76180

Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

От выбора школы напрямую зависит то, как в дальнейшем человек будет знать иностранный язык и общаться на нём. Опыт показывает, что если на стадии обучения плохо подготовили в одной школе, то человек больше не будет обращаться в дальнейшем к таким учреждениям.

Русский

2015-01-29

135.93 KB

1 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет компьютерных наук

Кафедра информационных систем

Реферат

по курсу: Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем.

«Применение метода анализа иерархий для решения проблемы выбора альтернативы среди школ иностранных языков.»

Выполнил:  магистрант 1 курса,

                                     ФКН ВГУ

        Поташкин Семён Сергеевич

Проверил:  доктор технич. наук, профессор каф. ИС ФКН ВГУ

Сирота Александр Анатольевич.

Воронеж   2014

Содержание

Практическая часть на примере выбора школы иностранных языков.

   1. Описание проблемы…………………………………………………………………...

2. Построение трёхуровневой иерархии на примере выбора школы иностранных языков.

3. Построение матриц парных сравнений.

4. Нахождение локальных приоритетов.

5. Нахождение приоритетов для 3-го уровня.

6. Нахождение глобальных приоритетов

Заключение.

1. Описание проблемы

Если человек действительно решил выучить иностранный язык, а не просто получить сертификат о прохождении курса, то он должен очень серьезно отнестись к выбору школы иностранных языков.

От выбора школы напрямую зависит то, как в дальнейшем человек будет знать иностранный язык и общаться на нём. Опыт показывает, что если на стадии обучения плохо подготовили в одной школе, то человек больше не будет обращаться в дальнейшем к таким учреждениям. Иногда во время обучения иностранному языку преподаватель прививает ученику отвращение к языку, хоть он и не делает это преднамеренно. Постоянные ошибки, упреки, неопытность преподавателя - все негативно сказывается на ученике. Эти проблемы могут коснуться каждого, но лучше обойти всё стороной.

Зачастую, завершившие обучение в школе и получившие сертификат об обучении, доучиваются основам дома, тем самым можно сделать вывод о низком уровне обучения заведения. Бесспорно, учиться после школы иностранных языков тоже необходимо, но это обучение должно сводиться к совершенствованию теории и практики (желательно за рубежом). Закончив школу, ученик должен иметь правильные представления о культуре языка и его основах.

Поэтому следует уделить больше времени для выбора школы.
 

В Таблице № 1 приведено краткое описание наиболее приемлемых школ (для Варианта № 2) по каждому из шести критериев.

Таблица № 1

Краткое описание вариантов наиболее приемлемых школ английского языка.

Варианты

школ

Критерии

«Зелёная улица»

«Интерлингва»

«Мариоль»

«Диалог»

Местоположение

Отлично

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Обучающий персонал

Хорошо

Хорошо

Отлично

Хорошо

Разнообразие методов обучения

Отлично

Отлично

Хорошо

Отлично

Техническое оснащение

Отлично

Отлично

Хорошо

Хорошо

Финансовые условия

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично

Отлично

Программа занятий

Отлично

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Но поскольку структурирование проблемы является субъективный  процесс, данную задачу мы упростим, исключив уровень кластеров, и построим трехуровневую иерархию.

2. Построение трёхуровневой иерархии на примере выбора школы иностранного языка.

На первом уровне находится глобальная цель – «Выбор школы». На втором уровне располагаются восемь факторов или критериев, уточняющих цель. На третьем уровне – четыре школы – кандидаты, которые должны быть оценены относительно критериев второго уровня.

На Рисунке 1 показана иерархия выбора школы.

Оценка имеющихся критериев (2 уровень):

  1.  Местоположение: Удобное расположение школы; в основном акцентируют внимание на школы, расположенные вблизи от дома или по пути на работу (учебу);
  2.   Обучающий персонал: К обучающему персоналу относятся преподаватель, читающий теоретическую часть и проводящие практические занятия. При оценке данного критерия пригодились советы друзей и отзывы на форумах;
  3.   Разнообразие методов обучения: За какой срок обучат той или иной языковой программе;
  4.  Техническое оснащение: Наличие учебных классов для теоретического курса, наглядный материал: стенды с правилами, учебные фильмы, аудио записи. Компьютерные классы для отработки теории и практики, путём общения с иностранцами по интеренту;
  5.  Финансовые условия: Определение диапазона стоимости обучения в школе, а так же условия оплаты обучения;
  6.  Программа занятий: время учебных занятий и сроки обучения. Большинство школ имеют строго определенный график. Но некоторые предоставляют возможность составить персональный график занятий.

