76375

Мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле

Лекция

Мировая экономика и международное право

В зависимости от уровня конкретной цены на конкретный товар зависит решение тех или иных проблем возникающих у продавца: возмещение понесенных издержек производства и обращения товара доходность производства данного товара и его реализации появление новых стимулов для расширения внешнеэкономических связей или их свертывания. Цены в международной торговле как и внутри страны зависят от конкретной рыночной ситуации соотношения спроса и предложения но здесь оказывает влияние более широкий круг участников влияющих на конъюнктуру и...

Русский

2015-01-30

64.5 KB

14 чел.

Тема  3. Мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле

Развитие МРТ закладывает основы формирования и динамичного развития мирового рынка.

Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего, ведущих государств взаимосвязи которых постепенно выходили за национально-государственные рамки и развивались в системе МЭО.

В теории  и на практике используются различные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынки.

Внутренний рынок - сфера экономического общения (обмена) в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны.

Национальный рынок - это весь рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом, импортом товаров и услуг)

Международный рынок – часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками и ориентирована на иностранных покупателей и продавцов

Мировой рынок - совокупность рынков всех стран. Сфера товарно-денежных отношений между странами, основанная на МРТ.

Основные черты мирового рынка:

  •  в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;
  •  мировой рынок находит свое проявление в межгосдураственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения;
  •  мировой рынок в большей степени оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее эффективные сферы и отрасли рынка;
  •  мировой рынок выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества, не выдерживающие жестких требований международной конкуренции.

В связи с этим в мировой торговле различают понятия торгуемых товаров, которые реализуются на зарубежных рынках и неторгуемых товаров, которые реализуются в той же стране, где они произведены.

Стандартизированной промышленной классификацией ООН выделяется 9 групп товаров, из них торгуемые составляют 3 группы, а неторгуемые 6 групп.

Торгуемые товары:

  1.  продукция сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства
  2.  продукция добывающей промышленности
  3.  продукция обрабатывающей промышленности

Неторгуемые товары:

1. коммунальные услуги и строительство

  1.  оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы

транспортировка и хранение, связь, финансовое посредничество

оборона и обязательные социальные услуги

образование, здравоохранение и общественные работы

прочие коммунальные, социальные и личные услуги

Участие страны в мировом рынке в значительной мере зависит от того насколько располагает она торгуемыми товарами, хотя среди названных групп товаров есть исключения, т.к. некоторые неторгуемые товары все в большей мере становятся торгуемыми.

Одной из основных характеристик мирового рынка является конъюнктура.

В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих)

Различают уровни конъюнктуры:

  1.  общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве, регионе, экономике стран)
  2.  конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру
  3.  конъюнктуру рынков отдельных товаров

На практике эти уровни между собой взаимосвязаны, что необходимо учитывать.

С точки зрения временных критериев выделяют:

  •  текущую конъюнктуру
  •  кратко- и среднесрочную
  •  долгосрочную. Которые также взаимосвязаны.

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием совокупности факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др)

Эти факторы подразделяются на:

-постоянные и переменные

-циклические и нециклические

-стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его

-по срокам действия - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

При разработке прогнозов конъюнктуры мирового рынка выделяются и анализируются прежде всего те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры- конъюнктурообразующие симптомы

Конъюнктурные колебания в значительной степени  зависят от циклического характера развития экономики. При этом действуют как длинные циклы (волны) (основу которых составляют крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), продолжительностью 25-30 лет, пока не будут исчерпаны преимущества данного товара. Такие циклы отчетливо просматриваются в мировой промышленности (обновление оборудования, потребительских товаров) (цикл жизни продукта)

К циклическим факторам можно отнести сезонность производства (сельское хозяйство, сезонность одежды, обуви и др)

В реальности практика изменения конъюнктуры более динамична, чем цикличность экономического развития, так как помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы.

К постоянно действующим нециклическим факторам относят:

  •  регулирование конъюнктуры крупнейшими монополистическими объединениями, транснациональными корпорациями;
  •  государственное регулирование экономики
  •  симбиоз первых двух факторов -государственно-монополистическое регулирование
  •  политические факторы, оказывающие и позитивное и негативное влияние.

В целом количество и сила разных факторов постоянно меняются в зависимости от особенностей рынка. Один и тот фактор может по-разному влиять на различные сектора рынка. В связи с этим конъюнктура мирового рынка должна исследоваться непрерывно, сочетая исследования кратко-средне-долгосрочной конъюнктуры с прогнозированием. Это могут быть кабинетные исследования, исследования на месте, пробных продаж.

Методы прогнозирования:

  1.  Экстраполяция - в основе которой лежит предположение, что динамика условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций;
  2.  Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов (недостаток-субъективность)
  3.  Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий.

Ценность прогнозов в том, что они показывают возможные варианты развития событий и часто содержат рекомендации по предотвращению негативных сценариев развития.

Для достижения точности и достоверности прогнозов конъюнктуры при их проведении охватывается максимальное число разных параметров. На современном этапе используют показатели ВВП, динамики и структуры промышленного производства, уровня загрузки и производственных мощностей, их износа, динамики и структуры инвестиций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и др.

На конъюнктуру мирового рынка может оказывать влияние стратегия отдельных стран, которые могут воздействовать на нее, поддерживать ее в выгодном для себя направлении. Особое значение приобретает экспортная политика стран:

  •  активная рекламная политика
  •  формирование и поддержание в мире высокого общественного мнения о компании, ее имидже в целом
  •  активная политика по продвижению товара, воздействие на торговых посредников
  •  постоянный контроль за потенциалом конкурентов и негативное конъюнктурное воздействие на них.

Для большинства отечественных экспортеров изучение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, рынков отдельных товаров позволяет решить ряд практических задач:

  •  оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг
  •  решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров(импортеров) и фирм -контрагентов
  •  выбрать благоприятный момент для выхода на данный рынок или ухода с него
  •  сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке
  •  выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых контрактов
  •  корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры.

Изменения в конъюнктуре мировых товарных рынков отражаются  на изменении цен на конкретные товары.

Цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель.

Реальная цена, как известно является точкой пересечения кривых спроса и предложения.

В зависимости от уровня конкретной цены на конкретный товар зависит решение тех или иных проблем, возникающих у продавца:

  •  возмещение понесенных издержек производства и обращения товара
  •  доходность производства данного товара и его реализации
  •  появление новых стимулов для расширения внешнеэкономических связей или их свертывания.

Цены в международной торговле, как и внутри страны зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), но здесь оказывает влияние более широкий круг участников, влияющих на конъюнктуру и следовательно на уровень цен.

Основные ценообразующие факторы в международной торговле:

-общеэкономические

-конкретно-экономические

-специфические

-специальные

-внеэкономические

Общеэкономические факторы - действуют независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены ( кризис, депрессия, оживление, подъем в экономике, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения, динамика инфляции).

Конкретно-экономические факторы - определяются особенностями данной конкретной продукции (товара), условиями ее производства и реализации (соотношение спроса и предложения на данный товар, изменения в издержках производства и обращения данного товара, налоги и различные сборы на данную продукцию, изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность)

Специфические - действуют только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров (сезонность в производстве и реализации, обязательная комплектность поставок отдельных товаров, гарантии и условия послепродажного обслуживания и др)

Специальные - связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов (формы деятельности государства в области внешних связей)

Внеэкономические - политические, военные, социальные факторы, оказывающие непосредственное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли (сахар Кубы в СССР, война в Персидском заливе и цены на нефть)

Перечисленные факторы действуют по разному в зависимости от специфики рынка и товаров, положения на мировом рынке продавцов и покупателей.

В международной торговле как и внутри стран можно выделить рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где цену диктует покупатель). Однако это только крайние полюса в рыночной экономике. На практике положение на мировом рынке постоянно меняется (по большинству товаров), поэтому чаще наступает промежуточная ситуация - активно воздействуют на цены и продавцы и покупатели. НТП постоянно влияет на мировой рынок через производство (предложение товаров) и изменения потребностей (влияет на динамику и структуру спроса).

Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. Выделяют следующие типы рынков:

  •  рынок совершенной (свободной) конкуренции
  •  рынок «чистой» монополии
  •  рынок монополистической конкуренции
  •  олигопольный рынок

Рынок совершенной конкуренции отличается большим количеством продавцов и покупателей, конкурирующих между собой, относительной однородностью продукции. В процессе конкуренции происходит утряска цен и они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры как правило идут на скидки в цене в размере 3-5%, выигрывая на расширении объемов продаж.

На рынке чистой монополии господствует один поставщик товара, который является монополистом, диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая их уровень и объемы продаж  товара. На практике продавец-монополист вынужден исходит не из максимальной цены, а из оптимальной с учетом ценообразующих факторов (рынок алмазов, компания Де Бирс), подобных примеров мало.

Рынок монополистической конкуренции предполагает существование нескольких фирм-монополистов.

