76189

Инновационная экономика Бразилии

Реферат

Инновационные исследования

По размеру территории и численности населения Бразилия пятая по величине страна в мире. Она обладает широким спектром отраслей включая автомобилестроение металлургию производство компьютеров химическую и авиационную промышленность.

Русский

2015-01-29

53.95 KB

21 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Физико-математический факультет,

Направление «Инноватика»

Реферат

По дисциплине «Введение в инноватику»

на тему:

Инновационная экономика Бразилии

Выполнила: студентка 1курса, группы 3441

Шубина А.С.

Проверил: Паклин Н.Б.

                                                             

Рязань, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Особенности построения инновационной экономики в Бразилии 5

1.1. История формирования инновационной системы Бразилии 5

1.2. Структура и направления развития инновационной экономики в Бразилии 10

2. Стратегический путь развития Бразилии 15

2.1. Государственная инновационная политика Бразилии 15

2.2. Развитие инноваций Бразилии в системе БРИКС 20

Заключение 25

Список использованной литературы 27


ВВЕДЕНИЕ

По размеру территории и численности населения Бразилия – пятая по величине страна в мире. Она обладает широким спектром отраслей, включая автомобилестроение, металлургию, производство компьютеров, химическую и авиационную промышленность. За последние годы доля сектора услуг неуклонно возрастала, и сейчас банковские услуги составляют приблизительно 15% ВВП. Почти три четверти проводимых исследований и разработок (ИиР) финансируются государством, причем большая часть исследований выполняется в университетах и научно-исследовательских институтах, а не в предпринимательском секторе. Общие расходы на ИиР сравнительно низки – примерно на уровне 1% ВВП [1. С.45].

Согласно докладу о мировом рейтинге конкурентоспособности Global Competitiveness Report 2014–2015, Бразилия находится на 57 месте среди 144 стран. Однако по такому параметру, как «инновации и развитие экономики знаний» (innovation and sophistication), она занимает 56 место. При этом, страна отстает по таким базовым показателям, как например, уровень развития здравоохранения и начального образования (77 место в мире) [4. С.13].

Некоторые продукты и технологии, разработанные и созданные в Бразилии, имеют высокую конкурентоспособность и ценятся в других странах: автомобили, самолеты, программное обеспечение, волоконная оптика, электрические приборы и т. д.

Бразилия с конца 1990-х гг. приняла ряд законов для увеличения количества научных исследований, стимулирования инноваций в частном секторе и установления более продуктивных партнерских отношений между научными институтами и бизнесом. В 2006 г. был принят Инновационный закон, в 2005 — «Хороший» закон (Good Law), который предоставляет налоговые стимулы для осуществления частных инвестиций в НИОКР [9].

Согласованная государственная поддержка развития нанотехнологий в Бразилии началась с 2001 г. с созданием 4 национальных сетей по нанотехнологиям и нанонауке, которые сегодня объединяют около 40 научных института по всей Бразилии [9].

Весьма важно и то, что сегодня остро стоит проблема развития национальных инновационных систем, при этом немаловажно рассмотрение инновационных экономик различных стран, в частности Бразилии, с целью обнаружения их достоинств и недостатков для дальнейшего их применения или устранения. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.

Целью исследования является рассмотрение развитие и структуру применяемых в экономике Бразилии инноваций.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить историю формирования инновационной системы Бразилии;
  2. рассмотреть структуру инновационной экономики Бразилии;
  3. проследить дальнейший путь развития инноваций в Бразилии;
  4. описать деятельность Бразилии в инновационной системе БРИКС.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два пункта, заключения и списка использованной литературы.


1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В БРАЗИЛИИ

1.1. История формирования инновационной системы Бразилии

Построение национальной инновационной системы (НИС) Бразилии начиналось в условиях провозглашенной государством политики индустриализации и проходило в условиях относительно закрытых микро- и макроэкономических процессов.

В первой половине 20 столетия бразильская экономика традиционно полностью зависела от импорта сельскохозяйственной продукции и мировых цен на кофе, зерно и т.д. О заметном росте собственной промышленности можно говорить с начала политики протекционизма и импортозамещения, которую проводили правительства Жетулиу Варгаса (1950–1954) и Жуселину Кубичека (1956-1960). Начиная с этого периода и до самого начала 1980-х годов сформировались существенные черты индустриальной и торговой политики Бразилии. На каждом этапе построения национальной инновационной системы правительством определялись приоритетные для развития отрасли национальной промышленности, которые защищались государством от иностранной конкуренции – путем строгих процедур лицензирования и введения высоких тарифов на импорт. Несмотря на несколько попыток либерализации торговли (1966, 1988, 1990), экономика страны сохраняла ярко выраженную протекционистскую структуру [6].