Закон иерархической непрерывности, присущий МАИ, требует, чтобы элементы нижнего уровня иерархии были сравнимы попарно по отношению к элементам следующего высшего уровня и т.д. вплоть до вершины иерархии.

Таким образом, закон иерархической непрерывности обеспечивает выбор уровней в иерархии. Выбираются те уровни, которые удовлетворяют условию: элементы любого уровня, кроме высшего, должны быть сравнимы между собой относительно элементов следующего высшего уровня.

3. Построение матриц парных сравнений.

В МАИ элементы каждого уровня иерархии попарно сравниваются между собой по отношению их воздействия на общую для них характеристику, которая представлена в иерархии некоторым элементом, расположенным на следующем высшем уровне. Проведя парные сравнения элементов уровня, можно построить матрицу сравнений с помощью шкалы относительной важности Таблица № 2.

Эта шкала оказалась эффективной не только во многих приложениях, ее правомочность доказана теоретически при сравнении со многими другими шкалами.

Таблица № 2

Шкала относительной важности.

Интенсивность

относительной

важности

Определение

Комментарии

1

Равная важность

Равный вклад двух видов деятельности в цель

2

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

3

Умеренное превосходство одного

над другим

Опыт и суждения дают легкое превосходство

одного вида деятельности над другим

4

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

5

Существенное или сильное

Превосходство

Опыт и суждения дают сильное превосходство

одного вида деятельности над другим

6

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

7

Значительное превосходство

Одному виду деятельности дается настолько сильное превосходство, что оно становится практически значительным

8

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

9

Очень сильное превосходство

Очевидность превосходства одного вида деятельности над другим подтверждается наиболее сильно

Обратные величины интенсивностей

Если при сравнении одного вида деятельности с другим получена одна из вышеуказанных интенсивностей, то при обратном сравнении второго вида деятельности с первым берут обратную величину

В нашем примере структурирование проблемы в трехуровневую иерархию (см. Рисунок 1), с шестью критериями на втором уровне и четырьмя альтернативами на третьем уровне требует построения 7 матриц парных сравнений. Одна матрица строится для определения весов (степеней превосходства) критериев остальные шесть для определения весов альтернатив по каждому из шести критериев, расположенных уровнем выше.

Согласно Таблицы № 2 высказывания экспертов, в данном случае личности, собирающейся пойти в школу, и ее знакомых для перевода вербальных оценок и суждений в числовые данные и матрица заполняется. Эта матрица называется матрицей парных сравнений и обратной симметричности, так как для любых i и j, где i=1,2…n, j=1,2…n, имеем равенство

aji = 1 / aij

iиндекс строки матрицы;

j – индекс столбца матрицы.

Относительная важность любого элемента, сравнимого с самим собой, равна 1 (поэтому диагональ матрицы содержит только единицы). Элементы матрицы, расположенные симметрично относительно диагонали должны иметь численные значения, обратные друг другу. Это требование называется обратной симметричностью и есть единственным требованием относительно согласованности суждений и оценок лиц. Поэтому любая матрица парных оценок есть положительная и обратносимметричная и требует провести n(n-1)/2 парных сравнений, где n-общее число сравниваемых элементов.

8(8-1) / 2=28 парных сравнений (для матрицы 8х8);

4(4-1) / 2=6   парных сравнений (для матрицы 4х4).

Таблица № 3

Матрица парных сравнений для 2-го уровня.

Общая

удовлетворен-

ность автошколой

Местоположение

Обучающий персонал

Разнообразие методов обучения

Техническое оснащение

Финансовые условия

Программа занятий

Местоположение

1

3

7

5

5

9

Обучающий персонал

1/3

1

9

5

5

9

Разнообразие методов обучения

1/7

1/9

1

1/5

1/7

5

Техническое оснащение

1/5

1/5

5

1

5

7

Финансовые условия

1/5

1/5

7

1/5

1

7

Программа занятий

1/9

1/9

1/5

1/7

1/7

1

После построения матрицы парных сравнений для 2 уровня иерархии перейдём к парным сравнениям элементов 3 уровня. Сравнимые попарно элементы – это возможные варианты выбора школы. Сравнивается, насколько более желательна или хороша та или иная  школа для удовлетворения каждого критерия 2 уровня. Получаем шесть матриц суждений размерностью 4×4 каждая, поскольку имеет шесть критериев на 2 уровне и четыре школы, которые попарно сравниваются по каждому из критериев. Матрицы вновь содержат суждения и оценки членов семьи, отображённые в числовые данные с помощью шкалы относительной важности.  

