76235

Скука в историко-философской перспективе

Реферат

Логика и философия

В качестве объекта нашего исследования выступает человеческая скука. Скука как никакое бесконтурное состояние слабо поддающееся описанию. Скука как западание человека в пространстве и во времени скука как потеря персонального смысла.

Русский

2015-01-30

48.59 KB

4 чел.

Введение.

В качестве объекта нашего исследования выступает человеческая скука.  Скука как «никакое», бесконтурное состояние, слабо поддающееся описанию. Скука как западание человека в пространстве и во времени, скука как потеря персонального смысла.

Попытка найти объяснение этому феномену, используя опыт и потенциал философии, приводит к идее представить скуку как философскую проблему.  Однако это требует  первоначального уточнения ключевых аспектов, на которые нужно ориентироваться в процессе исследования.

Первой задачей обозначено определение предмета исследования с выяснением возможных смысловых, содержательных и терминологических разногласий. Это подразумевает анализ интерпретаций скуки с позиций различных областей знания, с последующим выявлением специфики философского интереса к скуке.

Вторая задача заключается в обосновании предмета как философской проблемы с выяснением  степени ее актуальности на сегодняшний день.  С точки зрения философии, чьей областью интересов является предельная система «человек-мир»,  исследование скуки может быть проведено с использованием самых различных стратегий. Однако системы такого масштаба всегда предусматривают вопрос о столь же масштабной взаимосвязи. Поэтому любой объект, рассмотренный философски, всегда, в конечном счете,  рассматривается с позиций смысла и сущности. Таким образом, мы и поместили феномен человеческой скуки в разряд философских проблем.  Столкновение с феноменом скуки современности как культурной чумы тем более диктует нам необходимость такого подхода.

Третьей задачей заключается в проведении небольшого историко-философского экскурса. Это необходимо, поскольку мы должны учитывать, что мы вообще знаем о скуке, и как она была проблематизирована до этого.

Основной целью нашего исследования будет представление фундаментальной скуки в историко-философской перспективе в качестве сущностного феномена культуры. Мы намерены проследить во времени ее «вневременный» характер, подойти к анализу скуки современности как одной из острейших проблем на сегодняшний день.

Методологической основой работы является историко-философский анализ и проблемный подход.

Актуальность темы состоит в представлении фундаментальной скуки как сущностного  феномена культуры экзистенциального характера, что не только позволяет рассматривать ее в качестве философской проблемы, но и позволяет переосмыслить ее современное звучание.  

Новизна исследования связана с предложением углубленного изучения скуки современности с позиций ее сущностных и экзистенциальных характеристик.

Практическая  значимость работы заключается в возможности использования основной идеи в качестве опорной точки для дальнейших исследований: тема скуки может разрабатываться в рамках новых научных проектов, служить материалом для проведения конференций и организации спецкурсов.

В работе мы будем опираться преимущественно на «Философию скуки» Л. Свендсена. В рамках историко-философского экскурса в работе будут содержаться ссылки на труды соответствующих авторов. В работе будут присутствовать ссылки на научные статьи В.А. Рыбина, С.Т. Посоховой и Е.В. Рохиной, А. Остапенко и Т. Хогурова, Э. Р. Макогона, О.Е. Курочкина, Е.В. Аригуновой, ссылки на интернет – ресурсы.

Глава 1. Скука как философская проблема

  1.  О попытках фиксации скуки в горизонте обыденности. Первичная постановка вопроса

Очевидно, что скука каким-то мистическим образом присутствует в жизни каждого человека, человека абсолютно любого сорта и любой принадлежности.  Однако проявления ее настолько разнообразны, что сам факт ее однозначной фиксации как вполне определенного состояния, свойственного человеку любой эпохи, уже ставится под сомнение. Другими словами, мы сталкиваемся с чем-то, ощущая сам факт столкновения, но пребывая при этом в состоянии полной неопределенности. Кажется, даже вплоть до потери самоопределенности, когда границы собственного Я начинают совпадать с неким "веществом" неизвестной консистенции, настолько неизвестной, что мы узнаем в ней пустое.

