76250

Великие открытия Н.И. Пирогова

Реферат

Естествознание и природоведение

В истории отечественной медицины едва ли найдется имя более популярное, более значительное, чем имя Николая Ивановича Пирогова (1810-1881гг.). В блестящей когорте русских хирургов он является той личностью, идеи которой почти два столетия вдохновляют научные поиски и практическую деятельность многих ученых нашей страны.

Русский

2015-01-30

79 KB

9 чел.

ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Концепция современного естествознания

На тему: Великие открытия Н.И. Пирогова

Выполнил: студентка

Олифер М. А.

3 курс

Отделение заочное

Научный руководитель:

Ощенкова Г. И.

Санкт-Петербург

2014г.

Содержание

       Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Краткая биография Николая Ивановича Пирогова……………..4

  1.  Детство и выбор призвания…………………………………………………..4
    1.  Крымская война……………………………………………………………….5
    2.  Поздние годы…………………………………………………………….……6

Глава 2. Достижения и работы Н.И. Пирогова…………………………………………………………………….…....8

2.1 Эфирный наркоз………………………………………………………………8

2.2 Гипсовая повязка………………………………………………………….…..8

2.3 Сортировка раненых………………………………………………………….9

Глава 3. Значение деятельности и велады в развитие педагогики и хирургии…………………………………………………………………………11

3.1 Значение……………………………………………………………………….....11

3.2 Вклад в развитие отечественной педагогики…………………..…………..11

3.3 Вклад в анатомию, топографическую анатомию и оперативную

хирургию…………………………………………………………………..……..13

Заключение……………………………………………………………………...14

Список используемой литературы………………………………………….16

Введение

25 ноября этого года исполнилось 188 лет со дня рождения Великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. При произнесении  имени Великого врача и ученого русский человек испытывает гордость. В англоязычной литературе имя Н.И. Пирогова связано только с его  классическим  трудом: "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" и в то же самое время "забыто" о многих изобретениях, новооведениях, предложениях ученого. Так во всемирно известной энциклопедии "Британника", которая претендует на звание самой подробной энциклопедии нет статьи, посвященной Н.И. Пирогову. 

В истории отечественной медицины едва ли найдется имя более популярное, более значительное, чем имя Николая Ивановича Пирогова (1810-1881гг.). В блестящей когорте русских хирургов он является той личностью, идеи которой почти два столетия вдохновляют научные поиски и практическую деятельность многих ученых нашей страны. Жизнь Н.И.Пирогова настолько поучительна, заслуги его в различных областях медицинской науки и практики, а также на общественном поприще так значительны, что, несмотря на большую литературу о нем, все время продолжаются научные исследования деятельности и жизни этого корифея медицины.

Глава 1.  Краткая биография Николая Ивановича Пирогова

  1.  Детство и выбор призвания

Николай Иванович Пирогов- 13 (25) ноября 1810, Москва — 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня, ныне Винница. Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент РАН.
Николай Иванович родился в Москве в 1810 году. Внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Его отец служил казначеем майором провиантского депо, был комиссионером 9-го класса. Иван Иванович Пирогов имел четырнадцать детей, большинство умерло в младенчестве. Из шестерых оставшихся в живых Николай был самый юный.

Когда Николаю исполнилось четырнадцать лет, он поступил на медицинский факультет Московского университета. Для этого ему пришлось прибавить себе два года, но экзамены он сдал не хуже своих старших товарищей.

Пирогов учился легко. Кроме того, ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы помочь семье. Умер отец, дом и почти все имущество пошли в уплату долгов - семья осталась сразу без кормильца и без крова. Николаю порой не в чем было пойти на лекции: сапоги худые, а куртка такая, что шинель снять было совестно.
Наконец Николаю удалось устроиться на должность прозектора в анатомическом театре. Эта работа дала ему бесценный опыт и убедила его в том, что он должен стать хирургом.

Получив диплом, Пирогов направился для подготовки к профессорской деятельности в университет города Дерпта (ныне Тарту). В то время Юрьевский университет считался лучшим в России. В Дерпте Пирогов, засучив рукава, залез в практику. Слушал лекции профессора хирургии Мойера, присутствовал на операциях, ассистировал, дотемна засиживался в анатомичке, препарировал, ставил опыты. В его комнате свеча не гасла и после полуночи - читал, делал заметки, выписки, пробовал свои литературные силы. В университете Николай познакомился с Владимиром Ивановичем Далем. Он был старше Пирогова и уже успел выйти в отставку (говорили, что едкая сатира на адмирала помогла скорой отставке). В клинике они много работали вместе и стали большими друзьями.
В хирургической клинике Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет был избран профессором хирургии Дерптского университета.

