76363

Оптические средства, измерительный контроль

Лекция

Физика

Основным параметром любого оптического прибора является увеличение кратность Г отношение углового размера изображения малого предмета видимого через наблюдательный прибор к угловому размеру самого предмета видимого невооруженным глазом. Угол под которым глаз наблюдателя видит изображение предмета образованное оптической системой наблюдательного прибора;α2 угол под которым предмет виден невооруженным глазом. Зная...

Русский

2015-01-30

831 KB

0 чел.

           Лекция 4. ВИК. Оптические средства, измерительный контроль.

 План лекции. Приборы для визуального контроля - лупы, микроскопы, эндоскопы, перископы.  Технические характеристики оптических приборов. Приборы, эталоны и образцы для оценки шероховатости поверхностей.

Любой  оптический прибор,  например, бинокль, рис.4.1,  в  своем  составе  содержит  объектив,  оборачивающую  систему  и  окуляр  с  наглазником.

1

2

3

Рисунок  4. 1  Оптическая система бинокля. -  1- окуляр  с  наглазником;   2- корпус  с  призменной оборачивающей  системой; 3- объектив.

Окуляр -  оптическая  система,  применяемая  для  наблюдения  глазом  изображения,  образованного  объективом  и  оборачивающей  системой.

Окуляры  делают  сложными, склеенными из нескольких линз (трех,  пяти  и  семи  линзовые)   для    исправления  искажений  изображения.

Объектив  -  часть  оптической  системы,  формирующая  изображение  удаленного  объекта.

Объектив,  в  котором  для  формирования  изображения  применяются  линзы  относят  к  линзовым,  если  применяются  зеркала  -  к  зеркальным,  а  если  применяются   линзы  и  зеркала  -   к  зеркально-линзовым. 

Оборачивающая  система  -  оптическая  система,  предназначенная  для  перевертывания  изображения,  даваемого  объективом.  Оборачивающую  систему,  состоящую  из  группы  призм,  применяемых  для  укорачивания  механической  длины  оптической  системы,  называют  призменной  оборачивающей  системой.  Оборачивающую  систему,  состоящую  из  группы  линз,  которая  оборачивает  изображение,  перенося  его  из  одной  плоскости  в  другую,  называют    линзовой  оборачивающей  системой.

Общие  технические  характеристики оптических систем

Увеличение  Г,  диаметр  входного  зрачка D,  диаметр  выходного  зрачка D’,  удаление  выходного  зрачка  от  последней  поверхности  окуляра  l,  поле  зрения  в  пространстве  предметов  2ω,   предел  разрешения  ε, светосила (эффективная светосила и геометрическая светосила),интервал диоптрийной наводки + специфические, характерные  только, например,  биноклей  и  бинокулярных  зрительных  труб  (пластика,  параллельность,  разность  углов  наклона  изображений  и  разность  увеличений  оптических  каналов),   которые,  в  основном,  определяют    потребительские  свойства  оптических приборов.

>  Основным параметром любого оптического прибора является увеличение  (кратность, Г)  -   отношение  углового  размера  изображения  малого  предмета,  видимого  через  наблюдатель-ный  прибор,  к  угловому  размеру  самого  предмета,  видимого  невооруженным  глазом.

                                                                Г = tg α1/tg α2

где α1 — угол, под которым глаз наблюдателя видит изображение предмета, образованное оптической системой наблюдательного прибора;
α2 — угол, под которым предмет виден невооруженным глазом.
     Зная фокусное расстояние объектива ƒоб и фокусное расстояние окуляра ƒок, увеличение н
аблюдательного прибора может быть определено по следующей формуле:

Г = ƒоб/ƒок.

Эта  характеристика  показывает,  во  сколько  раз  увеличивается  видимый  невооруженным  глазом  размер  удаленного  предмета  при  рассмотрении  его  через  наблюдательный  прибор.  Другими  словами,  при  наблюдении  через  наблюдательный  прибор  с  десятикратным  увеличением  (10 крат),  предмет  на  расстоянии  1000 метров  будет  виден  таким,  как  его  видит  человек  невооруженным  глазом  на  расстоянии  100  метров.

