76132

Эргономические основы охраны труда

Реферат

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Поэтому внедрение в производство новейших технологий может быть успешно реализовано и дать положительный эффект лишь при достаточно полном учете характера все усложняющихся связей между человеком и техническим окружением всестороннего учета возможностей человека...

Русский

2015-01-29

31.36 KB

5 чел.

Эргономические основы охраны труда

Технологический прогресс и широкое внедрение в производство информаци-онных технологий значительно изменяют содержание и условия труда, что является предпосылкой для облегчения труда человека, освобождение его от выполнения од-нообразных трудоемких ручных операций, и вместе с тем, приводит к появлению но-вых факторов, негативно влияющих на организм работников, среди которых на пер-вое место выходит повышенная напряженность труда, обусловленная высокими требованиями к уровню психической деятельности человека. Поэтому внедрение в производство новейших технологий может быть успешно реализовано и дать поло-жительный эффект лишь при достаточно полном учете характера все усложняющих-ся связей между человеком и техническим окружением, всестороннего учета воз-можностей человека (человеческого фактора), его физиологических, психологиче-ских, антропометрических, эстетических и других свойств. Исследование и исполь-зование связей, реально имеющих место в системе человек – производственная среда, является предметом эргономики — научного направления, возникшего в сере-дине XX века.

Эргономика изучает вопросы оптимального распределения и согласования функций между человеком и машиной, на основании чего проектируется процесс деятельности человека, его функции, обосновываются оптимальные требования к техническим средствам и производственной среде.

Рациональная совместимость возможностей человека и характеристик техни-ческих средств, оптимальное распределение функций между элементами системы «человек-машина» существенно повышают ее надежность, эффективность и обу-словливают оптимально использование человеком технических средств в соответ-ствии с их назначением.

Для решения указанных задач эргономика использует данные и методы наук, изучающих свойства и возможности человека – физиологии, психологии, социологии и гигиены труда, антропологии, инженерной психологии и др. На их основании раз-рабатываются эргономические требования и рекомендации к различным видам тех-нических средств, видам деятельности, организации трудового процесса, рабочим местам и производственной среде.

Эргономическая совместимость элементов системы

«человек – техническое средство – производственная среда»

Как следует из ранее сказанного, система «человек – техническое средство — производственная среда» (или «человек-машина») может работать надежно, эф-фективно и с минимальным риском для здоровья человека при обеспечении инфор-мационной, антропометрической, биофизической, энергетической, технико-эстетической и других совместимостей характеристик технического средства, произ-водственной среды с психофизиологическими и другими свойствами и особенностя-ми человека.

Информационная совместимость заключается в обеспечении такой ин-формационной модели устройства (машины) – средств отображения информации (СОИ) и сенсомоторных устройств (органы управления), которая отражала бы все нужные характеристики машин в данный момент и позволяла человеку (оператору) безошибочно принимать и перерабатывать информацию, в соответствии с его пси-хофизиологическими характеристиками и возможностями (информационными зона-ми визуального поля, особенностями внимания, памяти и т.п.).

Информационная модель позволяет человеку анализировать состояние управляемого объекта, принимать решения и осуществлять контроль и управление производственным процессом. Она должна адекватно отражать управляемый объ-ект, состояние самой системы управления, обеспечивать оптимальный объем ин-формации и т.д.

Средства отображения информации (СОИ) предназначены для получения человеком сведений о состоянии объекта управления. Эти данные предъявляются человеку в виде количественных и качественных характеристик. В сложных системах средства отображения информации зачастую становятся единственным источником информации об управляемом объекте и производственном процессе, т.к. объекты управления могут быть невидимы, неслышимы и неосязаемы.

Средства отображения информации бывают визуальные (зрительные) и аку-стические (звуковые).

К визуальным СОИ относятся различные индикаторы (алфавитно-цифровые, знаковые, механические, на электронно-лучевых трубках и др.), используемые для отображения нескольких параметров одного объекта, сигнализаторы, табло и мне-мосхемы, которые используются для наглядного отображения функционально-технологической схемы управляемого объекта и информации о его состояниях, дос-таточной для принятия правильных решений; отображения связи и характера взаи-модействия управляемого объекта с другими объектами и внешней средой; сигнали-зации о нарушениях в работе объекта; быстрого выявления, локализации и способов ликвидации неисправностей.