Такому описанию альтернативных школ соответствует восемь матриц парных сравнений по числу критериев на 2 уровне, сведённых в единую форму Таблица № 4.

Таблица № 4

Матрица парных сравнений для 3-го уровня

Местоположение

Обучающий персонал

З

И

М

ДИАЛОГ

З

И

М

ДИАЛОГ

З

1

9

3

5

З

1

3

1/7

1/5

И

1/9

1

1/7

1/7

И

1/3

1

1/7

1/5

М

1/3

7

1

5

М

7

7

1

3

Диалог

1/5

7

1/5

1

Диалог

5

5

1/3

1

Разнообразие методов обучения

З

И

М

ДИАЛОГ

Техническое оснащение

З

И

М

ДИАЛОГ

З

1

3

9

5

З

1

3

1/3

1/3

И

1/3

1

7

3

И

1/3

1

1/5

1/5

М

1/9

1/7

1

1/5

М

3

5

1

1/3

Диалог

1/5

1/3

5

1

Диалог

3

5

3

1

Финансовые условия

З

И

М

ДИАЛОГ

Программа занятий

З

И

М

ДИАЛОГ

З

1

3

1/5

1/7

З

1

1/3

5

3

И

1/3

1

1/7

1/9

И

3

1

7

5

М

5

7

1

1/5

М

1/5

1/7

1

1/3

Диалог

7

9

5

1

Диалог

1/3

1/5

3

1

4. Нахождение локальных приоритетов.

Теперь находим приоритеты элементов, т.е. оцениваем их относительно того конкретного элемента, расположенного на высшем уровне.

В МАИ численные методы «решения» матриц для отыскания весов, заключаются в основном в отыскании собственных векторов полученных матриц парных сравнений. Для упрощения задачи вычисление собственных векторов заменяем манипуляциями с элементами матрицы и получаем хорошее приближение к вектору приоритетов.

Главный собственный вектор находится методом геометрического среднего. Для этого нужно перемножить элементы в каждой строке и затем извлечь корень n - степени, где n - число элементов, подлежащих ранжированию. В нашем случае n=6 (матрица 6х6).

Местоположение:

1 × 3 × 7 × 5 × 5 × 9 = 4725;

√4725 = 68.738;

Обучающий персонал:

1/3 × 1 × 9 × 5 × 5 × 9 = 674.325;

√674,325 = 25.967;

Разнообразие методов обучения:  

1/7 × 1/9 × 1 ×1/5 × 1/7 × 5 =0.0022634;

√0.0022634 = 0.0475;

Техническое оснащение:  

1/5 × 1/5 × 5 × 1 × 5 × 7 = 7;

√7= 2.645;

Финансовые условия:                                 

1/5 × 1/5 × 7 × 1/5 × 1 × 7 = 0.392;

√0.392= 0.626;

Программа занятий:

1/9 ×1/9 × 1/5 × 1/7 × 1/7 × 1 = 0.0000503;

√0.0000503 = 0.007;

Затем суммируем все значения и разделим каждое полученное значение на сумму всех элементов. Таким образом, можно определить не только порядок приоритетов каждого отдельного элемента, но и величину этого приоритета, т.е. оценить в числах вес каждого элемента.

Σ = 68.738+25.967+0.0475+2.645+0.626+0.007= 98.0305

Таблица № 5

Векторы приоритетов

Общая

удовлетворен-

ность
автошколой

Местоположение

Обучающий персонал

Разнообразие методов обучения

Техническое оснащение

Финансовые условия

Программа занятий

Вектор

приорите-

тов

Местоположение

1

3

7

5

5

9

0.7012

Обучающий персонал

1/3

1

9

5

5

9

0.2649

Разнообразие методов обучения

1/7

1/9

1

1/5

1/7

5

0.00048

Техническое оснащение

1/5

1/5

5

1

5

7

0.027

Финансовые условия

1/5

1/5

7

1/5

1

7

0.0064

Программа занятий

1/9

1/9

1/5

1/7

1/7

1

0.000071

Анализируя полученные вектора приоритетов в Таблице № 5, мы видим, что критерий «Местоположение» оказался наиболее важным при выборе школы. Это вполне ожидаемый факт, т.к. люди стараются сэкономить время на дорогу – лишнюю трату времени. Следующим по важности идет критерий «Обучающий персонал», что тоже очевидно, т.к. все стремятся получить качественные знания. Самый наименьший приоритет 0,000071 у критерия «Программа занятий». Найденные компоненты вектора приоритетов показывают, что можно было бы выбрать для рассмотрения четыре наиболее весомых критерия – местоположение, обучающий персонал, техническое оснащение и финансовые условия, так как они оказывают наибольшее влияние на выбор школы.

