76056

Модели совокупного спроса и совокупного предложения

Курсовая

Макроэкономика

Модели совокупного спроса и совокупного предложения в отличие от модели спроса и предложения для одного товара позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды...

Русский

2015-01-28

765 KB

4 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РАСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Модели совокупного спроса и совокупного предложения»

Выполнила:

ст. гр. УиА 10-2

Жетенов Ж.М.

Проверила:

Шувалова Г.А.

Караганда 2011


Содержание

[1]
Содержание

[2]
1 Совокупный спрос и совокупное предложение

[2.1] 1.1 Совокупный спрос и факторы определяющие его

[2.2] 1.2 Совокупное предложение. Классическая и кейнсианская модель

[2.3] 2.1 Динамика макроэкономических показателей Республики Казахстан

[3]
3 Политика направленная на обеспечение стабильности экономики Казахстана

[4]
        Заключение

[5]
Список использованной литературы

[6] Приложение А

[7] Денежные агрегаты (млн.тенге/ на конец периода)

[7.1] Приложение Б


Введение

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Для такого ответа нужно объединить – или агрегировать – все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

Основная макроэкономическая стратегия нашей страны на ближайшие годы предполагает, наряду с развитием отечественного реального сектора и производства, уверенный выход Казахстана на мировой рынок. Идеи гармоничного и диверсифицированного развития отечественного реального сектора собственными силами при взаимодействии с внешнеэкономическим окружением позволят учитывать те коренные перемены, которые произошли в мировой экономике за последние годы.

Таким образом, макроэкономическая политика Казахстана должна быть направлена на повышение уверенности игроков финансового рынка, а также на блокирование спада в реальной экономике в соответствии с экономической спецификой страны. Страны с большим потенциалом могут иметь дополнительное пространство для маневров в монетарном и фискальном стимулировании экономики, в том числе и Казахстан. Так в этом году некоторые развивающиеся рынки стран предприняли шаги по стимулированию экономической активности посредством расширения монетарной и фискальной политики. Экономика Казахстана находится в более выгодном положении, нежели экономики бедных развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Казахстану необходимо форсировать развитие экспорта, провести трансформацию социальных программ поддержки населения, снижать влияние внешних корпоративных заимствований, повышать уверенность игроков финансового рынка, расширять монетарное и фискальное стимулирование экономики, направить усилия на решение социальных проблем и бороться с безработицей. Основными антикризисными мерами в соответствии с планом действий по стабилизации экономики являются поддержка макроэкономической стабильности, стабилизация финансового сектора, активная индустриализация, решение проблем на рынке недвижимости, поддержка малого и среднего бизнеса, реализация программы 30 корпоративных лидеров, реализация инновационных проектов, развитие АПК, обеспечение занятости уязвимых слоев населения.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что экономические законы рынка одинаковы для любого общества - как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем, а анализ  спроса, его законов и функций, как исходных моментов ценообразования, оказывает существенное влияние на разработку и понимание других проблем экономической науки.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность совокупного спроса и совокупного предложения..

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть совокупный  спрос и факторы определяющие его;

- дать описание сущности совокупного совокупного предложения;

  •  провести анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан;
  •  рассмотреть обеспечение финансовой стабильности РК.

Информационной основой  проводимого исследования  являются  данные официальной статистики, публикуемые Агентством РК по статистике (АРКС) в статистических сборниках «Национальные счета Казахстана», статистические данные Национального  Банка Республики Казахстан и т.д.


1 Совокупный спрос и совокупное предложение

1.1 Совокупный спрос и факторы определяющие его

Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.) [1, c.56].

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);

2) спрос фирм на инвестиции (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Из структуры совокупного спроса выделяют формулу:  AD = C + I + G + Xn.

В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рисунке 1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Рисунок 1. Кривая совокупного спроса

Изменение общего уровня  цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD. 

К ценовым факторам относятся следующие:

1) Эффект реального богатства или эффект Пигу.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса  уменьшается.

2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса [2, c.102].

Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.

Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

Факторы, воздействующие на C:

  •  уровень благосостояния населения;
  •  ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
  •  налоги;
  •  трансфертные платежи;
  •  процентная ставка.

Факторы, воздействующие на I:

  •  ожидания инвесторов;
  •  процентная ставка;
  •  налоги;
  •  трансфертные платежи;
  •  новые технологии.

Факторы, воздействующие на G:

  •  Государственные закупки.

Факторы, воздействующие на Xn:

  •  объемы ВНП в других странах;
  •  величина ВНП в данной стране;
  •  валютный курс национальной денежной единицы.

Из уравнения количественной теории денег M V= P Y  можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.

Из уравнения видно еще два неценовых фактора M и V.  На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.

Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.

Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.

Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2) [3, c.89].

Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

Рисунок 2. Сокращение совокупного спроса

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.

1.2 Совокупное предложение. Классическая и кейнсианская модель

Совокупное предложение (AS) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Основным фактором, влияющим на AS, является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами AS являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная [4, c.202].

Классическая модель AS. Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

  •  объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;
  •  изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
  •  экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;
  •  цены и номинальная зарплата — гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 3).

Рисунок 3. Классическая модель AS

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен [5, c.252].

AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса

AS — кривая совокупного предложения

Q* — потенциальный объем производства.

Кейнсианская модель AS. Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

  •  экономика функционирует в условиях неполной занятости;
  •  цены и номинальная зарплата относительно жесткие;
  •  реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS [6, c.85].

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 4) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Рисунок 4. Кейнсианская модель AS

Итак, мы рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.

В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский, промежуточный и классический (рис.5).

Рисунок 5. Общая модель AS

I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок.

Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен [7, c.302].

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.