Звуковые СОИ подразделяются на сигнализаторы речевых звуковых сообще-ний и системы речевой коммуникации. Звуковые информационные средства приме-няются для предупредительных или аварийных сигналов с целью снижения нагрузки на зрительный анализатор человека, а также при неблагоприятных условиях зри-тельной работы (ограниченная видимость, большая пространственная протяжён-ность объекта и т.п.). Речевая коммуникация применяется для обеспечения гибкой связи между работающими, когда требуется быстрый двусторонний обмен инфор-мацией, то есть в ситуациях, когда есть опасность ошибочного опознания неречево-го кода. В качестве звуковых информационных средств используются гудки, звонки, сирены, свистки, зуммеры и пр.

Акустические СОИ должны отвечать требованиям, которые исходят из психо-физиологических возможностей человека, основных параметров слуховых ощуще-ний (громкости, высоты и длительности звука).

Следует иметь в виду, что временной порог чувствительности слухового ана-лизатора (длительность звукового сигнала), необходимый для возникновения слухо-вого ощущения, так же как и пороги по интенсивности и частоте, не является посто-янной величиной.

Органы управления предназначены для передачи управляющих воздействий от человека к машине и обеспечивают реализацию принятого решения (введение в действие дополнительных органов объекта управления, ввод и вывод информации на СОИ и т.п.).

Ораны управления состоят из приводного элемента и исполнительной части. Приводные элементы органов управления являются элементами рабочего места, с которым непосредственно соприкасается оператор, поэтому эргономические требо-вания к ним должны учитывать анатомические, биомеханические и психофизиологи-ческие свойства человека.

Органы управления подразделяются на несколько группировок.

По характеру выполнения действий различают три группы органов управле-ния:

– органы управления одномоментного воздействия на систему, требующие движений, включения, выключения или переключения (нажатие кнопки, переключе-ние тумблера, поворот переключателя и т.п.);

– органы управления, требующие повторяющихся движений: вращательных, нажимных, ударных (набор программы, печатание, перемещение рычага и т.п.);

– органы управления, требующие точных дозированных движений (поворот-ные кнопки радиоэлектронных устройств и т.п.).

По направлению перемещения приводимых элементов органы управления

делятся на линейные (кнопки, педали), вращающиеся (поворотные кнопки) и сме-шанные (рычаги, тумблеры).

В зависимости от участия верхней или нижней конечностей в перемещении приводного элемента органы управления бываю ручные и ножные.

По степени важности и частоте использования органы управления делятся на органы управления постоянного (основного оперативного), периодического и эпизо-дического действия или на используемые очень часто, часто, редко.

Первая группа используется для анализа и оценки пространственно-компоновочного решения организации рабочего места, вторая – для оценки степени тяжести и напряжённости труда.

По конструктивному исполнению органы управления подразделяются на кноп-ки и клавиши, рычажные переключатели (тумблеры), поворотные выключатели и пе-реключатели, рычаги, педали, ножные кнопки и др.

Выбор органов управления зависит от характера управляющих действий (включение, переключение, регулирование т.п.); требований к усилиям, точности, диапазону и скорости управляющих движений: рабочего положения тела человека (стоя, сидя, лёжа); характера информации, предъявляемой оператору и вводимой им в машину; места расположения органа управления; размера, структуры и распо-ложения отведенного пространства, типа рабочего места (стационарное, подвижное) и др.

Рекомендуется использовать преимущественно ручные органы управления, т.к. в этом случае можно управлять множеством органов, а при использовании нож-ных – не более двух органов. Ножные органы управления рекомендуется использо-вать, когда требуется непрерывное выполнение операции управления при неболь-шой точности, когда прикладываемое усилие превышает 90Н, или когда руки опера-тора перегружены другими операциями управления.

Органы управления в виде поворотных включателей и выключателей, нажим-ных кнопок, тумблеров рекомендуется применять для операций, требующих незна-чительных усилий и редко осуществляемых. Нажимные кнопки, клавиши рекоменду-ется использовать для выполнения часто повторяющихся операций, не требующих приложения значительных физических усилий.

