76267

Административная ответственность несовершеннолетних

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Норма данной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного гражданского трудового и других отраслей права. Таким образом законодатель считает лицо достигшее 16 лет обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения признавать и уважать права...

Русский

2015-01-30

22.19 KB

0 чел.

План

1. Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты. Виды административных взысканий применяемых к несовершеннолетним

2. Лишение специального права ,предоставленного гражданину как мера административного взыскания


1. Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты. Виды административных взысканий применяемых к несовершеннолетним

Административная ответственность – это применение судей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание.

Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, не нарушая при этом права и свободы других лиц. Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Ко АП РФ) предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста. Норма данной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, гражданского ,трудового и других отраслей права. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает, что, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора, с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет ,обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений. Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст .Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу. Не достижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению.

Новый Кодекс сохраняет провозглашенный Ко АП РСФСР принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних. Ко АП РФ относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания недолжны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье.

Часть 2 ст. 2.3 Ко АП РФ, допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера, а также штраф). Обычно административному штрафу, за административные правонарушения своих несовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие. Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест ;несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством ;вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство .Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего ,направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но может применяться административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременное ограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, если составление протокола об административном правонарушении обязательно, а на месте совершения данного административного правонарушения отсутствует возможность составить такой протокол. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случае административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законные представители извещаются о месте и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель по каким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В остальных случаях при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет законные представители могут не присутствовать. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Лишение специального права, предоставленного гражданину как мера административного взыскания

 

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которое применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень видов административных наказаний. Одним из видов административного наказания является лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Этот вид наказания может устанавливаться, и применятся только в качестве основного административного взыскания. Административное наказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом. К специальным правам относятся право управления транспортным средством, трактором, самоходной машиной или другими видами техники; право управления судном (в том числе маломерным); право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; право охоты.

Лишение права управления транспортным средством, трактором, самоходной машиной или другими видами техники, а также воздушным судном или морским судном (в т.ч. маломерным)может применяться за:

нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего – на срок от 3 до 6 месяцев;

управление транспортным средством в состоянии опьянения, или передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения – на срок 1год;

превышение установленной скорости движения транспортного средства более 60 километров в час, выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД – на срок от 2 до 4 месяцев;

пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановку или стоянку на железнодорожном переезде – на срок от 3 до 6 месяцев;

непредставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные  цвета и специальным звуковым сигналом, нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов – на срок от 1 до 3 месяцев;

оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся – на срок от 6 месяцев до 1 года;

нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов – на срок до 1 года;

нарушение лицом, управляющим судном (за исключением маломерного)на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов ,входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков – на срок до 1года;

превышение лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости. Несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков – на срок до 6 месяцев;

управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимися в состоянии опьянения, передачу управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также уклонение лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения – на срок от 1 года до 2лет;

нарушение судоводителем правил погрузки и разгрузки судов, в том числе маломерных – срок до 1 года.

Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты – на срок до 2 лет.

На сегодняшний день, в статьях Особенной части Кодекса не предусмотрена ответственность в виде лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Исполнение постановления о лишении права:

управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники, осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники;

охоты, осуществляется путем изъятия охотничьего билета;

на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;

Минимальный срок лишения специального права не может быть менее одного месяца, а максимальный срок лишения специального права не может превышать два года.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления постановления о назначении данного вида наказания в законную силу. Течение срока прерывается в случае, когда привлеченное к административной ответственности лицо уклоняется от сдачи соответствующего удостоверения или иных документов. Это может заключаться в сокрытии указанных документов, а так же в сокрытии самого лица.

В таком случае течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи привлеченным к ответственности лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения или иных документов.

Возможна ситуация, когда лицо, лишенное специального права, вновь совершает правонарушение, за которое оно снова привлекается к административной ответственности в виде лишения того же специального права. В этом случае  течение срока вновь назначенного лишения специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, которое было применено ранее. Таким образом, после окончания исполнения постановления о ранее назначенном наказании фактически начинается исполнение вновь назначенного наказания в виде лишения одного и того же специального права.

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – 2-е изд., переработан и дополнен – М. Юрист, 2004.

3. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. / Под редакцией профессора Туманова Г.А. – М. Юрист,1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12020. Финансовое состояние кредитной организации - ОАО КБ «Спутник» 560 KB
  Содержание Введение 1. Теоретические основы оценки финансового состояния кредитной организации 1.1 Сущность оценки финансового состояния кредитной организации 1.2 Методы оценки финансового состояния кредитной организации 1.3 Экономическая эффективность деятел...
12021. Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ (на примере Воронежского регионального отделения Фонда) 116.87 KB
  2 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ на примере Воронежского регионального отделения Фонда СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Теоретические основы финансов Фонда социального стр
12022. Основы банковского дела 786.5 KB
  Т.М. Иванова Основы банковского дела Учебно-методический комплекс Челябинск Содержание Методические указания 3 Тема 1. История возникновения и развития банков
12023. Виды банковских услуг и проблемы их развития 794 KB
  В настоящее время происходит изменение структуры дохода коммерческих банков. Пора получения сверхвысоких прибылей от спекулятивных операций на рынке про
12024. Пример проведения оценки финансового состояния коммерческого банка с точки зрения рейтинговой системы CAMEL(S) 739.5 KB
  PAGE 7 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 ВВЕДЕНИЕ Наблюдавшаяся в последнее десятилетие нестабильность мировых финансовокредитных отно
12025. Регулирования информационных и телекоммуникационных рисков на примере ОАО АКИБАНК 750.5 KB
  Содержание Введение 1.Банковские риски роль и место риска использования информационных и телекоммуникационных систем в кредитных организациях РФ 1.1 Понятие и сущность операционного риска 1.2 Управление банковскими рисками 2. Оценка и анализ рисков использов
12026. Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации 564.5 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации СОДЕРЖАНИЕ ВЕДЕНИЕ Несостоятельность банкротство кредитной организации Развитие законодательства о банк...
12027. Інфляція: суть, причини та соціально-економічні наслідки 633.5 KB
  КУРСОВА РОБОТА З дисципліни: Політична економія На тему: Інфляція: суть причини та соціальноекономічні наслідки І. Вступ Перехід нашої економіки на ринкові відносини різко підвищив значення грошей. Проблеми грошового господарства с