76273

Фонетика в латинском языке

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

В классическом латинском языке ударение согласно свидетельствам античных грамматиков было музыкальным повышение тона на ударном гласном; место ударения практически полностью определялось фонологической структурой слова.

Русский

2015-01-30

30.12 KB

2 чел.

10

          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

г.Ростов-на-Дону

РЕФЕРАТ

На тему: «Фонетика в латинском языке»

Студента 1 курса очного отделения

Право, сервис и туризм

Специальность: юриспруденция

Касабуцкого Данила Александровича

 

г.Ростов-на-Дону 2014

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...

3

1.

Латинский алфавит……………………………………………………...

4

2.

Гласные звуки…………………………………………………………...

6

3.

Согласные звуки………………………………………………………...

7

4.

Ударение…………………………………………………………………

8

Заключение…………………………………………………...........................

10

Литература……………………………………………………………………

11




Введение

Особенностью фонетической системы латинского языка является наличие лабиовелярных смычных kw (орфографически qu) и (орфографически ngu) и отсутствие звонких фрикативных (в частности, звонкое произношение s для классического периода не реконструируется). Для всех гласных характерно противопоставление по долготе. 
В классическом латинском языке ударение, согласно свидетельствам античных грамматиков, было музыкальным (повышение тона на ударном гласном); место ударения практически полностью определялось фонологической структурой слова. В доклассическую эпоху, возможно, существовало сильное начальное ударение (этим объясняются многие исторические изменения в системе латинских гласных). В постклассическую эпоху ударение теряет музыкальный характер, и ни в одном из романских языков музыкальное ударение не сохраняется. 

Для латинского языка характерны также многообразные ограничения на структуру слога и достаточно сложные правила ассимиляции гласных и согласных (так, долгие гласные не могут находиться перед сочетаниями nt, nd и перед m; звонкие шумные не встречаются перед глухими шумными и на конце слова; краткие i и o также – за единичными исключениями – не встречается на конце слова и т.п.). Стечения трех и более согласных избегаются (допустимых сочетаний из трех согласных немного, они возможны в основном на стыке приставки и корня – например, pst, tst, nfl, mbr и нек. др.).

  1.  Латинский алфавит

Латинский алфавит является разновидностью западно-греческого, усвоенный римлянами, как и многие другие достижения материальной и духовной культуры, возможно, через этрусков. Современный вариант латинского алфавита, точнее, произношение звуков латинского языка в системе международной транскрипции (24 буквы). Однако более двух тысячелетий назад во времена великого римского юриста и государственного деятеля времен Римской республики Марка Туллия Цицерона говорилось о 21 букве латинского алфавита, там не было букв «К», «Y», «Z». Их позднее заимствовали из греческого алфавита, поэтому ученые-лингвисты утверждают, что невозможно абсолютно точно воспроизвести фонетически правильно звуки мертвого языка. 

В древнейших вариантах латинского алфавита отсутствует буква G (официально узаконена к концу 3 в. до н.э.), одинаковым образом обозначаются звуки u и v, i и j (дополнительные буквы v и j появляются только в эпоху Возрождения у европейских гуманистов; во многих научных изданиях классических латинских текстов они не используются). Направление письма слева направо окончательно устанавливается только к 4 в. до н.э. (направление письма в более древних памятниках варьирует). Долгота гласных, как правило, не обозначается (хотя в отдельных античных текстах для передачи долготы используется особый знак «апекс» в виде косой черты над буквой, например á).

Мы для изучения международной юридической терминологии и юридических формул римского права вынуждены пользоваться вариантом античного алфавита, к тому же ставшего для русского языка наполовину родным.

Таблица №1. Сравнительная таблица вариантов произношения букв и буквосочетаний в латинском языке

Буква/сочетание

Классическое

Традиционное

Современное

a

[а]

[а]

[а]

b

[б]

[б]

[б]

c

[к]

[ц]

[ц]

d

[д]

[д]

[д]

e

[е]

[е]

[е]

f

[ф]

[ф]

[ф]

g

[г]

[г]

[г]

h

[х]

[х]/[г]

[х]

i

[и]/[й]

[и]/[й]

[и]/[й]

j

-

[й]

[й]

k

[к]

[к]

[к]

l

[л']

[л']/([л])

[л']

m

[м]

[м]

[м]

n

[н]

[н]

[н]

o

[о]

[о]

[о]

p

[п]

[п]

[п]

q

[к]

[к]

[к]

r

[р]

[р]

[р]

s

[с]

[с]/[з]

[с]/[з]

t

[т]

[т]

[т]

u

[у]/[в]

[у]

[у]

v

-

[в]

[в]

w

-

-

[в]

x

[кс]

[кс]

[кс]

y

[и]

[и]

[и]

z

[з]

[з]

[з]

ae

[э]

[э]

[э]

oe

[ё]

[ё]

[э]

ae, ae, ae

аэ

аэ

аэ

ое, ое, oe

ое

ое

ое

au

ау

ау

ау

eu

эу

эу

эу

ei

эй

эй

эй

ti

ти

ци

ци

ngu

нгв, нгу

нгв, нгу

нгв, нгу

qu

кв

кв

кв

su

св

св

св

Ch

х

х

х

Ph

ф

ф

ф

Rh

р

р

р

Th

т

т

т

2. Гласные звуки


        Гласные a, e, i, o, u, y произносятся так, как указано в алфавите. Они могут быть и долгими, и краткими. Долгота и краткость бывают природнымии позиционными. Природные долгота и краткость на письме обозначаютсянадстрочными знаками: долгота — ā, краткость — ă, например: civīlis, popŭlus. Позиционные долгота и краткость определяются правилами и не обозначаются на письме.

Долгота и краткость имеют значение для определения семантики слов, например: mălum — зло, mālum — яблоко, и их форм, например: justitiă и justitiā — это разные падежные формы слова. Но главная цель определения долготы и краткости — правильно поставить ударение в слове. В этом отношении важно, каков по количеству предпоследний слог в слове, так как этим определяется место ударения.

Произношение двух гласных как один слог называется дифтонгом. В латинском языке 4 дифтонга:

ae = э aera - (эра)
oe = э poena - (пэна)
au = ау aurum - (аурум)
eu = эу Europa - (эуропа)
Если сочетания ае, ое представляют собой два отдельных слога, то над е ставится двоеточие или обозначается его долгота или краткость: aër = aēr [á-эр], coëmo = coĕmo [кό-э-мо].

3.Согласные звуки


Согласные звуки делятся:

1) По органам речи, которыми преимущественно производятся: губные, гортанные, зубные;

2) По свойству звука на немые (которые не могут быть произнесены без помощи гласного), звучные или длительные (способные к длительному произношению без помощи гласного). Немые подразделяются еще на глухие и звонкие. К звучным принадлежат также плавные l, r и носовые m, n. 
C c — перед гласными e, i, y и дифтонгами ae, oe читается как русское ц, а перед остальными гласными и на конце слова — как русское к: 

Cicero (Цицеро) corpus - (корпус)
Caesar (Цэзар) culpa - (кульпа)
сyanus (цианус) caput - (капут)
coepi (цэпи) fac - (фак)
H h — произносится как белорусское г с придыханием:
heres (гхэрэс), honor (гхонор);
L l — произносится средне между твёрдым и мягким л:
lex (лекс), lapsus (ляпсус);
Q q — употребляется лишь в сочетании с u: Qu, qu = кв:
aqua (аква), equus (эквус), quid (квид);
S s — произносится как с: sed (сэд), а между гласными как з:casus (казус). 
Словосочетание ngu перед гласными читается [нгв] - sanguis – кровь, lingua – язык; перед согласными - [нгу] angulus – угол, lingula – язычок.
Словосочетание ti перед гласными читается как [ци] solutio – раствор; перед согласными после s, t, x, перед гласными как [ти] - inflamatio – воспаление, ostium – вход, отверстие mixtio – смешивание.
Словосочетание su перед гласными a, e читается св:
suavis (свавис), Suebi (свэби), но: suus (суус).
Для передачи придыхательных греческих звуков были созданы сочетания согласных с h:
ch = х — charta (харта);
ph = ф — sphaera (сфэра);
th = т — thermae (тэрмэ);
rh = р — arrha (арра). 


4. Ударение


Ударение ставится только на долгий слог. Никогда не ставится на последний слог, естественно, кроме односложных слов.

Ударение ставится на 2 слог с конца, если он долог и на 3 слог с конца, если второй краток.

Само ударение в латинском языке не всегда выражалось одинаково. Изначально ударение было мелодическим: ударный слог выделялся голосом. Позднее оно стало экспираторным - ударный слог выделяется силой голоса (более активным выдохом), как в большинстве современных европейских языков.

Само ударение в латинском языке не всегда выражалось одинаково. Изначально ударение было мелодическим: ударный слог выделялся голосом. Позднее оно стало экспираторным - ударный слог выделяется силой голоса (более активным выдохом), как в большинстве современных европейских языков.

