76372

Международная миграция трудовых ресурсов. Проблемы оптимального размещения трудовых ресурсов в мировой экономике

Лекция

Мировая экономика и международное право

Проблемы оптимального размещения трудовых ресурсов в мировой экономике Миграция рабочей силы переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год вызванное причинами экономического и иного характера. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы происходящую между регионами одного государства и внешнюю миграцию затрагивающую несколько стран. силы – утечка мускулов перемещение высококвалифицированной раб. силы – утечка умов Первая форма получила свое развитие еще при рабовладельческом строе...

Русский

2015-01-30

106.5 KB

1 чел.

Тема 11. Международная миграция трудовых ресурсов. Проблемы оптимального размещения трудовых ресурсов в мировой экономике


Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Иммиграция (immigration) - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция (emigration) - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Реэмиграция (re-emigration) - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Репатриация – насильственная высылка на родину нежелательных мигрантов.

Миграционное сальдо – разность эмиграции из страны и иммиграции в страну.

         Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Внешние миграции могут различаться по своему характеру, причинам, территориальному охвату, продолжительности и т.д.

Виды миграции:

  1.  вынужденная миграция (по неэкономическим причинам)
  2.  трудовая миграция (экон. причины)
  3.  безвозвратная (на ПМЖ)
  4.  временно-постоянная (на срок от 1 до 6 лет)
  5.  сезонная
  6.  маятниковая (ежедневный или еженедельный выезд на работу в соседнее государство)


Международная  миграция проявляется в двух формах:

  •  перемещение неквалифицированной и низкоквалифицированной раб. силы – «утечка мускулов»
  •  перемещение высококвалифицированной раб. силы – «утечка умов»

Первая форма получила свое развитие еще при рабовладельческом строе и продолжает существовать до сих пор. Вторая форма получила развитие во второй половине 20 века и впервые формулирована как проблема в 1961 году по поводу значительного оттока ИТР из Великобритании в США, а затем из стран Зап. Европы.

В научной экономической и социологической литературе нет единого подхода к оценке явления "утечки умов". Во многом это объясняется тем, что "утечка умов" - это комплексный процесс, относящийся к различным отраслям науки: демографии, социологии, экономике, геополитике. В России также довольно часто применяется сходный по смыслу термин "утечка мозгов".

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а также эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции высококвалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет интеллектуальную элиту, творческий потенциал, который служил основой  развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Утечка человеческого капитала из России за последние 15 лет достигла не менее 1 млн. человек. Официально зарегистрированная эмиграция на протяжении 90-х гг. колебалась в пределах 90-110 тыс. человек в год. Во второй половине 90-х годов по данным российских компаний, оказывающих услуги в этой области, поток эмигрантов был примерно такого же масштаба (до 100 тыс. человек в год). Значительная их часть, входившая в интеллектуальную элиту России, обосновалась в США, Канаде, Германии, Израиле и других странах.

Работодатели, принимающие наших ученых, заинтересованы получить не просто обладателей дипломов, а наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды. В результате из страны уезжают наиболее активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за рубежом.

Поиск талантливых ученых для работы за рубежом ведут не только университеты и фонды, но и государственные органы. Существуют специальные правительственные программы для подобных приглашений, которые нацелены не на всех желающих а на наиболее активно работающих исследователей в самом продуктивном возрасте - 30-45 лет, которые с одной стороны, уже проявившие себя как неординарные исследователи и разработчики, а с другой стороны, имеющие возрастной резерв для реализации творческих возможностей. Они составляют более 50% от всех выезжающих лиц. Кроме того, молодые люди, предполагающие возможность выезда из России для повышения образования и квалификации, часто откладывают рождение детей, что ведет, естественно, к снижению рождаемости. Учитывая, что значительная доля высококвалифицированных специалистов навсегда или на очень долгий срок остается за границей то, вполне вероятно, что родившиеся у них за границей дети не вернутся в Россию.

В России пока не существует эффективного законодательства, регулирующего отношения интеллектуальной собственности. В том числе и по этой причине за рубеж утекло немало изобретений и специалистов. Только по официальным данным, которыми располагает Министерство науки и технологий РФ, около 8 тыс. российских ученых работают более чем в 40 научных программах Пентагона и Министерства энергетики США. При этом используется российское оборудование, а также результаты интеллектуальной деятельности, полученные в предшествующие годы.
Кризис особенно болезненно ударил именно по передовой отечественной фундаментальной науке. Выезд из страны на работу за границу руководителя научной школы или несколько ее членов наносит невосполнимый ущерб самому существованию этой научной школы, причем нарушается как механизм проведения научных исследований, так и механизм воспроизводства элитных научных кадров.

Международные миграции получили свое развитие еще в древности, но значительный всплеск трудовой миграции приходится на 19-начало 20 века.

В середине XIX в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие "картофельного голода".

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. текущего столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» – устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае – чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы.. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат – статистическое ведомство ЕС, – с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство - 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
Одна из основных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах - ее экономическая выгодность. Прежде всего, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за "прозрачности" российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Министерства труда России доля легальной иностранной силы в середине 90 - х  в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х годов Россия имела около 2 млн. иммигрантов-нелегалов.

Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули в 1991-1995 гг. места своего постоянного проживания. В России по различным оценкам насчитывается от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов. Помимо иммиграции из стран ближнего зарубежья ожидается ее увеличение из Китая, Северной Кореи, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители, работники сферы обслуживания), США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические работники, преподаватели, работники сферы обслуживания и другие специалисты). По прогнозам их число должно стабилизироваться на уровне 100-150 тыс. человек в год.

В настоящее время можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран:
1.
США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и другие. Приток иммигрантов в США и Канаду к концу 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год.
2.
Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран - бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу к концу 90-х годов оцениваются на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
3.
Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие. Особую группу эмигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 2000 год из стран СНГ в Израиль выехали свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политической неопределенности и экономических трудностей, желание воссоединиться с родственниками и по религиозным мотивам.

Влияние миграции на рынок труда


Экономические эффекты трудовой миграции для страны, принимающей рабочую, силу:

  •  повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
  •  иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
  •  при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
  •  иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены;
  •  иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый ряд преимуществ. Основные из них следующие:

1. Экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.
Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

  •  налоги с прибыли фирм-посредников
  •  переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
  •  личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

По данным Международного валютного фонда средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг - 50%. Бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся, таким образом, главным источником валюты для Югославии.
По расчетам российских экономистов валютная эффективность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта.
Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для них экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.
В то же время страны-экспортеры рабочей силы сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное, это так называемая "утечка умов", отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Международная миграция рабочей силы имеет существенные и неоднозначные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочих, так для принимающей страны, где имеет место приток иммигрантов. Очевидно, что человек, решивший искать себе работу в другой стране, идет на значительный риск и должен быть готов к существенным издержкам как материального (расходы на переезд, устройство на новом месте жительства и т.д.), так и психологического плана (отрыв от привычного уклада жизни, друзей и родственников, необходимость приспосабливаться к традициям и нравам в чужой стране и т.п.). Если человек идет на эти издержки, значит, он рассчитывает на значительный выигрыш. Этот выигрыш также может носить Разный характер, поскольку иммиграция может порождаться не только экономическими причинами. Часто иммигрант стремится к приобретению политической или идеологической свободы. В ряде случаев стимулом к переезду в другую страну становится чисто психологическая "охота к перемене мест". Однако эти политические, идеологические или психологические факторы, несмотря на все их значение в жизни людей, с трудом поддаются количественной оценке. Поэтому мы будем исходить из того, что основным фактором, порождающим перемещение рабочих между странами, является Разница в уровне реальной заработной платы, и рассмотрим на этой основе чисто экономические последствия миграции рабочей силы для функционирования рынков труда.

В конце 40-х гг. П.Самуэльсон доказал теорему, известную как теорема о выравнивании цен на факторы производства, или теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона. Согласно этой теореме, при выполнении целого ряда предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары но и на факторы производства. Однако в реальной действительности в результате действия целого ряда противодействующих факторов (несовершенства конкуренции на мировом рынке, активного вмешательства государства в сферу внешнеторговых отношений и т.д.) эта теоретическая возможность не реализуется. и цены на факторы производства в разных странах существенно различаются.

Рассмотрим условный пример. Предположим, что происходит миграция рабочих из страны с более низким уровнем жизни (Мексики) в страну, где средний уровень реальной заработной платы выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем качество труда (уровень квалификации, профессиональной подготовки и т.п.) — одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением спроса и внутреннего предложения (точка А на рис. 5.2а и точка Е на рис. 5.26). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых соответственно 120 и 40 млн. человек

Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложение труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть показано сдвигом кривой предложения влево в положение Smex -Smig на рис. 5,26). При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положение Sus+Smig на рис. 5.2а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки заработной платы.

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистичным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку, как уже отмечалось, переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэтому выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть достаточным, для компенсации этих издержек.

Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих часовая ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих (44 млн. — 36 млн. на рис. 5.26) предпочли переехать в США В свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей cилы (124 млн. — 116 млн. на рис. 5.2а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабочих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрывают (область d на рис. 5.26). Однако мексиканские предприниматели несут потери, потому что растут их затраты на выплату заработной платы рабочим (область d + е +f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер Их выигрыша путем умножения количество эмигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие получают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. — 5 долл.). Но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл 9 долл , полученных в США равноценны 7 долл , полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции Поэтому выигрыш эмигрантов составит область с +/+ g (произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот выигрыш, то есть если мы будем считать, что мексиканские рабочие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражданами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США) Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери (область а на рис. 5.2а). Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут и они получают дополнительный выигрыш в размере области а+b+ с. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше проигрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное отношение общества к мигрантам, так и неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране, С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.

Начнем с самих мигрантов Переезд из одной страны в другую означает для них существенные изменения в налогообложении Физические лица платят разнообразные налоги — подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания (конечно, речь идет о легальных иммигрантах) Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т д , что существенно влияет на общий уровень его благосостояния Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, Выплаты по социальному страхованию и др

Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие — это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественный благ и к развитой системе социальных гарантий.

Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведет заметной экономии бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, Молодые люди, получающие образование, пенсионеры — это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты — это, как правило люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств) Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны.

Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов (особенно, если иммигранты приезжают вместе со своей семьей). Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную казну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые все равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным.

Государственное регулирование международной миграции

Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г, «каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства; каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (ст.13). Однако не смотря на это свободное перемещение трудовых ресурсов допускается лишь в рамках международных соглашений и правовых актов ряда стран.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика – комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников – мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженце и их социальную защиту.

Миграционная политика может развиваться в двух направлениях:

  1.  стремление стран к повышению степени открытости национальных экономик, а следовательно, к свободе перемещения трудовых ресурсов;
  2.  стремление стран к протекционизму и ограничениям в области международных миграций.

На современном этапе многие страны проводят политику протекционизма в отношении иммиграции. Протекционизм в этой области располагает набором инструментов ограничения движения трудовых ресурсов:

  •  требования к профессиональной квалификации иммигрантов (подтверждение квалификации – диплом международного образца, стаж работы  - 3-5 лет и т.д.)
    •  ограничения личного характера6 состояние здоровья, возраст (20-40 лет), соц. статус – принадлежность к нежелательным политическим партиям, националистические требования, судимость и т.д.
    •  квотирование – количественные ограничения иммигрантов, въезжающий в течение года
    •  временные ограничения – устанавливается максимальный срок пребывания в данной стране
    •  экономическое регулирование миграции, т.е. устанавливаются финансовые ограничения с целью сокращения числа иммигрантов. Кроме того, разрешение на наем  иммигрантов связано с объемами производства фирмы, объемами торговли 9товарооборотом), выплатой налогов в бюджет.
    •  географические приоритеты (предпочтения)

Трудовые миграции, особенно нелегальные приносят множество проблем стране-импортеру, поэтому страны разрабатывают различные программы по борьбе с нелегальной иммиграцией, используя при этом 2 группы методов:

  1.  экономические или цивилизованные методы:
    •  программы по оказанию материальной помощи в виде единовременных пособий лицам, которые согласны уехать из страны на родину. При этом устанавливается условие, запрещающее этим лицам повторный въезд в страну. Однако эффективность этих программ невысока.
    •  Программы профессиональной подготовки иммигрантов в соответствии с требованиями экономики стран-экспортеров.
    •  Программы экономической помощи странам массовой эмиграции (создание совместных предприятий и т.д.)
  2.  принудительные методы:
  •  высылка из страны нежелательных мигрантов
  •  наложение административных взысканий, штрафов, судебных санкций в отношении найма на работу нелегальной рабочей силы
  •  квотирование найма иностранной рабочей силы на предприятиях страны.

Категории желательных мигрантов

  1.  лица, готовые за минимальную плату выполнять любую работу
    1.  специалисты новых перспективных отраслей
      1.  представители редких профессий (ювелиры, реставраторы, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения)
      2.  специалисты с мировым именем
      3.  крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72703. Определение емкости батареи конденсаторов 754 KB
  Цель работы: Определить емкость батареи конденсаторов при их последовательном и параллельном соединении. Приборы, принадлежности и материалы: конденсаторы для соединения их в батарею, вольтметр, амперметр, реостат, источник переменного тока.
72704. Технологія створення та редагування таблиць 334 KB
  Мета: Познайомитися з технологією створення та редагування електронної таблиці. Навчитися настроювати зовнішній вигляд вікна процесора Excel. Отримати навички введення даних до таблиці, познайомитися з основними операціями роботи з найпростішими формулами.
72705. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ С ЧАСТОТНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ КАНАЛОВ 208.5 KB
  Рассчитать и построить схемы преобразования спектров в аппаратуре мультиплексирования и демультиплексирования указав границы частотных диапазонов занимаемых канальными и групповым сигналами. Разработать методику проведения и выполнить измерения помехозащищенности передаваемых...
72706. АТОМНІ ЕЛЕКТРИЧНІ СТАНЦІЇ 32.5 KB
  Особливості експлуатації АЕС обумовлені специфікою їх технологічної схеми. Однією з особливостей сучасних паротурбінних АЕС є їх робота на насиченому та слабо перегрітому парі з порівняно невисокими тисками пари перед турбіною 65 МПа.
72709. РЕЗЬБОВОЙ МИКРОМЕТР СО ВСТАВКАМИ 1.49 MB
  Комплексный метод служит для оценки годности резьбы. При этом учитываются погрешности всех параметров резьбы. Контроль резьбы калибрами прост и удобен.
72711. Микрометрический нутромер 198.5 KB
  Устройство и принцип действия прибора Микрометрический нутромер по устройству напоминает микрометр. Цена деления прибора -– 001 мм. Настройка прибора на конкретное измерение выполняется путём подбора подходящих удлинителей отсчёт производится п шкалам барабана и стебля.