76252

Абай Кунанбаев, Джамбул Джабаев

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многими обычаями предков, оспаривал установления корана,чтобы обратиться к подлинным источникам света и знания.

Русский

2015-01-30

24.49 KB

0 чел.

«Министерство  образование  РК»

                                 на тему:

                             «Абай  Кунанбаев»

                            «Джамбул  Джабаев»

                                                   Выполнил: Русанов.И.А.

                                                   Проверил: Аскарова.М.К.

                               «Ак-Су 2001г»

    Огромную  роль в просвещении своего народа сыграл основоположник

письменной казахской литературы поэт

Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично-

го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи-

ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что-

бы  обратиться к подлинным источникам света и знания.

Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре-

мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились

к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это-

го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко

содержательны, художественно совершенны, связаны с

народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им

в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай

к творческой работе поэта. Он писал:

       Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,

       Талантливый поэт слагает речь в узор…

Абай был знаком с деятелями русского освободительного

движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си-

бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом-

ни ,- писал он ,- что главное – научиться русской науке .

Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что-

бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать

русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если

ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла-

за.» Таков был завет Абая.

 В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли-

чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки

социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы-

вало открытое недовольство богатого байства и  привело к

тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как

политически неблагонадёжный.

  В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова

«Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.

В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо

пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить

его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго   поэт искал нужные

слова, как исполнил перед слушателями

вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи,

как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные  ученики поэта – и

смятённые чувства влюблённой

русской девушки стали песней, которая долго звучала на

казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других

эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён-

ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи,

образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас-

тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю

определить истинное назначение поэта.

   Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил

молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при-

теснении слабого сильным и бедного богатым общую при-

чину- несправедливость существовавшего тогда социально-

го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.

                  Джамбул Джабаев.(1846-1945)

    Народный  казахский  певец-акын  Джамбул  пел   свои

песни, аккомпанируя  на  народном  инструменте - домбре.

Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.

     Знаменитый  акын  родился  в  Жетысу  (Семиречье)  у

подножья  горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом.  Отец

будущего  народного   поэта    был

бедным скотоводом-кочевником.

     Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал

С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был  известным

домбристом  (домбра - народный  струнный   инструмент).

Джамбул очень любил  слушать  его  песни  и  двенадцать

Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал  мне   в

руки,  я   забыл   о   шалостях,  -  вспоминает

Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло-

дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.

    Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет  Джамбул

решил  жить  самостоятельно.   Во      время

«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам  и  пел

«жарапазан» (обрядовую песню).

    Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к

знаменитому акыну  Суюнбаю,  который,  выступав

песню Джамбула, сказал: «У  тебя  есть  способность  быть

акыном. Ты обладаешь хорошим голосом.  Слова,  которые

ты поёшь, выбраны очень удачно».

    Джамбул  стал  учеником  Суюнбая.  Акын,  выезжая   в

аулы,  брал  с  собой  ученика.  Сперва  Джамбул исполнял песни,  сложенные

учителем,  затем  он  стал  петь  и  свои

собственные. Он готовился к состязаниям с акынами.   Для

этого он изучал историю своей родины, сказания казахского

героического эпоса, песни раздольной степи.

    И  песнь  его  становилась  всё  сердечнее,  всё  сильнее

воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я

пел о себе, я одновременно пел о народе».

Постепенно ширились слава Джамбула.

     Песня в степи - большая сила. Песни  Джамбула  летели

по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его

песен.

     «Так прожил я до 55 лет, - рассказывает  Джамбул. -…В

55 лет я стал сутул, как старый  беркут, глаза - померкли,  а голос

ослаб.  Вместо  домбры  у  меня  в  руках  появилась

палка. Вместо широкой степи - узкая постель».

      Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.

Он услышал имя Ленин и стал  свидетелем  победоносного

шествия Красной Армии.

      Преображалась его родная степь.  И  вот   престарелый

певец, который, казалось, уже завершал свой творческий  и

жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав

прилив свежих сил, взял я  в  руки  домбру. Вернулась  моя

молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией  твор-

ческая  молодость  певца-акына  нашла  своё  выражение  в

многочисленных  ярких  песнях  и  поэмах,   посвящённых

новой жизни в обновлённой казахской степи.

      Во   всех  твоих  произведениях,   больших   и   малых,

Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-

стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой

сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-

ниями.