Число слогов в слове соответствует числу гласных звуков (включая дифтонги). Слогораздел происходит:

1) перед одиночным согласным (в том числе перед qu).
ro-sa, a-qua, au-rum, Eu-ro-pa

2) перед сочетанием «немая с плавной» и перед последним гласным других сочетаний согласных.

pa-tri-a, sa-git-ta, for-tu-na, punc-tum, dis-ci-pli-na, a-gri-co-la, a-ra-trum
Среднеязычный (фрикативный звонкий) звук j (йота) между гласными в произношении удваивался, распределяясь между двумя слогами.
pejor >> pej-jor

3) выделяется приставка.

de-scen-do, ab-la-ti-vus, ab-es-se

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный или дифтонг (sae-pe), закрытый - на согласный (pas-sus). 
В классической латыни каждый слог по своему количеству был или долгим, или кратким. Открытый слог с кратким гласным – краток. Все остальные слоги - долгие. Закрытый слог, содержащий краткий гласный, является долгим, так как на произнесение замыкающего согласного требуется дополнительное время).

Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным, тоническим, т.е. заключалось в повышении тона при произнесении ударного слога, если он был долгим. К 5 в. н. э., после утраты количественных различий между гласными, характер латинского ударения изменился: оно стало силовым, эспираторным, как в русском языке.

Заключение

Латинский алфавит является разновидностью западно-греческого, усвоенный римлянами, как и многие другие достижения материальной и духовной культуры, возможно, через этрусков. 

Современный вариант латинского алфавита, точнее, произношение звуков латинского языка в системе международной транскрипции (24 буквы). Однако более двух тысячелетий назад говорилось о 21 букве латинского алфавита, там не было букв «К», «Y», «Z». Их позднее заимствовали из греческого алфавита, поэтому ученые-лингвисты утверждают, что невозможно абсолютно точно воспроизвести фонетически правильно звуки мертвого языка. Мы для изучения международной юридической терминологии и юридических формул римского права вынуждены пользоваться вариантом античного алфавита, к тому же ставшего для русского языка наполовину родным.

Гласные произносятся так, как указано в алфавите. Они могут быть и долгими, и краткими. Долгота и краткость бывают природными и позиционными. Долгота и краткость имеют значение для определения семантики слов, главная цель определения долготы и краткости — правильно поставить ударение в слове. Слог является долгим или кратким в зависимости от долготы или краткости его гласного звука.
В словах, состоящих из двух и более слогов, ударение никогда не ставится на последний слоге. В двухсложных словах ударение всегда падает на первый слог. Если слово содержит более двух слогов, то ударение падает либо на второй, либо на третий от конца слова слог, в зависимости от долготы или краткости второго от конца слога. Если он долог, то ударение падает всегда на него, если же он краток, то ударение падает на третий от конца слова слог.

Литература

  1.  Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. - М.: Юрист, 1998.
  2.  Гарник А.В., Наливайко Р.Г. Латинский язык с элементами римского права. – Мн.: Белгосуниверситет, 2001

3. Лемешко В.М. Латинский язык. - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009.

4. Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. – М.: Лист-нью, 2003.
5. Ярхо В.Н. Латинский язык. - Москва, Высшая школа, 2003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10322. Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем 31 KB
  Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии психоанализ бихевиоризм гештальтпсихология и др.. Взаимосвязь педагогических теорий и систем. Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности связанная обучением и познани
10323. Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах 43.5 KB
  Личность ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности его факторах и движущих силах. Специфика виды функции психологопедагогической диагностики и ее место в процессе формирования личности. Личность – человек как представител...
10324. Javacript является интерпретируемым языком для документов HTML 25.94 KB
  Лабораторная работа № 8. Javacript является интерпретируемым языком для документов HTML разработанным фирмой Netscape в сотрудничестве с Sun Mucrosystems. Сценарии scripts выполняются в результате наступления какихлибо событий инициированных действиями пользователя. Программы JavaScript...
10325. Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях 55 KB
  Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях. Психологические основы воспитания. Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально ор...
10326. Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании 36.5 KB
  Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса его философские психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания самовоспитания и перевоспитания. По...
10327. Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения 38 KB
  Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости толерантности. Содержание воспитания – система знаний убеждений навыков качеств и че
10328. Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания 37 KB
  Общие методы воспитания основания их классификации. Приемы воспитания. Психологопедагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания. Реализация воспитания в процессе обучения. Метод В. – система взаимосвязанных способо
10329. Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка 40.5 KB
  Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания. Высший уровень психики свойственный человеку образует сознание. Сознание – результат обществе...
10330. Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности 47 KB
  Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры структура функции. Технология организации различных видов практической деятельности учеников игровая деятельнос...