76099

Конкурентоспособность предприятия

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие конкурентоспособности и выявить методы ее повышения. Задачи, направленные на выполнение этой цели: теоретическое обоснование и раскрытие сущности конкурентоспособности...

Русский

2015-01-28

62.97 KB

8 чел.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Кафедра: «Менеджмент»

Курсовая по теме:

«Конкурентоспособность предприятия»

по дисциплине «Менеджмент»

                                                                        Выполнила:

                                                                        Студентка группы Ц47

                                                                        Галак А.О.

                                              Научный руководитель:

                                                                        Зав. кафедрой, к. э.н., доцент

                                                                        Третьяк С.Н.

Хабаровск, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………….….………4

  1.  Понятие и факторы конкурентоспособности..………………………….......5               
  2.  Способы оценки конкурентоспособности продукции……….…………….11
  3.  Методы повышения конкурентоспособности продукции............................19

Заключение…………………………………………………………………..…..24

Список использованной литературы……………………………………..…….25

Введение

Современный рынок предлагает потребителю огромное множество различных товаров и услуг, причем из всего разнообразия предприятий, специализирующихся на том или ином виде продукции, покупатель выбирает то, которое является наилучшим на его взгляд. На рыночном этапе экономического развития  особую актуальность приобретает важный вопрос – как стать таким наилучшим предприятием в своей отрасли. Для того, чтобы быть наиболее востребованном в насыщенном рынке товаров и услуг, чтобы завоевать доверие потребителя, и, как следствие, получить хороший финансовый результат от своей деятельности, предприятию необходимо выгодно выделяться чем-то на фоне схожих производителей. Такие отличия и заключатся в понятии конкурентоспособности предприятия.

Прибыль, как основная цель деятельности любого предприятия, напрямую зависит от его конкурентоспособности, то есть от способности отличаться в глазах потребителя от производителей-конкурентов и быть лучшим среди них. Факторы конкурентоспособности составляют имидж организации, её популярность и востребованность у потребителя среди производителей аналогичной продукции. Именно поэтому вопросы повышения конкурентоспособности так детально прорабатываются учеными-экономистами и непременно учитываются менеджерами любых предприятий. Высокая конкурентоспособность формирует хороший спрос на товар данной фирмы, а значит и увеличивает доход от производственной деятельности. Поэтому эта тема актуальна и интересна для изучения.

Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие конкурентоспособности и выявить методы ее повышения. Задачи, направленные на выполнение этой цели: теоретическое обоснование и раскрытие сущности конкурентоспособности; анализ собранного и обработанного на занятиях по различным предметам практического материала по теме «повышение конкурентоспособности».


1. Понятие и факторы конкурентоспособности

  

Конкурентоспособность — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

В современном мире устойчивое положение на рынке услуг и товаров любого предприятия зависит от уровня ее конкурентоспособности, то есть от уровня его технических, экономических и эксплуатационных параметров, позволяющих соперничать (конкурировать) на рынке с другими аналогичными товарами.

Изучение конкурентоспособности реализуемого на рынке товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге менеджер сможет вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять ли изделие с производства, модернизировать ли его, перевести ли на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.

Основные составляющие конкурентоспособности продукции на рынке– это её потребительские свойства и цена. Однако возможности товаров на рынке связаны не только с качеством и ценообразованием. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. Все это необходимо учитывать при производстве и реализации продукции.

Но, тем не менее, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность и позволяет привлечь внимание потребителя к качественному товару. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Рассмотрим каждый из этих элементов.

1. Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции, выпускаемой данным предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.

Условно качество продукции подразделяется на три основных составляющих:

  1.  технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации).
  2.  наличие дополнительной пользы (наличие дополнительных функций; удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией).
  3.  престижность продукции

Технико-функциональный уровень продукции оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

Виды показателей качества продукции предприятия

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения.

Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:

  1.  новой продукции в общей сумме ее выпуска;
  2.  сертифицированной и несертифицированной продукции;
  3.  продукции, соответствующей мировым стандартам;
  4.  экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:

  1.  полезность продукции
  2.  надежность
  3.  технологичность,
  4.  эстетичность изделий.

Престижность продукции составляет ее имидж, то есть известность и репутация предприятия как надежного партнера, способного обеспечить качество товаров, а также в срок выполнять свои обязательства. Имидж предприятия переносится и на его продукцию и проявляется через торговую марку или товарный знак.