        2 Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан

2.1 Динамика макроэкономических показателей Республики Казахстан

В 2010 году в результате постепенного восстановления мировой экономики, возобновился рост цен и спрос на основные статьи казахстанского экспорта. Оживление мировой экономики и повышение внешнего спроса обусловили начало высокого темпа восстановительного роста экономики Казахстана. Расширению внутреннего спроса способствовало повышение в 2010 году на 25% заработных плат, социальных пособий и пенсий из бюджета.

При этом росту деловой активности в отраслях экономики способствовали антикризисные меры государства, реализация которых продолжилась в 2010 году, а также начало реализации государственной Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики страны на 2010 – 2014 годы [15].

В результате, по оперативным данным, объем ВВП в текущих ценах за январь-декабрь 2010 года достиг 21,5 трлн. тенге, а темп реального роста ВВП по сравнению с 2009 годом значительно ускорился и составил 7,0% (рисунок 6)

Рисунок 6. Динамика реального ВВП

За 2010 год все компоненты ВВП, за исключением трех отдельных составляющих, продемонстрировали хорошие темпы роста. Максимальный темп роста показала обрабатывающая промышленность, которая выросла на 18,4%. Снижение отмечено в отраслях: «сельское, лесное и рыбное хозяйство» – на 11,7%; «финансовая и страховая деятельность» – на 2,4%, «косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества» – на 25,5%.

В 2010 году отмечалось сохранение инфляционного фона в экономике. Причиной неснижения инфляционного фона в экономике в 2010 году стало проявление внешних факторов. Повышение мировых цен на товарных рынках, включая цены на нефть, металлы, способствовало росту цен казахстанских предприятий-производителей промышленной продукции. Кроме того, неблагоприятные погодные условия (засуха, пожары) в некоторых странах привели к сокращению производства отдельных видов продовольствия, в том числе зерновых культур. Данная ситуация способствовала нарастанию инфляционных ожиданий  внутри Казахстана [16].

Факторы роста инфляции в 2010 году были также связаны с несбалансированностью спроса и предложения в экономике. При этом одной из главных причин расширения совокупного спроса в экономике стал рост денежных доходов населения, что в 2010 году было подкреплено не только оживлением деловой активности, но также повышением заработных плат, социальных пособий и пенсий из государственного бюджета на 25% в апреле 2010 года.

При этом формирование инфляционных процессов в Казахстане в 2010 году происходило на фоне минимального влияния со стороны монетарных факторов. Так, рост денежной массы в 2010 году составил 14,1%, денежная база расширилась всего на 5,0%. Между тем, по итогам 2010 года инфляция сложилась в пределах целевого коридора Национального Банка в 6-8% (Рисунок 7).

Рисунок 7. Уровень годовой инфляции

По итогам 2010 года годовая инфляция сложилась на уровне 7,8% (рисунок 8), что на 1,6 п.п. выше по сравнению с инфляцией 2009 года (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года – 6,2%). Среднегодовая инфляция составила 7,1%, против 7,3% в 2009 году.

Рисунок 8. Уровень инфляции

В 2010 году ускорение годовой инфляции произошло на фоне увеличения темпов роста цен на продовольственные товары, тогда как темпы роста цен на непродовольственные товары и платные услуги замедлились. Продовольственные товары стали дороже на 10,1% (в 2009 году – на 3,0%), непродовольственные товары – на 5,5% (на 8,6%), платные услуги населению – на 6,8% (на 8,4%) [19].

В структуре ВВП по-прежнему большая часть приходится на услуги (52,8%), при этом с 2002 года их доля устойчиво превышает половину объема ВВП (рисунок 9).

Рисунок 9. Структура валового внутреннего продукта

После существенного замедления темпов роста инвестиций в основной капитал в 2009 году, в 2010 году инвестиции снизились на 0,5% (рисунок 11). Данное уменьшение было обусловлено снижением поступления инвестиций в основной капитал в ряде отраслей, испытавших серьезные трудности в период кризиса.

Рисунок 11. Темпы роста инвестиций в основной капитал

Снижение инвестиций в 2010 году было отмечено по следующим видам деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов – на 22,7%, транспорт и складирование – на 28,0%, услуги по проживанию и питанию – на 47,4%, информация и связь – на 17,9%, финансовая и страховая деятельность – на 23,7%, профессиональная, научная и техническая деятельность – на 51,1%, предоставление прочих видов услуг – на 3,5%. Удельный вес данных отраслей в общем объеме инвестиций составил 21,9%.

Наиболее значительный удельный вес инвестиций в основной капитал приходится на промышленность (55,6%), транспорт и складирование (15,2%), а также на операции с недвижимым имуществом (8,4%). По-прежнему привлекательной отраслью для инвестиционных вложений остается горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, доля которой в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 36,0%.

В 2010 году структура инвестиций в основной капитал претерпела значительные изменения. В разрезе источников финансирования доля средств за счет государственного бюджета возросла в общем объеме с 18,9% до 21,1%, собственных – увеличилась с 32,6% до 45,9%, тогда как доля иностранных инвестиций понизилась с 37,0% до 24,4%, заемных – уменьшилась с 11,5% до 8,6% [20].

По технологической структуре наблюдается увеличение инвестиционных вложений на работы по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений и инвестиций, направленных на приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря (на 2,5% и 11,7% соответственно).

Инвестиции в жилищное строительство снизились в 2010 году на 2,1%, что значительно лучше ситуации в 2009 году, когда снижение достигло 36,9%. В результате индекс физического объема введенного жилья повысился на 0,1%, а общий объем строительных работ (услуг) увеличился на 1,0%.

Численность экономически активного населения в 2010 году составила 8,6 млн. человек, что на 1,8% больше, чем в 2009 году. Численность занятого в экономике населения увеличилась на 2,7% до 8,1 млн. человек. Количество безработных сократилось на 10,4% до 496,6 тыс. человек. Уровень безработицы в 2010 году сложился на уровне 5,8% (2009 год – 6,6%).

