76180

Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

От выбора школы напрямую зависит то, как в дальнейшем человек будет знать иностранный язык и общаться на нём. Опыт показывает, что если на стадии обучения плохо подготовили в одной школе, то человек больше не будет обращаться в дальнейшем к таким учреждениям.

Русский

2015-01-29

135.93 KB

1 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет компьютерных наук

Кафедра информационных систем

Реферат

по курсу: Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем.

«Применение метода анализа иерархий для решения проблемы выбора альтернативы среди школ иностранных языков.»

Выполнил:  магистрант 1 курса,

                                     ФКН ВГУ

        Поташкин Семён Сергеевич

Проверил:  доктор технич. наук, профессор каф. ИС ФКН ВГУ

Сирота Александр Анатольевич.

Воронеж   2014

Содержание

Практическая часть на примере выбора школы иностранных языков.

   1. Описание проблемы…………………………………………………………………...

2. Построение трёхуровневой иерархии на примере выбора школы иностранных языков.

3. Построение матриц парных сравнений.

4. Нахождение локальных приоритетов.

5. Нахождение приоритетов для 3-го уровня.

6. Нахождение глобальных приоритетов

Заключение.

1. Описание проблемы

Если человек действительно решил выучить иностранный язык, а не просто получить сертификат о прохождении курса, то он должен очень серьезно отнестись к выбору школы иностранных языков.

От выбора школы напрямую зависит то, как в дальнейшем человек будет знать иностранный язык и общаться на нём. Опыт показывает, что если на стадии обучения плохо подготовили в одной школе, то человек больше не будет обращаться в дальнейшем к таким учреждениям. Иногда во время обучения иностранному языку преподаватель прививает ученику отвращение к языку, хоть он и не делает это преднамеренно. Постоянные ошибки, упреки, неопытность преподавателя - все негативно сказывается на ученике. Эти проблемы могут коснуться каждого, но лучше обойти всё стороной.

Зачастую, завершившие обучение в школе и получившие сертификат об обучении, доучиваются основам дома, тем самым можно сделать вывод о низком уровне обучения заведения. Бесспорно, учиться после школы иностранных языков тоже необходимо, но это обучение должно сводиться к совершенствованию теории и практики (желательно за рубежом). Закончив школу, ученик должен иметь правильные представления о культуре языка и его основах.

Поэтому следует уделить больше времени для выбора школы.
 

В Таблице № 1 приведено краткое описание наиболее приемлемых школ (для Варианта № 2) по каждому из шести критериев.

Таблица № 1

Краткое описание вариантов наиболее приемлемых школ английского языка.

Варианты

школ

Критерии

«Зелёная улица»

«Интерлингва»

«Мариоль»

«Диалог»

Местоположение

Отлично

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Обучающий персонал

Хорошо

Хорошо

Отлично

Хорошо

Разнообразие методов обучения

Отлично

Отлично

Хорошо

Отлично

Техническое оснащение

Отлично

Отлично

Хорошо

Хорошо

Финансовые условия

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично

Отлично

Программа занятий

Отлично

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Но поскольку структурирование проблемы является субъективный  процесс, данную задачу мы упростим, исключив уровень кластеров, и построим трехуровневую иерархию.

2. Построение трёхуровневой иерархии на примере выбора школы иностранного языка.

На первом уровне находится глобальная цель – «Выбор школы». На втором уровне располагаются восемь факторов или критериев, уточняющих цель. На третьем уровне – четыре школы – кандидаты, которые должны быть оценены относительно критериев второго уровня.

На Рисунке 1 показана иерархия выбора школы.

Оценка имеющихся критериев (2 уровень):

  1.  Местоположение: Удобное расположение школы; в основном акцентируют внимание на школы, расположенные вблизи от дома или по пути на работу (учебу);
  2.   Обучающий персонал: К обучающему персоналу относятся преподаватель, читающий теоретическую часть и проводящие практические занятия. При оценке данного критерия пригодились советы друзей и отзывы на форумах;
  3.   Разнообразие методов обучения: За какой срок обучат той или иной языковой программе;
  4.  Техническое оснащение: Наличие учебных классов для теоретического курса, наглядный материал: стенды с правилами, учебные фильмы, аудио записи. Компьютерные классы для отработки теории и практики, путём общения с иностранцами по интеренту;
  5.  Финансовые условия: Определение диапазона стоимости обучения в школе, а так же условия оплаты обучения;
  6.  Программа занятий: время учебных занятий и сроки обучения. Большинство школ имеют строго определенный график. Но некоторые предоставляют возможность составить персональный график занятий.