Другим важным элементом бразильской индустриальной политики является регулирование в области прямых иностранных инвестиций. Бразилия всегда была открыта для международных компаний, однако их деятельность не способствовала трансферту новых технологий местным фирмам, а всего лишь помогала проводить политику импортозамещения.

Защита собственного производителя дорого обходилась бразильской экономике, и правительство находило компенсационные механизмы – налоговые льготы, возврат пошлин и другие прямые субсидии, чтобы увеличить конкурентоспособность своих экспортеров на мировом рынке. В 1972 году начала действовать специальная государственная программа BEFIEX, которая позволила бразильским фирмам-экспортерам ввозить новое оборудование с освобождением от каких бы то ни было пошлин и сборов.

На начальном этапе построения НИС (до середины 1950-х) усилия правительства были сосредоточены на создании сети институтов, вовлеченных в исследовательские, технологические и индустриальные проекты. В 1947 году был создан Центр аэрокосмических исследований, сыгравший значительную роль в развитии бразильского самолетостроения. В 1951 году образуется Национальный Совет Научных и Технологических Исследований, первоначально продвигавший атомные программы, и являющийся и по сегодняшний день важным институтом финансирования государственных исследований, особенно в университетских научных центрах. В 1953 году создается Банк Развития Бразилии, имеющий сегодня более значительную капитальную базу, чем Всемирный банк, и остающийся главным институтом долгосрочного финансирования в Бразилии [2. C.35].

После военного переворота (1964–1985), когда стагнационные тренды начала 1960-х были преодолены, и экономика немного стабилизировалась, правительством был инициирован ряд инвестиционных проектов в рамках Планов Национального Развития (1972–1974 и 1974–1979). Эти проекты были направлены на «узкие места» в инфраструктуре и некоторых базовых отраслях. В рамках Банка Развития Бразилии в 1964 году создаются два фонда, прямо и косвенно финансирующие технологические инновации. Фонд FUNTEC финансировал обучение персонала. Фонд FINAME направлял финансовые средства на развитие машиностроения и совершенствование промышленного оборудования. В 1965 году было образовано Агентство Финансирования Исследований и Проектов (FINEP), до сих пор являющееся важным предприятием по финансированию инновационных процессов.

В 1970-х реализуются три Плана Развития Науки и Технологии. Первый (1973–1974) был сосредоточен на увеличении финансовой базы поддержки развития технологий, второй (1975–1979) сфокусировал финансовые средства на развитии новых технологий в области новых источников энергии, микроэлектроники и аэрокосмической отрасти. Реализация третьего плана пришлась на 1980–1985 гг. – период стагнации и кризиса, поэтому все действия были направлены на переориентацию горизонтальных связей между частными и государственными структурами [9].

1972 год был обозначен также созданием важного института регулирования инновационной сферы – Секретариата Промышленных Технологий при Министерстве промышленности и торговли. Секретариат занимался вопросами защиты интеллектуальной собственности (патенты и торговые марки), способствовал технологическому развитию частных и государственных компаний, регулировал трансферт технологий.

В 1980-х годах Бразилия осуществляла политику протекционизма в области информационных технологий. Компании и чиновники были вынуждены использовать бразильское программное и аппаратное обеспечение. Это способствовало росту бразильских IT-компаний, однако, несмотря на их развитие и некоторые успешные продукты (такие, как клон MSX и SOX Unix), бразильские потребители вычислительной техники страдали от меньшего предложения по сравнению с иностранными конкурентами. Правительство постепенно увеличивало импорт, до тех пор, пока барьеры не были сняты.

Новый этап в развитии НИС начинается в 1990 году – толчок ему дали экономические реформы и либерализация торговли – тарифы значительно уменьшились, внешнеторговые барьеры были убраны. С 1991 года и по сегодняшний день реализуется масштабная программа приватизации. Большинство государственных предприятий были проданы местным или иностранным промышленным группам. К 2003 году общие поступления от приватизации составили 27 миллиардов долларов [9].