Также важно заметить, что под согласованностью матрицы понимают такое ее свойство: для любых индексов  i,  j, k є {1,…..,n} имеем свойство численной согласованности: 

aijajk=aik

Согласованность матрицы определяется удовлетворением равенства ее максимального собственного значения  λmax  числу ее строк или столбцов n

λmax = n

Для нашего примера находим максимальное собственное значение λmax. Сначала суммируем каждый столбец матрицы, затем сумма первого столбца умножается на величину первой компоненты нормализованного вектора приоритетов, сумма второго на вторую компоненту и так далее.

1+1/3+1/7+1/5+1/5+1/9= 1.9873×0.7012 = 1.3935

3+1+1/9+1/5+1/5+1/9= 4.6222×0.2649= 1.2244

7+9+1+5+7+1/5= 29.2000×0.00048= 0.0140

5+5+1/7+5+1+1/7= 16.2857×0.027= 0.4397

5+5+1/7+5+1+1/7= 16.2857×0.0064= 0.1042

9+9+5+7+7+1= 38×0.000071 = 0.0027

Затем полученные числа суммируются, и мы получаем приближенное значение λmax:

λmax = 1.3935+1.2244+0.014+0.4397+0.1042+0.0027= 3.1785

Насколько плоха согласованность определенной задачи, можно оценить путем сравнения полученного для конкретной матрицы значения величины индекса согласованности (ИС):

ИС=  (λmax-n)/n-1,

с ее значением из случайно выбранных суждений и соответствующих обратных величин того же размера, представленных в Таблице № 6.

Статистические исследования (СИ), проведённые в лабораториях США, по генерации средних СИ для матриц порядка от 1 до 15 на базе 500 случайных выборок дали следующие результаты:

Таблица № 6

Таблица случайных индексов.

1

0.00

 2

0.00

 3

0.58

4

0.9

 5

1.12

 6

1.24

 7

1.32

 8

1.41

 9

1.45

10

1.49

11

1.51

12

1.48

13

1.56

14

1.57

15

1.59

 

где,

  1.  первая строка – порядок матрицы;
  2.  вторая строка – сгенерированный средний СИ  для матриц порядка от 1                                          до 15 на базе 500 случайных выборок;

Отношение ИС к среднему СИ для матрицы того же порядка называется отношением согласованности (ОС).

   ИС = (3.1785-6) / (6-1)= -2.1215 / 7 = 0.2305;

ОС = ИС / СИ = 0.2305/ 1.24 = 0.1259

В нашем случае матрица согласованная, так как  значение отношения согласованности меньше 0,20.

5. Нахождение приоритетов для 3-го уровня.

Теперь перейдем к ранжированию альтернативных домов по отношению к каждому критерию второго уровня.

Местоположение:

1×9×3×5 = 135;

√135 = 3.4087

1/9×1×1/7×1/7 = 0.0023;

√0.0023 = 0.2190

1/3×7×1×5 = 11.6667;

√11.6667 = 1.8481

1/5×7×1/5×1 = 0.28;

√0.28 = 0.7274

= 3.4087+0.2190+1.8481+0.7274= 6.2032

3.4087/ 6.2032= 0. 5495

0.2190/ 6.2032= 0.0353;

1.8481/ 6.2032= 0.2979;

0.7274/ 6.2032= 0. 1173

= 1.0002;

(1+1/9+1/3+1/5)×0. 5495= 0.9036;

(9+1+7+7)×0.0353= 0.8472;

(3+1/7+1+1/5)×0.2979= 1.2937;

(5+1/7+5+1 )×0. 1173= 1.3071;

λmax = 1.2245+0.0744+0.9507+0.3777 = 4.3516;

ИС = (4.3516– 4) / (4 – 1) = 0.1172;

ОС = 0.1172/ 0,90 = 0.1302;

