76252

Абай Кунанбаев, Джамбул Джабаев

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многими обычаями предков, оспаривал установления корана,чтобы обратиться к подлинным источникам света и знания.

Русский

2015-01-30

24.49 KB

0 чел.

«Министерство  образование  РК»

                                 на тему:

                             «Абай  Кунанбаев»

                            «Джамбул  Джабаев»

                                                   Выполнил: Русанов.И.А.

                                                   Проверил: Аскарова.М.К.

                               «Ак-Су 2001г»

    Огромную  роль в просвещении своего народа сыграл основоположник

письменной казахской литературы поэт

Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично-

го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи-

ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что-

бы  обратиться к подлинным источникам света и знания.

Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре-

мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились

к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это-

го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко

содержательны, художественно совершенны, связаны с

народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им

в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай

к творческой работе поэта. Он писал:

       Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,

       Талантливый поэт слагает речь в узор…

Абай был знаком с деятелями русского освободительного

движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си-

бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом-

ни ,- писал он ,- что главное – научиться русской науке .

Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что-

бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать

русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если

ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла-

за.» Таков был завет Абая.

 В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли-

чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки

социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы-

вало открытое недовольство богатого байства и  привело к

тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как

политически неблагонадёжный.

  В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова

«Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.

В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо

пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить

его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго   поэт искал нужные

слова, как исполнил перед слушателями

вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи,

как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные  ученики поэта – и

смятённые чувства влюблённой

русской девушки стали песней, которая долго звучала на

казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других

эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён-

ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи,

образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас-

тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю

определить истинное назначение поэта.

   Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил

молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при-

теснении слабого сильным и бедного богатым общую при-

чину- несправедливость существовавшего тогда социально-

го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.

                  Джамбул Джабаев.(1846-1945)

    Народный  казахский  певец-акын  Джамбул  пел   свои

песни, аккомпанируя  на  народном  инструменте - домбре.

Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.

     Знаменитый  акын  родился  в  Жетысу  (Семиречье)  у

подножья  горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом.  Отец

будущего  народного   поэта    был

бедным скотоводом-кочевником.

     Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал

С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был  известным

домбристом  (домбра - народный  струнный   инструмент).

Джамбул очень любил  слушать  его  песни  и  двенадцать

Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал  мне   в

руки,  я   забыл   о   шалостях,  -  вспоминает

Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло-

дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.

    Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет  Джамбул

решил  жить  самостоятельно.   Во      время

«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам  и  пел

«жарапазан» (обрядовую песню).

    Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к

знаменитому акыну  Суюнбаю,  который,  выступав

песню Джамбула, сказал: «У  тебя  есть  способность  быть

акыном. Ты обладаешь хорошим голосом.  Слова,  которые

ты поёшь, выбраны очень удачно».

    Джамбул  стал  учеником  Суюнбая.  Акын,  выезжая   в

аулы,  брал  с  собой  ученика.  Сперва  Джамбул исполнял песни,  сложенные

учителем,  затем  он  стал  петь  и  свои

собственные. Он готовился к состязаниям с акынами.   Для

этого он изучал историю своей родины, сказания казахского

героического эпоса, песни раздольной степи.

    И  песнь  его  становилась  всё  сердечнее,  всё  сильнее

воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я

пел о себе, я одновременно пел о народе».

Постепенно ширились слава Джамбула.

     Песня в степи - большая сила. Песни  Джамбула  летели

по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его

песен.

     «Так прожил я до 55 лет, - рассказывает  Джамбул. -…В

55 лет я стал сутул, как старый  беркут, глаза - померкли,  а голос

ослаб.  Вместо  домбры  у  меня  в  руках  появилась

палка. Вместо широкой степи - узкая постель».

      Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.

Он услышал имя Ленин и стал  свидетелем  победоносного

шествия Красной Армии.

      Преображалась его родная степь.  И  вот   престарелый

певец, который, казалось, уже завершал свой творческий  и

жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав

прилив свежих сил, взял я  в  руки  домбру. Вернулась  моя

молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией  твор-

ческая  молодость  певца-акына  нашла  своё  выражение  в

многочисленных  ярких  песнях  и  поэмах,   посвящённых

новой жизни в обновлённой казахской степи.

      Во   всех  твоих  произведениях,   больших   и   малых,

Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-

стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой

сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-

ниями.