Однако проблема внешнего долга и стабилизации экономики, неизбежные последствия реформ, выразившиеся в падении многих экономических показателей – все это не давало правительствам сосредоточиться на определении долгосрочных стратегий в инновационной сфере. Вступление Бразилии в ВТО потребовало модернизации законодательства, в том числе законодательство о защите интеллектуальной собственности было приведено в соответствие с международными стандартами. Была принята специальная Программа качества и продуктивности.

Во второй половине 1990-х Бразилия делает попытку вернуться к практике долгосрочного планирования. При президенте Кардозо принимаются два долгосрочных плана развития (1996–1999 и 2000–2003). Они не уделяли большого внимания развитию инновационной сферы, в большей степени были посвящены сбалансированию бюджета, введению новых форм менеджмента и региональной интеграции.

Лишь с приходом к власти президента Луиса Игнасио Лула да Силвы правительство вновь возвращается к формированию долгосрочной государственной политики в сфере развития науки и технологии. Новая индустриальная политика стала результатом долгой академической и политической дискуссии о приоритетах развития, методах и эффективности.

В сентябре 2003 года несколько ключевых ведомств издали совместный документ, где были обозначены три основных приоритета:

  1. совершенствование и развитие инфраструктуры;
  2. повышение эффективности производства, экспортных товаров;
  3. повышение инновационного потенциала фирм, особенно ориентированных на экспорт [2. C.56].

В 2005 году президент Луис Инасиу Лула да Силва начал осуществлять программу "народный компьютер", чтобы способствовать широкому применению цифровых технологий с помощью государства и фиксированной минимальной конфигурацией. В рамках программы отказались от дорогой операционной системы Microsoft, поставляя бесплатную Linux с бразильскими настройками.

2006 год обозначен принятием, так называемого, Закона об Инновациях. Закон был призван способствовать трансферту технологий от исследовательского центра до массового производства. Правительство Бразилии хотело бы видеть инновации в качестве повседневной рутинной практики на предприятиях. В Банке Развития Бразилии открыта специальная программа финансирования предпринимателей и предприятий, которые хотят увеличить расходы на НИОКР, вводят новые продуктивные бизнес-процессы или новую высокотехнологичную продукцию.

Однако, по мнению экспертов, усилия правительства по повышению инновационного потенциала страны сводятся на нет суровыми макроэкономическими условиями, высокими процентными ставками, негибкой налоговой политикой и слабой эффективностью действий основных участников инновационного процесса.

1.2. Структура и направления развития инновационной экономики в Бразилии

Министерство науки и техники, созданное в марте 1985 года, включает в себя CNPq (Национальный исследовательский совет) и FINEP (Национальное агентство по финансированию образования и исследований).

Фундаментальные исследования в основном проводятся в общественных университетах и исследовательских центрах и институтах, иногда - в частных учебных заведениях, особенно в некоммерческих неправительственных организациях. В 1990-х годах росло также число частных университетов и компаний. Однако более чем на 90% финансирование фундаментальных исследований идет из правительственных источников [9].

Прикладные исследования также в основном осуществляются в университетах и государственных центрах системных исследований, а не в частных компаниях. Причины практически монопольной позиции государства в сфере прикладных исследований кроется в недостаточной финансовой базе и недостаточной конкурентоспособности частных компаний, также – в частном секторе высоких технологий в Бразилии доминируют крупные международные компании, которые в большинстве случаев не имеют собственных исследовательских центров в Бразилии.

Исключение из этого правила представляет отрасль телекоммуникаций и информационных технологий. Вслед за первым исследовательским центром IBM, появившимся в стране еще в 1970-х годах, собственные исследовательские центры в Бразилии открыли Motorola, Samsung, Nokia. Одним из стимулов для создания центров был так называемый "закон об информатике", который освобождал от некоторых налогов высокотехнологичные компании в области телекоммуникаций, компьютеров, цифровой электроники и т.д. Закон привлекает ежегодно более 1,5 млрд. долларов инвестиций в бразильский сектор частных исследований [9].