Мировые цены - цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Основные характеристики мировых цен:

  •  устанавливаются в свободно конвертируемой валюте
  •  это цены на товары ведущих производителей и поставщиков, имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих свое ведущее положение на данных товарных рынках (сохраняющих)
  •  на рынках топливно-сырьевых товаров это цены в регионах мира где сосредоточено их производство и торговля (цены базисных рынков)

Мировые цены на нефть - это официальные продажные цены стран ОПЕК - базисная цена - цена на легкую аравийскую нефть ФОБ (свободно на борту)

Мировые  цены на нефтепродукты - цены основных товарных рынков Карибского моря, в Западной Европе ФОБ Роттердам (Нидерланды) ФОБ и СИФ(стоимость перевозки, страхования и фрахт) Амстердам, Роттердам, Антверпен (Бельгия)

Цены на уголь - цены крупнейших экспортеров США и Австралии и импортеров Японии и Западной Европы (СИФ Амстердам, Роттердам Антверпен)

Цены на медь, свинец, цинк определяют котировки Лондонской биржи

Виды цен:

  1.  Контрактные цены - цены, согласованные между продавцами и покупателями в ходе переговоров. Сохраняются на протяжении действия контракта, если они не пересматриваются дополнительно. Подразделяются на:
  •  твердая фиксированная цена (устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до его исполнения)
  •  твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки - связана с оговариванием условий корректировки цен в контракте (изменение цен на сырье и материалы)
  •  цена с последующей фиксацией- в контракте устанавливаются принципы определения цен, источники ценовой информации и дата на которую цена фиксируется (если на рынке ожидается повышение цен такой вид целесообразен и для долгосрочных контрактов
  •  скользящая цена - согласовывается между продавцом и покупателем определенная формула с базовой ценой (твердая фиксированная цена) и соотношением долей основных видов издержек производства товара (сложные, уникальные товары, имеющие продолжительный цикл изготовления)
  •  смешанная цена - комбинированный вариант цены, когда одна ее часть фиксированная, другая скользящая. Они являются коммерческой тайной и не публикуются. На практике в ограниченном круге - известны

При заключении внешнеторговых контрактов известны многие виды скидок:

  •  количественные (в зависимости от величины, серийность поставок)
  •  бонусные (предоставляются крупным оптовым покупателям, постоянным клиентам)
  •  сконто (предоставляются покупателям за наличные деньги)
  •  дилерские (оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам
  •  временные (сезонные)
  •  специальные (фирмам с длительными связями)
  •  закрытые ( в рамках внутрифирменных поставок)

Подвидом контрактных цен являются трансфертные цены - по которым реализуются товары в рамках транснациональных компаний

  1.  Справочные цены - цены продавца публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях по каналам компьютерной информации

Биржевые цены - цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах (сырье и полуфабрикаты)

Цены аукционов - в результате торгов на аукционе (пушнина, чай, цветы, предметы искусства)

Статистические цены или цены статистики внешней торговли - усредненные цены, публикуемые в национальных и международных справочниках, характеризуют динамику цен, их тенденции в международной торговле, ориентир внешнеторговых сделок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63409. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЛИЧНЫХ СУБД 739 KB
  За почти пятидесятилетнюю историю развития БД были созданы сотни различных программных продуктов, которые обеспечивали управление данными. Это были разработки как ведущих разработчиков программных средств (MS, IBM, Oracle, др.), так и программные средства некоторых организаций в России и за рубежом.
63410. Понятие экономической системы. Типы экономических систем. Историческая классификация экономических систем. Натуральное хозяйство, основные этапы его развития. Недостатки натурального хозяйства 74.5 KB
  Модели смешанной экономики. Модели организации экономики отличаются между собой по степени свободы принятия решений и участия рыночных отношений в процессе перераспределения имеющихся ресурсов. В рамках каждого типа экономической системы существуют свои национальные модели.
63411. Управление режимами работы добывающих и нагнетательных скважин при заводнении 614 KB
  Режимы работы скважин определяют скорость вытеснения нефти или депрессию давления в пласте градиенты давления в пласте. Оценка добывных возможностей скважин при заводнении При заводнении пласта закачиваемыми водами происходит снижение коэффициента продуктивности скважины.
63412. ВЫБОР СУБД 404 KB
  Оптимизацию этих расходов можно произвести через правильный выбор СУБД. Выбор СУБД представляет собой сложную многопараметрическую задачу и является одним из важных этапов при создании БД.
63414. Мультиплексирование по времени 162.82 KB
  Принцип временного объединения каналов удобно пояснить с помощью коммутаторов в виде синхронно вращающихся распределителей на передающей и приемной стороне рисунок...
63417. Рынок. Основные проблемы и цели рыночной организации. Функции рынка. Виды рынка 95 KB
  Первоначально рынок рассматривался как базар место рыночной торговли рыночная площадь. Это объясняется тем что появился рынок в период разложения первобытно-общинного общества когда устанавливается более или менее регулярный обмен между общинами.