76054

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ – ПРОДАЖИ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Перемещение материальных благ в товарной форме, составляющее основу любого обязательства, в договоре – купле – продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием.

Русский

2015-01-28

98.5 KB

14 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

« ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ – ПРОДАЖИ И ЗАЩИТА ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ».

 

  Выполнила:

                           студентка 3 курса

304 группа

заочного отделения

Копылова А.Д.

Проверил:

Екатеринбург – 2005 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ                                                                                   3

Глава 1  Классификация договоров купли – продажи.                    4

Глава 2. Понятие, общая характеристика, классификация              6

договора розничной купли – продажи.

Глава 3.  Порядок заключения договора, форма                             9

договора розничной купли – продажи.

Глава 4.  Содержание договора розничной купли – продажи.       12

  

Глава 5.  Последствие нарушения договора                                 14

со стороны продавца

Глава 6.  Защита прав потребителей в торговом                          17

обслуживании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                           23

ЛИТЕРАТУРА                                                                            25

ВВЕДЕНИЕ

Договор – одна из наиболее древних правовых конструкций.

Ранее его в истории складывавшегося обязательного права возникли только деликты.

Развитие различных форм общения между людьми выдвинуло потребность в предоставлении им возможности по согласованной сторонами воле использовать предложенные законодателем или самим создать правовые модели. Такими моделями и стали договоры.

Термин «договор» употребляется в гражданском праве в различных значениях. Под договором понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения.

Перемещение материальных благ в товарной форме, составляющее основу любого обязательства, в договоре – купле – продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием. Особое значение этого института в современном праве обусловлено большой гибкостью, широтой сферы его применения, ведь по существу купля – продажа  наиболее универсальная форма товарно  – денежного обмена.

Прогресс техники и науки, усложнение экономической жизни общества не только ведут к возникновению новых правовых форм, но также проявляются в развитии таких традиционных институтов, как купля – продажа. Возмездная уступка патентных прав, передача ценных бумаг, отчуждение воздушных судов и космических аппаратов – все эти действия облекаются в форму купли – продажи.

   Курсовая работа называется «Договор розничной купли- продажи».

Целью настоящей работы является анализ вопросов, касающихся понятия договора розничной купли- продажи, содержания и формы договора

розничной купли- продажи, порядок заключения, расторжения договора розничной купли- продажи.

      Для реализации указанной темы необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся договора розничной купли – продажи, а также изучить научную литературу по данным вопросам.

Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ КУПЛИ – ПРОДАЖИ.

Купля – продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Сегодня купля – продажа – это самый распространенный договор гражданского оборота.

Договоры купли – продажи могут классифицироваться по разным основаниям.

  1.       В зависимости от характера вещи, составляющей предмет договора купли – продажи,- на:

а)     купля - продажа  движимых вещей (автомобилей, мебели, ценных бумаг, одежды и т.п.);

б)     купля – продажа недвижимых вещей (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов, лесов, зданий, воздушных и морских судов, космических объектов и т.п.);

в)      купля продажа невещественных объектов (энергетических и иных ресурсов, бездокументарных ценных бумаг, прав на заключение договоров и т.п.);

г)   купля – продажа имущественных комплексов (предприятий).

2.   В зависимости от оборотности – на:

     а)  купля – продажа вещей полностью оборотоспособных (продуктов питания, бытовой техники и т.п.);

     б)   купля – продажа вещей ограниченно оборотоспособных (купля – продажа драгоценных металлов слитках, купля – продажа оружия и т.п.);

3. В зависимости от сторон договора и назначения имущества – на:

 а)   розничную куплю – продажу (купля – продажа товаров в магазине, ларьке, киоске, палатке);

 б)  предпринимательскую (коммерческую) куплю – продажу (поставку, контрактацию, биржевые сделки и т.п.);

  в)  бытовую куплю – продажу (обычная купля – продажа, заключаемая между физическими лицами и некоммерческими организациями);

  г)   куплю - продажу товаров для государственных нужд

( поставка товаров для государственных нужд; купля – продажа товаров в  государственный  материальный резерв).