В 2010 году среднемесячная номинальная заработная плата составила 77 482 тенге, что выше 2009 года на 14,6%. В реальном выражении заработная плата увеличилась на 7,0% (в 2009 году рост на 3,2%). Рост оплаты труда наемных работников в 2010 году был отмечен по всем отраслям экономики (Приложение Б). Среднедушевой номинальный денежный доход за 2010 год достиг 463 тыс. тенге, что больше 2009 года в номинальном выражении на 13,9%, а в реальном – на 6,3%.

2.2 Анализ структуры денежных агрегатов Республики Казахстан

Динамика показателей денежного предложения в 2010 году демонстрировала показатели роста: наличные деньги в обращении увеличились на 25,7%, денежная масса выросла на 14,1%, расширение денежной базы составило 5,0%.

За 2010 год чистые международные резервы Национального Банка выросли на 23,0% до 27,7 млрд. долл. США.

В их структуре, несмотря на операции по обслуживанию внешнего долга Правительства и снижение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке, чистые валютные запасы увеличились на 23,2% в результате покупки валюты на внутреннем валютном рынке и поступления валюты на счета Правительства в Национальном Банке. Активы в золоте выросли на 22,1%.

За 2010 год международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (31,0 млрд. долл. США), выросли на 24,8%, составив 59,3 млрд. долл. США [18].

В 2010 году денежная база расширилась на 5,0% до 2572,9 млрд. тенге (в 2009 году – расширение на 60,7%). Основной причиной расширения денежной базы стал рост чистых внешних активов Национального Банка. (Приложение А)

Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков в Национальном Банке, расширилась на 9,3% до 2143,7 млрд. тенге.

За 2010 год чистые внутренние активы Национального Банка сократились, главным образом, за счет значительного увеличения обязательств Национального Банка перед банками по краткосрочным нотам.

В 2010 году наибольшее сжатие денежной базы (на 13,5%) наблюдалось в ноябре, максимальное расширение денежной базы произошло в июне (на 8,7%). За 2010 год денежная масса выросла на 14,1% и составила 8546,4 тенге, основной причиной роста денежной массы послужил рост чистых внешних активов банковской системы. (Рис 12)

Рисунок 12. Динамика денежных агрегатов (% к соответствующему месяцу предыдущего года)

В 1 квартале 2011 года годовая динамика денежных агрегатов демонстрировала довольно умеренные темпы роста (Рисунок 5).

Денежная база за 2 квартал 2011 года расширилась на 2,8% и составила на конец июня 2011 года 2888,1 млрд. тенге. Узкая денежная база расширилась на 0,3% до 2358,2 млрд. тенге. [11]

В июне 2011 года по сравнению с июнем 2010 года денежная база расширилась на 5,5%. Чистые международные резервы Национального Банка в июне 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года выросли на 30,5% до 34,1 млрд. долл. США. В их структуре, несмотря на операции по обслуживанию внешнего долга [15].

Правительства и снижение остатков на корреспондентских счетах банков второго уровня в иностранной валюте в Национальном Банке, увеличились чистые валютные запасы в результате покупки валюты на внутреннем валютном рынке и поступления валюты на счета Правительства в Национальном Банке. Кроме того, произошел рост активов в золоте.

В июне 2011 года по сравнению с июнем 2010 года чистые внутренние активы Национального Банка сократились (таблица 1), главным образом, за счет увеличения обязательств перед банками по краткосрочным нотам.

Таблица 1 - Динамика изменений активов и пассивов Национального Банка (% к соответствующему периоду предыдущего года)

3 кв.10

4 кв.10

1 кв.11

2 кв.11

Чистые международные резервы

36,1

23,0

30,3

30,5

Чистые внутренние активы

-364,5

-498,0

-384,4

-104,9

Чистые требования к Правительству

-83,5

-64,4

-0,3

-56,2

Требования к экономике

-154,3

-222,6

-352,7

-192,5

Прочие чистые внутренние активы

-18,8

-20,0

-34,9

-52,1

Денежная база

-7,9

5,0

2,7

5,5

Узкая денежная база

-1,8

9,2

16,0

6,3

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

За 2 квартал 2011 года денежная масса выросла на 4,9% до 9360,2 млрд. тенге. В июне 2011 года по сравнению с июнем 2010 года ее рост составил 12,9% в результате увеличения чистых внешних активов банковской системы (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика изменений денежной массы (% к соответствующему периоду предыдущего года)

3 кв.10

4 кв.10

1 кв.11

2 кв.11

Чистые внешние активы

138,3

62,5

50,3

48,5

Внутренние активы

-27,4

-15,0

-8,5

-7,8

Требования к Правительству

166,2

72,3

284,7

17,6

Требования к экономике

3,6

5,6

1,4

4,9

Прочие чистые внутренние активы

-42,1

-28,3

-11,1

-21,4

Денежная масса

15,9

13,3

15,0

12,9

Наличные деньги в обращении

34,2

25,7

22,1

15,3

Депозиты резидентов

13,6

11,6

14,1

12,6

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

В структуре чистых внешних активов банковской системы в июне 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года выросли чистые внешние активы как банков, так и Национального Банка. Рост чистых внешних активов банков был обусловлен, главным образом, снижением обязательств банков перед нерезидентами.

В рассматриваемом периоде в структуре основных составляющих денежной массы были зафиксированы опережающие темпы роста наличных денег в обращении по сравнению с темпами роста депозитов резидентов в банковской системе. В результате, доля депозитов резидентов в структуре денежной массы снизилась с 87,5% в июне 2010 года до 87,3% по итогам июня 2011 года. [16]

Денежный мультипликатор вырос с 3,03 в июне 2010 года до 3,24 в июне 2011 года в результате опережающих темпов роста денежной массы по сравнению с темпами расширения денежной базы. Этому также способствовало снижение коэффициента резервирования при увеличении коэффициента предпочтения наличности (Рисунок 13).

