76252

Абай Кунанбаев, Джамбул Джабаев

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многими обычаями предков, оспаривал установления корана,чтобы обратиться к подлинным источникам света и знания.

Русский

2015-01-30

24.49 KB

0 чел.

«Министерство  образование  РК»

                                 на тему:

                             «Абай  Кунанбаев»

                            «Джамбул  Джабаев»

                                                   Выполнил: Русанов.И.А.

                                                   Проверил: Аскарова.М.К.

                               «Ак-Су 2001г»

    Огромную  роль в просвещении своего народа сыграл основоположник

письменной казахской литературы поэт

Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично-

го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи-

ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что-

бы  обратиться к подлинным источникам света и знания.

Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре-

мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились

к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это-

го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко

содержательны, художественно совершенны, связаны с

народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им

в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай

к творческой работе поэта. Он писал:

       Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,

       Талантливый поэт слагает речь в узор…

Абай был знаком с деятелями русского освободительного

движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си-

бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом-

ни ,- писал он ,- что главное – научиться русской науке .

Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что-

бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать

русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если

ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла-

за.» Таков был завет Абая.

 В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли-

чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки

социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы-

вало открытое недовольство богатого байства и  привело к

тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как

политически неблагонадёжный.

  В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова

«Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.

В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо

пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить

его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго   поэт искал нужные

слова, как исполнил перед слушателями

вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи,

как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные  ученики поэта – и

смятённые чувства влюблённой

русской девушки стали песней, которая долго звучала на

казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других

эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён-

ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи,

образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас-

тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю

определить истинное назначение поэта.

   Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил

молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при-

теснении слабого сильным и бедного богатым общую при-

чину- несправедливость существовавшего тогда социально-

го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.

                  Джамбул Джабаев.(1846-1945)

    Народный  казахский  певец-акын  Джамбул  пел   свои

песни, аккомпанируя  на  народном  инструменте - домбре.

Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.

     Знаменитый  акын  родился  в  Жетысу  (Семиречье)  у

подножья  горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом.  Отец

будущего  народного   поэта    был

бедным скотоводом-кочевником.

     Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал

С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был  известным

домбристом  (домбра - народный  струнный   инструмент).

Джамбул очень любил  слушать  его  песни  и  двенадцать

Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал  мне   в

руки,  я   забыл   о   шалостях,  -  вспоминает

Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло-

дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.

    Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет  Джамбул

решил  жить  самостоятельно.   Во      время

«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам  и  пел

«жарапазан» (обрядовую песню).

    Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к

знаменитому акыну  Суюнбаю,  который,  выступав

песню Джамбула, сказал: «У  тебя  есть  способность  быть

акыном. Ты обладаешь хорошим голосом.  Слова,  которые

ты поёшь, выбраны очень удачно».

    Джамбул  стал  учеником  Суюнбая.  Акын,  выезжая   в

аулы,  брал  с  собой  ученика.  Сперва  Джамбул исполнял песни,  сложенные

учителем,  затем  он  стал  петь  и  свои

собственные. Он готовился к состязаниям с акынами.   Для

этого он изучал историю своей родины, сказания казахского

героического эпоса, песни раздольной степи.

    И  песнь  его  становилась  всё  сердечнее,  всё  сильнее

воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я

пел о себе, я одновременно пел о народе».

Постепенно ширились слава Джамбула.

     Песня в степи - большая сила. Песни  Джамбула  летели

по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его

песен.

     «Так прожил я до 55 лет, - рассказывает  Джамбул. -…В

55 лет я стал сутул, как старый  беркут, глаза - померкли,  а голос

ослаб.  Вместо  домбры  у  меня  в  руках  появилась

палка. Вместо широкой степи - узкая постель».

      Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.

Он услышал имя Ленин и стал  свидетелем  победоносного

шествия Красной Армии.

      Преображалась его родная степь.  И  вот   престарелый

певец, который, казалось, уже завершал свой творческий  и

жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав

прилив свежих сил, взял я  в  руки  домбру. Вернулась  моя

молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией  твор-

ческая  молодость  певца-акына  нашла  своё  выражение  в

многочисленных  ярких  песнях  и  поэмах,   посвящённых

новой жизни в обновлённой казахской степи.