      Явления истории и культуры других народов Джамбул

умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него  становится

«акыном»,  Калинин - «аксакалом»  (т.е.

«белобородым» - самым старшим), Горький  тоже  прибли-

жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами

краю о солнечном Горьком я песню пою».

     В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских

Людей  и  фашизмом.  Стихи  Джамбула,  посланные  им  в

Осажденный   гитлеровцами   Ленинград   ( «Ленинградцы, дети мои»), были

поддержкой для героических защитнеков

города.

      Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё

«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб

сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую

отомстить

за него захватчикам.

     Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив  всего

нескольких месяцев до своего столетия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23855. Из Англии — в Россию 23.75 KB
  Мы знаем только что Англия была крайним пределом его путешествия там он сказал себе что пора возвратиться в отечество и сел в Лондоне на корабль идущий в Россию. Жива ли ты о Лила или в волнах окончила жизнь свою Герой хотел броситься к юноше утешить его но тут капитан взял его за руку и сказал что дует благоприятный ветер и надо отправляться. Был закат корабль летел на всех парусах вокруг на разном отдалении развевались разноцветные флаги а по правой стороне чернелось чтотонапоминающее землю. На вопрос героя капитан...
23856. Николай Михайлович Карамзин 34.5 KB
  В 1789 году в журнале Детское чтение появилась первая оригинальная повесть Карамзина Евгений и Юлия. К середине 1790х Карамзин становится признанным главой русского сентиментализма открывавшего новую страницу в русской литературе. В 180203 годах Карамзин издавал журнал Вестник Европы в котором преобладали литература и политика.
23857. Что нужно автору 14.11 KB
  Когда ты хочешь писать портрет свой то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства которое должно заниматься одним изящным изображать красоту гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления Если творческая натура произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен не безобразь художниковой кисти оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя наедине без свидетелей искренно: каков...
23858. Оды 16.41 KB
  Первая ода Ломоносова На взятие Хотина 1739 посвящена победе над турками. Полная мифология российской истории разворачивается в одах посвящённых императрице Елисавете Петровне. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гневно затем переменяет его на милость: Я в гневе Россам был ТворецНо ныне паки им Отец Ода 1742 г. Бог как и в прежних одахсокрушает злобу разрушая умыслы врагов России там же и в других местах.
23859. Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин 13.93 KB
  Молодец же пытается жить своим умом а объясняет автор это желание тем что молодец был в то время се мал и глуп не в полном разуме и несовершенен разумом.Хозяевам нравится что молодец ведёт себя по писанному учениюто есть так как и учили его родители.Но молодец кручинится а после признаётся при всех в том что ослушался родителей и спрашивает совета как жить на чужой стороне. Молодец слушается ГореЗлочастие пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника ГоряЗлочастия.
23860. Повесть о Петре и Февронии Муромских 15.5 KB
  Змий рассказал княгине что смерть его будет от Петрова плеча от Агрикова меча. У князя был брат по имени Петр. Однажды Петр пришел к брату.
23861. Повесть о разорении Рязани Батыем 14.34 KB
  Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца на Русь приходит безбожный царь Батый. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего земли людей богатств. Безбожный царь Батый был льстив и немилостив.Узнав от одного предателя рязанского вельможи что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена Батый обращается к нему с такимпредложением.
23862. Сказание о Дракуле воеводе 16.23 KB
  который за свою жестокость имел прозвище ЦепешСажатель на кол и Дракула Дракон. Был на Мунгьянской земле область Румынии восточная часть Валахиивоевода христианин греческой веры имя его повалашски Дракулаа понашему Дьявол. Дракула спросил их почему так поступили такое бесчестье ему нанесли. Дракула воздал послу тому пышные почести показал ему своё богатство сказав что не только готов платить дань царюно со всем воинством готов пойти к нему на службу.
23863. Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова 17.03 KB
  В самом начале Игорева похода случилось затмение солнца но князь пренебрег этим дурным знамением: все превозмогла жажда искусить Дона Великого.И начали князья про малое говорить: Это великое и сами на себя крамолу ковать. Великая печаль настала по всей русской земле: Игорькнязь погубил то чего добился отец его Святослав Ольгович пленивший половецкого хана Кобяка. А киевский князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой черпали синее вино с горем смешанноесыпали пустыми колчанами крупный...