Рисунок 13. Динамика денежного мультипликатора и его составляющих

Объем наличных денег в обращении за 2 квартал 2011 года вырос на 8,6% до 1191,7 млрд. тенге. Рост наличных денег в обращении объясняется ростом выдач по заработной плате, пенсиям и пособиям, и, как следствие, ростом выдач на подкрепление банкоматов, а также ростом выдач со вкладов до востребования и текущих счетов физических лиц. При этом действие указанных факторов было частично нейтрализовано зафиксированным по итогам 2 квартала 2011 года снижением нетто-выдач от реализации товаров, услуг и работ, снижением нетто-выдач со срочных вкладов физических лиц и незначительным ростом нетто-поступлений от продажи валюты.

В июне 2011 года по сравнению с июнем 2010 года наличные деньги в обращении увеличились на 15,3%. При этом, выдачи наличных денег из касс банков выросли на 21,1% до 1,2 трлн. тенге, поступления в кассы банков – на 23,6% до 1,1 трлн. тенге.


3 Политика направленная на обеспечение стабильности экономики Казахстана

Итогом 2010 года стало снижение большинства факторов риска, негативно влияющих на финансовую стабильность, в основном благодаря мерам и политикой, проводимой со стороны государства. Государственные меры в области обеспечения финансовой стабильности в 2010 году были направлены как на снижение наиболее острых факторов рисков для финансовой системы, так и на создание основы для устойчивого роста финансовой системы страны в поскризисный период.

Основной положительной тенденцией является завершение процесса реструктуризации внешних обязательств отдельных казахстанских банков, и как следствие, снижение внешних обязательств банковского сектора. Тем не менее, низкое качество кредитного портфеля банков продолжает оставаться наиболее значимым фактором риска для финансовой системы.

Внешний долг и реструктуризация внешних обязательств банков. В течение всего кризисного периода наибольшую угрозу для стабильности финансовой системы представлял высокий уровень внешней задолженности банковского сектора. В условиях фактически полного отсутствия возможности рефинансирования на внешних рынках погашению внешней задолженности большинству банков способствовало сохранение притока вкладов населения и депозитов юридических лиц, наряду с сокращением кредитования экономики.

Кроме того, начавшийся с 2009 года процесс реструктуризации внешних обязательств АО «БТА Банк», АО «Альянс Банк» и АО «Темирбанк» и который завершился в конце 3-го квартала 2010 года, сыграл основную роль в снижении долговой нагрузки на банковский сектор. Проблемы данных банков в значительной степени усиливали неопределенность ожиданий участников финансового рынка в отношении будущего казахстанской финансовой системы, и успешное завершение реструктуризации существенным образом способствовало снижению уровня системного риска казахстанской банковской системы и сохранению ее надежности на приемлемом уровне [21].

Казахстанская практика реструктуризации внешней задолженности позволила избежать издержек и рисков, которые могли бы понести государство и финансовая система в целом при банкротстве либо покрытии обязательств банков за счет государственных средств. Наиболее вероятный сценарий развития ситуации при банкротстве банков включил бы в себя подрыв доверия ко всей банковской системе, к компетентности уполномоченных финансовых органов, бегство вкладчиков, спекулятивные атаки на национальную валюту и отток капитала из страны. В свою очередь, сценарий обслуживания обязательств банков государством привел бы к реализации морального риска (moral hazard), увеличению нагрузки на государственные финансы и значительному ухудшению имиджа финансовой системы и государства в глазах инвесторов.

По итогам реструктуризации внешний долг АО «Альянс Банк» был сокращен с 4,5 млрд. долл. США до 1,1 млрд. долл. США, а срок обслуживания долга увеличен с 1-7 лет до 7-20 лет. Внешняя задолженность АО «Темирбанк» снизилась с 770 до 61 млн. долл. США при увеличении срока ее обслуживания с 1-4 лет до 10-12 лет. АО «БТА Банк» снизило внешний долг с 12 млрд. долл. США до 4,4 млрд. долл. США17, срок выплаты обязательств изменен с 1-5 лет до 8-20 лет. В целом завершение процесса реструктуризации внешней задолженности трех казахстанских банков способствовало снижению внешнего долга банковского сектора Казахстана с 30 млрд. долл. США по состоянию на конец 2009 года до 20 млрд. долл. США на конец 2010 года.

Фондирование банковского сектора. Несмотря на то, что финансовые условия на мировых финансовых рынках в 2010 году начали нормализовываться, уровень рисков оставался высоким, в большой мере, под влиянием угрозы дефолтов суверенного долга европейских стран. На этом фоне сохранение ограниченного доступа к внешнему фондированию и отсутствие приемлемых условий для привлечения ресурсов извне в 2010 году укрепили тенденцию замещения внешнего фондирования внутренним. Рост внутренних источников фондирования, в первую очередь, был обеспечен увеличением депозитов клиентов и в основном проходил фактически за счет фондирования банков со стороны государства. В целом в 2010 году совокупный объем государственного фондирования составлял 8-9% от совокупных активов банковской системы, и кредитная активность банков во многом поддерживалась через реализацию государственных программ по поддержке приоритетных отраслей экономики в рамках средств выделенных для этих целей средств.

В целом, государственная поддержка экономики и финансового сектора в период кризиса способствовала сохранению доверия к банковской системе Казахстана. Так, по результатам 2010 года отмечается устойчивый положительный прирост депозитной базы физических лиц. Более того, тенденция оттока депозитов из трех казахстанских банков, которые проводили реструктуризацию внешней задолженности, в 2010 году сменилась на чистый положительный прирост депозитов в данных банках [22].

В целом, по итогам 2010 года банки практически не изменили свою кредитную политику в сторону смягчения. Однако рост конкуренции на рынке кредитования за качественных заемщиков, имеющих хорошую кредитную историю и стабильные финансовые потоки, вынуждают банки гибко изменять кредитную политику и незначительно снижать процентные ставки по кредитам качественным заемщикам в целях их привлечения и удержания.

С целью поддержания и укрепления финансовой стабильности в мировой финансовой системе повсеместно происходит расширение сферы регулирования, направленное на ранее выявление дисбалансов в экономике и минимизацию системных рисков в будущем. Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, утвержденной Указом Президента от 1 февраля 2010 года №923, определено, что государственная политика на среднесрочный период будет направлена на реализацию макропруденциального регулирования, и, соответственно, на усиление роли Национального Банка как центрального органа, ответственного за реализацию данной политики.

Согласно Концепции под макропруденциальным регулированием понимается:

1) определение основных секторальных принципов, подходов пруденциального регулирования системных рисков и применения соответствующих нормативов;

2) разработка мер антикризисного управления и механизмов минимизации ущерба в случае материализации системных рисков.

Во многих странах с рыночной экономикой центральные банки обладают определенной независимостью от исполнительных органов, которая рассматривается как гарантия эффективности их деятельности. Центральный банк рассматривается как разработчик и проводник государственной экономической политики, он включен в общий механизм государственного управления. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Главным преимуществом является независимость экономической политики.

В настоящее время растет понимание необходимости более полного, всестороннего и эффективного регулирования. Предполагается изучить возможность расширения сферы и периметра регулирования, включая все виды деятельности, создающие риски для экономики в целом, недопущение концентрации риска за пределами периметра регулирования. При этом регулирование должно ориентироваться на виды деятельности, а не на организации.

На сегодняшний день одним из самых главных вопросов, стоящих перед финансовым сектором стран СНГ является интеграция в мировое экономическо- финансовое пространство без ущерба развитию национальных рынков. Все актуальней становится фактор глобализации, которому, как известно более всего подвержен финансовый сектор. При современном уровне развития информационных технологий степень проникновения рынков капитала различных стран будет возрастать. И страны СНГ не исключение. При правильной интеграции финансовых систем различных стран данный фактор может служить дополнительным источником роста национальной экономики.

Интеграционные процессы также наблюдаются на постсоветском пространстве. При этом наиболее перспективным из них является создание Таможенного союза между Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Безусловно, Таможенный Союз создает оптимальные условия для интеграции товарных рынков между странамиучастницами. Но в перспективе для обслуживания дальнейшего возрастания объемов товарооборота, а также создания единого экономического пространства необходимо развивать интеграцию финансовых систем наших стран [21].

Создание Единого экономического пространства (ЕЭП) упростит каналы перераспределения ресурсов, в частности, капитала между странами-участницами. Либерализация движения капитала будет способствовать притоку капитала в экономику Казахстана. Необходимо четко определить, что инициатива более тесного взаимодействия финансовых систем стран СНГ обусловлена уровнем взаимодействия хозяйствующих субъектов и, в дальнейшем, процесс взаимопроникновения экономик будет усиливаться.

Кроме того, дальнейшие меры по интеграции финансовых систем стран ЕЭП могут быть реализованы на базе уже сформированных областей взаимодействия. Кроме того, активизация интеграции финансовых систем стран ЕЭП будет способствовать разработке и внедрению системы мер раннего реагирования, а также устранению возникших рисков, способных нарушить целостность общего рынка финансовых услуг.

Борьба с нынешним мировым финансово-экономическим кризисом доказывает необходимость создания такой структуры. Беспрепятственное движение капитала через фондовые рынки в рамках ЕЭП будет способствовать:

1) привлечению необходимых инвестиций в корпоративный сектор стран – участников ЕЭП, что будет способствовать положительному развитию экономик;

2) выходу местных компаний на фондовые рынки стран-участников, что будет способствовать углублению финансово-хозяйственных связей между предприятиями;

3) снижению инфраструктурных издержек инвесторов из стран – участников ЕЭП при работе с ценными бумагами данного объединения;

4) Активному развитию электронных площадок и использованию Интернет-технологий на рынке ценных бумаг;

5) повышению уровня защиты инвесторов при проведении инвестиционных операций на фондовых рынках ЕЭП;

6) повышению уровня финансовой инфраструктуры стран-участников ЕЭП к мировым стандартам.

Опыт, полученный в период кризиса в Казахстане, показал важность взаимодействия институциональных структур при выработке политики регулирования финансовой системы и послужил толчком к развитию системы макропруденциального регулирования.

Выстроенная система макропруденциального регулирования в Казахстане представляет собой двухуровневую систему, в рамках которой:

- выработка стратегических подходов к макро- и микропруденциальному регулированию проводится в рамках Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан (далее – Совет);

- реализация решений, принятых Советом, осуществляется рабочими группами, созданными в рамках Совета для решения различных вопросов развития различных сегментов финансовой системы.

Совет был создан Указом Президента от 12 июня 2010 года №994 «О Совете по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан», и представляет собой консультативно-совещательный орган при Президенте. Основными задачами Совета являются оказание содействия и выработка предложений по реализации макропруденциального регулирования, ориентированного на стабильность финансовой системы Республики Казахстан и минимизацию системных рисков. В 2010 году всего было проведено 7 заседаний Совета, в тематику которых входили различные вопросы функционирования банковского, страхового, пенсионного секторов и различных сегментов финансового рынка.

Устойчивому развитию экономики способствовали как внешние факторы на фоне стабилизации внешней конъюнктуры и оживления мировой экономики, так и расширение внутреннего спроса, а также реализация антикризисных программ, направленных на смягчение последствий мирового экономического спада.

Экономика страны не только восстановила докризисный уровень развития, но и смогла обеспечить значительный задел для дальнейшего устойчивого посткризисного развития.  Реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию до 2015 года, Стратегии развития регионов и Дорожной карты бизнеса-2020 позволили обеспечить инвестиционную активность в стране.