Закон иерархической непрерывности, присущий МАИ, требует, чтобы элементы нижнего уровня иерархии были сравнимы попарно по отношению к элементам следующего высшего уровня и т.д. вплоть до вершины иерархии.

Таким образом, закон иерархической непрерывности обеспечивает выбор уровней в иерархии. Выбираются те уровни, которые удовлетворяют условию: элементы любого уровня, кроме высшего, должны быть сравнимы между собой относительно элементов следующего высшего уровня.

3. Построение матриц парных сравнений.

В МАИ элементы каждого уровня иерархии попарно сравниваются между собой по отношению их воздействия на общую для них характеристику, которая представлена в иерархии некоторым элементом, расположенным на следующем высшем уровне. Проведя парные сравнения элементов уровня, можно построить матрицу сравнений с помощью шкалы относительной важности Таблица № 2.

Эта шкала оказалась эффективной не только во многих приложениях, ее правомочность доказана теоретически при сравнении со многими другими шкалами.

Таблица № 2

Шкала относительной важности.

Интенсивность

относительной

важности

Определение

Комментарии

1

Равная важность

Равный вклад двух видов деятельности в цель

2

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

3

Умеренное превосходство одного

над другим

Опыт и суждения дают легкое превосходство

одного вида деятельности над другим

4

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

5

Существенное или сильное

Превосходство

Опыт и суждения дают сильное превосходство

одного вида деятельности над другим

6

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

7

Значительное превосходство

Одному виду деятельности дается настолько сильное превосходство, что оно становится практически значительным

8

Промежуточное решение между

двумя соседними решениями

Применяется в компромиссных случаях

9

Очень сильное превосходство

Очевидность превосходства одного вида деятельности над другим подтверждается наиболее сильно

Обратные величины интенсивностей

Если при сравнении одного вида деятельности с другим получена одна из вышеуказанных интенсивностей, то при обратном сравнении второго вида деятельности с первым берут обратную величину

В нашем примере структурирование проблемы в трехуровневую иерархию (см. Рисунок 1), с шестью критериями на втором уровне и четырьмя альтернативами на третьем уровне требует построения 7 матриц парных сравнений. Одна матрица строится для определения весов (степеней превосходства) критериев остальные шесть для определения весов альтернатив по каждому из шести критериев, расположенных уровнем выше.

Согласно Таблицы № 2 высказывания экспертов, в данном случае личности, собирающейся пойти в школу, и ее знакомых для перевода вербальных оценок и суждений в числовые данные и матрица заполняется. Эта матрица называется матрицей парных сравнений и обратной симметричности, так как для любых i и j, где i=1,2…n, j=1,2…n, имеем равенство

aji = 1 / aij

iиндекс строки матрицы;

j – индекс столбца матрицы.

Относительная важность любого элемента, сравнимого с самим собой, равна 1 (поэтому диагональ матрицы содержит только единицы). Элементы матрицы, расположенные симметрично относительно диагонали должны иметь численные значения, обратные друг другу. Это требование называется обратной симметричностью и есть единственным требованием относительно согласованности суждений и оценок лиц. Поэтому любая матрица парных оценок есть положительная и обратносимметричная и требует провести n(n-1)/2 парных сравнений, где n-общее число сравниваемых элементов.

8(8-1) / 2=28 парных сравнений (для матрицы 8х8);

4(4-1) / 2=6   парных сравнений (для матрицы 4х4).

Таблица № 3

Матрица парных сравнений для 2-го уровня.

Общая

удовлетворен-

ность автошколой

Местоположение

Обучающий персонал

Разнообразие методов обучения

Техническое оснащение

Финансовые условия

Программа занятий

Местоположение

1

3

7

5

5

9

Обучающий персонал

1/3

1

9

5

5

9

Разнообразие методов обучения

1/7

1/9

1

1/5

1/7

5

Техническое оснащение

1/5

1/5

5

1

5

7

Финансовые условия

1/5

1/5

7

1/5

1

7

Программа занятий

1/9

1/9

1/5

1/7

1/7

1

После построения матрицы парных сравнений для 2 уровня иерархии перейдём к парным сравнениям элементов 3 уровня. Сравнимые попарно элементы – это возможные варианты выбора школы. Сравнивается, насколько более желательна или хороша та или иная  школа для удовлетворения каждого критерия 2 уровня. Получаем шесть матриц суждений размерностью 4×4 каждая, поскольку имеет шесть критериев на 2 уровне и четыре школы, которые попарно сравниваются по каждому из критериев. Матрицы вновь содержат суждения и оценки членов семьи, отображённые в числовые данные с помощью шкалы относительной важности.  

Такому описанию альтернативных школ соответствует восемь матриц парных сравнений по числу критериев на 2 уровне, сведённых в единую форму Таблица № 4.

Таблица № 4

Матрица парных сравнений для 3-го уровня

Местоположение

Обучающий персонал

З

И

М

ДИАЛОГ

З

И

М

ДИАЛОГ

З

1

9

3

5

З

1

3

1/7

1/5

И

1/9

1

1/7

1/7

И

1/3

1

1/7

1/5

М

1/3

7

1

5

М

7

7

1

3

Диалог

1/5

7

1/5

1

Диалог

5

5

1/3

1

Разнообразие методов обучения

З

И

М

ДИАЛОГ

Техническое оснащение

З

И

М

ДИАЛОГ

З

1

3

9

5

З

1

3

1/3

1/3

И

1/3

1

7

3

И

1/3

1

1/5

1/5

М

1/9

1/7

1

1/5

М

3

5

1

1/3

Диалог

1/5

1/3

5

1

Диалог

3

5

3

1

Финансовые условия

З

И

М

ДИАЛОГ

Программа занятий

З

И

М

ДИАЛОГ

З

1

3

1/5

1/7

З

1

1/3

5

3

И

1/3

1

1/7

1/9

И

3

1

7

5

М

5

7

1

1/5

М

1/5

1/7

1

1/3

Диалог

7

9

5

1

Диалог

1/3

1/5

3

1

4. Нахождение локальных приоритетов.

Теперь находим приоритеты элементов, т.е. оцениваем их относительно того конкретного элемента, расположенного на высшем уровне.

В МАИ численные методы «решения» матриц для отыскания весов, заключаются в основном в отыскании собственных векторов полученных матриц парных сравнений. Для упрощения задачи вычисление собственных векторов заменяем манипуляциями с элементами матрицы и получаем хорошее приближение к вектору приоритетов.

Главный собственный вектор находится методом геометрического среднего. Для этого нужно перемножить элементы в каждой строке и затем извлечь корень n - степени, где n - число элементов, подлежащих ранжированию. В нашем случае n=6 (матрица 6х6).

Местоположение:

1 × 3 × 7 × 5 × 5 × 9 = 4725;

√4725 = 68.738;

Обучающий персонал:

1/3 × 1 × 9 × 5 × 5 × 9 = 674.325;

√674,325 = 25.967;

Разнообразие методов обучения:  

1/7 × 1/9 × 1 ×1/5 × 1/7 × 5 =0.0022634;

√0.0022634 = 0.0475;

Техническое оснащение:  

1/5 × 1/5 × 5 × 1 × 5 × 7 = 7;

√7= 2.645;

Финансовые условия:                                 

1/5 × 1/5 × 7 × 1/5 × 1 × 7 = 0.392;

√0.392= 0.626;

Программа занятий:

1/9 ×1/9 × 1/5 × 1/7 × 1/7 × 1 = 0.0000503;

√0.0000503 = 0.007;

Затем суммируем все значения и разделим каждое полученное значение на сумму всех элементов. Таким образом, можно определить не только порядок приоритетов каждого отдельного элемента, но и величину этого приоритета, т.е. оценить в числах вес каждого элемента.

Σ = 68.738+25.967+0.0475+2.645+0.626+0.007= 98.0305

Таблица № 5

Векторы приоритетов

Общая

удовлетворен-

ность
автошколой

Местоположение

Обучающий персонал

Разнообразие методов обучения

Техническое оснащение

Финансовые условия

Программа занятий

Вектор

приорите-

тов

Местоположение

1

3

7

5

5

9

0.7012

Обучающий персонал

1/3

1

9

5

5

9

0.2649

Разнообразие методов обучения

1/7

1/9

1

1/5

1/7

5

0.00048

Техническое оснащение

1/5

1/5

5

1

5

7

0.027

Финансовые условия

1/5

1/5

7

1/5

1

7

0.0064

Программа занятий

1/9

1/9

1/5

1/7

1/7

1

0.000071

Анализируя полученные вектора приоритетов в Таблице № 5, мы видим, что критерий «Местоположение» оказался наиболее важным при выборе школы. Это вполне ожидаемый факт, т.к. люди стараются сэкономить время на дорогу – лишнюю трату времени. Следующим по важности идет критерий «Обучающий персонал», что тоже очевидно, т.к. все стремятся получить качественные знания. Самый наименьший приоритет 0,000071 у критерия «Программа занятий». Найденные компоненты вектора приоритетов показывают, что можно было бы выбрать для рассмотрения четыре наиболее весомых критерия – местоположение, обучающий персонал, техническое оснащение и финансовые условия, так как они оказывают наибольшее влияние на выбор школы.