4.   В зависимости от способа заключения договора – на:

куплю - продажу по конкурсу, куплю - продажу на аукционе; куплю - продажу на бирже, куплю - продажу посредством взаимного обмена офертой и акцептом.

____________

Экспресс – справочник « Гражданское право» М. 2000г.

Глава 2. ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА РОЗНЕЧНОЙ КУПЛИ  –  ПРОДАЖИ.

На первое место среди отдельных видов договора купли – продажи в ГК поставлена розничная купля – продажа  (гл.30, ст. – 492-505). Предусмотренные здесь правила носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. Розничная купля – продажа определена в ГК как публичный договор, что означает обязанность розничных предприятий продавать товары любому, кто к ним обратится, не делая между покупателями различий в цене на продаваемые товары и  в других условиях продажи.

  Договор розничной купли – продажи представляет собой договор купли – продажи товара, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Классификация видов договора розничной купли – продажи может проводиться по различным критериям. Так, в ее основу можно положить отдельные условия договора. Тогда число возможных оснований классификации будет столь же велико, как и количество мыслимых договорных условий. Также критериями систематизации могут выступать и особенности договоров как сделок (субъективный состав, момент заключения договора, форма, порядок заключения и т.д.).

Практическое значение имеет регулирование наиболее важных условий договора. Соответственно,  можно различать:1

по месту исполнения договора: продажу товара на дому у покупателя и продажу в торговом заведении продавца;

по времени передачи товара: продажу по предварительным заказам (в том числе посылочную торговлю) и продажу с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);

по способу вручения товара: продажу товара через автоматы, путем самообслуживания, а также обычную продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;

по сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);

по обязанности доставки товара: продажу с обязательством доставить товар покупателю и без такового.    В качестве продавца, как субъекта договора купли – продажи, может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).

Закон Российской Федерации « О защите прав потребителей» (ст.7) установил обязанность торговых предприятий представлять потребителям необходимую информацию о продавце товара. В связи с этим торговые предприятия обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и режима работы.

Непосредственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес торгового предприятия либо места нахождения его собственника.

  Названные правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях на ярмарке, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения торгового предприятия.

  Определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли – продажи. Специфика товара по договору купли – продажи заключается в том, что он предназначен для личного,  семейного, домашнего или иного  пользования, не связанного с предпринимательской  деятельностью.

    Покупателем по договору розничной купли – продажи признается всякое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или индивидуального предприятия для личного,  семейного, домашнего или иного  пользования, не связанного с предпринимательской  деятельностью.

   Закон Российской Федерации « О защите прав потребителей» не распространяется на отношения с участием организаций (юридических лиц), выступающих в качестве покупателей по договору розничной купли – продажи.

   Гражданский Кодекс учитывает различия в правовом положении и фактических возможностях по защите нарушенных прав и законных интересов, которые имеют соответственно граждане и организации (юридические лица), но путем предоставления дополнительных прав не всем покупателям товаров, а исключительно тем из них, в качестве которых выступают граждане. В соответствии с  п. 492 ГК  к  отношениям по договору розничной  купли – продажи с участием покупателя – гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

   В п. 2 ст. 492 ГК говорится, что договор розничной купли – продажи является публичным договором. Это означает, что торговое предприятие не в праве отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли – продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей. В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей – продажей, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. № 55.

Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей – граждан по договору розничной  купли – продажи имеют акты официального судебного толкования соответствующего законодательства, призванные обеспечить единство судебной практики разрешения споров.

Глава 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА, ФОРМА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ – ПРОДАЖИ.

  Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли – продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК), договор розничной купли – продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового  или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности

______________

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договор купли – продажи и его отдельные виды. М., 1999

ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст.493 ГК).

   Договор розничной купли – продажи по  способу заключения  относится к  категории договоров  присоединения. Факт заключения договора розничной купли – продажи  удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа законодатель связывает также и момент заключения договора розничной  купли – продажи.