Положительные тенденции в развитии экономики продолжились и на сегодняшний день.

По предварительным данным за первый квартал 2011 года ВВП Казахстана возрос на 6,6%. Также важным фактором роста экономики стало увеличение потребительского спроса, о чем свидетельствует рост розничного товарооборота, который за 4 месяца текущего года возрос на 11,8%.

Среднедушевые денежные доходы населения за первый квартал выросли в реальном выражении на 10,7%, реальная заработная плата на 9%. Уровень безработицы на сегодняшний день составляет 5,5%.

Стабильная макроэкономическая обстановка в стране позволяет Казахстану оставаться одной из привлекательных стран и для иностранных инвесторов. По данным Национального Банка Республики Казахстан, приток прямых иностранных инвестиций в страну в 2010 году составил 10 млрд. долл. США, в первом квартале 2011 года в экономику привлечено дополнительно 3,2 млрд. долл. США.

Достигнутые успехи стали прочной основой для дальнейших последовательных шагов по повышению благосостояния граждан Казахстана, модернизации экономики, формированию современного гражданского общества.

Также в последние годы в нашей стране предпринят ряд важных шагов по реформированию государственного управления.

Так, проведено разграничение полномочий между уровнями власти, усовершенствованы принципы и механизмы межбюджетных отношений, внедрен трехлетний бюджет, ориентированный на результат.

Казахстаном успешно преодолены последствия мирового финансового кризиса. Укреплена отечественная финансовая система. Макроэкономическая статистика Казахстана подтверждает признаки положительного результата от мер стимулирования и стабилизации экономики, предпринятых Правительством. Успешная реализация антикризисных мер привела к пересмотру кредитных позиций Правительства в сторону улучшения. Так, в 2010 году Standard & Poor’s повысила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и в национальной валюте — с «ВВВ-» и «ВВВ» до «BBB» и «BBB+» соответственно.


        Заключение

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Совокупный спрос (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. К ценовым факторам относятся следующие:  эффект реального богатства или эффект Пигу, эффект процентной ставки или эффект Кейнса, эффект процентной ставки или эффект Кейнса. К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

2. Совокупное предложение— это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен. Основным фактором, влияющим на AS, является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами AS являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д. Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

3. Итоги 2010 года подтвердили факт, что мировая экономика постепенно переходит от фазы посткризисного оживления к фазе медленного, но стабильного роста, которая, согласно прогнозам, продлится и следующие два года. По оценкам МВФ, в 2010 году мировой ВВП вырос на 5,0%. При этом рост в экономике США оценивается в 2,8%, в экономике Японии – 4,3%, совокупный ВВП стран зоны евро вырос на 1,8%. В 2011 и 2012 годах рост мировой экономики ожидается на уровне 4,4% и 4,5%, соответственно.

4. Результаты, достигнутые в 2009 году, позволили прогнозировать реальный рост ВВП в 2010 году на уровне 2-2,5%. Однако постепенное восстановление мировой экономики, способствовавшее возобновлению роста цен и спроса на основные статьи казахстанского экспорта, и начало реализации государственной Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики страны на 2010 – 2014 годы дали возможность значительно превысить прогнозы. Так, по оперативным данным, ВВП за 2010 год увеличился на 7,0%. Производство товаров выросло на 5,0%, производство услуг увеличилось на 6,0%. Объем произведенного ВВП в номинальном выражении достиг 21 513,5 млрд. тенге.

5. В 2010 году годовая инфляция сложилась на уровне 7,8%, что полностью соответствует целевому коридору Национального Банка в 6-8%, установленному на 2010 год. Рост потребительских цен в 2010 году был обусловлен, главным образом, несбалансированностью спроса и предложения в экономике. При этом влияние монетарных факторов на инфляцию в 2010 году оставалось минимальным. В 2011 году Национальный Банк определил основной целью денежно-кредитной политики удержание инфляции в пределах 6-8% по итогам года.

6. Меры Национального Банка, а также благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта способствовали сохранению стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих условиях с 5 февраля 2010 года Национальный Банк расширил коридор колебаний курса тенге: 150 тенге/доллар (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. В течение 2010 года обменный курс тенге по отношению к доллару США оставался в заданном коридоре при небольшом участии Национального Банка на внутреннем валютном рынке. При этом отмечалась тенденция укрепления национальной валюты. Объем валовых золотовалютных активов Национального Банка на конец 2010 года составил 27,7 млрд. долл. США, увеличившись за год на 23,0%.

7. В целях повышения устойчивости внутренних источников при формировании базы фондирования банков, обеспечения стабильности финансовой системы и защиты интересов депозиторов в сентябре 2010 года Национальным Банком был увеличен уставной капитал АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге. Общая капитализация Фонда теперь составляет 121 млрд. тенге, резерв возмещения по итогам 2010 года составил 126,1 млрд. тенге. За 2010 год депозиты резидентов в депозитных организациях выросли на 12,5%, при этом вклады физических лиц увеличились на 15,9%, юридических лиц – на 11,2%.

8. Расширение денежной базы за 2010 год составило 5,0%, денежная масса увеличилась на 14,1%, наличные деньги в обращении – на 25,7%. Эмиссионный результат от выпуска и изъятия наличных денег сложился в 2010 году положительным, и по сравнению с показателями 2009 года он увеличился в 4,2 раза, составив в итоге (+)258,5 млрд. тенге. Объем платежей, проведенных через платежные системы Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан», увеличился на 14,6%, сумма платежей выросла на 17,5%. Количество платежных карточек в обращении возросло на 10,2%.

9. В рамках реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период Указом Президента от 12 июня 2010 года был создан Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан, в рамках заседания которого осуществляется выработка стратегических подходов к макропруденциальному регулированию, ориентированному на обеспечение стабильности финансовой системы Республики Казахстан и минимизацию системных рисков. Первое заседание Совета состоялось 30 июня 2010 года. Всего было проведено 7 заседаний Совета, в тематику которых входили различные вопросы функционирования банковского, страхового, пенсионного секторов и различных сегментов финансового рынка.

