Многие люди и вы с родителями поедете за город в лес, загородные дома. Там вас встретит добрый огонь- он поможет приготовить пищу на костре, обогреть дом.

Но и злой огонь - тут как тут. В сухую погоду от костра может загореться лес. Огонь можно загасить водой и засыпать песком.

Вот какая история произошла с одной кошкой в загородном доме.

15. Инсценировка отрывка из сказки «Кошкин дом»

Коза:  Какой прекрасный был прием!

Свинья:  Какой чудесный Кошкин дом!

Кошка:  Я и Василий, старый кот,

Гостей проводим до ворот.

Спускайтесь осторожно:

Здесь оступиться можно!

Друзья. Спасибо. Что пришли!

Гости:  Мы чудно вечер провели!

Кошка:  Спасибо за компанию!

Гости:  Прощайте! До свидания!

Голоса котят (за сценой)

Тетя, тетя Кошка,

Выгляни в окошко!

Ты пусти нас ночевать,

Уложи нас на кровать.

Если нет кровати,

Ляжем на полати,

На скамейку или печь,

Или на пол можем лечь!

Кошка: Василий кот, завесь окно!

Уже становится темно.

Две стеариновых свечи

Зажги для нас в столовой

Да разведи огонь в печи!

Кот Василий (из-за сцены): Пожалуйте, готово!

Чтец: Простился с тетей Кошкой

Василий, старый кот,

Идет в свою сторожку

Дежурить у ворот.

Дежурит он, дежурит,

Глаза кошачьи щурит.

И спит спокойным сном

В сторожке под окном…

Хозяйка тушит свечку

И двери – на запор.

А в доме перед печкой

Огонь прожог ковер.

Чтец: И, выбравшись из плена,

Веселый огонек

Взобрался на полено,

Другое обволок.

Со щелканьем и треском

Вскарабкался на стул,

Пополз по занавескам

И потолок лизнул.

Злой огонь все выше, выше,

Вылезает из под крыши,

Озарил соседний дом,

Машет красным рукавом,

Из окошка вьется пламя

Золотыми языками!

Как увидели грачи

Это пламя с каланчи,

Затрубили,

Зазвонили:

Тили-тили,

Тили-тили!

Хор: Тили-тили, Тили - бом!

Загорелся Кошкин дом!

Бежит Курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит Петух,

Поросенок – с решетом,

И Козел- с фонарем.

Тили – бом, Тили – бом!

Загорелся Кошкин дом!

Поскорей, без проволочки,

Наливайте воду в бочки.

Эй, работнички, бобры,

Разбирайте топоры,

Балки шаткие крушите,

Пламя жаркое тушите.

Вот уж скоро, как свеча,

Загорится каланча!

Бобры: Мы, бобры, народ рабочий,

Сваи бьем с утра до ночи.

Поработать мы не прочь,

Если можем вам помочь.

Эй, зеваки, ротозеи,

Расходитесь поскорее!

Что устроили базар?

Тут не ярмарка – ПОЖАР!

Чтец: Вот и рухнул Кошкин дом!

Погорел со всем добром!

16. Обсуждение инсценировки.

УЧИТЕЛЬ. Жалко дом и тетю Кошку. Дети, что вызвало пожар в доме?

ДЕТИ: Неосторожное обращение с огнем.

УЧИТЕЛЬ. Какими должны быть ваши действия при возникновении пожара в загородном доме? Чему учит эта сказка?

Чтобы в ваш дом

Не пришла беда,

Будьте с огнем

Осторожны всегда!

А сейчас немного поэкспериментируем

17. Постановка опытов.

Опыт №1. зажигаем свечу. Накрываем свечу прозрачным стаканом. Наблюдаем.

Что произошло? Почему погас огонь?

      Вывод: без воздуха огонь не живет.

УЧИТЕЛЬ. Дома, к сожалению, стаканом огонь не накроешь. Огонь бывает еще и волшебным, загадочным. Он не всегда сжигает. Он может удивить. Этот опыт можно повторить дома только с родителями.

Опыт №2 «Заколдованный платочек». В стакане смешиваем спирт с водой. В полученный раствор погружаем платочек. Смоченный платочек вынимаем и поджигаем. Что вы увидели? Кто может объяснить, что произошло?

18. Обобщение и систематизация знаний. Игра «Экзамен».

Билет № 1. Назовите основные причины возникновения пожара.

Билет № 2. Назовите самые простые способы тушения пожара.

Билет № 3. Какими будут ваши действия, если на ком-нибудь загорелась одежда?

Билет № 4. Для чего нужны спички?

Билет № 5. Если загорится магнитофон, как его тушить?

Билет № 6. Назовите примеры действия доброго огня.

Билет № 7. Назовите примеры действия злого огня.

19. Практическое упражнение.

-Мы изучили «План эвакуации при пожаре». Попробуем пройти этот путь, ориентируясь по схеме, и своими глазами увидеть безопасный выход из школы.

20. Игра «Согласен – не согласен».

  •  Можно играть со спичками;
  •  Вовремя выключай электроприборы;
  •  Выключи телевизор и ложись спать;
  •  Зажги газ и иди в школу;
  •  Спички детям – не игрушка;
  •  Пожарных вызывай по номеру один ноль один;
  •  Нельзя сушить белье над газовой плитой.

21. Игра «Доскажите словечко»

Запомни эти правила на всякий случай!

  1.  С точки зрения_____,

Он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги

Самодельный _______

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег-

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его _____.

  1.  Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с ________.

  1.  Не суши белье над______

Все сгорит единым разом!

  1.  Если младшие сестрички

Зажигают в доме ______,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те________.

  1.  Возле дома и сарая

Разжигать… не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

  1.  Костер мы____ в лесу_____

И вот несчастье на носу.

  1.  Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер______.

22. Игра «Расшифруйте предложение». Отгадайте загадки.

 

СОГНЕМШУТИТЬНЕЛЬЗЯ! –БУДЬОСТОРОЖЕНСОГНЕМ!

УЧИТЕЛЬ. Чему учат эти предложения?

Загадки:

Все ест - не наестся, а пьет - умирает (огонь).

Шипит и злится, а воды не боится (огонь).

Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки (спички).

Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - все сено съела (спичка).

Спешит, гудит: «Дорогу дай!"

Моргает глазом синим

Примчится вовремя – беда детей и взрослых минет....... /пожарная машина/

23. Музыкальная пауза. /частушки/.

"Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка, частушки

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей".. 

Вот частушки, так частушки

Кто-то бросил дымовушку

И пожар-то - не пожар,

А какой большой угар.

Ты включил электроплитку,

Чтобы кашу подогреть.

Сам умчался за калитку

На прохожих поглядеть.

Дымовушку подобрали

И виновника нашли.

Мы его за ушко взяли,

К командиру увели.

Встретил где-то друга Яшу

И совсем забыл про кашу…

Каша грелась, грелась, грелась,

Сковородка перегрелась,

Раскалилась докрасна

И сгорела вся дотла.

ІV. Домашнее задание.

Познакомте родителей, друзей с правилами противопожарной безопасности. Соблюдайте их сами.

V. Итог урока.

- Воспроизведите тему урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научил вас урок?

- Вам понравилось работать на уроке?

- На следующих уроках мы продолжим изучать эту тему, потому что мы учимся беречь свою жизнь.

Ведь жизнь человека – это самое дорогое.

PAGE   \* MERGEFORMAT6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6915. Элегазовый выключатель ВГБ-35 229.5 KB
  Элегазовый выключатель Введение Выключатели высокого напряжения (ВК) предназначены для оперативных и аварийной коммутаций в энергосистемах, для выполнения операций включения и отключения отдельных цепей при ручном или автоматическом управлении. Во в...
6916. Проектирование выключателей нагрузки 107 KB
  Введение Выключатель нагрузки - это простейший высоковольтный выключатель. Он используется для отключения и включения цепей, находящихся под нагрузкой. Дугогасительные устройства выключателей рассчитаны на гашение маломощной дуги, возникающей при от...
6917. Конфлікти в нашому житті. Психологічний практикум 88 KB
  Мета:ознайомити студентів з поняттями конфлікт та його позитивними і негативними сторонами, агресія, стратегіями поведінки учнів в конфліктній ситуації (миролюбство, уникнення, агресія), причинами виникнення конфліктів, агресивності, конст...
6918. Электромагнитная совместимость радиоэлектронного оборудования 41.5 KB
  Электромагнитная совместимость радиоэлектронного оборудования Направление радиоэлектроники, призванное обеспечить одновременную и совместную работу различного радиотехнического, электронного и электротехнического оборудования - называется электромаг...
6919. Воздействие помех на РЭС 39 KB
  Воздействие помех на РЭС Зависит от: структуры спектрального состава энергии Необратимые и обратимые процессы Мощная помеха Отказы аппаратуры из-за изменения структуры полупроводниковых материалов вплоть до их разрушения. Может сущ...
6920. Характеристики РЭС вне основных полос частот излучения и приема радиосигналов 49.5 KB
  Характеристики РЭС вне основных полос частот излучения и приема радиосигналов Любое РЭС характеризуется совокупностью параметров: функциональные - отражают основные функции выполняемые РЭС влияющие на ЭМС Функциональные параметры...
6921. Внеполосное радиоизлучение 136 KB
  Внеполосное радиоизлучение Внеполосное радиоизлучение - нежелательное излучение в полосе частот примыкающей к необходимой полосе частот, является результатом модуляции сигнала. Причины появления: применение для передачи сигналов с большой...
6922. Антенные устройства и среда распространения 67 KB
  Антенные устройства и среда распространения Энергетические характеристики Степень воздействия ИП на РП зависит: от коэффициентов ослабления помех в фидерах...
6923. Характеристики среды распространения влияющих на ЭМС 70 KB
  Характеристики среды распространения влияющих на ЭМС Ослабление определяется: особенностями распространения радиоволн различных частотных диапазонов отражение и рассеяние в тропосфере образование тропосферных волноводов отраж...