Также важно заметить, что под согласованностью матрицы понимают такое ее свойство: для любых индексов  i,  j, k є {1,…..,n} имеем свойство численной согласованности: 

aijajk=aik

Согласованность матрицы определяется удовлетворением равенства ее максимального собственного значения  λmax  числу ее строк или столбцов n

λmax = n

Для нашего примера находим максимальное собственное значение λmax. Сначала суммируем каждый столбец матрицы, затем сумма первого столбца умножается на величину первой компоненты нормализованного вектора приоритетов, сумма второго на вторую компоненту и так далее.

1+1/3+1/7+1/5+1/5+1/9= 1.9873×0.7012 = 1.3935

3+1+1/9+1/5+1/5+1/9= 4.6222×0.2649= 1.2244

7+9+1+5+7+1/5= 29.2000×0.00048= 0.0140

5+5+1/7+5+1+1/7= 16.2857×0.027= 0.4397

5+5+1/7+5+1+1/7= 16.2857×0.0064= 0.1042

9+9+5+7+7+1= 38×0.000071 = 0.0027

Затем полученные числа суммируются, и мы получаем приближенное значение λmax:

λmax = 1.3935+1.2244+0.014+0.4397+0.1042+0.0027= 3.1785

Насколько плоха согласованность определенной задачи, можно оценить путем сравнения полученного для конкретной матрицы значения величины индекса согласованности (ИС):

ИС=  (λmax-n)/n-1,

с ее значением из случайно выбранных суждений и соответствующих обратных величин того же размера, представленных в Таблице № 6.

Статистические исследования (СИ), проведённые в лабораториях США, по генерации средних СИ для матриц порядка от 1 до 15 на базе 500 случайных выборок дали следующие результаты:

Таблица № 6

Таблица случайных индексов.

1

0.00

 2

0.00

 3

0.58

4

0.9

 5

1.12

 6

1.24

 7

1.32

 8

1.41

 9

1.45

10

1.49

11

1.51

12

1.48

13

1.56

14

1.57

15

1.59

 

где,

  1.  первая строка – порядок матрицы;
  2.  вторая строка – сгенерированный средний СИ  для матриц порядка от 1                                          до 15 на базе 500 случайных выборок;

Отношение ИС к среднему СИ для матрицы того же порядка называется отношением согласованности (ОС).

   ИС = (3.1785-6) / (6-1)= -2.1215 / 7 = 0.2305;

ОС = ИС / СИ = 0.2305/ 1.24 = 0.1259

В нашем случае матрица согласованная, так как  значение отношения согласованности меньше 0,20.

5. Нахождение приоритетов для 3-го уровня.

Теперь перейдем к ранжированию альтернативных домов по отношению к каждому критерию второго уровня.

Местоположение:

1×9×3×5 = 135;

√135 = 3.4087

1/9×1×1/7×1/7 = 0.0023;

√0.0023 = 0.2190

1/3×7×1×5 = 11.6667;

√11.6667 = 1.8481

1/5×7×1/5×1 = 0.28;

√0.28 = 0.7274

= 3.4087+0.2190+1.8481+0.7274= 6.2032

3.4087/ 6.2032= 0. 5495

0.2190/ 6.2032= 0.0353;

1.8481/ 6.2032= 0.2979;

0.7274/ 6.2032= 0. 1173

= 1.0002;

(1+1/9+1/3+1/5)×0. 5495= 0.9036;

(9+1+7+7)×0.0353= 0.8472;

(3+1/7+1+1/5)×0.2979= 1.2937;

(5+1/7+5+1 )×0. 1173= 1.3071;

λmax = 1.2245+0.0744+0.9507+0.3777 = 4.3516;

ИС = (4.3516– 4) / (4 – 1) = 0.1172;

ОС = 0.1172/ 0,90 = 0.1302;

Местоположение

Вектор приоритетов

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

З

1

9

3

5

0. 5495

И

1/9

1

1/7

1/7

0. 0353

М

1/3

7

1

5

0. 2979

Диалог

1/5

7

1/5

1

0. 1173

1.002

λmax = 4.3516;  ИС = 0.1172;  ОС = 0.1302;