Местоположение

Вектор приоритетов

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

З

1

9

3

5

0. 5495

И

1/9

1

1/7

1/7

0. 0353

М

1/3

7

1

5

0. 2979

Диалог

1/5

7

1/5

1

0. 1173

1.002

λmax = 4.3516;  ИС = 0.1172;  ОС = 0.1302;

Обучающий персонал: 

Обучающий персонал

Вектор приоритетов

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

З

1

3

1/7

1/5

0.019

И

1/3

1

1/7

1/5

0.0063

М

7

7

1

3

0.7872

Диалог

5

5

1/3

1

0.1874

0.9999

λmax =4.4532;  ИС = 0.1256;   ОС = 0.1129;

Транспортные средства:  

Разнообразие методов обучения

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

3

9

5

0.7929

И

1/3

1

7

3

0.1805

М

1/9

1/7

1

1/5

0.0038

Диалог

1/5

1/3

5

1

0.0227

0.9999

λmax = 4.4043;  ИС = 0.1319;  ОС = 0.1710;

Техническое оснащение:  

Техническое оснащение

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

3

1/3

1/3

0.0599

И

1/3

1

1/5

1/5

0.012

М

3

5

1

1/3

0.232

Диалог

3

5

3

1

0.6961

1

λmax = 4.1584;  ИС = 0.0972;  ОС = 0.0858;

Финансовые условия: 

Финансовые условия

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

3

1/5

1/7

0.0141

И

1/3

1

1/7

1/9

0.0035

М

5

7

1

1/5

0.1275

Диалог

7

9

5

1

0.8549

1

λmax = 4.5097;  ИС = 0.1968;  ОС = 0.152;

Программа занятий:  

Программа занятий

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

1/3

5

3

0.1716

И

3

1

7

5

0.7865

М

1/5

1/7

1

1/3

0.0075

Диалог

1/3

1/5

3

1

0.0343

0.9999

λmax = 4.0363;  ИС = 0.08879;  ОС = 0.0721;

6. Нахождение глобальных приоритетов.

Приоритеты синтезируются, начиная со второго уровня, вниз. Локальные приоритеты перемножаются на приоритет соответствующего критерия на вышестоящем уровне и суммируются по каждому элементу в пределах тех критериев, которыми оценивается данный элемент. (Каждый элемент второго уровня умножается на 1, то есть на вес единственной цели самого верхнего уровня). Это дает составной или глобальный приоритет того элемента, который затем используется для взвешивания локальных приоритетов элементов, сравниваемых по отношению к нему, как к критерию, и расположенных уровнем ниже. Эта процедура продолжается до самого нижнего уровня.

Получив все локальные уровни приоритетов, и оценив отношения согласованности для всех матриц парных сравнений, переходим к отысканию глобальных приоритетов.

Для удобства составим Таблицу № 8, где

  1.  в строках – школы;
  2.  в столбцах – критерии со своими весами, которыми оцениваются каждая из школ;
  3.  в последнем столбце – глобальный вектор приоритетов;

Таблица № 8

Местоположение

0.7012

Обучающий персонал

0.2649

Разнообразие транспортных средств

0.00048

Техническое оснащение

0.027

 Финансовые условия

0.0064

Программа занятий

0.000071

Глобальные

приоритеты

З

0. 5495

0.019

0.7929

0.0599

0.0141

0.1716

0.5292

И

0. 0353

0.0063

0.1805

0.012

0.0035

0.7865

0.0043

М

0. 2979

0.7872

0.0038

0.232

0.1275

0.0075

0.3691

Диалог

0. 1173

0.1874

0.0227

0.6961

0.8549

0.0343

0.0977

Каждый элемент таблицы – матрицы это значение приоритета данной автошколы-кандидата по отношению к определенному критерию.

Получаем глобальные приоритеты школ:

Приоритет автошколы «Зелёная улица» = (0.7012×0. 5495) + (0.2649×0.019) + (0.00048×0.7929) + (0.027×0.0599) + (0.0064×0.0141) + (0.000071×0.1716)  = 0.5292

Приоритет автошколы «Интерлингва» = (0.7012×0. 0353) + (0.2649×0.0063) + (0.00048×0.1805) + (0.027×0.012) + (0.0064×0.0035) + (0.000071×0.7865)  = 0.0043

Приоритет автошколы «Мариоль» = (0.7012×0. 2979) + (0.2649×0.7872) + (0.00048×0.0038) + (0.027×0.232) + (0.0064×0.1275) + (0.000071×0.0075)  = 0.3691

Приоритет автошколы «Диалог» = (0.7012×0.1173) + (0.2649×0.1874) + (0.00048×0.0227) + (0.027×0.6961) + (0.0064×0.8549) + (0.000071×0.0343)  = 0.0977


Заключение.