В условиях рыночных отношений обеспечению конкурентоспособности способствует информационное обеспечение товаров: совокупность знаний о ее фактических данных. По существу, информация приравнялась к таким важным ресурсам, как материал и энергия. Сообщения о товаре целенаправленно перемещаются от их создателя к потребителю посредством соответствующих коммуникаций.

  1.  Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена. Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования, а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Следует иметь в виду, что довольно часто индивидуальный потребитель связывает цену реализации с основополагающими характеристиками товара, особенно с качеством. У многих потребителей высокие цены на товар ассоциируются с высоким качеством. Однако это не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими факторами: закупочной ценой, транспортными расходами, затратами на хранение, издержками обращения, торговыми наценками и т. п. От их размера и будет зависеть цена. Качество реализуемого товара является лишь одним, хотя и важным, фактором, заложенным в реализационную цену, в частности в затраты на его обеспечение.

Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за товарами, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления товаров в значительной мере зависит от стоимости операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию. При этом низкая цена потребления может быть определена еще на этапе проектирования и разработки продукции за счет усовершенствования ее конструкции и технического уровня качества. Затраты на улучшение качества, как правило, увеличивают реализационную цену, но благодаря сокращению эксплуатационных и иных расходов цена потребления снижается.

Степень воздействия цены на обеспечение конкурентоспособности товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие цены, особенно на товары повседневного спроса, в большей мере влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие цены создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей и товаров престижного спроса. Вместе с тем, говоря о цене как об одном из критериев конкурентоспособности, нельзя считать цену прямой мерой полезности товаров или их потребительной ценности. Потребитель покупает товар не потому, что он имеет высокую или низкую стоимость (цену), а потому, что он отвечает его требованиям по основополагающим характеристикам потребительной стоимости (ценности).

  1.  Обслуживание

Несмотря на то, что этот пункт стоит на третьем месте в формуле конкурентоспособности, качество обслуживания сегодня является одним из важнейших факторов успеха компании на рынке. Это утверждение применимо к любому сегменту рынка. Общемировая тенденция заключается в том, что при унификации самого продукта (товара, услуги) качество обслуживания при продаже продукта оказывается важнейшим дифференциатором, позволяющим получить реальное конкурентное преимущество и максимально удовлетворить потребителя.

С ростом уровня жизни и насыщением рынка товарами, потребности покупателя активно меняются. Общемировая тенденция заключается в замещении потребности собственно в товаре/услуге на потребности в принадлежности к некой группе, в признании статуса, в хорошем отношении (все хотят получать удовольствие не только от покупки, но и от самого процесса обслуживания). Удовлетворение таких потребностей относится к нематериальным факторам лояльности.

В последнее время акцент в обслуживании все больше смещается в сторону выстраивания с покупателями хороших отношений, т.е. розничная сеть сегодня вынуждена предлагать не только широкий качественный ассортимент товаров и услуг по хорошим ценам, но и быть эмоционально привлекательной, превосходящей ожидания своих клиентов.

Поэтому помимо основных, ключевых моментов, ставших стандартом в отрасли, компания должна реализовать или усовершенствовать те звенья процесса обслуживания, которые важны и необходимы конкретной целевой аудитории, и которые добавляют ценности самой услуге или продукту в глазах потребителей.

Каждая компания интуитивно и каждая по-своему понимает, как должен быть организован процесс взаимодействия с клиентом, чтобы тот остался доволен и проголосовал за компанию кошельком и ногами снова и снова. Однако важно помнить, что восприятие самого себя и взгляд со стороны - не одно и то же. Компании необходимо чаще общаться со своим потребителем, всестороннее изучая его потребности и выявляя ожидания, получая и анализируя обратную связь, регулярно опрашивая менеджеров по продажам, а также собственными глазами наблюдая за процессом продажи и последующего общения персонала с потребителем.

Таким образом, конкурентоспособность товара можно определить лишь при сравнении (сопоставлении) его свойств с товарами конкурентов, либо с гипотетическим товаром-эталоном.

В конечном счете более конкурентоспособным товаром является тот, который дает преимущества при решении своих проблем, выявленных при сравнении его свойств.

Конкурентоспособность не является постоянным качеством товара. Следовательно, фирмы должны постоянно совершенствовать товар с целью более полного удовлетворения потребностей потребителя.

Для того, чтобы отслеживать состояние своей продукции на рынке, ее место среди аналогичных компаний, производители используют различные способы оценки конкурентоспособности.