Органы управления поворотного типа (поворотные кнопки, маховики и т.п.) с большим числом оборотов следует применять в тех случаях, когда требуется высо-кая точность в широком диапазоне непрерывного регулирования. Органы управле-ния с дискретным регулированием следует использовать, если объектом можно управлять при помощи ограниченного числа дискретных перемещений с небольшой точностью.

Рычажные органы управления рекомендуется применять для выполнения сту-пенчатых переключений и плавного динамического регулирования одной или двумя руками при средних или больших усилиях.

Пространственно-антропометрическая совместимость предполагает

необходимость учёта размеров тела человека, его возможности обзора внешнего пространства, определения зоны досягаемости для конечностей и др.

Антропометрические характеристики человека подразделяются на статиче-ские и динамические. К статическим характеристикам относятся размеры тела и его отдельных частей – рук, ног, кистей, стоп и т.п. К динамическим – возможные углы поворота отдельных частей тела, зоны досягаемости.

Биофизическая совместимость предполагает создание параметров (ха-рактеристик) окружающей (производственной) среды – уровней шума, вибрации, ос-вещения, параметров микроклимата и т.п. – соответствующих нормативным доку-ментам и обеспечивающих приемлемую работоспособность и нормальное физиоло-гическое состояние оператора.

Энергетическая (биомеханическая) совместимость предусматривает со-гласование прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений ручных и ножных органов управления, биомеханическими возможностями человека и в зависимости от частоты их использования и важности располагаться в соответствующих зонах досягаемости. Усилия на органах управления не должны быть слишком маленькими, чтобы можно было контролировать выполненные дейст-вия и не слишком большими, т.к. большие усилия приводят к быстрой усталости и перенапряжению мышц.

Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удов-летворённости человека от общения с машиной (прибором), от трудового процесса, за счёт изящного исполнения устройства и его дизайна.

Психофизиологические основы безопасности труда

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология – это наука, занимающаяся изу-чением психического отражения действительности в сознании человека. Она вклю-чает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безо-

пасности, инженерная психология и эргономика.

Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудо-вой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направ-ляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Для профилактики утомления, снижения риска производственного травматиз-ма и профессиональной заболеваемости при организации производства, примене-нии сложных технических и технологических систем наибольший интерес представ-ляет психология безопасности, предметом которой являются психические процес-сы, свойства и состояния. Она изучает психологические, т.е. зависящие от человека (человеческого фактора) причины несчастных случаев и аварий и разрабатывает методы и средства, снижающие или исключающие риск травмирования и заболе-ваемости. Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на по-ведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмо-циональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как вос-приятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельно-сти.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от раз-личных анализаторов – зрительного, слухового, тактильного и др.

Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональ-ность воздействия.

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроиз-ведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. За-поминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые де-вять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объек-ты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а так-же сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вред-ностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реа-лизуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является след-ствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетент-ности, а также ошибочного осмысления полученной информации.

При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной дейст-вительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причи-нами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. От-рицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных си-туаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Поло-жительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и ин-терьера производственного помещения.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, пре-одолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций свя-зан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер че-ловека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процес-сами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом челове-ка, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладе-вающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным из-менением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуа-ции действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причи-ной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психи-ческих процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной воз-никновения опасных ситуаций – привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основны-ми характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость,

нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качест-вами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объ-екта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно сопри-касается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокуп-ность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудитель-ных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безо-пасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мо-тивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются ха-рактер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологи-ческих свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологиче-ских свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитывать-ся при профессиональном отборе.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенно-стей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).

Психологические состояния. В психологии безопасности труда важное зна-чение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состоя-ния. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влия-ние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производи-тельность и качество труда.

В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть:

– длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворен-ность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованно-сти в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.;

– временными, возникающими из-за различных нарушений в производствен-ном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;

– периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлени-ем, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения

Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятель-ности, что снижает уровень психической работоспособности.

Возможны два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный про-цесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные призна-ки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожани-ем рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ве-дут к выраженным состояниям утомления.