Именно поэтому скука в горизонте обыденности и не выглядит проблемой. Многие люди предпочитают простое переживание сложному проникновению. И наверняка существуют такие аргументы, которые убедительно показывают, что данная позиция верна. Очень верно, на наш взгляд замечает Е.В. Аригунова: "Повседневная жизнь не дает доступа к основам бытия, повседневная жизнь - это постоянный уход от этого вопроса, забота о том, как убежать от себя".2 О.Е. Курочкин в своем небольшом исследовании также замечает: "Скука, как правило, тяготит ее носителя (агента), поэтому естественной реакцией человека на нее будет стремление избавиться от этого состояния. Скука настолько неприятна, что привычка пускаться в бега от нее так прочно засела в человеческом сознании, что это привело к формированию своего рода установки не замечать ее, отворачиваться, как только мы почувствуем скорое ее приближение". 3

Желание человека пролить свет на возможно одно из самых загадочных его состояний предполагает разные подходы. Изучение скуки даже с научной точки зрения не предполагает цитирование уже известных, проверенных и внятных, закрепленных за ней дефиниций.  Не существует никаких эмпирических данных, кроме, опять же, противоречивой и весьма сомнительной статистики. Не существует ни однозначного определения, ни разработанного тезауруса, ни надежной методологической, общенаучной, общефилософской базы, нет подкрепления фактами, если их вообще сюда можно привлечь. Все, что мы имеем - взаимопереплетение дискурсов, каждый из которых, имеющий собственные разработки и свою собственную пространственно-временную нишу, предлагают нам ту или иную картину. Вспоминается поговорка: сколько людей, столько и мнений, - и, кажется, это как раз тот самый случай.

Организация даже "переписи" существующих подходов к раскрытию скуки как проблемы, или же просто феномена - очень непростая задача. Помимо прочих проблем, мы не обладаем четким представлением того, что конкретно мы испытываем, когда скучаем. Скучаем мы по собственной воле (действительно), либо скука владеет нами (страдательно)? В любом случае, скука часто именуется как эмоциональное переживание, нередко ее называют эмоцией, настроением, психическим состоянием, фундаментальным психическим состоянием или экзистенциалом, в зависимости от того, в каком контексте о ней говорят.

  1.  Различные подходы к определению скуки в философии, психологии и психоанализе

Зачастую философские исследования склонны понимать скуку как разновидность фундаментальных экзистенциальных состояний, таких как страх, ужас, тоска, отчаянье (экзистенциализм), как результат функционирования механизмов воли к жизни, власти (философия жизни), как результат несовпадения объективного и субъективного времени (феноменология), как слабость человеческого духа в борьбе daemon meridianus (схоластика) и др. Однако в попытках обобщить все эти различные стратегии замечается вневременность скуки, ее характерность для каждого этапа развития общества. Вспомним слова Аристотеля: человек – это единственное животное, способное испытывать скуку. В этом качестве скука рассматривается как экзистенциал культуры, имеющий свою собственную историю, а углубление в сущность феномена скуки имеет своей целью раскрыть подлинный смысл человеческого существования.

В психологии и в психофизиологии исследования скуки оказываются в большей степени «овнешнены»: субъект рассматривается не сам по себе, а в перспективе взаимодействия с объектами внешнего мира и другими людьми; оценивается степень продуктивности его действий; производится анализ вызывающих скуку причин (работа высшей нервной деятельности в физиологии, возрастные, личностные, социальные и другие детерминанты в психологии);  психоанализ анализирует явления и процессы, контролируемые бессознательным.

Очень выразительно сказал Ларс Свендсен, когда попытался ответить на вопрос, почему же скука должна рассматриваться именно как философская, а не психологическая, или социологическая проблема. Он сказал, что не может выделить четких критериев, согласно которым можно было бы однозначно определить, какая проблема является именно философской, своевременно сославшись на меткое замечание Людвига Винтгенштейна о том, что философскую проблему можно сформулировать как «я не могу сориентироваться здесь». Действительно, ориентироваться в пространстве скуки оказалось не так уж и легко:

- она может выворачиваться к нам своим проявлением, скрывая собственную сущность;

- она может иметь несколько сущностей, объединенных одним названием;

- она может быть спутана с близкими ей переживаниями;

- она может быть растрактована и вульгализирована, обеднена и слишком возвышена;

- она в известной мере субъективна, а значит в той же мере и недоступна.  