Условно считают приборы с увеличением 6х и меньше - малого увеличения, с увеличением 7х — 10х - среднего увеличения,с увеличением 12х и больше - большого увеличения.

> Любой оптический  прибор  имеет  входное  отверстие (апертуру),  выклинивающее конус  световых   лучей от  наблюдаемого  предмета.  По  аналогии  со  зрачком   человеческого  глаза  называется  входным  зрачком   оптического  прибора.

Входной  зрачок  икструментально это  передняя  линза  объектива.  Характеристика  входного зрачка  -  диаметр  входного  зрачка D (диаметр  передней  линзы  объектива,  точнее,  диаметр  ее  оправы),  измеренный  в  мм - это  диаметр  наибольшего  параллельного  оптической  оси  пучка  лучей,  проходящего  через  наблюдательный  прибор (за рубежом   -  световой  диаметр  объектива).  Этот параметр всегда приводится в паспорте прибора и непосредственно на корпусе объектива второй цифрой в обозначениях вида 7X50, 8X30, 12X40 и т.д. Эта цифра определяет значение светового диаметра объектива ( входного зрачка), в мм.

Диаметр  входного  зрачка D определяет количество  света  попадающего  в  глаз  наблюдателя  (светосила),  величину  полезного  увеличения,  вес  и  габариты  прибора.  В  то  же  время  от  диаметра  входного  зрачка  практически  не  зависит  поле  зрения  наблюдательного  прибора,  которое  определяется  техническими  характеристиками  окуляра. 

> Выходной зрачок прибора.  Лучи от  наблюдаемых  объектов  проходят в зрачок  прибора,  далее -  через  оптическую  систему в окуляр, который формирует  изображение  объекта  на  некотором  удалении  от  последней  оптической  поверхности  окуляра.  Фактически,  это  изображение  входного  зрачка,  называемое  в  оптике  выходным  зрачком.  Поскольку  входной  зрачок  имеет  круглую  форму,  то  и  его  изображение  должно  иметь  форму  круга.  Диаметр  этого  круга  называют  диаметром  выходного  зрачка D’.  

Диаметр  выходного  зрачка D определяют  делением  диаметра  входного  зрачка  (объектива) D  на  величину  увеличения  (кратности)  Г.

                                              D’ = D

Например, для биноклей и монокуляров с характеристикой 7X50 имеем:


                                     
Dвых = Dвх/Г = 50/7 = 7,14 мм.

У  человека  диаметр  зрачка  глаза  в  зависимости  от  освещенности   изменяется  от  2  мм  в  яркий  солнечный  день  до  8  мм  в  темноте.  Отсюда  следует,  что  сетчатка  глаза  полностью  используется  только  при  совпадении  размеров  выходного  зрачка  наблюдательного  прибора  и  зрачка  глаза  наблюдателя, т.е. Dвых  - не более 8мм.

Практически  выходной  зрачок можно  наблюдать,  если  держать  оптический  прибор  перед  собой  на  расстоянии наилучшего зрения 25 – 30  см   и  смотреть  на  окуляр.  В  центре  окуляра  будет  виден  светлый  круг.  Поскольку  передняя  линза  объектива  круглой  формы,  то  и  ее  изображение  должно  быть  круглым.  Всякие  отклонения  выходного  зрачка  от  круглой  формы  обусловлены  дефектами  прибора,  как  правило,  из-за  некачественной  сборки.

> Как должен располагаться глаз относительно окуляра?  Удалением выходного  зрачка l -  называется расстояние  от  вершины  последней  линзы  окуляра  до  выходного  зрачка  наблюдательного  прибора,  измеренное  вдоль  оптической  оси  в  миллиметрах.

При  небольшом  удалении  выходного зрачка  (менее 12  мм) невозможно  пользоваться    наблюдательным  прибором  людям в очках, так как  они  не  позволят   приблизить  глаз  к  выходному  зрачку.

Наблюдательными приборами с большим удалением   выходного   зрачка  (более 15 мм)  можно пользоваться,  не  снимая  очков.