10. Стабильная макроэкономическая обстановка в стране позволяет Казахстану оставаться одной из привлекательных стран и для иностранных инвесторов. По данным Национального Банка Республики Казахстан, приток прямых иностранных инвестиций в страну в 2010 году составил 10 млрд. долл. США, в первом квартале 2011 года в экономику привлечено дополнительно 3,2 млрд. долл. США. Достигнутые успехи стали прочной основой для дальнейших последовательных шагов по повышению благосостояния граждан Казахстана, модернизации экономики, формированию современного гражданского общества.


Список использованной литературы

  1.  Агапова Т.А.., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. Д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова – 6-е изд., стереотип. –М.Издательство: «Дело и Сервис», 2004 – 448 с.
  2.  Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2002. -472 с
  3.  Шагас Н.Л., Tуманова Е.А. Макроэкономика: Учебник 2006 - -409 стр
  4.  Киселева Е.А. Макроэкономика: Учеб. Пособ. Экспресс-курс 2-е изд: КноРус, 2009г. -384 с.
  5.  Селищев А.С. Микроэкономика и макроэкономика. СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
  6.  Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. - М.: Инфра-М, 2004. - 190 с.
  7.  Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 512 с.
  8.  Тюрина А.Д., Шилина С.А. Макроэкономика. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
  9.  Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. - М.: Кнорус, 2010. - 302 с.
  10.  Михайлова В.А. Макроэкономика: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во «Полиус», 2007.
  11.  Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 736 с.
  12.  Тарасевич Л.С., Гальперин В.М. Макроэкономика. Учебник / общ.ред. Л.Тарасевича- СПб. изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  13.  Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
  14.  Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. - М.: ЕАОИ, 2008. - 286 с.
  15.  Годовой отчет Национального Банка РК за 2010 г. // НБ РК www.nationalbank.kz.
  16.  Отчет о финансовой стабильности Казахстана от 01.10.2010 г. // www.nationalbank.kz
  17.  Статистический бюллетень НБК №9 (202), сентябрь 2011 // www.nationalbank.kz
  18.  Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год // www.nationalbank.kz
  19.  Экспресс-информация № 06-01/97 от 1 апреля 2011 года «Об инфляции в Республике Казахстан в марте 2011 года», stat.kz
  20.  Информационно - аналитический обзор экономики Казахстана // www.nationalbank.kz
  21.  Казахстан в 2010 году. Статистический ежегодник Казахстана, Астана 2010.// www.stat.kz
  22.  Кайрат Келимбетов: «Государственный финансовый контроль – инструмент стабилизации экономики» // Республиканская экономическая газета «Деловой Казахстан» , 11 ноября 2011 № 43
  23.  Нурпеисов Д.К., Председатель Комитета по развитию регионального финансового центра города Алматы Национального Банка Республики Казахстан, д.ю.н., ЕхМВА. Укрепление финансовой системы Казахстана как фактор обеспечения национальной безопасности страны // Экономическое обозрение, № 2 2011.


Приложение А

Денежные агрегаты (млн.тенге/ на конец периода)

 

01.10 

02.10 

03.10 

04.10 

05.10 

06.10 

07.10 

08.10 

09.10 

10.10 

11.10 

12.10 

01.11 

1. Денежная база (резервные деньги)

2584606

2653023

2736282

2650779

2518311

2738397

2600035

2523403

2529901

2744373

2372578

2572217

2 641 507

изменение за месяц, %

5,5

2,6

3,1

-3,1

-5

8,7

-5,1

-2,9

0,3

8,5

-13,5

8,4

2,7

изменение за период с начала года, %

5,5

8,2

11,6

8,2

2,8

11,7

6,1

3

3,2

12

-3,2

5

2,7

из них:

 

1.1 наличные деньги вне НБК

1005845

1012610

1025325

1085661

1126742

1162403

1208896

1213858

1222987

1242113

1223546

1306208

1 252 898

1.2 депозиты БВУ и других организаций

 

в НБК

1578760

1640413

1710957

1565117

1391568

1575993

1391140

1309545

1306914

1502260

1149033

1266009

1 388 608

Денежная база (в узком выражении)

2045882

2041393

2027147

2047701

2057071

2218416

2064170

2165466

2162184

2315949

2023387

2142999

2 196 323

изменение за месяц, %

4,3

-0,2

-0,7

1

0,5

7,8

-7

4,9

-0,2

7,1

-12,6

5,9

2,5

изменение за период с начала года, %

4,3

4,1

3,3

4,4

4,9

13,1

5,2

10,4

10,2

18,1

3,1

9,2

2,5

в том числе:

 

резервные депозиты БВУ в НБРК

498421

478391

493153

452073

533216

570279

400941

474798

355611

486109

372897

292371

387 193

2. М0

 

(наличные деньги в обращении)

874577

882451

898241

957620

990568

1033962

1072300

1069834

1086459

1096039

1074837

1148489

1 094 781

изменение за месяц, %

-4,3

0,9

1,8

6,6

3,4

4,4

3,7

-0,2

1,6

0,9

-1,9

6,9

-4,7

изменение за период с начала года, %

-4,3

-3,4

-1,7

4,8

8,4

13,2

17,4

17,1

18,9

20

17,7

25,7

-4,7

3. М1

2536665

2595183

2707056

2788684

2641760

2863832

2830371

2960520

3082180

3161605

2970451

3116049

3 112 623

изменение за месяц, %

3,2

2,3

4,3

3

-5,3

8,4

-1,2

4,6

4,1

2,6

-6

4,9

-0,1

изменение за период с начала года, %

3,2

5,6

10,1

13,5

7,5

16,5

15,2

20,5

25,4

28,6

20,9

26,8

-0,1

из них:

 

3.1 переводимые депозиты населения

 

в тенге

161717

172135

166646

186987

187080

205639

213345

199537

202811

205008

202636

226520

204 599

3.2 переводимые депозиты небанковских

 

юридических лиц в тенге

1500371

1540596

1642169

1644078

1464112

1624231

1544726

1691150

1792910

1860558

1692978

1741040

1 813 243

4. М2

5394164

5544467

5709675

5914060

6015559

6124467

6300518

6367061

6581709

6693128

6615320

6570099

6 649 830

изменение за месяц, %

1,1

2,8

3

3,6

1,7

1,8

2,9

1,1

3,4

1,7

-1,2

-0,7

1,2

изменение за период с начала года, %

1,1

3,9

7

10,8

12,8

14,8

18,1

19,3

23,4

25,5

24

23,1

1,2

из них:

 

4.1 другие депозиты в тенге и

 

переводимые депозиты в

 

иностранной валюте населения

725149

766758

821117

835721

858162

881640

910814

929226

942513

974186

1002259

1042679

1 068 366

4.2 другие депозиты в тенге и

 

переводимые депозиты

 

в иностранной валюте

 

небанковских юридических лиц

2132349

2182526

2181502

2289654

2515637

2378995

2559332

2477315

2557015

2557337

2642609

2411371

2 468 841

5. М3 (денежная масса)

7496070

7650126

7758511

8008973

8050539

8287944

8402482

8424651

8411134

8660047

8526184

8482828

8 608 602

изменение за месяц, %

0,1

2,1

1,4

3,2

0,5

2,9

1,4

0,3

-0,2

3

-1,5

-0,5

1,5

изменение за период с начала года, %

0,1

2,2

3,6

7

7,5

10,7

12,2

12,5

12,3

15,7

13,9

13,3

1,5

из них:

 

5.1 другие депозиты населения

 

в иностранной валюте

1004418

1009807

945586

941195

893591

900740

921349

914535

936492

945968

938746

925678

935 916

5.2 другие депозиты небанковских

 

юридических лиц

 

в иностранной валюте

1097489

1095852

1103250

1153718

1141390

1262737

1180615

1143056

892933

1020951

972118

987051

1 022 856

за декабрь 2010 данные с учетом заключительных оборотов


Приложение Б

Среднемесячная заработная плата по основным видам экономической деятельности в 2009-2010 годах, тенге


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17716. ОСНОВИ КРИМІНАЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 360.5 KB
  ОСНОВИ КРИМІНАЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття кримінального права його принципи джерела та система За останні кілька років злочинність в Україні стала явищем загальнонаціонального значення. Якщо раніше боротьба зі злочинністю розглядалась як важлива пр
17717. СУДОВІ ТА ПРАВООХОРОННІ ОРГАНИ УКРАЇНИ 367 KB
  СУДОВІ ТА ПРАВООХОРОННІ ОРГАНИ УКРАЇНИ 1. Правосуддя в Україні: поняття завдання ознаки та принципи здійснення Правосуддя особлива функція державної влади що здійснюється через розгляд і вирішення в судових засіданнях цивільних справ зі спорів що стосу...
17718. ОСНОВИ ПРОЦЕСУАЛЬНОГО ПРАВА В УКРАЇНІ 291.5 KB
  ОСНОВИ ПРОЦЕСУАЛЬНОГО ПРАВА В УКРАЇНІ 1. Поняття процесуального права Правові норми які складають правову систему держави регулюють суспільні відносини відповідно до завдань держави на сучасному етапі його розвитку. Систему права держави складають певні г
17719. ОСНОВИ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА 223 KB
  ОСНОВИ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА 1. Поняття та система міжнародного права Історія людства тривалий час формувалась з позиції сильнішого тому не дивно що досить довго міжнародні відносини переважно базувались на так званому праві війни ad bellum. Лише на початку ХІХ...
17720. ОСНОВИ МІЖНАРОДНОГО ЕКОНОМІЧНОГО ПРАВА 112 KB
  ОСНОВИ МІЖНАРОДНОГО ЕКОНОМІЧНОГО ПРАВА На земнiй кулi налiчується понад 220 суверенних і незалежних держав як великих так i малих. Рiвень їх економiчного розвитку досить рiзний. Але незважаючи на це кожна з них вирiшуючи свої внутрiшнi а тим бiльше зовнiшнi проблеми ма
17721. Факторний аналіз ефективності використання парку рухомого складу 136.5 KB
  Лабораторна робота №1 Факторний аналіз ефективності використання парку рухомого складу Аналіз впливу ТЕП на економічні результати роботи АТП виконується з метою виявлення втрат через великі простої недостатнє використання вантажопідйомності автомобіля та не...
17722. Вибір рухомого складу за критерієм собівартості перевезень 98 KB
  Лабораторна робота №2 Вибір рухомого складу за критерієм собівартості перевезень Мета роботи: визначити сферу доцільного застосування рухомого складу для простого циклу перевезень Вхідні данні: Вид перевезень – контейнерні. . Маса навантажувальнорозва...
17723. Визначення автомобілів оптимальної вантажопідйомності для роботи із заданими вантажно-розвантажувальними засобами 86.5 KB
  Лабораторна робота №3 Визначення автомобілів оптимальної вантажопідйомності для роботи із заданими вантажнорозвантажувальними засобами Мета роботи: для двох екскаваторів різної продуктивності розрахувати оптимальні вантажопідйомності рухомого складу Вхідн...
17724. Визуализация информационной системы городской среды 216 KB
  Цель работы – анализ методов информационной визуализации и применение их для разработки прототипа системы поддержки конечного пользователя. В процессе работы проводился анализ возможностей геоинформационных систем как средств визуализации данных, исследовались различные методы представления географических и семантических данных.