  1.  Способы оценки конкурентоспособности продукции

Существует множество различных методик оценки конкурентоспособности продукции, учитывающих различные её параметры. Универсальной идеальной методики не существует, но, комбинируя различные способы оценки, производитель может получить наиболее полную информацию о состоянии своей продукции на рынке.

Несмотря на многообразие способов оценки конкурентоспособности, основной смысл всех существующих методик сводится к сопоставлению параметров анализируемой продукции и продукции предприятий-конкурентов с уровнем требований покупателей.

То есть параметры анализируемой продукции сравниваются с гипотетическими или реальными показателями. От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:

  1.  потребность покупателей;
  2.  величина необходимого полезного эффекта;
  3.  конкурирующий товар;
  4.  гипотетический образец;
  5.  группа аналогов.

В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.

Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.

Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.

Иногда в качестве базы сравнения выступает гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Такая процедура используется в том случае, когда информации по конкретному образцу - аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которой может и не существовать, поэтому эта оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.

Значительно чаще за базу сравнения принимается группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж.

Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы.

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.

Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

,

где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);

Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество параметров.

Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.

Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формулам:

,

,

где qi`, qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Из этих формул выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности. Если технические параметры продукции не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

,

где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по первой формуле.

Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:

,

где Iтп - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность.

Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Иногда в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.

Полные затраты потребителя определяются по формуле:

,

где З - полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;

Зс - единовременные затраты на приобретение продукции;

Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;

Т - срок службы;

i - год по порядку. При этом

,

где Сj - эксплуатационные затраты по j-ой статье;

n - количество статей эксплуатационных затрат.

В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

,

где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;

З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о фактических сроках службы аналогических изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

,

где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;

Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:

,

где Кср - интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;

Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;

Ri - весомость i-го образца в группе аналогов;

N - количество аналогов.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

Данный подход является общеупотребительным и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя. Действительно, как следует из приведенных выше расчетных значений, предполагается, что улучшение любой из характеристик товара автоматически повышает его конкурентоспособность. Иначе говоря, характеристик товара по сравнению с базовым образцом вовсе не гарантирует появление конкурентных преимуществ - решающую роль следует отдавать потребителю в оценке преимуществ или недостатков товара.

Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.

Анализ других подходов к оценке конкурентоспособности товара, основанных на выявлении мнения потребителя, в частности работ по маркетингу, показывает, что и в этом случае такая важнейшая составляющая конкурентоспособности товара как особенности потребителей учитывается недостаточно. В тех редких изданиях, которые посвящены проблеме конкуренции, в лучшем случае говорится лишь о потребителях как об одной из сторон рыночного механизма без изучения такой важнейшей составляющей поведения покупателя как потребительское поведение.

Кроме описанных выше методик оценки конкурентоспособности продукции можно использовать также построение динамического ряда, отражающего долю данного предприятия на рынке анализируемой продукции. Естественно, что чем эта доля выше, тем выше фактическая конкурентоспособность продукции данного предприятия, и наоборот. С этой же целью можно рассчитать соотношение долей рынка, занимаемых данным предприятием и его основным конкурентом. Желательно, чтобы это соотношение превышало единицу.

В завершение анализа конкурентоспособности продукции следует изучить используемую предприятием систему товародвижения, организацию торговли и сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, являющиеся мощными инструментами стимулирования спроса.

Помимо расчетных методик, существуют также альтернативные методы выявления уровня конкурентоспособности продукции. Крупные компании часто проводят социологические опросы покупателей о своей продукции, анкетирования, ведь учет мнения потребителей – один из важнейших залогов успеха товара на рынке.

Таким образом, выявляются слабые места выпускаемой продукции, недостатки, которые необходимо устранить.

3.Методы повышения конкурентоспособности продукции

Итак, исходя из составляющих элементов конкурентоспособности, можно сгруппировать методы её повышения по трем группам.

Так как качество является главной составляющей конкурентоспособности продукции, воздействие на потребителя через улучшение качества является самым действенным методом достижения высоких позиций на рынке.

Основой любой продукции является материал, применяемый для ее изготовления. Привлечь внимание потребителя к выпускаемому товару можно путем замены применяемых в производстве материалов на сырье более высоких стандартов. Кроме того, в современном мире особое значение имеет экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира основным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды. Поэтому использование экологически чистых материалов является одним из факторов привлечения внимания к продукции.