На  рисунке  представлены  исполнения  приборов:  

А -  с  большим  удалением  выходного  зрачка; В - с небольшим удалением выходного  зрачка.  

Если  Вы  носите  очки  и  не  желаете  снимать  их  при  наблюдении,  то Вам  надо  выбирать приборы с большим (более 15 мм) удалением выходного зрачка

> Угловое  или  линейное  поле  зрения. Поле  зрения  -  это  область  пространства,  видимая  через  наблюдательный  прибор.  Величину  поля  зрения  наблюдательного  прибора  измеренную  в  угловой  мере  (градусах,  угловых  минутах)  называют  угловым  полем  зрения  или  углом  поля  зрения  прибора.    Наибольший  линейный  размер  в  метрах,  который  Вы  можете  видеть  через  наблюдательный  прибор  на  расстоянии  1000  метров,  называют  линейным  полем  зрения  прибора. Значения линейного поля зрения часто приводится непосредственно на корпусе прибора, например, в виде надписи: «Поле зрения 105 м на удалении 1000 м».  

 Линейное поле зрения связано с угловым следующим соотношением:

                        A =2R tg (ω)

Размеры  поля  зрения  наблюдательных  приборов  определяются  конструктивными  параметрами  окуляра. Есть  одна  безусловная  закономерность  -  чем  больше  увеличение  (кратность)  прибора,  тем  меньше  поле  зрения.

В то же время приборы одного и того же увеличения могут иметь разные поля зрения. Так, в случае приборов, имеющих одно и то же увеличение и одинаковый диаметр входного зрачка, большее поле зрения означает обычно более совершенную конструкцию, в которой используется широкоугольный сложный окуляр.

 > Разрешающая  способность (или разрешение)  -  характеристика  прибора,  которая  определяет  его  возможности  различать  мелкие  детали  и  получать  четкое  и  резкое  изображение  наблюдаемых  объектов. Характеризуется пределом  разрешения  (чего? разрешающей  способности)   - это наименьшее  угловое  расстояние  между  двумя  точками  (или  штрихами)  бесконечно  удаленного  объекта,  которые  еще  видимы  раздельно  и не сливаются друг с другом. Чем  меньше  значение  угла  в  угловых  секундах  (или  больше  количество  штрихов  (линий)  на  1  мм изображения),  тем  выше  разрешающая  способность,  тем  более  четкое  и  резкое  изображение на выходном зрачке. Измеряется предел  в  угловых  секундах  или   числом  штрихов  (линий),  расположенных  на  1  мм  (штрих/мм,  линий/мм). Казалось бы, чем меньше , тем лучше. Однако имеется  разумный  предел уменьшения предела  – он не должен ухудшать разрешающую способность человеческого глаза (1 угловая минута), т.е.    Г 60” (угловых секунд), что будет соответствовать требования международных и европейских стандартов качества. Разрешающая способность прибора зависит также от места в поле даваемого им изображения. Она имеет наибольшее значение в центре поля изображения и сильно снижается к его краям.
В паспортных данных на прибор разрешающая способность обычно дается для центра поля изображения
.

   > Важным свойством любого оптического прибора является его способность пропускать через себя световой поток. Для оценки светопропускающих свойств оптического прибора используется параметр, который носит название светосила.  При этом видимая яркость объектов, рассматриваемых через наблюдательный прибор, зависит от:

                    - потерь света в приборе;

                    - размеров его входного и выходного зрачков.

       Соответственно, различают эффективную светосилу, учитывающую потери света в деталях прибора, и светосилу геометрическую, зависящую от размеров выходного зрачка прибора. Эффективная светосила характеризуется коэффициентом пропускания прибора, зависящего от:

       -сложности устройства оптического прибора (количества и размеров оптических деталей);

       -числа их отражающих поверхностей;

        -качества стекла и просветления оптики.
    Например, в трубке современного призменного бинокля, имеющего от 7 до 11 оптических элементов, число отражающих поверхностей достигает 12 и выше, в результате чего коэфф
ициент пропускания имеет значения — 0,45—0,75, т.е. теряется больше половины поступающего в объектив света.
    