Умирал Пирогов мучительно – как лечить вызванный курением рак он не знал. Его тело с разрешения церкви было забальзамировано и погребено в мавзолее в д. Вишня под Винницей. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом поврежден, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию. Официально гробница Пирогова именуется "церковь-некрополь", освященный в честь святителя Николая Мирликийского. Тело находится ниже уровня земли в траурном зале - цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого.

  1.  Крымская война

В 1855 году, во время Крымской войны, Пирогов был главным хирургом осаждённого англо-французскими войсками Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведение по тем временам.

Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в Севастополе совершенно нового метода ухода за ранеными. Метод этот заключается в том, что раненые подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.

  1.  Поздние годы

Несмотря на героическую оборону, Севастополь был взят осаждающими, и Крымская война была проиграна Россией. Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости русской армии и её вооружения. Царь не захотел прислушаться к Пирогову. С этого момента Николай Иванович впал в немилость и был «сослан» в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Пирогов попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования, его действия привели к конфликту с властями, и учёному пришлось оставить свой пост. Десять лет спустя, когда после покушения на Александра II в России усилилась реакция, Пирогов был вообще уволен с государственной службы даже без права на пенсию.

В расцвете творческих сил Пирогов уединился в своём небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий. Относительно надолго Пирогов лишь дважды покидал имение: первый раз в 1870 году во время прусско-французской войны, будучи приглашён на фронт от имени Международного Красного Креста, и второй раз, в 1877—1878 гг. — уже в очень пожилом возрасте — несколько месяцев работал на фронте во время русско-турецкой войны.

Глава 2. Достижения и работы Н.И. Пирогова

2.1.    Эфирный наркоз

Эфирный наркоз больному с опухолью шеи. Ф. И. Иноземцев применил эфирный наркоз при операции 7 февраля 1847 года, а Николай Иванович Пирогов 14 февраля 1847 года.

Однако первенство Н. И. Пирогова в применении эфирного наркоза в военно-полевой хирургии неоспоримо, и в дальнейшем его внедрение в таких условиях благодаря Н. И. Пирогову получило широкое распространение не только в России, но и во всем мире.

Мысль о применении эфирного наркоза в военно-полевой хирургии появилась у Н. И. Пирогова в бытность его работы в Медико-хирургической академии(1841-1854 гг.), которая находилась в Петербурге и к тому времени была передана в военное ведомство.

Применению эфирного наркоз у раненых на поле боя предшествовал длительный период экспериментов на животных, на себе и на сотрудниках.

Пирогов с невиданной энергией взялся за изучение обезболивающего действия эфира.

Он сконструировал особую маску, позволяющую вдыхать точно заданное количество эфира. И начался опыт на себе. Пирогов испытывал головокружение, он погружался в мир призраков и, наконец, глубоко засыпал.

2.2.    Гипсовая повязка

Первым в мире на войне и притом в громадном масштабе. Одним из первых в мире в хирургии вообще. Замечу, что ни гипсовые повязки, ни эфирные наркозы вовсе ещё не применялись даже гораздо позже (1863 и 1865 гг.), в обеих голштинских войнах. Я говорил уже, что во время текущей Отечественной войны наши и союзные хирурги с помощью пироговской гипсовой повязки спасают тысячи жизней и конечностей.

Именно Н.И. Пирогов первым во всем мире создал и применил на практике совершенно иной метод повязки, который был пропитан с помощью жидкого гипса. Однако утверждать, что прежде Пирогов не пытался использовать гипс невозможно. Большинство известных ученых: это арабские врачи, голландец Гендрихс, русские хирурги К. Гибенталь и В. Басова, брюссельский хирург Сетена, француз Лафарга и иные тоже пытались использовать повязку, но это был раствор гипса, который в некоторых случаях был смешан с крахмалом и промокательной бумагой.

Н.И. Пирогов решил создать свою собственную повязку из гипса, которая практически в том же виде используется и на сегодняшний день. Осознать то, что гипс является самым лучшим материалом, известный хирург смог после посещения мастерской популярного в те времена скульптора Н.А. Степанова. Там он впервые увидел действие раствора из гипса на полотно. Он сразу же догадался, что его можно использовать в хирургии, и сразу же наложил бинты и полоски холста, которые были намочены данным раствором, на довольно сложный перелом голени. У него перед глазами был замечательный эффект. Повязка моментально высохла: косой перелом, который к тому же имел сильный кровяной подтек, зажил даже без нагноения. Тогда ученый понял, что данная повязка может найти широкое применение в военно-полевой практике.