Обучающий персонал: 

Обучающий персонал

Вектор приоритетов

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

З

1

3

1/7

1/5

0.019

И

1/3

1

1/7

1/5

0.0063

М

7

7

1

3

0.7872

Диалог

5

5

1/3

1

0.1874

0.9999

λmax =4.4532;  ИС = 0.1256;   ОС = 0.1129;

Транспортные средства:  

Разнообразие методов обучения

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

3

9

5

0.7929

И

1/3

1

7

3

0.1805

М

1/9

1/7

1

1/5

0.0038

Диалог

1/5

1/3

5

1

0.0227

0.9999

λmax = 4.4043;  ИС = 0.1319;  ОС = 0.1710;

Техническое оснащение:  

Техническое оснащение

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

3

1/3

1/3

0.0599

И

1/3

1

1/5

1/5

0.012

М

3

5

1

1/3

0.232

Диалог

3

5

3

1

0.6961

1

λmax = 4.1584;  ИС = 0.0972;  ОС = 0.0858;

Финансовые условия: 

Финансовые условия

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

3

1/5

1/7

0.0141

И

1/3

1

1/7

1/9

0.0035

М

5

7

1

1/5

0.1275

Диалог

7

9

5

1

0.8549

1

λmax = 4.5097;  ИС = 0.1968;  ОС = 0.152;

Программа занятий:  

Программа занятий

Ф

Л

П

ДИАЛОГ

Вектор приоритетов

З

1

1/3

5

3

0.1716

И

3

1

7

5

0.7865

М

1/5

1/7

1

1/3

0.0075

Диалог

1/3

1/5

3

1

0.0343

0.9999

λmax = 4.0363;  ИС = 0.08879;  ОС = 0.0721;

6. Нахождение глобальных приоритетов.

Приоритеты синтезируются, начиная со второго уровня, вниз. Локальные приоритеты перемножаются на приоритет соответствующего критерия на вышестоящем уровне и суммируются по каждому элементу в пределах тех критериев, которыми оценивается данный элемент. (Каждый элемент второго уровня умножается на 1, то есть на вес единственной цели самого верхнего уровня). Это дает составной или глобальный приоритет того элемента, который затем используется для взвешивания локальных приоритетов элементов, сравниваемых по отношению к нему, как к критерию, и расположенных уровнем ниже. Эта процедура продолжается до самого нижнего уровня.

Получив все локальные уровни приоритетов, и оценив отношения согласованности для всех матриц парных сравнений, переходим к отысканию глобальных приоритетов.

Для удобства составим Таблицу № 8, где

  1.  в строках – школы;
  2.  в столбцах – критерии со своими весами, которыми оцениваются каждая из школ;
  3.  в последнем столбце – глобальный вектор приоритетов;

Таблица № 8

Местоположение

0.7012

Обучающий персонал

0.2649

Разнообразие транспортных средств

0.00048

Техническое оснащение

0.027

 Финансовые условия

0.0064

Программа занятий

0.000071

Глобальные

приоритеты

З

0. 5495

0.019

0.7929

0.0599

0.0141

0.1716

0.5292

И

0. 0353

0.0063

0.1805

0.012

0.0035

0.7865

0.0043

М

0. 2979

0.7872

0.0038

0.232

0.1275

0.0075

0.3691

Диалог

0. 1173

0.1874

0.0227

0.6961

0.8549

0.0343

0.0977

Каждый элемент таблицы – матрицы это значение приоритета данной автошколы-кандидата по отношению к определенному критерию.

Получаем глобальные приоритеты школ:

Приоритет автошколы «Зелёная улица» = (0.7012×0. 5495) + (0.2649×0.019) + (0.00048×0.7929) + (0.027×0.0599) + (0.0064×0.0141) + (0.000071×0.1716)  = 0.5292

Приоритет автошколы «Интерлингва» = (0.7012×0. 0353) + (0.2649×0.0063) + (0.00048×0.1805) + (0.027×0.012) + (0.0064×0.0035) + (0.000071×0.7865)  = 0.0043

Приоритет автошколы «Мариоль» = (0.7012×0. 2979) + (0.2649×0.7872) + (0.00048×0.0038) + (0.027×0.232) + (0.0064×0.1275) + (0.000071×0.0075)  = 0.3691

Приоритет автошколы «Диалог» = (0.7012×0.1173) + (0.2649×0.1874) + (0.00048×0.0227) + (0.027×0.6961) + (0.0064×0.8549) + (0.000071×0.0343)  = 0.0977


Заключение.