Просветление  оптики. Просветление  оптики  это  нанесение  на  поверхности  оптических  элементов  специальных  тонких  и  прозрачных  покрытий с целью  уменьшения  потерь  света  в  оптических  приборах. Толщина  слоя  покрытий  -  порядка  одной  четверти  длины  волны  света.

Для красного света измерения дают lкр=8×10-7 м, а для фиолетового - lф =4×10-7 м. Длины волн, соответствующие другим цветам спектра, принимают промежуточные значения. Для любого цвета длина световой волны очень мала. Представьте себе среднюю морскую волну длиной в несколько метров, которая увеличилась настолько, что заняла весь Атлантический океан от берегов Америки до Европы. Длина световой волны в том же увеличении лишь ненамного превысила бы ширину этой страницы

Непросветленная  оптическая  линза,  имея  две  преломляющие  поверхности,  соприкасающиеся  с  воздухом,  отражает  около  10 %  света,  входящего  в  нее (А).  Однослойное  покрытие  преломляющих  поверхностей  линзы  уменьшает  потери  света  до  4 % (В).  Многослойными  покрытиями  достигают  уменьшения  потерь  света  на  отражение  до  1 % (С).  

- Кроме  уменьшения  потерь  света   покрытия  оптических  элементов  могут  наноситься  с  целью  отсечения  и  не  пропускания   в  глаз  вредных  для  него  излучений  (ультрафиолетового  и  инфракрасного).

Рисунок 4.1 Рубиновое покрытие на передней линзе объектива.

Рубиновое  покрытие, рис.4.1    наносится  на  переднюю  линзу  объектива  для  отсечения  вредного  для  глаз  инфракрасного  излучения и  выполняется  в  виде  любого  рисунка  (символики)  -  логотипа  фирмы,  эмблемы.  Рисунок  будет  виден  только  со  стороны  объектива  в  отраженном  свете  и  абсолютно  не  виден  при  наблюдении  через  окуляр  прибора. Дополнительно  наблюдательные  приборы  могут  комплектоваться  сеткой  для  наведения  на  цель  или  для  измерения  углов  и  расстояния  до  цели,  светофильтром  для  изменения  спектрального  состава  или  интенсивности  оптического  излучения,  блендой  на  объективе  для  отсечки  постороннего  света.

Модели с дальномерной сеткой (Рис. 4.2) предназначены для прямого измерения расстояния до наблюдаемого объекта, если известен один из линейных размеров объекта. Дальномерная сетка имеет две вертикальные шкалы.

Рисунок 4.2 Дальномерная сетка

По левой шкале вы можете определить расстояние до объекта, если его линейный размер достигает 6 м (телеграфный столб) и более. По правой шкале вы можете определить расстояние до объекта, в случае когда его размеры соизмеримы с ростом человека – 1,75 м.

Модели с угломерной сеткой (рис. 9) более универсальны. По известным  линейным габаритам объекта и определенному угловому размеру объекта вы просто измеряете расстояние до объекта.

                                Рисунок 4.3 Угломерная сетка

     - Для оптических наблюдательных приборов обычно используют светосилу геометри-ческую (Н), которая  зависит от размеров выходного зрачка прибора

     В общем случае геометрическая светосила (Н) обозначается числом, равным квадрату выходного зрачка Dвых :

                                                                    H = D2вых.

Зная основные параметры оптического наблюдательного прибора, приводящиеся обычно на его корпусе, например БПЦ-8Х Х40, можно определить его геометрическую светосилу.
Для этого сначала определяют диаметр выходного зрачка:

                                                   Dвых = Dвх/Г = 40/8 = 5 мм.

Возводя эту величину в квадрат, получают значение светосилы:

                                                       Н = D2вых = 52 = 25

      . Иногда геометрическую светосилу напрямую связывают с диаметром выходного зрачка и делят приборы на следующие группы:

до  3  мм  включительно                              -  малой  светосилы;

свыше  3  мм  до  4,5  мм   включительно  -  средней  светосилы;

свыше  4,5  мм  до  6  мм  включительно   -  светосильные;

свыше  6  мм                                                -  высоко  светосильные.