  1.  Сортировка раненых

Сортировка раненых как важнейший принцип, обеспечивающий возможность целесообразно использовать всегда и неизбежно дефицитные на войне руки и силы хирургов. Установленные Пироговым в Севастополе четыре группы раненых могут быть приняты и на сегодня как наиболее целесообразный вид первоначальной рабочей сортировки при массовом поступлении раненых:

а) смертельно раненые и безнадёжные, которым нужен лишь последний уход и предсмертные утешения;

б) раненые, требующие абсолютно неотложной хирургической помощи;

в) раненые, кому операция может быть отложена на следующий день или даже позднее;

г) легко раненые, состояние которых допускает возвращение в часть после простой перевязки. Такая сортировка должна предотвратить беспорядок и неизбежный хаос, ибо, как говорил Пирогов, «желая помогать всем разом и без всякого порядка перебегая от одного раненого к другому, врач теряет, наконец, голову, выбивается из сил и не помогает никому». «Я горжусь этой заслугой, хотя её и забыл сочинитель «Очерков медицинской части в 1854-1856 гг.». Сочинителем был киевский профессор Гюббенет, работавший на Корабельной стороне Севастополя и ни разу не обмолвившийся в своих «Очерках», что благодетельную сортировку вёл Пирогов. Рассредоточивание раненых и изоляция тяжело инфицированных в особые гангренозные отделения. Пирогов сделал это с первых дней своего приезда в Севастополь. В Западной Европе к этому пришли только после открытия Листером антисептики, а фактически начали применять лишь к концу Франко-прусской войны 1871 г. Стоит ли добавлять, что выделение рожистых и анаэробных отделений, а также изоляторов для столбнячных со времени Пирогова стало категорическим требованием почти в любой боевой и мирной обстановке.

Глава 3. Значение деятельности и велады в развитие педагогики и хирургии.

3.1.  Значение

Основное значение всей деятельности Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.

Богатая коллекция документов, связанных с жизнью и деятельностью Николая Ивановича Пирогова, его личные вещи, медицинские инструменты, прижизненные издания его произведений хранятся в фондах Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге, Россия. Особый интерес представляют 2-х томная рукопись ученого «Вопросы жизни. Дневник старого врача» и оставленная им предсмертная записка с указанием диагноза своей болезни.  

В художественной коллекции музея хранится эскиз к картине «Приезд Н. И. Пирогова в Москву на юбилей по поводу 50-летия его научной деятельности (1881)», кисти другого русского гения художника И. Е. Репина. Это последнее прижизненное изображение Николая Ивановича Пирогова.

3.2. Вклад в развитие отечественной педагогики

В классической статье «Вопросы жизни» рассмотрел фундаментальные проблемы российского воспитания. Показал нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью. Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципах гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования. Педагогические взгляды : считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственным кругозором: "Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание "; воспитание и обучение должно быть на родном языке. "Презрение к родному языку позорит национальное чувство ". Указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы. Критика сословного профессионального образования : выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям. Дидактические идеи : учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости ; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма. Система народного образования по Н.И. Пирогову : 1. Элементарная (начальная) школа (2 года), изучается арифметика, грамматика; 2.Неполная средняя школа двух типов : классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года); 3. Средняя школа двух типов : классическая гимназия (5 лет общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы); 4. Высшая школа : университеты высшие учебные заведения.

3.3. Вклад в анатомию, топографическую анатомию и оперативную хирургию

  •  Венозный угол Пирогова — угол, образованный внутренней яремной и подключичной венами. В левый угол впадает грудной лимфатический проток.
  •  Треугольник Пирогова (язычный треугольник) — треугольник на шее, в пределах которого перевязывают язычную артерию.
  •  Лимфоэпителиальное кольцо Пирогова-Вальдеера — скопления миндалин на границе ротовой полости и глотки.
  •  Канал Пирогова — расщепление собственной фасции голени на задней поверхности в верхней её трети, в нём располагается малая подкожная вена голени (v. saphena parva).
  •  Трехмоментная ампутация бедра по Пирогову.
  •  Костно-пластическая ампутация голени по Пирогову.
  •  Клетчаточное пространство Пирогова-Пароны на предплечье. Расположено между 3 и 4 мышечными  слоями.
  •  Лимфатический узел Пирогова-Розенмюллера. Расположен в сосудистой лакуне (lacuna vasorum) под паховой связкой.

Заключение

Николай Иванович Пирогов- 13 (25) ноября 1810, Москва — 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня, ныне Винница.

Подытожим в самых кратких чертах те фундаментальные нововведения, которыми военно-полевая хирургия обязана гению Пирогова.

1. Эфирный наркоз. Применен им впервые в мире на поле брани и одним из первых в Европе в госпитальной хирургической работе.