  Договор розничной купли – продажи  может быть заключен в устной либо простой  письменной формах. Однако устная форма заключения договора розничной купли – продажи скорее является исключением из общего правила о письменной форме данного договора. Об этом свидетельствуют нормы ГК о публичной оферте, об обязанности продавца предоставить покупателю информацию о товаре. Кроме того, отнесение договора розничной купли – продажи   к договорам присоединения (ст. 428 ГК) практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает использование стандартных форм, формуляров, наличие у продавца письменных документах о товаре, его цене и других существенных условиях договора розничной купли – продажи.  

    В ГК имеются нормы, детализирующие положение  о публичной оферте (ст.437), которые содержатся в его первой части. Применительно к розничной купле – продаже публичной офертой признается предложение товара в его рекламе, каталогах описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли – продажи. Более того,  предложение товара продавцом в ряде случаев может быть признано публичной офертой и при отсутствии каких – либо указаний на цену товара или иные существенные условия договора купли – продажи.

Публичной офертой признается выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в месте их продажи, если только продавец явно не определил, что соответствующие товары явно не предоставлены для продажи (ст. 494). Признание такого предложения публичной офертой означает, что продавец, выставивший товар, обязан заключить договор на указанных в этом предложении условиях с любыми каждым, кто на него отзовется.

Покупатель по договору розничной купли – продажи имеет право на получение информации о продаваемом товаре. Продавец, соответственно, обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную о товаре, который предлагается к продаже. Эту обязанность продавец должен исполнить в соответствии с установленным законом, иными правовыми актами,  обычно предъявляемыми в розничной торговле требованиями к содержанию и способам предоставления покупателю информации о товаре.

Право покупателя на получении информации о товаре  было предусмотрено Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (ст. 8).

  Положения названного закона сохраняют действие и в наше время. Вместе с тем в ГК содержатся некоторые новые положения. К их числу относятся:

    во – первых, положение о том, что не предоставление продавцом информации о товаре признается необоснованным отклонением торгового предприятия от заключения договора розничной купли – продажи и влечет за собой обязанность торгового предприятия возместить покупателю причиненные этим убытки;

    во - вторых, норма об ответственности продавца (торгового предприятия), не предоставившего покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что убытки возникли у него в связи с отсутствием необходимой информации о товаре (пп. 3,4 ст. 495).

   В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

            Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА

РЗНИЧНОЙ КУПЛИ – ПРОДАЖИ.

Обязанности продавца в договоре розничной купли – продажи состоят в передаче покупателю товара:

а)  в определенном месте;

б)  со всеми принадлежностями и документами, относящимися к товару;

в)  в согласованном количестве;

г)  в определенном ассортименте;

д)  соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

е)   установленного качества;

ж)  свободным от прав третьих лиц;

з)   в надлежащей упаковке и (или) таре.

Раскроем обязанности продавца и потребителя подробнее.

Основная обязанность продавца по договору розничной купли – продажи, как и по всякому договору купли – продажи, состоит в передаче покупателю приобретаемых им товаров. Передаваемые покупателю товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, комплектности и в необходимых  случаях – быть в определенном наборе (комплект товаров), в надлежащей таре и упаковке, со всеми относящимися к товару документами и принадлежностями. Товар,  на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, что бы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

    В дополнение к правам покупателя, предоставляемым ему в соответствии с общими положениями о купле – продаже, при розничной купле – продаже покупатель наделяется также правом произвести обмен приобретенного им товара (ст.502 ГК).

Покупатель может в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера формы габарита. Фасона, расцветки или комплектности, производя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

    При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель в праве возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Требование покупателя об  обмене  либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.

Право покупателя на обмен или возврат приобретенных товаров не может быть реализовано лишь в отношении некоторых видов товаров, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. № 55. К числу таких товаров относятся, в частности: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, швейные и трикотажные изделия, изделия из драгоценных металлов и иные товары.

Основной обязанностью покупателя по договору розничной купли –  продажи является оплата приобретенного товара.