      Во   всех  твоих  произведениях,   больших   и   малых,

Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-

стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой

сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-

ниями.

      Явления истории и культуры других народов Джамбул

умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него  становится

«акыном»,  Калинин - «аксакалом»  (т.е.

«белобородым» - самым старшим), Горький  тоже  прибли-

жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами

краю о солнечном Горьком я песню пою».

     В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских

Людей  и  фашизмом.  Стихи  Джамбула,  посланные  им  в

Осажденный   гитлеровцами   Ленинград   ( «Ленинградцы, дети мои»), были

поддержкой для героических защитнеков

города.

      Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё

«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб

сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую

отомстить

за него захватчикам.

     Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив  всего

нескольких месяцев до своего столетия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18794. Типовые непрерывные законы управления. Устойчивость промышленных систем управления с непрерывными регуляторами 431.53 KB
  Типовые непрерывные законы управления. Устойчивость промышленных систем управления с непрерывными регуляторами. Законы регулирования Динамические характеристики ОУ обычно м.б. аппроксимированы некоторыми типовыми зависимостями. Это позволяет всё возможное разноо...
18795. Реализация типовых законов управления в цифровых ЛСУ. Адекватность моделей непрерывных и цифровых регуляторов 270.53 KB
  Реализация типовых законов управления в цифровых ЛСУ. Адекватность моделей непрерывных и цифровых регуляторов. ИЭ1 импульсный элемент входного коммутатора который преобразует непрерывный сигнал в последовательность импульсов КЭ кодирующий элемент который о...
18796. Принципы построения и основные структуры реальных промышленных регуляторов 489.21 KB
  Принципы построения и основные структуры реальных промышленных регуляторов. Рассмотрим общий принцип построения желаемой структуры автоматических регуляторов. При охвате какоголибо участка схемы с передаточной функцией отрицательной обратной связью получаем эк...
18797. Модули УСО и удаленного ввода - вывода 68.12 KB
  Модули УСО и удаленного ввода вывода. Неотъемлемой частью любой АСУТП являются устройства связи с объектом УСО назначение которых заключается в сопряжении датчиков аппаратуры и исполнительных механизмов контролируемого объекта и/или технологического процесса с вы...
18798. Построение плат дискретного ввода – вывода 205.65 KB
  Построение плат дискретного ввода – вывода Платы дискретного вв‐выв ПДВВ предст. собой устрва преобразования двоичных сигналов логических уровней 1 и 0. Этим уровням соответствует напряжение на замкнутом или разомкнутом ключах. Величина напряжения может быть различн...
18799. Системы многоканального ввода – вывода аналоговых сигналов 189.68 KB
  Системы многоканального ввода – вывода аналоговых сигналов. На рис 11.2а показана система управления процессом сбора/распределения данных в котором каждому каналу соответствует отдельный ЦАП и АЦП. Альтернативная конфигурация показана на рис 11.2б в данной системе испо
18800. АЦП / ЦАП. Основные архитектуры, интерфейсы связи 270.15 KB
  АЦП / ЦАП. Основные архитектуры интерфейсы связи. ЦАП предназначен для преобразования числа представленного как правило в виде двоичного кода в напряжение или ток пропорциональные этому числу. Схемотехника аналоговых преобразователей весьма разнообразна. На рисунк...
18801. Устройство плат аналогового ввода - вывода 23.88 KB
  Устройство плат аналогового ввода вывода. Платы аналогового ввода‐вывода ПАВВ предназначены для обеспечения ввода аналоговых сигналов с датчиков в вычислительное устройство обработки и вывода аналоговых сигналовдля пропорционального управления исполнительными
18802. Назначение и особенности архитектур микроконтроллеров 76.74 KB
  Назначение и особенности архитектур микроконтроллеров Микроконтроллер МК ‐ это специализированный микропроцессор предназначенныйдля обработки внешних событий при решении задач управления техническими процессами. Обычно МК в реальном времени выполняют задачи с