          Второй составляющей качества является технология изготовления продукции. Следовательно, изменение технологий производства влечет за собой увеличение спроса на товар. При проведении улучшения качества продукции следует учитывать выявленные пожелания потребителей, обращать внимание на повышенную надежность и долговечность изделия, новые свойства старого продукта, яркий, привлекательный дизайн. Как известно, порой покупатель оценивает не столько качественное содержание продукта, сколько дизайн упаковки и самого изделия.

Мощным фактором повышения конкурентоспособности является проведение широкомасштабной рекламной кампании в поддержку продукции. Реклама - это вид деятельности, целью которой является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории. Реклама товара оказывает большое влияние на лояльность потребителей. Массовость сознания покупателей рождает целую сферу деятельности, основанную на моде, раскрученности товара, престиже. Покупатель отдает предпочтение тому товару, который он знает, о котором слышал, разрекламированной продукции. Поэтому многие компании не жалеют средств на осуществление рекламной деятельности. Ведь если улучшать технические и ценовые свойства товара, необходимо, чтобы покупатели знали об этом улучшении.

Потребители во всех регионах мира, в том числе и в России, осознают высокую значимость рекламы для экономического роста. Семь из каждых десяти потребителей согласны с тем, что реклама вносит серьезный вклад в развитие экономики, и восемь из десяти считают, что реклама помогает создавать рабочие места. Однако для того, чтобы клиент сделал выбор в пользу рекламируемого товара, одного рекламного сообщения, как правило, оказывается мало. Когда клиент пришёл или позвонил в рекламируемую компанию, для него важно не только то, что ему обещала реклама, но и то, правдивы ли эти обещания. Как встретят клиента, какой товар он увидит на полках, по какой цене он сможет его приобрести — эти и другие факторы также влияют на рост или падение продаж. Реклама лишь направляет и заставляет запомнить.

Еще одним способом повышения конкурентоспособности является расширение ассортимента продукции. Любой покупатель ценит возможность выбора из широкой линейки товаров. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

В быстро меняющемся современном мире важным фактором успеха является частое обновление товара. Особенно этот вопрос актуален в научно-технической сфере. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству.

Порой бывает достаточно принять решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего продукта, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

В процессе повышения конкурентоспособности продукции очень важно показать покупателю, что товар, несмотря на сходное применение, отличается от своих конкурентов какими-то особенными свойствами, сформировать определенный образ продукции в глазах потребителя, найти свою нишу в широком ряду товаров.

Важной характеристикой товара является его цена. Низкая цена очень часто является мотивацией к покупке того или иного товара. Снижать цену продукции можно за счет сокращения затрат на различные аспекты деятельности предприятия. Использование современного оборудования для производства резко снижает затраты на электроэнергию, заработную плату, сырье. Порой бывает эффективным временное снижение цены. Оно используется предприятиями для того, чтобы привлечь внимание к своей продукции, набрать популярность и зарекомендовать себя как предприятие с низкими ценами на продукцию. Особенно сильно сказывается изменение цены на такие продукты, в выборе которых решающую роль играет именно цена. Например, продукты питания. Часто предприятия прибегают к специальным скидкам и акциям, которые также привлекают внимание потребителей.

И, наконец, группа качеств, которая включает в себя обслуживание при продаже, послепродажная гарантия, ремонт и различные услуги, связанные с покупкой товара. Порой сервисное обслуживание является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

В некоторых отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. К тому же покупатель охотнее доверит ремонт и обслуживание продукции компании, которая непосредственно работает с этим товаром и знает все его детали. Поэтому обеспечение полноценного сервисного обслуживания очень важно для повышения конкурентоспособности изделия.

И, наконец, такие факторы, как доброжелательное обслуживание, различные бонусы при покупке, выгодное расположение товара на полке среди других продуктов также привлекает внимание покупателя и создает положительный имидж компании в его глазах.

Конечно, это не все способы повышения конкурентоспособности. Их существует огромное множество, и все они реализуются на практике, как потребители мы сталкиваемся с ними каждый день.

Заключение

Таким образом, конкурентоспособность продукции  это её способность быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

    Конкурентоспособность формируют множество различных факторов, которые условно подразделяются на три категории – качество, цена, обслуживание.

Любой товар имеет свойства, определяющие его способность быть востребованным на рынке в конкретных условиях. Производитель может повлиять на внимание к своей продукции путем повышения ее конкурентоспособности. Для этого необходимо выявить, какие проблемы существуют у товара, то есть оценить его конкурентоспособность любым из имеющихся способов. В курсовой работе были рассмотрены самые распространенные и достоверные методы оценки. Так как использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности, при оценке конкурентоспособности товара в основном используется комплексный метод.