Глава 5. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ДОГОВОРА СО СТОРОНЫ ПРОДАВЦА.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом своих обязательств по договору розничной купли – продажи он несёт все неблагоприятные последствия о договоре купле – продаже.

 Применительно к розничной купле – продаже специальные правила о последствиях нарушения договора предусмотрены лишь на случай передачи покупателю товара ненадлежащего качества, а также касательно соотношения ответственности продавца и исполнения им своих обязательств в натуре.

Независимо от характера недостатков товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;  соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранения недостатков товара.

Изъятие в виде ограничения одного из правомочий покупателя установлено лишь в отношении технически сложного либо дорогостоящего товара; замены такого товара покупатель может требовать в случае существенного нарушения требований к его качеству.

Вместо предъявления указанных требований к продавцу покупатель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Учитывая, что к данным правоотношениям наряду с ГК  применяется также Закон Российской Федерации « О защите прав потребителей», следует отметить, что потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов по их устранению либо о замене товара не только продавцу, но и изготовителю товара или организации, специально созданной изготовителем для этих целей

(ст.17 Закона).

Дополнительной защитой интересов покупателей по договору розничной купли – продажи служат правила, определяющие порядок возмещения разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества (ст.504 ГК).

В частности, в соответствии с п. 30 Правил  покупатель в праве предъявить требования в отношении недостатков товара (ст. 503 ГК), если указанные недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи установить не возможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента начала соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения покупателей.

В случаях, когда гарантийный срок установлен менее шести месяцев и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю, продавец несёт ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, имевшимся до этого момента.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором  (п. 31 Правил).

И еще одно изъятие из общих правил предусмотрено нормами ГК о договоре розничной купли – продажи. Согласно ст.396 ГК, возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки освобождают должника от исполнения обязательства перед кредитором в натуре. Применительно к договору розничной купли продажи продавец, не исполнивший обязанности по передаче покупателю товара, возместивший в связи с этим убытки и уплативший покупателю неустойку, не освобождается от исполнения этой обязанности в натуре (ст. 505).

Глава 6. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.

Защита прав потребителей – это межотраслевой юридический институт, представляющий собой совокупность нормативно закрепленных правил и норм, призванных защищать права гражданина – потребителя, заключившего возмездный гражданско – правовой договор с предприятием (коммерческой организацией или предприятием без образования юридического лица) от злоупотреблений со сторонами последнего.

В качестве потребителя может выступать только физическое лицо, имеющее намерение заказать или использовать товары (работы, услуги) исключительно для личных или бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Права потребителя охраняются гражданским, гражданско – процессуальным, административным и даже уголовным законодательством.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Изготовитель (исполнитель) несёт ответственность за вред, причиненный жизни,  здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства (пп. 1-4 ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Убытки, возникшие в результате исполнения такого договора, ущемляющие права потребителя, подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме (пп.1-2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 20-22) установлены сроки, в течение которых продавец (изготовитель) товара должен рассмотреть требования, предъявленные потребителем.

Например, требования потребителя о соразмерности уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или привлеченным им для этого третьим лицом, а также возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22).Нарушение указанных сроков продавцом (изготовителем) влечет для последнего ответственность в форме уплаты потребителю неустойки (пени). При определении неустойки принимается во внимание цена на товар, существовавшая в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) в день добровольного удовлетворения такого требования или в день принятия соответствующего судебного решения (ст.23 Закон РФ «О защите прав потребителей»). Неустойка носит штрафной характер и подлежит взысканию независимо от возмещения продавцом

( изготовителем) убытков. Более того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя) от исполнения обязательств перед потребителем в натуре (пп.2, 3 ст. 13  Закона  РФ «О защите прав потребителей»).

При рассмотрении требований потребителей о взыскании неустойки по делам по искам о защите прав потребителей при продаже товаров необходимо иметь в виду, что неустойка (пеня) в размере, установленном ст. 23 Закона РФ « О защите прав потребителей», взыскивается за каждый день просрочки сроков выполнения требований потребителя, установленных ст. 20. 21, 22 Закона:

- об устранении недостатков товара;

- о замене товара с недостатками;

- о соразмерном уменьшении покупной цены товара;

       -о возмещении убытков, причиненных  потребителю расторжением договора;

_______________

Обзор судебной практики Г.Екатеринбург 2002г.

- за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара.

При разрешении требования потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ (в ред. ФЗ № 212-ФЗ от 17.12.1999г.)

Кроме того, при наличии вины продавца (изготовителя) в нарушении прав потребителя последний обязан компенсировать потребителю и причиненный моральный вред. Причем компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Что касается процессуально – правовых средств защиты потребителей, то можно отметить, что Закона  РФ «О защите прав потребителей» устанавливает обязательность удовлетворения продавцом (изготовителем) требований потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, в досудебном порядке. При неудовлетворении таких требований, вправе принять решение о взыскании с продавца (изготовителя), нарушившего права потребителя, штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Этот штраф поступает в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст.42 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РСФСР и Законом  РФ «О защите прав потребителей» право на предъявление исков к продавцам (изготовителям) в защиту прав потребителей предоставлено также:

Федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя) или о прекращении деятельности индивидуального  предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей

(п. 4 ст. 40, ст. 46 Закона);

 федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров в случае нарушения продавцом (изготовителем) требований к безопасности товаров, в том числе в защиту неопределенного круга потребителей

(ст. 44,46 Закона);

общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей (п. 2 ст.45, ст. 46 Закона);

органам местного самоуправления в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей (п. 2 ст.45, ст.46 Закона).

Согласно ч. 2 ст.42 ГПК РСФСР, п. 4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в дело по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от  29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (п. 6-1) разъяснил, что в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (т.е. не связанные со взысканием каких – либо сумм),  целью которых является признание действий продавца (изготовителя) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 17  Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, без каких – либо ограничений.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины также соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить следующее.

Договор розничной купли – продажи самый распространенный вид договора купли  -  продажи. На своем пути к потреблению  товары обычно проходят целый ряд этапов (закупка сырья, производство, распределение в порядке оптовой торговли), опосредуемых различными правовыми формами. Но в конечном счете именно обслуживание потребностей населения – главная цель всей экономики.

Снабжение товарами огромной массы потребителей осуществляется в форме договора розничной купли – продажи.

Он является финальной правовой формой, опосредующей процессы обращения материальных благ перед тем, как они будут потреблены. На этом последнем этапе государство ещё имеет возможность активно вмешаться в регулирование процессов распределения, откорректировать обратные связи между потреблением и производством. Однако и само потребление товаров отчасти регулируется законодательством о розничной купле – продаже. Ведь только надлежащее исполнение обязательства прекращает его. Если же права потребления нарушены, закон продолжает защищать их вплоть до момента окончательного исполнения договора.

Договор розничной купли – продажи во всех случаях публичный, возмездный  и, как правило, выступает в качестве договора присоединения.

Отмеченные особенности субъективного состава   и предмета договора обычно достаточны для его отграничения от других видов купли – продажи.

Однако в спорных случаях (например, при сравнении розничной купли – продажи и поставки) следует обращать внимание на публичный характер договора.

В работе рассмотрены вопросы: понятие договора розничной купли – продажи, содержание и форма договора, классификация договора розничной купли – продажи, порядок заключения и ответственность сторон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Конституция Российской Федерации.

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2003г.

  1.  Брагинский М.И., Витрянский В.В.Договор купли – продажи и его отдельные виды. М., 1999г.

4  Закон РФ  «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.

5. Леонова Г. Договор розничной купли – продажи. Некоторые вопросы правового регулирования // закон. 1994. № 12.

  1.  Некоторые вопросы практики применения Закон РФ

«О защите прав потребителей»//.

Бюл. Верховного Суда РФ 1995 № 9.

  1.  Правила продажи товаров по образцам. Утв.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997г.

   8.  Сергеев А.П. « Гражданское право».    Том 2    М 200г.