2. Гипсовая повязка. Первым в мире на войне и притом в громадном масштабе. Одним из первых в мире в хирургии вообще. Замечу, что ни гипсовые повязки, ни эфирные наркозы вовсе ещё не применялись даже гораздо позже (1863 и 1865 гг.), в обеих голштинских войнах. Я говорил уже, что во время текущей Отечественной войны наши и союзные хирурги с помощью пироговской гипсовой повязки спасают тысячи жизней и конечностей.

3. Сортировка раненых как важнейший принцип, обеспечивающий возможность целесообразно использовать всегда и неизбежно дефицитные на войне руки и силы хирургов. Установленные Пироговым в Севастополе четыре группы раненых могут быть приняты и на сегодня как наиболее целесообразный вид первоначальной рабочей сортировки при массовом поступлении раненых: а) смертельно раненые и безнадёжные, которым нужен лишь последний уход и предсмертные утешения; б) раненые, требующие абсолютно неотложной хирургической помощи; в) раненые, кому операция может быть отложена на следующий день или даже позднее; г) легко раненые, состояние которых допускает возвращение в часть после простой перевязки.

4. Рассредоточивание раненых и изоляция тяжело инфицированных в особые гангренозные отделения.


Таково простое перечисление главнейших научных работ Пирогова по хирургии. Я не имела возможности задерживаться ни на одной из этих тем. Но думаю, что даже сказанного мной достаточно, чтобы составить себе некоторое представление о научном значении и мировых заслугах Пирогова. Теперь, через 62 года после его смерти, можно без увлечений и пристрастия давать объективную оценку его личности, общественной и педагогической деятельности, а главное определить его место как хирурга-клинициста и хирурга военно-полевого. Я не ошибусь, утверждая, что в середине прошлого века Пирогов был самым выдающимся хирургом Европы, а как хирург военно-полевой Пирогов не имел себе равного во все века, в любой стране, у всех народов».


 

Список используемой литературы

  1.  Севастопольские письма Н.И.Пирогова 1854-1855 гг. - СПб.: 1907.
  2.  Николай Пирогов. автор : д-р Николай Марангозов, в. Дума (Болгария), 13.11.2003 г.
  3.  Горелова Л.Е. Тайна Н.И. Пирогова // Русский медицинский журнал . — 2000. — Т. 8. — № 8. — С. 349.
  4.  Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2013.- С.125
  5.  МБАЛСМ «Н. И. Пирогов»
  6.  1977 (14 октомври). 100 г. от пребиваването на академик Николай Пирогов в България. Худ. Н. Ковачев. П. дълбок. Наз. Г 13. Листа (5х5). Н. И. Пирогов (руски хирург). 2703. 13 ст. Тираж: 150 000.
  7.  Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. Л.: Наука. 1984


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66473. Система работы над изложением в старших классах школы восьмого вида 465 KB
  Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи является одной из актуальных проблем российской вспомогательной школы. Особую значимость приобретает реализация этой проблемы при обучении умственно отсталых детей умению связно и последовательно излагать свои мысли в устной и в письменной форме.
66474. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания инвалидов (в частности в г. Самара) 31.56 KB
  В следствии мы исходим из гипотезы согласно которой социальная и правовая защита граждан инвалидов в стране находится на первоначальном этапе своего развития и отвечает сложившимися на данный момент социально-экономическими условиями. В структурном отношении работа состоит из двух частей...
66476. Оздоровчі можливості використання вправ художньої гімнастики в процесі фізичного виховання старшокласниць 785 KB
  Основними причинами стійкої тенденції зниження здоров'я у підростаючого покоління є: інформатизація та інтенсифікація навчального процесу в системі шкільної освіти на тлі вираженого психоемоційного напруження, низької рухової активності; зниження якості життя, обумовлене економічними труднощами і соціальними проблемами...
66477. Рынок ценных бумаг и фондовые биржи 163 KB
  Невозможно представить себе развитую страну без рынка ценных бумаг. Ведь рынок ценных бумаг это тот институт на котором отражается вся экономика страны будь то промышленный сектор сектор обслуживания или финансовый сектор.
66478. Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров 274.5 KB
  Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации включая область валютно-кредитных отношений призвано обеспечить экономическую безопасность страны содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических...
66479. МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ОРГАНИЗМЕ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ВСЛЕДСТВИЕ ВОЗНИКНО ВЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 217.5 KB
  Из различных паталогических состояний связанных с нарушениями эндокринной функции поджелудочной железы сахарный диабет характеризующийся абсолютной или относительной недостаточностью инсулина по частоте намного опережает все остальные и служит главным предметом настоящей...
66480. Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Методика работы 175.5 KB
  Цель работы: Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых навыков. Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили...
66481. Формирование орфографических навыков у младших школьников 424 KB
  Все написания которые устанавливаются правилами указаниями и запрещениями в системе орфографии имеют обоснование чаще всего связанное с морфемным составом слова с его грамматической принадлежностью и формой. Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти...