76370

Международная экономическая интеграция. Формы (уровни) международной экономической интеграции

Лекция

Мировая экономика и международное право

Борьба за упрочение своего экономического положения побуждает страны к образованию различных интеграционных объединений. Партнеры по объединению получают определенные преференции по сравнению с другими странами но платят за это ответными обязательствами по отношению к партнерам. Международная экономическая интеграция это процесс хозяйственнополитического объединения стран на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм...

Русский

2015-01-30

260.5 KB

5 чел.

Тема 9. Международная экономическая интеграция

Важнейшим признаком сегодняшней действительности является интенсивное развитие интеграционных процессов. Борьба за упрочение своего экономического положения побуждает страны к образованию различных интеграционных объединений. При этом всегда внутри объединения начинают действовать другие правила, чем вовне. Партнеры по объединению получают определенные преференции по сравнению с другими странами, но платят за это ответными обязательствами по отношению к партнерам.

Слово «интеграция» происходит от лат. integrio, что означает объединение в целое каких либо частей, элементов.

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.

Процесс экономической интеграции сложен и противоречив. Он обусловлен не только экономическими, но и политическими причинами, хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых факторов производства, переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов на отдельных этапах менялось.

Процесс интеграции может проходить как на микро- , так и на макроуровне. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Предпосылки интеграции:

  •  близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости стран;
  •  географическая близость стран, наличие, как правило, общих границ и исторически сложившихся экономических связей;
  •  общность экономических и других проблем;
  •  демонстрационный эффект (в интеграционных группировках обычно происходят положительные сдвиги в экономике - экономический рост, снижение инфляции -эти процессы оказывают психологическое воздействие на другие страны, не входящие в эти группировки)Пример – данный эффект стимулировал страны ЦВЕ вступить в ЕС;
  •  эффект “домино” - если большинство стран региона объединяются в группировку, то оставшиеся страны могут испытывать определённые трудности из-за переориентации экономических связей и будут пытаться тоже проникнуть в данную группировку. Например, так возникла «Группа трех» в Лат. Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашение о свободной торговле Венесуэла и Боливия).

Цели  интеграции:

  •  расширение рынков сбыта, доступ к ресурсам всей группировки;
  •  создание благоприятной внешнеэкономической среды: в политической, культурной, социальной и военной сферах;
  •  решение задач торговой политики, т.е. создание стабильной и предсказуемой среды;
  •  содействие структурной перестройке экономики, т.е. возможность обмена опытом в сфере рыночных отношений между более развитыми и менее развитыми странами в группировке;
  •  поддержка молодых отраслей экономики(защита от конкуренции третьих стран);

Интеграционные объединения на уровне стран проходят несколько последовательных (эволюционно сменяющих друг друга) стадий или этапов.

Основным критерием при делении экономической интеграции на стадии является наличие ограничений в торговле между интегрирующимися странами: чем меньше ограничений в торговле товарами, услугами и факторами производства, тем выше уровень интеграции. (На последний стадиях добавляется общность экономической политики, приводящая в конечном итоге к использованию общей валюты).

Формы (уровни) международной экономической интеграции.

Уровень интеграции

Снижение тарифов внутри группировки

Отмена тарифов внутри группировки

Единый тариф в отношении третьих стран

Свободная мобильность труда и капитала внутри группировки

Единая экономическая политика и единая валюта

1. Преференциальные торговые соглашения

+

-

-

-

-

2. Зона свободной торговли

+

+

-

-

-

3. Таможенный союз

+

+

+

-

-

4.Общий рынок

+

+

+

+

-

5. Экономический и валютный союз

+

+

+

+

+

Далее более подробно охарактеризуем каждый уровень международной экономической интеграции.