После оценки конкурентоспособности товара и выявления проблем производителем могут быть предприняты методы улучшения продукции, направленные на повышение её качества, изменения технологий производства, улучшение дизайна, расширение ассортимента, улучшение технических характеристик, совершенствование гарантийного сервисного обслуживания, снижение цены и, наконец, создание хорошей, яркой рекламы. Все эти методы широко используются производителями для создания позитивного имиджа и улучшения спроса на свой товар.

Список использованной литературы

1 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М. : Центр экономики и маркетинга, 2001. 200 с.

2 Белобрагин В.Я. Качество: уроки прошлого и современность. М. : АСМС, 2003. 145 с.

3 Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности.  СПб. : СПбГУЭФ, 2004.  207 с.

4 Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2001. 286 с.

5 Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг.  М. : Высшая школа, 2003.  103 с.

6 Лифиц ИМ. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг.   М. : Юрайт, 2001. 215 с.

7 Львов Д.С. Экономика развития.  М. : Экзамен, 2002. 301 с.

8 Матанцев, А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. М. : Юрист, 2003. 329 с.

9  Моисеева, Н. К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление.  М. : Внешторгиздат, 2001.  304с.

10 Пилдич, Дж. Путь к покупателю: о том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем. М. : Прогресс, 2001.  256 с.

         11 Портер М. Конкуренция. М. : Издательство Дом «Вильямс», 2001. 496 с.

12  Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.  М. : ИНФРА-М, 2000. 312 с.

13 Эванс, Дж. М. Маркетинг. М. : Экономика, 2004. 335 с.

Размещено на A


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4687. Державні цільові фонди 54.5 KB
  Державні цільові фонди Необхідність державних цільових фондів та правові основи їх утворення. Пенсійний фонд України, його функції, формування та використання. Фонд соціального страхування України, його функції, формування та викор...
4688. Загальна фізика. Механіка, молекулярна фізика і термодинаміка, електрика 3.84 MB
  Вступ Фізика є основною наукою про природу. Вона вивчає найбільш загальні властивості і форми руху матерії. Одним із видів руху є механічний рух, під яким розуміють зміну положення тіла в просторі з часом. Механіка Галілея-Ньютона вивчає рух макроск...
4689. Физиология микроорганизмов. Химический состав микробов 530 KB
  Физиология микроорганизмов Микроорганизмам, как и всем живым существам, присущи процессы питания, дыхания, роста и размножения. Однако эти процессы у микробов характеризуются своеобразием и рядом особенностей. Микробы занимают особое место среди дру...
4690. Гюстав Флобер (1821-1880) 118.5 KB
  Гюстав Флобер (1821-1880) Біографія. Флобер народився в Руані (Нормандія) 12 грудня 1821 р. в родині лікаря. Дитинство майбутнього письменника минуло, як він сам згадував, поряд з кімнатою, де робились операції. Цей сумний досвід ...
4691. Соціальна психологія. Конспект лекцій 603 KB
  Лекція 1. Загальна характеристика соціальної психології як галузі психологічних знань 1.1 Предмет соціальної психології 1.2 Місце соціальної психології серед інших наук та структура соціальної психології 1.3 Історія розвитку соціальної психології 1....
4692. Социально психологическая генетика. Методы психогенетики и их разрешающая способность 247 KB
  Методы психогенетики и их разрешающая способность Популяционный метод. Примеры популяционных исследований психологических признаков. Генеалогический метод. Основная схема метода, построение родословных. Проблема проведения различий между генетически...
4693. Медицинская генетика. Учебник 174 KB
  Введение Клиническая генетика одна из фундаментальных наук в современной медицине, без знания которой любой врач, независимо от его специальности, не может обойтись. Знание генетики напрямую связано со здоровьем не только нас самих, но и здоровьем н...
4694. Полевая практика по популяционной генетике 6.47 MB
  Изучение закономерностей модификационной изменчивости. Изучение мутационной изменчивости. Цитоплазматическое наследование. Закон гомологических рядов. Центры происхождения растений. Изучение изменчивости седых пятен у клевера. Изучение...
4695. Скарби України. Сценарій уроку 62 KB
  Скарби України. Сформувати уявлення про національну культуру українського народу, познайомити з архітектурними пам’ятками нашої країнирозвивати допитливість виховувати інтерес до історії і культури рідного краю викликати бажання вивчати...