     Наблюдательные  приборы  малой  светосилы  предназначены  для  использования  в  дневное  время,  а  светосильные  и  высоко  светосильные  позволяют  вести  наблюдение  в  сумерках  и  даже  лунной  ночью.

   -  Сумеречное число – это  параметр, применяемый для практической оценки использования прибора в сумерках или ночью применяется.
   Сумеречное число (С) зависит от отношения яркости изображения предмета, даваемого н
аблюдательным прибором, к яркости того же предмета, рассматриваемого невооруженным глазом и определяется:
                                                                        
С = √(ГxDвх)

        Пример. Как выбрать бинокль для наблюдений в условиях пониженной освещенности (в сумерки и ночью).
       Предположим, что мы имеем четыре бинокля с разным увеличением, но одинаковой светос
илы: БПС-4Х20, БПЦ-7Х35, БПЦ-8Х40 и БПЦ-10Х50. Геометрическая светосила всех этих приборов одна и та же и равна 25 =  (20/4=35/7=40/8=50/10)2, а сумеречное число имеет соответственно следующие значения: 8,95 = (4Х20)1/2; 15,65 = (7Х35)1/2; 17,9 и 22,3.
Очевидно, что из этих четырех приборов наиболее эффективным для наблюдений в условиях пониженной освещенности будет бинокль модели БПЦ-10Х50.

   -  Пример условного  обозначения.  Например, БПЦ 7х50  означает,  что  это  бинокль   призменный  с  оборачивающей  системой  Порро, с центральным  фокусирующим  устройством,  с  увеличением  7  крат  и  диаметром  входного  зрачка  (световым  диаметром  объектива)  -  50  мм.

Делением  значения диаметра  входного  зрачка в мм на значение увеличения  определяется  значение  диаметра  выходного  зрачка:   50/7 = 7,14  мм.  

Следовательно,  этот  бинокль  относится  к  группе  не  широкоугольных  (поскольку  в  обозначении  отсутствует  буква  Ш),  высоко  светосильных  биноклей  среднего  увеличения  с  не  увеличенным  удалением  выходного  зрачка  (отсутствует  в  обозначении  буква  О).  Высокая  светосила  позволяет  пользоваться  им  не  только  днем,  но  и  в  глубоких  сумерках  и  даже  ночью. Если  к  вышеуказанному  обозначению  добавлена  буква  «с»,  т.е.  БПЦс  7х50,  то  это  означает,  что  в  состав  бинокля  введена  угломерная  или  дальномерная  сетка

> С  возможностями  человеческого  глаза  связаны  еще одна характеристика  наблюдательных  приборов  -  это интервал  диоптрийной  наводки (пределы  фокусировки)  окуляра  или  фокусирующего  устройства  оптической  системы.

.Если  глаз  наблюдателя  аметропический  и  его  аметропия  (близорукость  или  дальнозоркость)  не  исправлена  очковой  оптикой,  то  исправление  этого  недостатка  в  наблюдательных  приборах  осуществляется  небольшим  перемещением  окуляра  вдоль  оптической  оси  или  другого  фокусирующего  элемента  оптической  системы.

Перефокусировкой прибора  достигают  также  резкого  изображения  объектов,  находящихся  на  конечном  расстоянии.  Максимально  достижимая  перефокусировка  прибора  определяет  наименьшее  расстояние  до  наблюдаемого  объекта.

Пределы  фокусировки  окуляра  или  фокусирующего  устройства  оптической  системы  наблюдательного  прибора  называют  интервалом  диоптрийной  наводки.

       Интервал диоптрийной наводки  установлен  в  пределах    5  диоптрий.  Для  бинокулярных  наблюдательных  приборов  вводится  дополнительная  фокусировка  правого  окуляра  в  пределах    3  диоптрии  для  корректировки  разницы  аметропии  левого и правого глаза наблюдателя.  
        
Оптические характеристики,  характерные только для биноклей

Поскольку бинокли  содержат  два  шарнирно  соединенных  оптических  канала,  имеют  в  отличие  от  монокулярных  наблюдательных  приборов  ряд  специфических  особенностей  и  характеристик.

Призменная  оборачивающая  система  параллельно  сдвигает  оптические  оси  объектива  и  окуляра и  может  как  увеличить  эффект  стереоскопического  (объемного  и  глубинного)  восприятия  наблюдаемого  пространства,  так  и  уменьшить.  Для  количественной  оценки  этого  эффекта  введено  понятие  пластики.

Пластика  (Р)  -  численная  величина,  характеризующая  возрастание  (убывание)  

эффекта  стереоскопического  восприятия  пространства  при  наблюдении  в  бинокль  по  

сравнению  с  наблюдением  невооруженным  глазом  и  определяется  по  формуле

                                            Р = (Г х  В)/b ,

       где Г  -  увеличение  бинокля,

      В/b -  удельная пластика,  равная  отношению расстояния  между  оптическими  осями

     объектива  к  расстоянию  между  оптическими  осями  окуляров(дистанция глазная).

То есть,  способность  видеть  объемно  тем  больше,  чем  больше  увеличение  бинокля  и  отношение  расстояний  между  центрами  объективов  и  окуляров.

 Дальность  стереоскопического  зрения  (R)  -  это предельное  расстояние,  на  котором  прекращается  возможность  стереоскопического  восприятия  объектов.

Дальность  стереоскопического  зрения  R  определяется  по  формуле:

R = b / η0  Г,

где  b  -  базис  зрения,  представляющий  расстояние  между  осями  двух  пучков  лучей,  попадающих  в  объективы  прибора,  в  мм;

η0 = 10” 5х10-5 рад -  порог  стереоскопического  зрения  невооруженным  глазом. Считается, что для человека острота стереоскопического зрения, при котором он еще различает отдельно расположенные по глубине пространства предметы, составляет примерно 10 угловых секунд, или иначе — 4,82 • 10-5 радиан, т.е. δ≈ 4,82 • 10-5 рад.

Г – увеличение бинокля.

      Известно, что определить радиус R стереоскопического зрения человека, имеющего глазную дистанцию (расстояние между центрами зрачков глаз) b=65 мм=0,065 м, можно следующим образом:

                                                R = b/ η0 = 0,065/4,82•10-5 =1350 м.

При использовании бинокля с базой В (расстояние между оптическими осями объективов) стереоскопичность увеличивается за счет отношения В/b и за счет увеличения Г прибора, т.е. имеем:

                                                       R=(b/ η0)(ВГ/b) = (b/ η0

где P = BГ/b - пластика бинокля.

 В  погоне  за  уменьшением  габаритов  некоторые  фирмы  изготавливают  бинокли  с  обратной  пластикой, рис. 4.4,  в  которых  расстояние  между  центрами  объективов  меньше  расстояния  между  центрами  окуляров (см. рис. 10),  в  результате  снижается  эффект  стереоскопического  восприятия  пространства в 3,6 –4 раза по  сравнению  с  классической  схемой. К  тому  же  в  биноклях  с  обратной  пластикой  имеется  принципиальное  ограничение  диаметров  объективных  линз  по  причине  сокращения  их  межцентрового  расстояния. А из этого вытекает , что все бинокли с обратной пластикой относятся к классу биноклей малой светосилы и предназначены только для наблюдений при ярком освещении. 

Рис. 4.4.  Бинокль с обратной пластикой

PAGE  1


1000 м

угол поля зрения, град.