  1.  Преференциальные торговые соглашения

Это первоначальный этап интеграции, в рамках которого страны участницы договариваются установить более низкие (льготные) тарифы в торговле внутри группировки по сравнению с торговлей с третьими странами, не входящими в группировку. Каждая из  продолжает проводить свою собственную политику, но торговая политика каждой включает преференциальное отношение к другим странам-членам группировки. В рамках такого соглашения сокращаются не только тарифы, но и другие торговые ограничения на некоторые товары и услуги. Вместе с тем не происходит общего снижения внутренних тарифов  или введения единого внешнего тарифа. Примером такого рода торговых соглашений может служить преференциальный доступ на рынки ЕС товаров из стран Африки, Карибского бассейна и тихоокеанского региона (страны АКТ) в рамках Лемейских конвенций.

  1.  Зона свободной торговли (ЗСТ)

Предполагает устранение всех барьеров в торговле  внутри группировки при сохранении различных барьеров в торговле с 3-ми странами. ЗСТ может охватывать все или только часть торгуемых товаров. Участники ЗСТ отменяют внутренние тарифы и другие барьеры, которые ограничивают торговлю внутри ЗСТ, но не разрабатывают никакой единой торговой политики по отношению к третьим странам. Однако в соответствии с принципом недискриминации в рамках ГАТТ/ВТО в ЗСТ или таможенном союзе должны быть устранены барьеры в торговле всеми или практически всеми товарами. В такой зоне таможенный контроль на границах стран-участниц должен быть сохранен. Его целью в этом случае становится налогообложение или запрещение импорта из третьих стран, который мог проникнуть в зону благодаря низкому таможенному барьеру страны-участницы. Проблемы транзитной транспортировки (transshipping problems) всегда возникают, когда страны одной группировки вводят различные тарифы на импорт из третьих стран. (ЕАСТ, НАФТА, МЕРКОСУР)

  1.  Таможенный союз

Страны вводят единый таможенный тариф в торговле с третьими странами при полном отсутствии тарифов в торговле внутри группировки (как это было уже в ЗСТ). Таможенный союз представляет собой форму коллективного протекционизма.

В случае ЕС единый таможенный тариф был установлен на уровне, среднем из доинтеграционных тарифов стран-участниц. Необходимо отметить также, что функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают различные отрасли и секторы экономики. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но такое сотрудничество, особенно на первых порах, не является приоритетным. Оно, скорее, играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль. Примером ТС может служить ЕЭС.

  1.  Общий рынок

Свободная торговля распространяется с рынка товаров на рынки факторов производства (миграция трудовых ресурсов и  капитала). Примером служит ЕС.

Перерастание ТС в общий рынок обусловливается как чисто экономическими, так и политическими факторами. Несмотря на исчезновение тарифных препятствий в обмене, существуют и нетарифные – различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д.  Кроме того, страны-участницы общего рынка, как правило, поддерживают фиксированные валютные курсы на национальные валюты друг друга.

Для стран ЕС характерно свободное движение на рынке четырех элементов: товаров, услуг, труда и капитала.

На этапе  Общего рынка проводится также разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики.

Не случайно в ЕС при переходе к ОР в качестве таких приоритетных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.

Данные шаги обусловливают согласование серьезных действий по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, которые предотвращают нарушение норм регулирующих конкуренцию. Естественно, это предопределяет необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. (В  ЕС это Совет Европейского союза, Европейский парламент, Европейская комиссия, Европейский суд и др.).

  1.  Экономический и валютный союз

Это наиболее развитая ступень интеграции, которая означает проведение общей экономической политики и введение единой валюты.

Этого уровня очень трудно достичь, и столь же трудно его поддерживать, т.к. он подразумевает согласование между  странами довольно  широкого круга вопросов, включая микроэкономическую и макроэкономическую политику. Даже страны, которые достаточно близки с политической, экономической и культурной точки зрения, сильно различаются между собой, и поэтому достижение согласия бывает весьма проблематичным.