Метод анализа иерархий позволил найти решение поставленной задачи по выбору школы, в результате можно придти к выводу, что наиболее подходящей школой оказывается под названием «Зелёная улица» с наивысшим глобальным приоритетом. Данная школа в наибольшей степени удовлетворяет всем выделенным критериям.

Дадим краткое описание выбранной школы. Главным критерием для покупателя есть удобное местоположение. Как видно из таблицы школа «Зелёная улица» расположена в наиболее удобном для клиента месте. По критерию обучающий персонал «Зелёная улица» уступает «Мариоль» и «Диалог», но данный критерий не столь важен в данном случае для человека по сравнению с местоположением. Также в данной школе имеется самое большое разнообразие транспортных средств, что не мало важно для обучающегося.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85319. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов России 32.27 KB
  Естественно что преимущественно можно наблюдать разнообразие народных культур. Но вместе с тем можно говорить и о единстве нородных культур России.Соответственно люди перенимают полностью или частично у друг друга некоторые традиции обычаи и другие культурные особенности.
85320. Характеристика архаического и традиционного общества 38.79 KB
  АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО это общество выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Общество локально. Общество напоминает острова разбросанные в природном океане. Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории включающий в себя и самые ранние первобытные формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями рабо и землевладением всем тем что подпадает под емкое хотя и географически неточное определение К.
85321. Хронотоп в традиционной обрядовой культуре 44.39 KB
  χρόνος время и τόπος место закономерная связь пространственновременных координат[1]. Пространство и время культуры как хронотоп Пространство и время обязательные координаты любых культурных явлений и событий которые всегда происходят гдето и когдато. ввел в культурологию и философию понятие хронотопа которое подчеркивает что пространство и время культуры всегда связаны с субъективными переживаниями меняющимися в разных исторических эпохах и культурных ситуациях. Вернадского в которой единое пространствовремя связано с...
85322. Проблемы возрождения и сохранения фольклора 41.15 KB
  Подобная точка зрения акцентирует одну сторону традиции связь народного искусства с прошлым его корни древние истоки без которых вообще невозможно понимание этого явления человеческой культуры. Абсолютизируя одну сторону традиции некоторые ученые видят в традициях народного искусства только прошлое и делают вывод о косности отсталости этого искусства отсутствии в нем связей с современностью. Салтыков...
85323. Предмет, цель и задачи курса Теория и история НХК 33.73 KB
  На теоретическом уровне дисциплина представляет собой систему понятий положений выводов касающихся сущности содержания средств и методов организации учебновоспитательного процесса в изучении народного художественного творчества на основе современных требований к формированию личности педагога как субъекта обучения и воспитания. На методическом уроне изучаются технологические основы народного художественного творчества в системе социокультурной деятельности современного образования. На практическом уровне будущие руководители приобретают...
85324. Функции традиционного народного костюма 39.08 KB
  В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество вышивка кружевоплетение низание шитье аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей кожи меха лыка бисера бус блесток пуговиц шелковых лент тесьмы позумента кружев птичьих перьев речного жемчуга перламутра цветных граненных стеклышек и др. Хранителями древних традиций народного костюма у русских как и большинства других народов были крестьяне.Борева включал не только зачатки различных видов...
85325. Семиотические основы изучения народной художественной культуры 39.09 KB
  Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения народной культуры как таковой. В животном мире культуры не существует. В животном мире обнаруживаются явления которые в дальнейшем послужили основанием для формирования народной культуры.
85326. Семейно-бытовые праздники и обряды: структура, функции и художественные элементы 47.87 KB
  Понятие обычая обряда ритуала традиции Мы видим что стремлением людей ярко красиво торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. являются переломными моментами в жизни людей меняющими их отношения с окружающими дающими им новые права и предъявляющими новые требования. Что же заключается в понятии обряд В чем его сущность Почему во все времена начиная с первобытнообщинного строя люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события...
85327. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева 42.19 KB
  В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природнобиологическом характере этноса обусловленного тем что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географоклпматических условиях.cnn же некоторое количество людей обладающих этим признаком соберется вместе объединенные одной целью если при этом они находятся в благоприятных географических условиях необходим разнообразный ландшафт появляется зародыш нового этноса начинается бурный процесс...