Финансирование исследований, разработок и инноваций в Бразилии приходит из шести основных источников:

  1.  Правительственные (федеральные, государственные и муниципальные) источники. Есть целый ряд государственных организаций, которые были созданы в основном в 1950-х годах специально для прямого продвижения и финансирования исследований, такие, как Национальный исследовательский совет (CNPq) и Национальное агентство по финансированию образования и исследований (FINEP), как часть Министерства науки и технологий (MCT). Министерство является относительно новым, будучи созданным в 1990 году. На уровне субъектов федерации, почти все штаты имели свои собственные общественные фонды для поддержки науки, следуя новаторскому примеру штата Сан-Паулу, который создал свой фонд FAPESP в 1962 году.
  2.  Косвенное финансирование через бюджеты государственных и частных университетов, институтов и центров. Некоторые университеты, такие как Государственный университет Кампинас, имеют свои собственные внутренние учреждения и фонды, с целью оказания поддержки разработок их студентов.
  3.  Публичные компании, такие как Embrapa (бразильское предприятие сельскохозяйственных исследований). Их источником дохода являются правительственные вливания (через распределение бюджетных средств по министерствам и государственным учреждениям) и доходы от реализованной продукции.
  4.  Промышленные, торговые частные компании и предприятия сферы услуг, открывающие свои исследовательские центры благодаря налоговым послаблениям со стороны правительства (например, "закон об информатике").
  5.  Национальные частные и некоммерческие объединения или пожертвования от частных лиц или компаний. Пример - фонд Банка Бразилии.
  6.  Финансирование другими странами, международными организациями и учреждениями, такими, как Фонд Рокфеллера, Фонд Форда, Межамериканский банк развития, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Программа развития ООН, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд дикой природы, Фонд Келлога, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Национальный научный фонд США, Фонд Volkswagen [9].

Обследование технологических инноваций, охватившее добывающие и обрабатывающие отрасли сравнило взвешенные и невзвешенные данные. Оба метода факторного анализа дали очень близкие результаты.  Ниже приведены оценки по невзвешенным данным (табл.1.1.).

Табл.1.1. Результаты факторного анализа: Бразилия [3. C.22]

                           

                              Факторы

Переменные

I 

новые для рынка инновации

II

имитация на основе маркетинга

III

модернизация процессов

IV

расширенные инновации

Новые для фирмы продуктовые инновации

0,86

Новые для рынка продуктовые инновации

0,87

0,78

Процессные инновации

0,43

0,41

0,32

Новая система управления знаниями

0,63

Новые дизайн или упаковка

0,68

Новые методы дистрибуции

0,77

Внутренние ИиР

0,70

0,53

Патенты

0,85

Внешние ИиР

0,53

0,46

Оборудование

0,88

Внешние знания

0,42

0,44

0,33

Регистрация образца

0,68

Авторские права

0,69

Обучение персонала

0,43

0,43

0,56

Затраты на маркетинг

0,47

0,65

Доля дисперсии, объясняемая каждым фактором

0,26

0,14

0,14

0,11

Фактор I обозначен как «новые для рынка инновации», он включает собственные технологии (внутренние ИиР и патенты) и дизайн. Это напоминает австрийскую практику «новых для рынка инноваций», однако в случае Бразилии появляется уникальный элемент – дизайн.

Фактор II – «имитация на базе маркетинга». Основная нагрузка приходится на новые для компании продукты и расходы на маркетинг, определенную значимость имеют также ИиР.

Фактор III – «модернизация процессов» – опирается на технологии, воплощенные в машинах, оборудовании и программном обеспечении; тренинге персонала для осуществления инноваций. Высокую долю имеют новые для фирмы продуктовые инновации.

Фактор IV – «расширенные инновации» – охватывает изменения в организационной структуре, дизайне и упаковке, более совершенные методы распространения [3. С.23].

По сравнению с другими странами, стремящимися встать на путь инновационного развития, уровень образованности населения и качество образования Бразилии остаются а довольно низком уровне. При этом высшее образование в Бразилии концентрируется в основном на социальных науках, в то время как естественные науки и инженерное дело не являются престижными специальностями, и качество подготовки национальных кадров в этих сферах оставляет желать лучшего.

Одно из «узких мест» бразильской экономики — рынок квалифицированных кадров. По шкале Международной программы по оценке учащихся (тест PISA), Бразилия оказывается позади многих других развивающихся стран, подчеркивает The Financial Times.

Отчасти из-за низкого уровня образования рост производительности труда в стране за последнее десятилетие составлял всего 1,5% в год по сравнению с 4% в Китае, отмечает эксперт Колумбийского университета.

Дефицит профессиональных кадров сказывается на ситуации в растущих отраслях. По словам Рикарду Гедеша из рекрутинговой компании Michael Page в Рио-де-Жанейро некоторые компании-клиенты в процветающей нефтяной отрасли так отчаянно ищут сотрудников, что готовы платить практически любые суммы [9].


2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ БРАЗИЛИИ

2.1. Государственная инновационная политика Бразилии

Современная инновационная политика Бразилии тесно увязана с проблемой повышения конкурентоспособности национальной экономики и рассматривается в качестве ключевого элемента в обеспечении экономического развития в новых условиях постризисного мира.

Основные усилия бразильского правительства направлены на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), активизацию частно-государственного партнерства в области научных исследований и разработок (НИР), создание благоприятного предпринимательского климата для осуществления научно-исследовательских работ и последующего внедрения инновационных технологий на предприятиях, расширение поддержки правительством университетов, школьного и вузовского образования.

Бразилия использует сравнительно широкий круг стратегий и конкретных финансовых и налоговых механизмов по ускорению инновационного процесса и решению таких проблем, как:

  1.  отсутствие прочных связей между различными партнерами в рамках национальной инновационной системы;
  2.  сосредоточенность инновационной системы на академических научных исследованиях, недостаточная координация между процессами научных исследований, разработки технологий, производством и коммерциализации разработок;
  3.  слабое использование производственным сектором исследований, проводимых местным академическим сектором;
  4.  низкий уровень прихода знаний в инновационную продукцию [8].

Согласно докладу о мировом рейтинге конкурентоспособности Global Competitiveness Report 2014-2015, опубликованному в материалах Мирового экономического форума (2012), Бразилия вышла на 57-ое место среди 144 стран, на десять пунктов улучшив свою позицию за последние два года. По такому параметру, как «инновации и развитие экономики знаний» (innovation and sophistication), она занимает 56-ое место. При этом, страна отстает по таким базовым показателям, как например, уровень развития здравоохранения и начального образования (77-ое место в мире) [4. C.13].

По данным экспертов Мирового экономического форума, Бразилии занимает 34 место в мире по технологической самостоятельности и способности к инновациям. Она входит в число стран, наиболее привлекательных для иностранного капитала, имея 24-ую позицию по объему прямых иностранных инвестиций и использованию зарубежных технологий, при этом по показателю «инвестирование частных компаний в НИОКР» находится на 33-ем месте. По показателю качества научно-исследовательских учреждений Бразилия занимает на 46-ое место. Существенные проблемы остаются в сфере высшего научно-технического образования: по уровню обеспеченности научными и инженерными кадрами страна занимает лишь 113-ую позицию [4. C.20].

Несмотря на рост финансирования (на 72% в реальных ценах в 2000-2010 гг.), Бразилия продолжает отставать от развитых стран по объему инвестиций предпринимательского сектора в НИР. По данным Министерства науки, технологий и инноваций в 2010 г. национальные расходы на НИР составили 1,19% ВВП, при этом более половины приходилось на государственное финансирование, осуществляемое преимущественно за счет средств федерального бюджета [8].

Сохраняется серьезный разрыв между уровнем развития науки и созданием собственно технологий: доля Бразилии в мировом потоке научных публикаций в конце 2000-х годов превысила 2,5%. По данным  Национального института индустриальной собственности (INPI),  в 2011 г. из 3,8 тыс. зарегистрированных в стране патентов лишь 0,7 тыс. (19%) были получены резидентами Бразилии [8].  

Современная структура производства в стране характеризуется относительно невысокой долей производств среднего и высокого технологического уровня (30% производства обрабатывающей промышленности) и низкой заинтересованностью предпринимательского сектора в увеличении инвестиций в НИР. Следует отметить еще ряд аспектов негативного плана: высокий уровень рисков в предпринимательском секторе Бразилии; ограниченность возможностей продвижения высокотехнологичных товаров на внешний рынок, который характеризуется высоким уровнем конкуренции.

При всех сложностях процесса инновационного развития, повышения конкурентоспособности национальной экономики и интеграции в глобальные рынки инноваций, современная Бразилия, наряду с базовыми отраслями промышленности, располагает комплексом передовых с точки зрения использования новейших технологий  производств, продукция которых экспортируется, в том числе и в развитые страны, и обладает развитым информационно-телекоммуникационным сектором.

Модернизационный опыт Бразилии показывает, что решение задачи технологического прорыва по ряду стратегических отраслей и производств было бы невозможным без активной политики государства в области НИР. Последняя предполагает создание институциональной и законодательный основы национальной инновационной системы, а также применение эффективных механизмов финансовой и налоговой поддержки инноваций на всех уровня – от исследовательского центра, осуществляющего разработки, до организации высокотехнологичного производства и продвижения «новой» продукции на внутреннем и внешнем рынках.

На сегодняшний день в Бразилии сформирована наиболее структурированная НИС среди латиноамериканских стран, созданы механизмы (законодательные, налоговые и финансовые) стимулирования НИР, активизации частно-государственного партнерства в области научных исследований и разработок и  обеспечения внедрения технологических инноваций на предприятиях.

Осуществляется господдержка НИР в стратегических отраслях, обеспечивающих национальный суверенитет, таких как авиация и космос, энергетика, информационные технологии и телекоммуникации, фармакология и медицина, нефтегазовый и военный комплексы, также создание и использование экологически чистых источников энергии и поступательным социально-экономическим развитием страны.  

Развитие высокотехнологичных производств и инновационных технологий относится к числу фундаментальных приоритетов текущие экономической политики современной Бразилии.

Важнейшей задачей Национальной стратегии в области науки, технологии и инноваций на 2012-2015 гг. является расширение круга бразильских предприятий, использующих различные инструменты государственной поддержки инноваций, увеличение числа организаций, осуществляющих инвестиции в НИР на постоянной основе, рост инвестиций в исследования и разработки предпринимательским сектором страны (с 0,59% ВВП до 0,9% ВВП) [8].

Пакет мер по стимулированию перехода промышленности на инновационные рельсы, принятый правительством Бразилии в апреле 2012 г., включает снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование малого и среднего бизнеса, осуществляющего инвестиции в модернизацию производства, расширение государственных программ поддержки экспорта, стимулирование развития информационных технологий и связи.

2.2. Развитие инноваций Бразилии в системе БРИКС

В феврале 2014 года на встрече министров  по науке, технологиям и инновациям стран БРИКС (группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) обсуждался Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций и были определены направления для сотрудничества стран БРИКС в данной сфере. Это продовольственная безопасность, нанотехнологии, новые источники энергии, научные парки, инкубаторы и др. [5].

Первоочередные цели нового этапа проекта БРИКС – его признание и поддержка руководством всех стран-участников, активное вовлечение широких академических кругов и бизнес-сообществ. Планируется подготовить также пятисторонний меморандум о сотрудничестве экспертных организаций, который будет включать основные положения и формальные определения по предмету исследования – национальных инновационных систем (НИС) и отражать общее видение дальнейшего развития проекта, цели, задачи и конкретные направления деятельности.

Государственные представители Бразилии и Китая выражают заинтересованность в продолжении проекта БРИКС и готовность к поддержке и взаимодействию на высоком уровне. Все участники указывают на необходимость выработки дальнейшей стратегии исследований, и прежде всего – в отношении планомерного развития прагматичного открытого партнерства. Участники семинара договорились о переходе на новом этапе проекта от обмена опытом к организации долгосрочного многоуровневого сотрудничества пяти стран в направлениях промышленной, научно-технической и инновационной политики, академического обмена и развития компетенций, международных финансовых отношений и пр.

Участники семинара согласились с тем, что инициативы по проекту БРИКС должны развиваться в проактивном режиме, то есть не как реакция на текущие запросы администраций и правительств, но как системный согласованный ответ на существующие и прогнозируемые глобальные вызовы в рамках собственного видения стран «пятерки» (в противоположность подходам, сформированным индустриально развитыми странами и международными институтами развития).

На фоне усугубляющихся глобальных вызовов, траектории развития экономик государств БРИКС, еще недавно казавшиеся их правительствам устойчивыми и оптимальными, начинают радикально меняться. Участники семинара рассмотрели вопросы поиска новых механизмов обеспечения устойчивого роста и развития для пяти стран, проблемы промышленной политики, поддержки и стимулирования инновационной активности реального сектора экономики. Особое внимание уделялось концепции новой индустриализации и ее роли в обеспечении устойчивого развития.

Тема обучения и развития инновационных систем стала продолжением разработанного на предыдущих этапах проекта направления по анализу сферы науки и технологий как основного источника знаний для инновационной деятельности. При выходе за пределы линейной модели инноваций все большее значение приобретают источники компетенций (включая высшее образование, механизмы образования в течение всей жизни, инструменты интеграции науки и образования и пр.), обеспечивающие необходимый уровень производительности труда для инновационного роста.

Новым направлением для проекта стали государственные закупки и их роль в политике стимулирования спроса на инновации. Для стран БРИКС характерна выраженная роль государства как приоритетного с точки зрения инновационных предприятий потребителя товаров и услуг. Эксперты поделились своим видением дальнейших перспектив планирования, внедрения и координации инициатив инновационно-ориентированных госзакупок (включая нормативно-правовое обеспечение) на уровне отдельных групп продукции и целых отраслей [5].

Страны БРИКС также характеризуются высокой степенью межрегионального неравенства по уровню инновационно-технологического и социально-экономического развития. Эксперты представили анализ локальных вызовов и тенденций региональной инновационной политики в представляемых ими странах, обсудили развитие таких направлений государственных инициатив, как обеспечение мобильности населения, социальная инклюзия (то есть включение граждан в более широкие сообщества) на региональном уровне и пр. Еще одним выражением социального неравенства и приоритетным долгосрочным вызовом для стран БРИКС было признано развитие системы здравоохранения. Участники семинара обсудили возможные траектории инновационного развития как самой системы медицинских услуг, так и сопутствующих отраслей, включая фарминдустрию.

Крайне важным аспектом является установление многостороннего сотрудничества между странами БРИКС на самом высоком уровне в целях координации и развития совместных инициатив в сфере научно-технической и инновационной политики, крупных международных деловых и гуманитарных проектов.

Координирующую роль в организации взаимодействия высокого уровня все увереннее выполняет Форсайт. Ввиду этого закономерным стало обсуждение на встрече по проекту БРИКС перспектив формирования международной платформы для форсайт-проектов, а также системной информационной площадки для привлечения и обеспечения взаимодействия широкого спектра заинтересованных участников инновационных систем стран БРИКС — органов власти, компаний, университетов, научных организаций, институтов развития и пр.

В порядке усиления системной работы по информированию предлагается:

во-первых, создание и поддержка необходимых баз знаний;

во-вторых, ежегодная публикация детальных международных аналитических отчетов по инновационному развитию Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.

Также обсуждались возможности создания фонда финансирования совместных инновационных проектов «пятерки» БРИКС [5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бразилия в той или иной форме практикует новые для рынка инновации. Подобный вариант связан с генерацией собственных технологий, что подтверждает высокая факторная нагрузка, приходящаяся на внутренние ИиР и права на интеллектуальную собственность.

В Бразилии значительная доля инноваций относится к дизайну, так что практику «новых для рынка инноваций» здесь можно ассоциировать с дизайнерской деятельностью.

«Модернизация процессов» – состоит в приобретении машин, оборудования и программного обеспечения, с использованием овеществленных технологий, и в соответствующем обучении персонала. Данные технологии активно применяются в Бразилии.

Бразилия также практикует так называемые «расширенные инновации». При этом организационные и маркетинговые инновационные стратегии в ее случае сочетаются в едином режиме.

Следующая уникальная лишь для данной страны практика – «имитация на основе маркетинга» (новые для фирмы продуктовые инновации), включающая также собственные и приобретенные технологии.

В настоящее время в Бразилии внедрением инноваций занимается как правительство, так и крупные компании. Государство ориентировано на социальные проекты, а крупные компании внедряют производственные инновации. Примерами служат Vali, Itau, Bangy, Fiat [3. C.26].

Развитие экономики Бразилии изначально было наиболее приближенно к модели Южной Кореи – внедрению инноваций крупными компаниями. В последние годы инновационная модель распространяется и в малых предприятиях. Кроме того, уделяется большое внимание развитию регионов страны и попытке разгрузить Сан-Паулу, где генерируется около 40% ВВП всей страны. Следующим приоритетом для бразильских компаний будет укрепление партнерских отношений и выход на рынки стан-соседей Латинской Америки [7]. 

Являясь членом БРИСК, Бразилия придерживается цели проекта, которые лежат не только в плоскости академических изысканий, но также в интеграции в промышленную и научно-техническую политику, прежде всего посредством выстраивания альтернативной модели национальных инновационных систем для стран-участниц. Еще одна важная задача — привлечение внимания научной общественности, органов государственной власти и представителей крупнейших корпораций пяти стран к проблемам развития их национальных инновационных систем, установление и расширение международных исследовательских связей. На новом этапе проекта станет более выраженным вектор на вовлечение стейкхолдеров высокого уровня.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и научная литература

  1. Паскаль, А. ОЭСР Экономические исследования Бразилия 2013 – Париж, 2013. – 103 с.
  2.  Солодовников, А. Ю. Экономическая география Латинской Америки –Тюмень: Вектор Бук, 2010. – 95 с.
  3. Френц, М. Открытые и закрытые инновации / Р. Ламберт, М. Френц // Форсайт. – 2010. №3. – С. 16-31
  4. Шваб, К. Доклад о мировом рейтинге конкурентоспособности  2014–2015 – Женева, 2014. – 548 с.

Электронные ресурсы

  1.  Заиченко, С. А. Инновации в системе БРИКС [электронный ресурс]. – режим доступа: http://foresight.hse.ru/news/125461989.html свободный. Дата доступа: 09.01.2015
  2. Михайлова, М. В. Национальная инновационная система [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gmu-countries.ru/america/brazilia/brazil-nis.html# свободный. Дата доступа: 09.01.2015
  3.  Поспелова, Т. Е. Стартап-движение в Латинской Америке: пора ли штурмовать Бразилию, Чили, Мексику [электронный ресурс]. – режим доступа: http://siliconrus.com/2014/08/other-america/ свободный. Дата доступа: 09.01.2015
  4.  Симонова, Л.Н.  Инновационная политика Бразилии [электронный ресурс]. – режим доступа: gosbook.ru/system/files/documents/2013/03/06 свободный. Дата доступа: 09.01.2015
  5.  Справка о международном опыте инновационного развития [электронный ресурс]. – режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsvod/doc20110407_02 свободный. Дата доступа: 09.01.2015

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12690. Испытание эффективности и паспортизации вентиляционных установок 236 KB
  Лабораторная работа № 4 по теме Испытание эффективности и паспортизации вентиляционных установок Цель работы: получить навыки проведения измерений необходимых для испытаний оценки эффективности и паспортизации механической вентиляционной установки. Описание...
12691. ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРА ВШВ–003–М2 251 KB
  Закрепить основные теоретические положения о производственной вибрации как об опасном и вредном производственном факторе; научиться оценивать вибрации на рабочих местах и определять эффективность виброизоляции
12692. Порядок измерения и оценка шума. Измерение и уменьшение производственного шума 82.5 KB
  Измерение и уменьшение производственного шума Цель работы: Закрепить знания о физической сущности шума научиться измерять шум на рабочем месте овладеть с практическими навыками работы с прибором ВШВ003М2 для измерения шума....
12693. ЗАЩИТА ОТ СВЧ - ИЗЛУЧЕНИЙ 478 KB
  Лабораторная работа №1 ЗАЩИТА ОТ СВЧ ИЗЛУЧЕНИЙ по дисциплине Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Цель работы. 1 ознакомить студентов с характеристиками электромагнитного излучения и нормативными требованиями к его уровням; ...
12694. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 115.5 KB
  Лабораторная работа №3 ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ по дисциплине Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Цель работы 1 ознакомиться с устройством и порядком применения имеющихся приборов для и...
12695. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1кВ 313.5 KB
  АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1кВ Отчет по лабораторной работе № 1 по дисциплине безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Цель работы – исследовать опасность прикосновения человека к фазно
12696. Исследовать опасность прикосновения человека к фазному проводу электрической сети напряжением до 1 кВ 393.5 KB
  Цель работы – исследовать опасность прикосновения человека к фазному проводу электрической сети напряжением до 1 кВ в ее нормальном и аварийном состояниях в зависимости от режима нейтрали источника питания сети активного сопротивления изоляции и емкости проводов относ...
12697. Стенд лабораторный Защита от СВЧ-излучения БЖ 5м 527.5 KB
  Цель работы: 1 ознакомить студентов с характеристиками электромагнитного излучения и нормативными требованиями к его уровням; 2 провести измерения интенсивности электромагнитного излучения СВЧдиапазона на различных расстояниях от источника; 3 оценить эффективн
12698. Расчет эффективности и паспортизации механической вентиляционной установки 1.2 MB
  Цель работы: получить навыки проведения измерений необходимых для испытания оценки эффективности и паспортизации механической вентиляционной установки. 1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1.1. Определить производительность вентилятора по замерам статического ско...