Исторически страны очень неохотно расставались со своими национальным суверенитетом ради общих интересов экономического союза. В то время как политические границы имеют экономическое значение, экономические барьеры также имеют экономический подтекст. На этой стадии происходит гармонизация институциональных рамок с точки зрения политики конкуренции, поставок, результатом чего является высокая степень координации. На самом деле экономический союз, как правило, идет «в паре» с валютным союзом, в рамках которого проводится единая денежно-кредитная политика.

Неоклассический подход к анализу экономической интеграции

Каковы же последствия (эффекты) международной экономической интеграции? С первого взгляда может показаться, что это шаг в сторону свободной торговли. Однако в целом общие эффекты благосостояния, вытекающие из процесса интеграции, весьма неопределенны и требуют более тщательного анализа. Причина: МЭИ – противоречивый процесс. Это одновременно и политика протекционизма ( в отношении  третьих стран), и шаг в сторону свободной торговли (внутри группировки).

Канадский экономист Якоб Вайнер в своей работе «Проблемы таможенного союза» (1950г.), которая стала основой для последующих исследований, впервые дал четкий анализ способов, с помощью которых таможенный союз может влиять на торговые потоки и распределение ресурсов. Вайнер впервые показал, что любой вид регионального торгового соглашения будет нести в себе 2 типа противоположных эффектов: эффекты создания торговли (trade creation) и эффекты отклонения или переключения торговли (trade diversion). Результат МЭИ будет зависеть от того, какой эффект окажется сильнее.

Статические эффекты создания и отклонения торговли.

В целом, статический эффект - это экономические последствия, которые проявляются немедленно после создания интеграционных союзов.

Элемент либерализации торговли в процессе интеграции называется эффектом создания торговли, к нему приводит отмена тарифов в торговле  между странами, т.к. более дешевый ( с более низкими издержками) импорт заменяет более дорогое местное производство определенного товара. Это действительно шаг в сторону более свободной и лучшей аллокации ресурсов (товары теперь производятся там, где это дешевле). МЭИ устраняет протекционизм внутри группировки и позволяет странам специализироваться и торговать на основе сравнительных преимуществ, используя потенциальную экономию от масштаба.

Протекционистский элемент интеграции принято называть эффектом отклонения торговли. Данный эффект вызывает дискриминация торговых партнеров, не входящих в группировку. Дешевый импорт из третьих стран заменяется более дорогим импортом их стран-членов группировки. Это движение в сторону протекционизма и менее эффективного размещения мировых ресурсов.

Графическая иллюстрация эффектов создания и отклонения торговли

Рассмотрим случай малой страны А, предполагая, что отменяются барьеры на товар Х в торговле между группой стран, входящих в группировку.

Im1 = D2 – S2 - первоначальный импорт до создания ЗСТ из стран нечленов группировки.

Излишек потребителя = АВС

Излишек производителя = СDF;

Доход гос. бюджета = DBKL.

Создаем союз, тарифы в торговле с ЧЛЕНАМИ (MEMBERS) отменяются, следовательно цена снижается до P1.

    L

В торговле с Non-members тарифы сохраняются, соответственно цена остается на уровне Р2..  Р2  > Р1 , следовательно, торговля с  Non-members становится невыгодной.

итак, потребители страны А покупают S1 продукции у местных производителей плюс импортируют D1 + S1 , у стран -членов союза.

Чистый выигрыш потребителей = а, в, с, d;

потери производителей = а.

Государство не получает доходов, так как весь импорт товара Х больше не облагается пошлинами (то есть потери бюджета = с, е.

Зона «с», которая прежде отходила государству как доход от тарифов, теперь перемещается к потребителям в форме сниженных цен на товар Х.

Область «в» - чистый выигрыш от увеличения эффективности (единицы товара Х между  S 0 и S 3 первоначально высокими издержками). Этот выигрыш от эффективности – только одна часть торговообразующего эффекта интеграции.

Область «d» - составляет другую его часть. Как только более дешевый импорт становится доступным, потребление возрастает с D 2 до  D1. С каждой дополнительной единицей потребления стоимость для потребителей (представлена высотой кривой спроса) превышает альтернативные издержки производства (представлены высотой Sm ).

Общий объем эффекта создания торговли вследствие отмены тарифов на импорт между членами интеграционной группировки равняется  сумме областей b и d.

Эффект отклонения торговли

Зона «е» иллюстрирует интеграционный эффект отклонения торговли. До начала интеграции весь импорт в страну А поступал из стран-нечленов, более дешевых производителей товара Х. После начала интеграции весь импорт стал поступать из стран-членов, более дорогих производителей товара Х. Это переключение с дешевого импорта на дорогой и представляет собой отклонение торговли. До МЭИ область «е» была частью тарифных доходов местного правительства. после создания ЗСТ область «е» превращается в чистую потерю.

Каждая единица импорта между S2 и  D2 теперь производится по альтернативным издержками представленным высотой Sm , а не по более низким альтернативным издержкам, представленным высотой Snm .

Общий эффект интеграции

Общий эффект интеграции на благосостояние определяется сопоставлением эффектов создания и отклонения торговли.

Экономисты вычисляют общий эффект интеграции методом калькуляции эффектов соответствующих зонам a, b, c, d и e для каждого торгуемого товара.

(Например, применительно к Европейскому сообществу расчеты показали, что эффект создания торговли превышал эффект отклонения торговли).

Если доминирует эффект создания торговли, то МЭИ ведет к увеличению благосостояния, а если эффект отклонения торговли – к его снижению.

Необходимо отметить, что если страны-члены производят товар Х с более низкими издержками, то эффект отклонения торговли будет отсутствовать, и интеграция, безусловно, увеличит благосостояние. Отметим так же, что если тариф достаточно низок, чтобы цена импорта (включая тариф) из стран-нечленов была ниже, чем цена импорта без тарифов из стран-членов, то в этом случае интеграция не будет иметь ни эффекта создания торговли, ни эффекта отклонения торговли, так как не будет торговли между членами группировки.

Можно выделить несколько факторов, способствующих доминированию эффектов создания торговли над эффектом отклонения торговли в таможенном союзе или зоне свободной торговли:

  1.  чем больше размер интеграционной группировки, тем больше появляется благоприятных возможностей для создания торговли, поскольку выше вероятность того, что в группировку войдут производители с более низкими издержками;
  2.  чем ниже уровень единого таможенного тарифа в условиях ТС по сравнению с уровнем тарифов, существующих до него, тем меньше отклонение торговли и тем более вероятен эффект создания торговли;
  3.  чем выше первоначальные тарифы стран-членов, при прочих равных условиях, тем более вероятен эффект создания торговли и повышения благосостояния.

Таким образом, интеграция одних стран будет в большей степени расширять их благосостояние по сравнению с другими группами. особенно это относится к группировкам, объединяющим страны схожего уровня экономического развития, т.к. национальные экономики будут скорее конкурентными по отношению друг к другу, чем взаимодополняющими.

Динамические эффекты интеграции

Проявляются в долгосрочном периоде.

  1.  Расширение внутреннего рынка

Это один из важнейших положительных эффектов. В отраслях, где возможен эффект масштаба, растущий объем рынка позволяет фирмам использовать экономию от масштаба и сокращать средние издержки, повышая тем самым свою конкурентоспособность на внешних ранках.

Динамичный рост экспорта будет поощрять фирмы больше тратить на инвестиции, что приведет к увеличению темпов роста постоянных инвестиций в стране, а это в свою очередь, приведет увеличению темпов экономического роста. Расширение объема внутреннего рынка будет стимулировать приток иностранного капитала из трех стран в форме прямых инвестиций и последующего международного производства.

увеличивающийся размер рынка может также дать группе стран некоторую монопольную власть на мировом рынке.

Таким образом, группа «малых» стран может, объединившись, действовать как одна «большая» страна и вводить оптимальный тариф или налоги на экспорт. Кроме того, такое «объединение власти» может оказаться очень важным фактором при решении вопросов внутри международных организаций и в ходе других переговоров. Одна из наиболее часто упоминающихся причин создания Европейского сообщества в 1957 г. - это необходимость выступать единой, , объединенной силой на переговорах с США.

  1.  Рост конкурентных преимуществ некоторых отраслей промышленности

Поскольку торговые барьеры внутри группировки устраняются, отрасли сталкиваются с конкуренцией со стороны аналогичных отраслей других стран- членов. Можно предположить, что это будет стимулировать  рост технологических инноваций, поскольку фирмы в отраслях высоких технологий сталкиваются с особенно острой конкуренцией и должны внедрять инновации, чтобы выжить.

Монополизация и сопутствующая ей неэффективность менее вероятны на региональном рынке. Это также может способствовать более быстрому экономическому росту в странах группировки и распространению передовой технологии. Однако если в рамках союза будет «назначаться» отрасль приоритетного развития, то потенциальные выгоды растущей конкуренции могут оказаться весьма незначительными. Вопрос о «распределении» отраслей между странами внутри группировки всегда вызывает законное беспокойство, особенно в группировках развивающихся стран, члены которых очень стремятся к индустриализации. Очень часто этот вопрос становится своеобразным камнем преткновения в процессе продвижения региональной интеграции. 

  1.  Перераспределение ресурсов между странами-членами

К отрицательным динамическим эффектам интеграции можно отнести возможный отток ресурсов из менее развитых стран группировки в более развитые. На практике такая ситуация особенно характерна для региональных группировок развивающихся стран, когда неравномерное распределение выгод от интеграции приводит не только к трудностям развития, но зачастую и к распаду интеграционных союзов. Для предотвращения таких последствий интеграционные группировки проводят региональную политику с целью стимулирования экономического развития наиболее отсталых регионов. Такая политика весьма развита в рамках Европейского союза; в группировках развивающихся стран на нее часто не хватает необходимых финансовых ресурсов.

Главные интеграционные объединения мира

В настоящее время  в мировой экономике насчитывается несколько десятков интеграционных объединений со всеми рассмотренными выше формами интеграции (рис 1).

  

1. Европа

2. Америка

3. Азия

4. Африка.

  1.  Европейский

союз (ЕС)

2.1. ОАГ

3.1. АТЭС

4.1. ОАЕ

1.2. ЕАСТ

2.2. КАРИКОМ

3.2. АСЕАН

4.2. ЮДЕАК

1.3. ЕЭП

2.3. НАФТА

3.3. САЭЕ

4.3. ЭКОВАС

1.4. СНГ

2.4. МЕРКОСУР

3.4. ОЭС

4.4. САДК

1.5. ЧЭС

  1.  Андская

группа

4.5. КОМЕСА

4.6. УЭМОА

     Рис. 1. Система межгосударственных интеграционных объединений

                                 

                                                                              

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН, в Евразии-СНГ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51377. Моделирование оценки надежности программного обеспечения 70.96 KB
  Теоретические сведения Теория надёжности – научная дисциплина в которой разрабатываются и изучаются методы обеспечения эффективности работы объектов изделий устройств систем и т. В теорию надёжности вводятся показатели надёжности объектов обосновываются требования к надёжности с учётом экономических и др. факторов разрабатываются рекомендации по обеспечению заданных требований к надёжности на этапах проектирования производства хранения и эксплуатации. Количественные показатели надёжности вводят в теорию надёжности на основе...
51378. Ввод и вывод информации через параллельные порты 51.06 KB
  В ходе выполнения данной лабораторной работы я познакомился с основными особенностями параллельных портов ввода-вывода, а именно: - изучил устройство параллельного порта;