76261

Особенности профессиональной деятельности в условиях реализации чрезвычайных ситуаций того или иного вида

Реферат

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Интерес к деятельности человека в экстремальных условиях связан с состоянием современной техносферы а также мощными катаклизмами природного характера. Деятельность человека в этих условиях сопряжена с опасностью для жизни высока их психологическая цена стоимость...

Русский

2015-01-30

42.24 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева - КАИ

Реферат

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

на тему

«Особенности профессиональной деятельности в условиях реализации чрезвычайных ситуаций того или иного вида»

Выполнил студент гр.4405

Мухаметшин И.И.

Проверил доцент каф. МСиПБ

Виноградов В.Ю.

Казань 2014

Интерес к деятельности человека в экстремальных условиях связан с состоянием современной техносферы, а также мощными катаклизмами природного характера. Появление новых технологий, усложнение крупномасштабных, энергонасыщающих, технических комплексов в конечном счете переходит границы надежности и создает экстремальные условия: аварии особенно на предприятиях нефтяной, газовой, нефтедобывающей, химической промышленности, атомных электростанциях, на трубопроводах.

Крупномасштабные аварии последних лет показали, что их последствия могут достичь огромных размеров и принести экономический и экологический ущерб, такой же, как и негативные природные воздействия и катастрофы: землетрясения, наводнения, засухи. Стихийные бедствия, как правило, непредсказуемы, причины их исследованы недостаточно, они обрушиваются неожиданно, создавая экстремальные условия.

Деятельность человека в этих условиях сопряжена с опасностью для жизни, высока их психологическая «цена», «стоимость» принимаемых решений, ответственность за выполнение порученного дела. Причем, это относится и к тем, кто управляет сложной техникой, и к тем, кто спасает в случае аварий и стихийных бедствий людей и материальные ценности [11.

Основными профессиональными группами, деятельность которых реализуется в экстремальных условиях, являются пожарные, военизированные газо- и горноспасательные службы и др. Особую группу составляют созданные в конце 80-х годов отряды спасателей.

Основная функция этих отрядов – ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий, спасение человеческих жизней и материальных ценностей.

Деятельность спасателя проходит в условиях высокой вероятности воздействия на него неожиданных, непредсказуемых, опасных для жизни и здоровья факторов – отравляющих химический веществ, радиации, высокой и низкой температуры, запыленности, загазованности, замкнутого пространства, дефицита времени и др. Особую группу составляют социально-психологические воздействия со стороны пострадавших – паника, стрессогенное влияние вида искалеченных людей, трупов.

Деятельность в экстремальных условиях предъявляет особые требования к личности субъекта деятельности, идет ли речь об отдельном спасателе или отряде как социальном объекте. Именно субъективный фактор деятельности может изменяться, совершенствоваться, адаптироваться к экстремальным условиям. Профессионализм спасателя проявляется не только в знании техники, оснащения, тактико-технической стратегии деятельности, но и в интериоризации особого функционального состояния организма, дающего возможность адекватно, профессионально реагировать на экстремальные условия, возможность не перерасти тревоге как защитного состояния в стрессовое или дистрессовое состояние. Следовательно, изучение личностных особенностей и функционального состояния субъекта деятельности в экстремальных условиях приобретает особую актуальность.

В настоящее время медико-психологическое исследование деятельности спасателей в экстремальных условиях является сферой совсем новой. На сегодняшний день в литературе представлены работы, посвященные деятельности ликвидаторов последствий аварий на Чернобыльской АС, последствий крушения поездов на Уфимской железной дороге, землетрясения в Армении, и т.д. В них обсуждаются психологические характеристики поведения потерпевших, состояние спасателей – добровольцев и профессионалов во время деятельности в экстремальных условиях, есть сведения об условиях, требованиях, предъявляемых неспецифическими обстоятельствами.

Экстремальные ситуации вызывают напряжение нервных процессов, приводящее к изменениям в организме, которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушение адаптации. Работа спасателя протекает в необычных условиях: большие физические нагрузки, необходимость поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, трудности работы в ограниченном пространстве, высокая ответственность за свои действия, предельная точность действий и решений, групповой характер деятельности, неожиданно, внезапно возникающих препятствий. К ним также относятся воздействия со стороны потерпевших, находящихся в стрессовом состоянии и оказывающих на спасателя сильное психологическое заражающее давление, а также вид искалеченных людей и трупов.

Особенно легко поддается этому давлению среды психологически неподготовленный спасатель.

Стресс как неспецифическое физиологическое и психологическое проявление адаптационной активности при сильных экстремальных для организма воздействиях определяется специфическими когнитивными, эмоционально-поведенческими, социально-психологическими, вегетативными характеристиками организма. Стрессовое состояние реализуется в активной или пассивной форме адаптационной защиты от воздействия экстремальных условий [131.

Возникновение реакций обусловлено как индивидуальными особенностями, так и характеристиками экстремальной ситуации. Действие стрессора начинается с первой фазы – «программирующего реагирования», после чего реализуется вторая фаза – «ситуационное реагирование». Таким образом, экстремальные условия деятельности спасателей связаны с постоянным действием неблагоприятных для работы объективных природных, производственных и социальных факторов, действующих неожиданно, непредсказуемо, оказывающих длительное психологическое давление, требующих от работника непрерывного нервно-психического напряжения.

Спасатель, как профессионал, имеющий, как правило, определенную психологическую подготовку, реагирует на экстремальные условия, прежде всего, эмоциональным состоянием тревоги. Это состояние возникает в ситуации неопределенной опасности, проявляется в ожидании неблагополучного развития событий, предупреждая субъекта о возможной опасности. Реакция тревоги характеризуется относительно малой связью со спецификой экстремального фактора, она направлена на сохранение оптимального функционирования организма. При этом поддерживается жизнедеятельность организма в условиях повышенных требований к его адаптационной системе. На фоне состояния тревоги формируется адекватная форма ответа. Основным содержанием адекватной формы ответа являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов и на решение стоящих профессиональных задач.

Опытный спасатель находиться в состоянии «адекватной мобилизации», которое характеризуется полным соответствием степени мобилизации и напряжения по отношению к требованиям, предъявляемым данными условиями. Внутренним стержнем этого состояния является механизм саморегуляции, управляющий активационным компонентом деятельности через образ функционального состояния. Это целостный, интегральный, процессуальный образ, характеризующий готовность действовать в экстремальных условиях, формирующийся при взаимодействии когнитивных процессов и чувственных переживаний. Появление определенно окрашенного субъективного состояния дает организму точнейшую информацию о том, как ему поступать и строить свое поведение в данной ситуации.

Экстремальные условия создают такие ситуации, в которых спасателю необходимо принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за них. Это, как правило, нетрадиционные, неотработанные ситуации, ситуации риска. В этой обстановке спасатель руководствуется не только формальными правилами, но и вынужден создавать новые, особенно в шансовых условиях, когда свод формальных правил оказывается неэффективным, и спасатель для принятия решения, может рассчитывать на собственную интуицию и здравый смысл.

Правила и нормы в этом случае интерпретируются в зависимости от конкретной ситуации. Так, в частности, в основе мотивации помощи, действий по спасению потерпевших в ситуации риска, лежит идентификация спасателя с потерпевшим, анализ ситуации, своих способностей и возможностей [361.

Представления о степени риска и безопасности формируются на основе оценки вероятности реализации нежелательных последствий и размера возможных потерь. Приемлемость риска связана с оценкой угрозы жизни, значимости последствий для здоровья, семейного благополучия, контролируемости ситуации. Объективность оценки уровня риска и безопасности подвергается делогизирующему воздействию стереотипов восприятия, эффектов восприятия рисков, ведущих к систематическим ошибкам, допускаемым при оценке вероятности. Решения об оправданности риска принимается в случае, если ожидаемый выигрыш значительно превышает возможные потери, при этом проигрышам субъект приписывает гораздо больший вес, чем выигрышам.

Успех повышает уровень притязаний, и спасатель ставит перед собой более сложные цели. Серия же неуспехов ведет к снижению уровня притязаний, к постановке более легкой цели.

В эмоциональной сфере в ситуации риска спасатель подвержен влиянию базисного чувства – чувства страха. Характер переживаний страха обусловлен как врожденным, так и приобретенным жизненным и профессиональным опытом [131.

Совместная деятельность в отряде провоцирует каждого отдельного спасателя на более рискованные поступки, это требует большей взвешенности, расчетливости со стороны командиров, принимающих решения в ситуациях риска.

Идея о том, что человек включается в деятельность как личность, признана и развита многими отечественными и зарубежными авторами. При этом подчеркивается, что если психические и физические качества поддаются адаптационной коррекции, скорее всего за счет использования нереализованного врожденного потенциала, то социально-психологические, т.е. полученные в процессе социализации, оказываются более стабильными, консервативными, но именно эти качества личности особенно ярко высвечиваются в экстремальной ситуации деятельности.

Возможность профессиональной адаптации в экстремальных условиях связана с одной стороны с нормативным уровнем, т.е. характеристиками качеств личности достаточно устойчивыми, сложившимися и необходимыми для осуществления деятельности., с другой стороны профессиональным уровнем, предполагающим учет возможного преобразования этих качеств в динамике профессионального обучения и труда. В области мотивов это установка на успех, чувство долга, в профессиональной сфере – реалистическое мышление, чувство пространства, времени, ровное отношение в группе и т.д. В экстремальных условиях – способность анализировать, предвидеть, интуиция, готовность к действию, риску. Группа личностных качеств включает активность, уверенность, смелость, самоконтроль, общительность, оптимизм. Индивидуальные качества это эмоциональная стабильность, устойчивость к стрессу и фрустрации, оптимальное напряжение и тревожность. Но возможность полной идентификации с нормативными качествами конкретного субъекта ограничена. Активный субъект использует компенсаторные способы преодоления недостатков через индивидуальный стиль деятельности. Соответствие нормативным критериям в конкретном субъективном «искажении» также предполагает разнообразие.

В отрядах работают преимущественно мужчины в возрасте от 25 до 50 лет. Такой возрастной состав обусловлен характером деятельности, требующим отличных физических данных.

В иерархии мотивов деятельности спасателей на первом месте стоят индивидуальные мотивы, своеобразно определенные потребностями, которые привели в отряд спасателей. В прошлом спасатели это подводники, летчики-истребители, сотрудники ОМОНа, спортсмены, занимающиеся альпинизмом, парашютным спортом, подводным ориентированием, водно-моторным спортом и т.д. Затем следуют социально значимые мотивы помощи пострадавшим, и третью группу составляют профессионально ориентированные мотивы – получить подготовку психологическую, физическую, медицинскую, интерес к новой технике и пр.

Одним из слагаемых эффективной профессиональной деятельности является индивидуально-психологические особенности личности. Человек включается в деятельность в экстремальных условиях как личность, поэтому существенное значение имеют профессионально значимые качества личности, с одной стороны, и использование компенсаторных механизмов личности для выработки индивидуального стиля деятельности и стратегии поведения, с другой.

Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога.

В рамках теорий посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформилось понятие «психическая травма» (психотравма) – событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996).

Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные и техногенные катастрофы (Владиславова, 2001).

Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.

Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесших психотравму, 80% нормально функционируют, а у 20% через некоторое время (2–6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической (Пергаменщик и др., 1999).

Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, как можно ближе по времени к перенесенной травме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму.

По наблюдениям исследователей, на психическое состояние наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы.

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате авариЦ, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

– в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

– людей, у которых, нарушены условия жизнедеятельности;

– размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП) в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами.

Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения – это территория; в пределах которой распространены опасные химические вещества либо биологические (бактериологические) средства, РВ в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (ОСР), которое представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач 1998).

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

безотлагательность;

приближенность к месту событий;

ожидание, что нормальное состояние восстановится;

единство и простота психологического воздействия. Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как

можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что, либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия – необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами:

Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду» например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.

Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение

достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.).

«Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т. к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и черепное, что позволит экономить влагу и кислород в организме, и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т. к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и, прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий: поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций; экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.

Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи. Специалисту необходимо владеть умением своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Эти рекомендации полезны как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовки спасателей и сотрудников специальных служб (Ромек и др., 2004).

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Ему посвящено достаточно много специальных исследований. В соответствии с работами Национального института психического здоровья (СЫА), психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы:

1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе,

2. Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3–6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.

3. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1–2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд.

4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе Решетникова и др. (1989):

1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуаций, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30% обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5–2 раза и более.

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко – иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

3. «Стадия разрешения» – 3–12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений, у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных, вариантах отражающие впечатления трагических событий.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления. Средние показатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативными данными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30%, а по показателю кистевой динамометрии – на 50% (в ряде случаев – до 10–20 кг). В среднем на 30% уменьшается умственная работоспособность, появляются признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.

4. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт, можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем.

Еще одна классификация (Александровский и др., 1991) выделяет три фазы:

1. Предвоздействие, включающее в себя ощущение угрозы и беспокойства. Эта фаза обычно существует в сейсмоопасных районах и зонах, где часты ураганы, наводнения; нередко угроза игнорируется либо не осознается.

2. Фаза воздействия длится от начала стихийного бедствия до того момента, когда организуются спасательные работы. В этот период страх является доминирующей эмоцией. Повышение активности, проявление само- и взаимопомощи сразу же после завершения воздействия нередко обозначается как «героическая фаза». Паническое поведение почти не встречается – оно возможно, если пути спасения блокированы.

3. Фаза послевоздействия, начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия, характеризуется продолжением спасательных работ и оценкой возникших проблем. Новые проблемы, возникающие в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т.п., позволяют ряду авторов считать этот период «вторым стихийным бедствием».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61908. Шкільне дитинство успіхом розквітне і дзвоником останнім продзвенить! 27.5 KB
  Вед. Любі друзі! Радісно й привітно Зустрічає нас цей день крилатий. Чаром дивовижним сонце квітне, Бо у школі нині – світле свято. Вед. Скільки в ньому щемної надії, Скільки сподівань на щастя, ласку! В день такий – сповняються надії І дарують серцю тиху казку.
61909. Сценарій уроку: Шляхи інтеграції України в Європу 37 KB
  Ви імітуєте засідання Ради Національної Безпеки та Оборони України. Президент України поставив перед Вами завдання розробити Проект і Програму Із забезпечення інтеграції України в Європу. Під час обговорення в групі Ви повинні висвітлити такі напрямки Проекту...
61912. Що на світі найцінніше? 76.5 KB
  Дитина яка цінує своїх батьків не буде засуджувати їх за те що на її думку вони не змогли влаштувати життя так як би їй чи йому хотілося. Саме ці наслідки складають найбільшу небезпеку для здоров’я та життя людини.