      Явления истории и культуры других народов Джамбул

умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него  становится

«акыном»,  Калинин - «аксакалом»  (т.е.

«белобородым» - самым старшим), Горький  тоже  прибли-

жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами

краю о солнечном Горьком я песню пою».

     В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских

Людей  и  фашизмом.  Стихи  Джамбула,  посланные  им  в

Осажденный   гитлеровцами   Ленинград   ( «Ленинградцы, дети мои»), были

поддержкой для героических защитнеков

города.

      Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё

«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб

сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую

отомстить

за него захватчикам.

     Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив  всего

нескольких месяцев до своего столетия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53186. Піраміди гіпотез – домовини фактів 92 KB
  Тема: Піраміди гіпотез домовини фактівâ Мета: систематизувати знання за темою Пірамідаâ; розширити й поглибити пізнавальну активність з допомогою створення проблемних творчих завдань; створити змістовну базу для вивчення інших шкільних дисциплін астрономії фізики біології; сприяти виробленню в учнів бажання і потреби ділового співробітництва взаєморозуміння; розвивати монологічне мовлення учнів загальні трудові уміння. Обладнання: газета Піраміди гіпотез домовини фактівâ; альбом кросвордів за темою...
53187. Решение уравнений. Урок – игра математики в 6 классе 49.5 KB
  Многие задачи из жизни решаются на математическом языке с помощью уравнений. Поэтому очень важно, чтобы ваши знания и умения решать уравнения были прочны. Во время урока вам пригодятся находчивость, смекалка и сообразительность, потому что мы проведём наш урок в виде игры- соревнований.
53189. ГРА НА УРОЦІ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ ЯК ЗАСІБ ПІДВИЩЕННЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОСТІ ШКОЛЯРІВ 83 KB
  У школярів молодшого віку переважають ігрові інтереси, довільна поведінка, наочнообразне мислення, практичне ставлення до розвязування завдань. Зважаючи на все це, доцільно у роботі з ними на уроках іноземної мови систематично застосовувати елементи гри у поєднані з бесідою, елементами самостійної роботи.
53190. Інтерактивна ділова гра ток-шоу «Я так думаю» 37.5 KB
  Правила гри: Усі учасники мають рівні права; Кожен учасник має право висловити свою думку; Думка кожного має бути почута врахована та прийнята. Учасники ділової гри: всі педагогічні працівники. Загальний сценарій: учасники обєднуються в чотири групи Батьки Діти Педагоги та Експерти; ведучий розяснює мету гри загальний сценарій та правила гри; групова гра: розігрування ситуації відповідно до обраних ролей; міжгрупова дискусія керована ведучим; підсумок гри за допомогою експертів.
53191. Гра як засіб всебічного розвитку учнів 139.5 KB
  За її допомогою діти пізнають світ. В грі діти перевіряють свою силу і спритність у них виникають бажання фантазувати відкривати таємниці і прагнути чогось прекрасного. Захопившись грою діти не помічають що навчаються до активної діяльності залучаються навіть найпасивніші учні. Захопившись грою діти не помічають що навчаються.
53192. Гра не тільки розважає, а й здоров’я додає! 94.5 KB
  Від ставлення людини до особистого здоровя залежить його збереження та зміцнення. Одне з найважливіших завдань сучасної школи навчити дітей та їх батьків берегти і зміцнювати своє здоровя. Вчитель повинен сформувати в учнів свідоме ставлення до свого здоровя надати життєві навички здорового способу життя та безпечної для здоровя поведінки.
53193. Літературна гра на тему: Шевченко - художник 32.5 KB
  Шевченка створена на тему його однойменної поеми Катерина Картина проектується на екран. На екран проектується репродукція картини Т.На екран проектується обкладинка першого видання Кобзаря. ВовчкуАвтопортрет зі свічкою Репродукція проектується на екран.
53194. Гра «Поле чудес» План-конспект узагальнюючого уроку на тему «Світлотінь» для 6 класу 308 KB
  Завдання можуть бути суто теоретичними а можуть чергуватися практичні та теоретичні питання. Нас чекають цікаві завдання відкриття призи. Познайомимося з умовами гри: Розподіл барабана на сектори: Кожен сектор має своє позначення: Намальований пензлик це означає що гравуць отримує практичне завдання виконати в кольорі аквареллю на папері пейзаж натюрморт розмивання набризк і т. Намальований олівець практичне завдання виконати простим олівцем малюнок геометричне тіло з світлотінню глечик вазу і т.