К особым психическим состояниям, имеющим значение для психической на-

дежности персонала, или человеческого звена в сложных технических и технологи-ческих системах, относятся пароксизмальные расстройства сознания, т.е. психоген-ные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния это группа расстройств, вызванных заболева-ниями головного мозга и другими причинами (эпилепсия, обмороки).

Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под

влиянием психических возбуждений, при этом проявляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, замедление мышления.

Аффективные состояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления, производственных и других неудач. В таком состоянии у чело-века развивается снижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состоя-ниям, относятся к категории с повышенным риском травмирования.

Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния возникают в результате употребления различных психофармакологических средств.

Прием легких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспо-собности, а прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) может вызвать от-рицательный эффект ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др.

Употребление транквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выра-женное успокоение и предупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляет реакцию, а также вызывает апатию и сонливость.

Пьянство и алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работо-способность, а посталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к затормо-женности и снижению чувства осторожности.

Таким образом, контроль психического состояния персонала ответственных работ и принятие административных мер может положительно влиять на сокраще-ние травматизма и повышение надежности работ сложных систем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49844. Аналитическая копия работы Джорджо де Кирико 11.13 MB
  Джорджо де Кирико создатель практик и теоретик. Де Кирико The Seer – пророк. В итоге выбор в качестве основного предмета исследования творчества Джорджо Де Кирико на фоне западноевропейских и частично отечественных реализмов 1920-1930х гг.
49845. Аналитическая копия работы Дж. Моранди «Красный натюрморт» 4.3 MB
  Основная тематика творчества метафизиков – геометрия простых предметов, взаимоотношения живого и неживого – находит выражение в натюрмортах или в фантастических композициях с фигурами, составленными из манекенов и портновских лекал.
49846. Виды механической обработки материалов резанием 592.5 KB
  Характерным признаком его является непрерывность резания. Процесс фрезерования отличается от других процессов резания тем что каждый зуб фрезы за один ее оборот находится в работе относительно малый промежуток времени. Большую часть оборота зуб фрезы проходит не производя резания. Физические основы процесса резания: деформация при стружкообразовании сила резания и тепловые явления.
49847. ВЕРБАЛІЗАЦІЯ КОНЦЕПТУ ЖИТТЯ В ПАРЕМІЙНІЙ КАРТИНІ СВІТУ 166.5 KB
  У світлі сьогоденної антропоцентричної парадигми лінгвістики проблема взаємодії мови і культури набуває особливої актуальності. Мова акумулює надбання культури етносу, тому в ній втілені світогляд народу, його досвід, традиції тощо. Важливим терміном для дослідження взаємодії мови і культури є концепт.
49848. ИНФОРМАТИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 130.5 KB
  Информационные системы и технологии направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности Информационные системы Общие положения Написание и защита курсовых работ важнейшая форма самостоятельной учебной и научной работы студентов осуществляемая под руководством преподавателя. Целью курсовой работы является подготовка студента к написанию и защите дипломной работы. Допускается вхождение курсовой работы в дипломную работу как в виде целостного раздела так и в виде отдельных фрагментов. Кроме того выполнение...
49849. ИЗУЧЕНИЕ ВЕНТИЛЬНОГО ФОТОЭФФЕКТА 137.5 KB
  В области границы раздела полупроводников р-типа и n-типа образуется так называемый запирающий слой, обедненный основными носителями заряда - электронами со стороны электронного полупроводника и дырками - со стороны дырочного полупроводника.
49850. Операции с одномерными массивами в Delphi 929.12 KB
  Бурное развитие вычислительной техники, потребность в эффективных средствах разработки программного обеспечения привели к появлению систем программирования, ориентированных на так называемую быструю разработку, среди которых можно выделить Borland Delphi и Microsoft Visual Basic. В основе систем быстрой разработки (RAD-систем, Rapid Application Development — среда быстрой разработки приложений)
49851. Проект подстанции для ткацкого цеха №3 предприятия 2.17 MB
  Определяем установленную активную мощность оборудования цеха. Определяем установленную активную мощность технологического оборудования: Ру. Определяем активную установленную мощность для освещения: Р у. Определяем полную активную установленную мощность цеха: Р у = Ру.