  1.  Сущность скуки и наследственная ошибка философии

Так или иначе, независимо от того, какой линии придерживаться относительно исследования скуки (и существует ли вообще, единственно  верная линия), мы так или иначе должны учитывать человеческий фактор. Как-то Ницше сказал, что «наследственная ошибка философии» заключается в том, что она рассматривает человека в определенном контексте времени и возводит эти выводы в ранг вечных истин». Именно поэтому идея Свендсена рассмотреть скуку в идейно-исторической перспективе кажется нам довольно удачной, и в этом отношении мы последуем за ним, учитывая исторический контекст в рассмотрении вопроса о скуке.

Природа философской проблемы такова, что она растянута во времени, и в разные эпохи принимает свой неповторимый облик, философские вопросы вечны, но в то же время в своей вечности они невероятно подвижны, подвержены изменениям, поэтому внимание к конкретному опыту истории представляется нам вполне очевидной тактикой.

Привлечение философии к рассмотрению данной проблемы вовсе не оспаривает значимость сведений, полученных другими областями знания. Привлечение философии подразумевает осмысление скуки как феномена особого порядка и следует стратегии выявления ее сущностного смысла. Мы имеем в виду раскрытие ее как экзистенциального, фундаментального человеческого опыта.

Глава 2. Скука в историко-философской перспективе

Один из исследователей скуки Э.Р. Макогон, так же являющийся автором диссертации под названием «Скука как экзистенциал культуры», в своем  сообщении, опубликованном в одном из университетских вестников,  дал краткую сводку по ее исследованиям: в философии обыденной жизни (Е.В. Золотухина-Аболина), в экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, Ж.-.П. Сартр, А. Камю), в античной философии (Аристотель, Платон, Сенека, стоики, киники), в схоластике и теологии (Кассиан, Эвагриус, Фома Аквинат), в философии жизни (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр), а также в отечественной и зарубежной литературе, в психологии и психоанализе, в социологии и социальной философии, в науке и искусстве, с перечислением некоторых соответствующих авторов. Макогон замечает, что к этому вопросу следует подходить с учетом того, что феномен, явление скуки существовало не во все времена и не у всех народов, потому, как и описания ее могут разниться в соответствии со временем и местом.4 

Классическая линия, по которой обычно исследуется скука как феномен, и на которую не забывает указать и Макогон, начинается со Средневековой (по некоторым данным с позднеантичной)  Acedia через Ренессансную меланхолию ближе к скуке современности. Как оказалось, скука имеет свою собственную историю.

В статье под названием «Скука и время» Е.В. Аригуновой, проговаривается мысль о том, что отношения скуки и времени могут быть двоякими. С одной стороны, мы можем посмотреть на скуку в горизонте времени, с другой стороны – рассмотреть время внутри самой скуки. Несмотря на весьма существенную оговорку автора статьи о двух известных типах скуки (ситуативная и, как выразилась автор – фундаментальная), в любом из двух возможных отношений скуки и времени под скукой она будет иметь в виду именно фундаментальную. Соответственно, будет обращено внимание на развитие скуки как культурного феномена, имеющего определенный вес, определенное значение для человечества, несущий в себе также весьма определенные смыслы. Вневременность фундаментальной скуки как состояния и возможность прослеживания его во времени – звучит как самый настоящий парадокс.

2.1. От Acedia до ренессансной меланхолии: грех, болезнь и мудрость

Попытки начать отслеживать «временность» скуки в целом указывают на одну и ту же точку начала отсчета – поздняя Античность и Средневековье. Она впервые была описана Эвагрием Понтийским и Иоанном Кассианом Римлянином. Acedia, на востоке (Эвагрий Понтйский), как и на западе (Иоанн Кассиан Римлянин), обозначена как грех уныния (пятый или шестой, по разным свидетельствам), за который каждый, предавшийся ему, несет личную ответственность.

В эпоху Ренессанса распространено понятие меланхолии, оно становится синонимом средневековой acedia, приобретая несколько иные черты. Скука ренессанса трактуется двояко: с одной стороны, она является уже болезнью тела, с другой стороны является неким признаком способности человека к наиболее тонкому мироощущению. Меланхолия как болезнь телесного свойства приобретает свой новый смысл как состояние, естественное человеку, состояние, которое не должно предаваться осуждению, поскольку полностью соответствует человеческой природе и нисколько не противоречит ей (срабатывает склонность мыслителей Возрождения трактовать мир и его явления натуралистически).

2.2. Развитие представлений о скуке от Б. Паскаля до Ф. Ницше

Первым наиболее ранним теоретиком скуки, по мнению Свендсена, является французский философ Блез Паскаль. Отсутствие устремленности человека к Богу искажает смысл его существования, вследствие чего человек начинает искать утешение в развлечениях, это опустошает его. Скука у Паскаля становится одной из сущностных человеческих черт.  Она есть осознание ничто без Бога, без смысла, а потому люди, пришедшие к этому осознанию, являются более  внимательными к миру и самому себе, чем те, которые до этого уровня не доходят, полностью предоставляя себя развлечениям и превращая свою жизнь в вечный побег: взглянув на ужасы человеческой жизни, люди ударились в развлечения.

И. Кантом было замечено, что возрастающая популярность скуки среди человечества обусловлена процессом культурного развития. Окультуривание наполняет жизнь человека новыми, но пустыми смыслами, человек начинает метаться в образованном пространстве пустоты, предвкушая приближение мучительной «медленной смерти». 5  

Согласно С. Кьекегору, мир представляется бессмысленным и угрожающе пустым, человеком овладевает глубокая скука. Это, прежде всего, должна быть скука по самому себе, 6 которая только и способна подвергнуть человека в состояние отчаяния, являющегося, по сути, подготовительным актом души, который должен сопровождаться глубоким моментом саморефлексии. Человек, не способный к осуществлению осознанного личного выбора, оказывается слеп к миру и самому себе, продолжая бесконечную и бессмысленную погоню за химерами.

А. Шопенгауэр называет деятельность нашего духа «хронически отодвигаемой скукой». 7 Деятельность человека уподобляется раздуванию мыльного пузыря, поскольку человек уже с самого начала является достоянием собственной смерти.

Согласно Ницше, для особой категории «изобретательных» людей скука переживается как неприятное «безветрие души», 8 которое только ими и способно переживаться, то есть внутренне культивироваться, как бы предвосхищая акт творчества, креации. Напротив, убогими натурами скука только отгоняется.

2.3. Романтический индивидуализм и феномен трансгрессии

Субъективистская окрашенность романтизма заостряет внимание на индивидуальном, личном смысле, на фоне всеобщей и все распространяющейся скуки. Романтический субъективизм приобретает экстремальные черты, замечает Свендсен. 9 Вездесущее и всепобеждающее «Я» способно, согласно своей собственной логике и по своему же собственному желанию, буквально сделать белое черным. Если подобное удается, а оно удается, то мы приходим к выводу, ценность и смыслы не есть принадлежность предметов объективного мира, поскольку они могут быть полностью продиктованы субъектом. Действительность, приобретая такие же «пустые формы», начинает сама выравниваться в пустоту – все становится одинаково скучным и безынтересным. Попытка придания значимости собственной субъективности также обрекается на неудачу, просвет видится в поиске спасительного постоянства, на которое возможно опереться, которое укажет верное направление в поисках истины. Однако любая попытка обрести это постоянство за своими собственными пределами лишь напоминает человеку о собственном глубоком одиночестве. Ссылаясь на «Феноменологию духа» Гегеля, Свендсен обозначает субъективность болезнью современной эпохи, которая ждет перемен, но вряд ли их таким образом когда-нибудь дождется.  И. Г. Фихте в работе «Основные черты современной эпохи» была замечена та же тенденция движения человечества к кризису, обусловленному всеобщим господством «голого индивидуализма» - явления, раскрывающего неспособность человека мыслить в категориях «целого».  10 Индивидуализм и субъективизм провоцирует безыдейность, пустой формализм, тогда как «идея, и только идея, заполняет, удовлетворяет, и исполняет дух блаженством, эпоха, лишенная идей, неизбежно ощущает пустоту, проявляющуюся в бесконечной, никогда вполне не заполнимой и все снова возвращающейся скуке, которую она обречена как испытывать, так и причинять». 11 Современность объявляется Фихте скучной.

Романтизм оказывается приближенным к экзистенциализму, эго является автором полой конструкции мира, кроме того, оно пытается заполнить эту зияющую полость, но нигде не находит подходящего содержания. Трансцендентное полностью заменяется трансгрессией, но солипсический тип все же постоянно ощущает давление таких экзистенциальных эмоций, как страх, тошнота и беспокойство. Но «нет никакой глубины, которую следует постичь, кроме отчаянной скуки», «никакой рациональный анализ не ответит ему на вопрос, кто он есть, потому что к этой загадке нет ключа»12.

2.4. Философия экзистенциализма: скука, тоска, отчаянье, ужас. О феноменологии скуки М. Хайдеггера

В философии экзистенциализма как ключевое понятие присутствует чувство страха и ужаса как фундаментальное экзистенциальное настроение, оттенками которого являются скука, тоска и отчаяние. Скука экзистенциализма как оттенок фундаментального настроения вряд ли является поверхностной, однако существующее внутреннее различие между двумя типами скуки всегда обозначается. Глубокая, подлинная скука – это пустая портретная рамка, которая, несмотря на свою кажущуюся безобидность, способна поселить дикий ужас в человеческом существе.

Тоска у Кьеркегора, тошнота у Сартра, явно связана с тем состоянием отвращения, которое испытывает человек, ощущая бесконечную незавершенность и принципиальную незавершаемость перехода из неподлинное в подлинное, что окрашивает человеческое существование настроением усталости, ничтожности и бесполезности всего происходящего. Последовательность ступеней, начинающаяся в скуке и пролегающая через тоску, в отчаянии достигает исключительной высоты. Путь к подлинному существованию, таким образом, обязательно лежит через отчаяние, а необходимой ступенью на пути к осознанию этого отчаяния является скука.  

С точки зрения феноменологии, человек всегда имеет дело не с объективным миром самим по себе, а лишь с тем, как он нам представлен. Вопрос о границах субъективного и объективного является одним из ключевых вопросов. Тем не менее, знание человека о мире, о конкретном предмете формируется благодаря существующим в человеческом сознании представлениям и мире и предмете, человек работает со своей собственной проекцией мира, а не с ним самим непосредственно. Это выглядит серьезной проблемой, поскольку мы неизбежно здесь вынуждены столкнуться с тесной связью представлений и человеческих чувств. Субъективные по своей природе, чувства оказывают определенное влияние на характер представлений, поэтому часто игнорируются в попытках представить мир объективным образом и подвергаются различного рода градациям по степени содержащегося в них потенциала объективности, так, например, в эпистемологии существует тенденция полного или частичного отказа от анализа чувств.

Однако чувства менее растяжены во времени, и почти всегда интенциональны, тогда как настроение, как более протяженное, более фундаментальное состояние, невозможно привязать к какому-то определенному объекту реальности. Оно окрашивает мир, задавая нам согласные его оттенку познавательные и деятельностные ориентиры, мы то и дело поддаемся тому или иному настроению в течении всей жизни. По этой логике скука может означать отсутствие этой окрашенности, что провоцирует ощущение безликости мира. Это ситуация отсутствия направлений, стимулов к деятельности, это ощущение пространственной и временной пустоты, однако именно в таком состоянии мы только оказываемся способными постичь смыслы времени и бытия, само состояние – наталкивает человека на подобного рода размышления. Следует только разбудить дремлющую в каждом из нас скуку, прервать этот сон повседневности.

Существенно это возможно сделать, разбудив первоначально поверхностную скуку, поскольку, по мнению Хайдеггера, она содержит в себе достаточно потенциала, чтобы перевести человека в состояния уныния. Однако Хайдеггер раскрывает сущность скуки с привлечением понятия времени: чем глубже скука, тем глубже временность в которой я пребываю. Скука – это очевидность временности внутри Dasein.

2.5. Процесс «оскучнения» мира и культурная чума. Некоторые общие выводы об облике скуки в истории

Современные исследователи в унисон подчеркивают, что скука становится сейчас одним из наиболее популярных объектов исследования. Вместе с развитием второй природы происходит резкое сокращение расстояний между людьми и объектами: уровень доступности повышен, соответственно, градус удовольствия от возможности заполучить желаемое должен быть достаточно высок. Нам уже не требуется сокрушительное количество времени и усилий для реализации своих планов: сокращено расстояние – сокращено и время. Наша действительность начинает все больше напоминать броуновское движение, неистовость вселенной растет, рамки сужаются, плотность существования становится настолько невыносимой, что мы впадаем в оцепенение. Скукой становится точка абсолютной плотности, где не существует направлений, желаний, движения, времени. Мир в своем неистовом движении угрожает нам схлопнуться в ничто. Ларс Свендсен связывает состояние глубокой и всепроникающей скуки с утратой персонального смысла. Во многом человечество, по незнанию ли, или вследствие своей недальновидности, само шаг за шагом приближалось к этой опустошающей пестрости, в надежде облегчить свое человеческое существование и высвободить как можно больше времени, чтобы занять себя чем-нибудь другим.

Означим пока ту мысль, что человек совершенно точно является рабом времени, если он субъективно не объединяет в себе свою память, опыт, цели, мечты, планы и надежды, иначе его «времяпространство» оказывается лишенным смысла, что и происходит в настоящий момент. 13 Скука, таким образом, тесно связана со смыслом, а точнее сказать, с его отсутствием, в этом мы убедились уже не раз.

Скука современности благодаря некоторым своим специфическим чертам (поливариантность выбора, расширение границ свободы, доступность информационных ресурсов, возможность самовыражения), по замечанию Аригуновой,14 тем не менее, существовала всегда.  Нам удалось проследить ее отражение в мысли в разные моменты истории, поскольку скука как феномен культуры может предоставить нам возможность ее рассмотрения в идейно-исторической перспективе. Но каким бы лицом не поворачивалась к нам скука, отражаясь в человеческой мысли то грехом, то проклятием, то гением, то болезнью, то чумой – как фундаментальное настроение она имманентна человеческому существу, и под разными именами существовала на всем протяжении человеческой истории. «Как экзистенциал скука существует вне времени, она обладает неискоренимым постоянством человеческого существования… и поскольку скука есть избыточность длительности, бесконечность растянутого настоящего, … она способна порождать самосознание и рефлексию».15

Заключение

Согласно продиктованным нами в начале исследования задачам, мы:

- рассмотрели существующие интерпретации скуки как термина с позиций философии,  психологии, психоанализа, физиологии.  Разногласия в формулировках обусловлены существованием в каждой области знания своих принципов и методов исследования. С учетом оных, такая разноголосица вполне понятна: любой объект может быть рассмотрен с той или иной позиции, с освящением тех или иных конкретных его сторон. Логично, например, что с точки зрения физиологии, психофизиологии, в попытках дать определение скуке в качестве ключевого аспекта будет взята система «мозг-мысль» или «стимул-реакция». С точки зрения философии, чьей областью интересов является система «человек-мир», рассмотрение скуки тоже может использовать различные стратегии. Однако системы такого масштаба всегда предусматривают вопрос о столь же масштабной взаимосвязи. Поэтому любой объект, рассмотренный в ракурсе философии, не может не быть рассмотрен с позиций смысла и сущности.

- поэтому, согласно второй задаче, рассмотрение скуки в системе «человек – мир» переводит ее в разряд философских проблем. Осуществление подобного перевода в первом приближении может показаться необоснованным, ведь мы уже исходим из того, что скука является философской проблемой, и в соответствии с этим предпринимаем ее исследование. Однако такая попытка принесла свои плоды. Мы нашли подтверждение тому, что вопрос о скуке занимал умы многих философов от античности до наших дней, однако каждый раз, рассмотренная в контексте своего времени, своей эпохи, она принимала разный облик.

Так, в античности в связи с тесным переплетением философии с наукой процветала натурфилософия, и скука чаще всего объяснялась в псевдофилософских и псевдонаучных позиций (влияние планеты Сатурн, концентрация «черной желчи», и т.д. Однако никакого специального термина, приближенного по значению к современному понятию скуки тогда не существовало, однако сам экзистенциал непременно мог существовать под разными псевдонимами. В эпоху Средневековья в связи с религиозной проблематикой скука была представлена как acedia – тяжкий грех уныния, налагающий на человека серьезную личную ответственность. Натуралистические тенденции Ренессанса спровоцировали понятие о скуке как победимом несовершенстве.  Индивидуализм романтиков представил скуку как трагедию личности, оставшуюся без Бога. Разработки философии экзистенциализма связывают скуку со способностью человека откликаться самому себе.

Учитывая природу философских проблем, мы должны принять тот факт, что они, как объекты вне истории (в своей сущности) все же являются историчными, и в разное время могут быть объяснены согласно интересам и возможностям эпохи. Поэтому, опять же следуя второй поставленной задаче, мы заострили внимание на скуке современности как проблеме поистине философской, в силу ее масштабности и распространенности на сегодняшний день. Современность скучна – заявляют исследователи, поэтому актуальность данной проблемы не вызывает никаких сомнений. Остается только понять, почему человечеству грозит «невыносимая скука» и как можно с этим бороться (и стоит ли вообще).  Ответы на такие вопросы вряд ли обойдутся без привлечения философии и смогут обойтись силами одних лишь научных исследований.

-  несомненно, привлечение историко-философского анализа феномена скуки здесь необходимо, поскольку мы должны учитывать, что мы вообще знаем о скуке и как она была проблематизирована до этого, чтобы разобраться с тем, что мы имеем на сегодняшний день

- согласно четвертой задаче, мы делаем выводы. Они заключаются в следующем. На протяжении всей истории человека скука предстает в качестве вневременном, всеприсущим, феноменом-свойством, нежели случайным явлением. С этой точки зрения скука является сущностным феноменом культуры, экзистенциалом культуры, с помощью которого можно проследить «настроение» эпохи.

В то же время, сам факт ее постоянного присутствия в человеческой жизни вызывает много вопросов. Мы проследили, что скука ситуативная не то же самое, что скука экзистенциальная, что вызывает у нас вопрос о природе скуки. Мы узнали, что  в состоянии скуки меняется восприятие времени человеком, что позволяет нам задуматься о человеческой природе. Мы прочли, что скука всегда так или иначе связана с вопросом о смысле, который мы вкладываем в нашу деятельность, в нашу жизнь в целом.

Исследование скуки как феномена потери персонального смысла особенно актуально в наши дни, в связи с чем стоит продолжать углубляться в анализ проблем современной эпохи, в степень их масштабности (поскольку скука – сейчас явление масштабное), в анализ тесноты взаимосвязи современного человека и мира, степени отчужденности, степени осознанности действий и поступков, в проблему выбора, самореализации, идентичности и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аригунова Е.В. Потенциал феномена скуки//Вестник Томского государственного университета, 2013. №368
  2.  Аригунова Е.В. Скука и время//Вестник Томского государственного университета. №340, 2010.
  3.  Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. (пер. Н.М. Соколова). URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kant_anthoropology.pdf
  4.  Курочкин О.Е. Скука. Постановка психологической проблемы//Известия Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского, 2008.№11
  5.  Макогон Э.Р. Скука в историко-философском контексте//Известия Южного Федерального университета. Технические науки. Т.12.№2.,1999.
  6.  Ницше Ф. Веселая наука (пер. К.А. Свасьяна) URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/svasian/
  7.  Остапенко А. Хагуров Т. Скука и суета как симптомы безвременья и потребительства//Народное образование. №2, 2009.
  8.  Свендсен Л. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. — М.: Прогресс-Традиция, 2007
  9.  Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи.  URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/library/Fokin/Fichte.doc
  10.  Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. URL: http://royallib.ru/book/shopengauer_artur/mir_kak_volya_i_predstavlenie.html

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2-3)

Глава 1. Скука как философская проблема (4-6)

  1.  О попытках фиксации скуки в горизонте обыденности. Первичная постановка вопроса
  2.   Различные подходы к определению скуки в философии, психологии и психоанализе
  3.   Сущность скуки и наследственная ошибка философии

Глава 2. Скука в историко-философской перспективе (7-12)

2.1.     От Acedia до ренессансной меланхолии: грех, болезнь и мудрость

2.2.     Развитие представлений о скуке от Б. Паскаля до Ф. Ницше

2.3.    Романтический индивидуализм и феномен трансгрессии

2.4.  Философия экзистенциализма: скука, тоска, отчаянье, ужас. О феноменологии скуки М. Хайдеггера

2.5.    Процесс «оскучнения» мира и культурная чума. Некоторые общие выводы об облике скуки в истории

Заключение (13-14)

Список литературы (15)

2 Аригунова Е.В. Потенциал феномена скуки//Вестник Томского государственного университета, 2013. №368.С.34.

3 Курочкин О.Е. Скука. Постановка психологической проблемы//Известия Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского, 2008.№11.С.177.

4 Макогон Э.Р. Скука в историко-философском контексте//Известия Южного Федерального университета. Технические науки. Т.12.№2.,1999. С.225

5 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. (пер. Н.М. Соколова). URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kant_anthoropology.pdf

6 Свендсен Л. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. С 80

7 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. URL: http://royallib.ru/book/shopengauer_artur/mir_kak_volya_i_predstavlenie.html

8 Ницше Ф. Веселая наука (пер. К.А. Свасьяна) URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/svasian/

9 Свендсен Л. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.  С. 86

10 Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи.  URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/library/Fokin/Fichte.doc

11 Свендсен Л. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 86

12 Там же, С. 107 – 108.

13 Остапенко А. Хагуров Т. Скука и суета как симптомы безвременья и потребительства//Народное образование. №2, 2009. С 255

14 Аригунова Е.В. Скука и время//Вестник Томского государственного университета. №340, 2010. С 47

15 Там же. С.49


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70802. Разработка маркетинговой стратегии продвижения в строительной отрасли услуги по производству промышленных полов на примере ООО «Бетоникум» 1.33 MB
  В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда человека не удовлетворена, то он чувствует себя обездоленным и несчастным.
70804. ОСНОВНІ ТЕХНІКО-ЕКОНОМІЧНІ ПОКАЗНИКИ ДІЯЛЬНОСТІ ПАТ «ОБОЛОНЬ» 75.78 KB
  Завданням даного звіту з виробничої практики є дослідження всіх техніко-економічних показників даного підприємства. На основі даного дослідження розробити висновки, щодо діяльності підприємства.
70805. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (на примере ЗАО «Роспечать-Алтай») 448.5 KB
  Современные тенденции развития общества и становления российского предпринимательства во многом обусловлены формированием не только экономико-правового фундамента но и базы нормативно-трудового регулирования кадрового обеспечения деятельности организации.
70806. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УБИЙСТВА МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЁННОГО РЕБЁНКА 163.48 KB
  Цели и задачи дипломного исследования. Основная цель дипломного исследования состоит в разработке теоретических основ квалификации убийства матерью новорождённого ребенка путем подробного анализа юридических признаков рассматриваемого преступления...
70807. ОСОБЕННОСТИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 492.5 KB
  Цель настоящего исследования заключается в разработке на основе анализа существующей законодательной базы и судебной практики теоретических и практических положений, направленных на совершенствование гражданско-правового регулирования договора продажи жилых помещений.
70808. Развитие ипотечного кредитования в Кыргызской Республике 119.55 KB
  Оценка объектов недвижимости служащих обеспечением ипотечных кредитов. При выполнении дипломной работы были поставлены следующие задачи: Изучить историю возникновения и развития ипотеки; Раскрыть содержание закладной и ее виды; Дать классификацию ипотечного кредитования...
70809. Эффективность откорма крупного рогатого скота в условиях ЗАО «РусАгро-Айдар» Ровенского района Белгородской области 1.44 MB
  В связи с расширением специализации промышленного скотоводства большое значение придается разработке новых и совершенствованию существующих типовых проектов ферм, в частности для боксового содержания коров, доращивания и откорма молодняка рогатого скота.
70810. Познавательная деятельность младших школьников 77.7 KB
  Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения Игра один из тех видов детской деятельности которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников младших школьников обучая их различным...