Метод анализа иерархий позволил найти решение поставленной задачи по выбору школы, в результате можно придти к выводу, что наиболее подходящей школой оказывается под названием «Зелёная улица» с наивысшим глобальным приоритетом. Данная школа в наибольшей степени удовлетворяет всем выделенным критериям.

Дадим краткое описание выбранной школы. Главным критерием для покупателя есть удобное местоположение. Как видно из таблицы школа «Зелёная улица» расположена в наиболее удобном для клиента месте. По критерию обучающий персонал «Зелёная улица» уступает «Мариоль» и «Диалог», но данный критерий не столь важен в данном случае для человека по сравнению с местоположением. Также в данной школе имеется самое большое разнообразие транспортных средств, что не мало важно для обучающегося.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32335. Сущность права, признаки права и определение его понятия на основе нормативного подхода. Иные подходы к определению понятия права 43.5 KB
  Сущность права признаки права и определение его понятия на основе нормативного подхода. Иные подходы к определению понятия права. Специфика права проявляется в его признаках которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем: 1 право носило волевой характер ибо оно есть проявление воли и сознания людей но не любой воли а прежде всего государственно выраженной воли классов социальных групп элит большинства членов общества; 2 общеобязательность в чем воплощается суверенитет государства...
32336. Характеристика права с позиции естественно-правовой, исторической, психологической, социологической школы. Их оценка. Соотношение права и закона в различных концепциях 43.5 KB
  Характеристика права с позиции естественноправовой исторической психологической социологической школы. Соотношение права и закона в различных концепциях. Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека включающий в себя познание права его восприятие оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права И.
32337. Право и нравственность (мораль) в современных условиях. Их единство, различие и взаимодействие. Возможные противоречия и пути преодоления 46 KB
  Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения в себе в глубине своей души дает оценку своим действиям. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида другие отношение индивида к обществу. Другие же категорически утверждают что нормы нравственности это требования обращенные к человеку извне.
32338. Правовая система. Понятие, элементы, их характеристика. Правовая система и правовое регулирование 48 KB
  В отечественной юриспруденции вопросы правовой системы общества стали интенсивно разрабатываться в конце 1970х начале 1980х годов. Другими словами возникла насущная потребность в синтезе правовой мысли в объединении накопленных знаний и создании целостной системной картины правового регулирования. Понятие правовая система должно быть результатом системного подхода ко всей правовой действительности как к единому объекту результатом проекции на правовую действительность системных категорий прежде всего понятия система . В итоге такого...
32339. Понятие функций права. Система функций права 34 KB
  Понятие функций права. Система функций права. Значение права его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. Функции права это основные пути каналы правового воздействия выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
32340. Понятие типа права на основе формационного подхода. Характеристика отдельных типов 49.5 KB
  Рабовладельческое право.государством находилось право.права наиболее ярко проявлялся в таких важнейших для того времени нормативноправовых актах как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме выделявшие имущественное неравенство и делившие все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре общества на касты варны и др. Полное бесправие рабов и открытое социальное неравенство среди свободных закреплялись также в ряде таких правовых памятников эпохи рабовладения какими были законы Хамурапи в Др.
32341. Понятие правовой семьи. Характеристика важнейших правовых семей. Место российской правовой системы в панораме национальных правовых систем современности 44 KB
  В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи: 1 романогерманскую семью континентального права; 2 англосаксонскую семью общего права; 3 религиозную семью мусульманского и индусского права; 4 традиционную семью обычного права. Среди признаков романогерманской правовой семьи можно выделить следующие: единая иерархически построенная система источников писаного права доминирующее место в которой занимают нормативные акты законодательство; главная роль в формировании права отводится...
32342. Правовой статус личности в государстве. Понятие правового статуса. Содержание правового статуса. Правовой статус и фактическое положение граждан 38.5 KB
  Правовой статус личности в государстве. Понятие правового статуса. Содержание правового статуса. Правовой статус и фактическое положение граждан.
32343. Признаки, понятие и место юридических норм в правовой системе. Виды норм права 32.5 KB
  При этом разумеется нельзя ставить знак равенства между свойствами права в целом и свойствами ее элемента правовой нормы так же как например свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов из которых он состоит. Свойства качества признаки правовой нормы определяются двумя началами: а принадлежностью правовых норм к нормам социальным; б юридической природой норм права. Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества юридической нормы: 1. Первый связан с самим механизмом действия...