  1.  Экспресс– справочник  «Гражданское право» М., 2000г.

1 Сергеев А.П. «Гражданское право».   Том 2,    М 2001 г.

21


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75903. Программные установки в движениях декабристов и народников: общее и особенное 19.14 KB
  Северное общество за сохранение монархии но ограниченной парламентом; Южное общество за республику. Северное общество за имущественный ценз. Северное общество за то чтобы их имели все граждане страны. Южное общество согласно но делает одно существенное дополнение гражданские и политические права народ получит только после длительного периода военной диктатуры.
75904. Политические партии в России в начале ХХ в.: сравнительный анализ программных лозунгов и деятельности двух-трех партий на выбор 186.39 KB
  Лидеры партии отстаивали целостность России допуская автономию только для Финляндии и Польши. Лидерами партии были известные предприниматели и финансисты А.
75905. Почему большевики смогли взять и удержать власть 15.43 KB
  Напротив большевики придя к власти незамедлительно приняли Декрет о земле отменивший право частной собственности на землю: земля переходила во всенародную государственную собственность; В 1914-1918 гг. Большевики соответственно также издали и Декрет о мире; Политическая раздробленность царившая среди остальных партийных кругов компромисс кадетов с эсерами с меньшевиками привела к потере ими фактического влияния в стране; наиболее организованной группой оставались лишь большевики способные в короткий срок мобилизовать собственные...
75906. Диссидентское движение в СССР: основные направления, лидеры и результаты деятельности 19.6 KB
  Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) - термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Первые годы брежневского правления
75907. Сравнительный анализ политических программ двух-трех современных российских политических партий (целевая аудитория (электорат) партии, образ желаемого будущего России (политическая, социально-экономическая модели, место России в международных процессах) 16.93 KB
  Все три партии видят будущее России поразному. Окончательное формирование социалистических общественных отношений В качестве альтернативы этим шагам предусмотрена программаминимум которая предполагает национализацию природных богатств России установление власти трудящихся и т. В программе ЕР нет ясного положения относительно будущего России какой она должна быть отсутствует там и идеология партии.
75908. Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз 16.6 KB
  Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и видоизменяясь просуществовала вплоть до конца 1920х. В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей.
75909. В чем причины кризиса советской экономики в 1980-е гг.? Системный кризис, падение цен на нефть, нерентабельность производства, экстенсивный характер развития? Причины субъективные и объективные 15.55 KB
  Системный кризис падение цен на нефть нерентабельность производства экстенсивный характер развития Причины субъективные и объективные. Проблемы экономического развития были вызваны рядом причин: Системный кризис. В условиях догоняющего развития без демократических свобод при отсутствии гражданского общества в СССР произошла подмена цели средствами главной жертвой которой стала свобода как необходимое хотя и не единственное условие развития человека его инициативы и предприимчивости. Советская модель хозяйствования лишенная...
75910. Как характеризуют существовавшие в конце 80-х - начале 90-х программы реформ Г.Явлинский и А.Чубайс? Каковы отличия в подходах и восприятии 18.19 KB
  Российская приватизация по масштабам и объему стоящих перед ней задач принципиально отличалась от приватизации осуществленной в 1980е годы в странах Запада.Чубайс прохладно относился к приватизации однако понимал важность ее осущетсвления в рамках проведения рыночных реформ. списка литры: мы вели очень жесткую теоретическую дискуссию с Виталием Найшулем как автором концепции ваучерной приватизации приводили ему длинный список катастрофических тяжелейших последствий которые она неизбежно повлечет за собой. мне лично тема приватизации...
75911. Особенности шоковой терапии и приватизации в России 18.04 KB
  Особенности процесса приватизации происходившего в России: массовый характер приватизации вызванный высокой долей государственной собственности в стране а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества; значительный удельный вес неэквивалентных форм безвозмездная передача оплата не в полной мере и др. вызванный отсутствием денежных средств в частных руках; проведение особого ваучерного этапа приватизации. Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника однако бесплатная...