линейное поле

зрения, м

Расстояние до объекта 50 м

Размер объекта 1,75 м

EMBED Word.Picture.8  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23812. Конкретный смысл действия умножения 20.26 KB
  Почему цель: сколько раз и по сколько раз взяли число 777 7777 444 444 222 888 Вычисли: выходят два ученика Остальные в тетрадях. 27999= 217777= Сколько раз из 27 вычли 9 из 28 вычли 7 Значит сколько раз по 9 содержится в 27 по 7 в 14 Внимательно слушаем Запиши число 2728 через сумму 9 7. запись: 999=27; 7777=21по 9 три раза Итак внимание Сумму какого числа мы находили Сколько раз мы сложили это число запишем Это обозначает что мы взяли по 9 взяли три раза кто нибудь...
23813. Задачи на умножение 16.86 KB
  Класс: 2 Тип урока: комбинированный Тема: задачи на умножение; ФОУД: фронтальная индивидуальная Технология: традиционная Дидактическая цель: создать условия для отработки навыка замены действий сложения умножением в решении задач; Задачи: 1.Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать задачи; 4закреплять правила замены суммы одинаковых слагаемых умножением. вычисление с помощью замены умножения сложением замени суммой одинаковых слагаемых: 6=...
23814. Стихи А. Плещеева о весне 19.54 KB
  Плещеева о весне Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Плещеева о весне Задачи Образовательные: познакомить с важными фактами из жизни и творчества А. Плещеева совершенствовать умение анализировать лирическое произведение совершенствовать навык сознательного правильного выразительного чтения Развивающие: развивать творческое воображение детей развивать литературную речь учащихся развивать память...
23815. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 20.25 KB
  Вспомним содержание произведения ответив на вопросы кроссворда у каждого на парте Учитель Читает вопросы: Как зовут мальчика Что было в руке у старика Как зовут девочку Кто пекла пирожки На чем сидел старик в начале рассказа Кого попросил Павлик чтобы его взяли кататься на лодке Где Павлик нашел бабушку Что пекла бабушка На чем чертил старик зонтиком Что попросил Павлик у Лены На чем хотел покататься Павлик Куда положил Павлик руку когда попросил брата взять его покататься Как назвал старика Павлик Какое...
23816. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 21.54 KB
  Осеевой Волшебное слово. Осеевой Волшебное слово Задачи: 1. Для того чтобы узнать какая тема будет сегодня у нас на уроке вам нужно составить правильные словосочетания: сказка настольная лампа волшебное слово интересная Обратите внимание какое слово во втором столбике не может сочетаться с другими словами С каким словом оно сочетается Так называется произведение которое мы сегодня будем изучать на уроке. Увлекательные истории цикла рассказов Волшебное слово очень нравились детям.
23817. В. Осеева «Волшебное слово» 49.5 KB
  Осеева Волшебное слово УМК Школа России Л. сказка деревянная палочка красивый лампа интересная слово настольная цветок волшебное Стрелкой соедините слова связанные по смыслу. Слайд 3 Какое словосочетание здесь лишнее Почему Слайд 4 Можем ли мы употребить слово волшебное с другими славами из первого столбика Что у...
23818. В. Осеева « Волшебное слово». 267.17 KB
  Карточки с пословицами карточки с вежливыми словами выставка книг о вежливости мяч карточки с названиями частей плана учебник портрет В. словарь Ожегова кроссворд Ход урока. Как вы понимаете эти слова Волшебное доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту поможет улучшить наше настроение. Словарь вежливых слов Растает даже ледяная глыба от слова теплого СПАСИБО.
23819. Урок чтения лирического произведения и коллективного анализа 19.02 KB
  Дата: 19 февраля Класс: 2 Тема: Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Вы любите зиму Почему Почему мы рады весне Прочитаем еще раз стихотворение: чтение 1 –го четверостишия Найдите рифмующиеся слова злится стучится подберите синоним к слову не даром не зря Какой героине вы больше сопереживаете весне чтение 2 четверостя Кто помогает весне Как вы понимаете значение слова трезвон чтение...
23820. Рассказ В. Осеевой «Почему?» 17.22 KB
  Класс: 2 Тема: Рассказ В. Дидактическая цель: создать условия для восприятия рассказа В.Образовательные: познакомить с произведением отрабатывать умение формулировать главную мысль и тему рассказа совершенствовать навык правильного осознанного чтения 2. Воспитательные: воспитывать моральные качества воспитывать наблюдательность воспитывать интерес к рассказу как к жанру Ход урока: этапы деятельность учителя деятельн.