76375

Мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле

Лекция

Мировая экономика и международное право

В зависимости от уровня конкретной цены на конкретный товар зависит решение тех или иных проблем возникающих у продавца: возмещение понесенных издержек производства и обращения товара доходность производства данного товара и его реализации появление новых стимулов для расширения внешнеэкономических связей или их свертывания. Цены в международной торговле как и внутри страны зависят от конкретной рыночной ситуации соотношения спроса и предложения но здесь оказывает влияние более широкий круг участников влияющих на конъюнктуру и...

Русский

2015-01-30

64.5 KB

10 чел.

Тема  3. Мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле

Развитие МРТ закладывает основы формирования и динамичного развития мирового рынка.

Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего, ведущих государств взаимосвязи которых постепенно выходили за национально-государственные рамки и развивались в системе МЭО.

В теории  и на практике используются различные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынки.

Внутренний рынок - сфера экономического общения (обмена) в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны.

Национальный рынок - это весь рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом, импортом товаров и услуг)

Международный рынок – часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками и ориентирована на иностранных покупателей и продавцов

Мировой рынок - совокупность рынков всех стран. Сфера товарно-денежных отношений между странами, основанная на МРТ.

Основные черты мирового рынка:

  •  в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;
  •  мировой рынок находит свое проявление в межгосдураственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения;
  •  мировой рынок в большей степени оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее эффективные сферы и отрасли рынка;
  •  мировой рынок выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества, не выдерживающие жестких требований международной конкуренции.

В связи с этим в мировой торговле различают понятия торгуемых товаров, которые реализуются на зарубежных рынках и неторгуемых товаров, которые реализуются в той же стране, где они произведены.

Стандартизированной промышленной классификацией ООН выделяется 9 групп товаров, из них торгуемые составляют 3 группы, а неторгуемые 6 групп.

Торгуемые товары:

  1.  продукция сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства
  2.  продукция добывающей промышленности
  3.  продукция обрабатывающей промышленности

Неторгуемые товары:

1. коммунальные услуги и строительство

  1.  оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы

транспортировка и хранение, связь, финансовое посредничество

оборона и обязательные социальные услуги

образование, здравоохранение и общественные работы

прочие коммунальные, социальные и личные услуги

Участие страны в мировом рынке в значительной мере зависит от того насколько располагает она торгуемыми товарами, хотя среди названных групп товаров есть исключения, т.к. некоторые неторгуемые товары все в большей мере становятся торгуемыми.

Одной из основных характеристик мирового рынка является конъюнктура.

В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих)

Различают уровни конъюнктуры:

  1.  общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве, регионе, экономике стран)
  2.  конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру
  3.  конъюнктуру рынков отдельных товаров

На практике эти уровни между собой взаимосвязаны, что необходимо учитывать.

С точки зрения временных критериев выделяют:

  •  текущую конъюнктуру
  •  кратко- и среднесрочную
  •  долгосрочную. Которые также взаимосвязаны.

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием совокупности факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др)

Эти факторы подразделяются на:

-постоянные и переменные

-циклические и нециклические

-стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его

-по срокам действия - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

При разработке прогнозов конъюнктуры мирового рынка выделяются и анализируются прежде всего те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры- конъюнктурообразующие симптомы

Конъюнктурные колебания в значительной степени  зависят от циклического характера развития экономики. При этом действуют как длинные циклы (волны) (основу которых составляют крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), продолжительностью 25-30 лет, пока не будут исчерпаны преимущества данного товара. Такие циклы отчетливо просматриваются в мировой промышленности (обновление оборудования, потребительских товаров) (цикл жизни продукта)

К циклическим факторам можно отнести сезонность производства (сельское хозяйство, сезонность одежды, обуви и др)

В реальности практика изменения конъюнктуры более динамична, чем цикличность экономического развития, так как помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы.

К постоянно действующим нециклическим факторам относят:

  •  регулирование конъюнктуры крупнейшими монополистическими объединениями, транснациональными корпорациями;
  •  государственное регулирование экономики
  •  симбиоз первых двух факторов -государственно-монополистическое регулирование
  •  политические факторы, оказывающие и позитивное и негативное влияние.

В целом количество и сила разных факторов постоянно меняются в зависимости от особенностей рынка. Один и тот фактор может по-разному влиять на различные сектора рынка. В связи с этим конъюнктура мирового рынка должна исследоваться непрерывно, сочетая исследования кратко-средне-долгосрочной конъюнктуры с прогнозированием. Это могут быть кабинетные исследования, исследования на месте, пробных продаж.

Методы прогнозирования:

  1.  Экстраполяция - в основе которой лежит предположение, что динамика условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций;
  2.  Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов (недостаток-субъективность)
  3.  Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий.

Ценность прогнозов в том, что они показывают возможные варианты развития событий и часто содержат рекомендации по предотвращению негативных сценариев развития.

Для достижения точности и достоверности прогнозов конъюнктуры при их проведении охватывается максимальное число разных параметров. На современном этапе используют показатели ВВП, динамики и структуры промышленного производства, уровня загрузки и производственных мощностей, их износа, динамики и структуры инвестиций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и др.

На конъюнктуру мирового рынка может оказывать влияние стратегия отдельных стран, которые могут воздействовать на нее, поддерживать ее в выгодном для себя направлении. Особое значение приобретает экспортная политика стран:

  •  активная рекламная политика
  •  формирование и поддержание в мире высокого общественного мнения о компании, ее имидже в целом
  •  активная политика по продвижению товара, воздействие на торговых посредников
  •  постоянный контроль за потенциалом конкурентов и негативное конъюнктурное воздействие на них.

Для большинства отечественных экспортеров изучение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, рынков отдельных товаров позволяет решить ряд практических задач:

  •  оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг
  •  решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров(импортеров) и фирм -контрагентов
  •  выбрать благоприятный момент для выхода на данный рынок или ухода с него
  •  сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке
  •  выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых контрактов
  •  корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры.

Изменения в конъюнктуре мировых товарных рынков отражаются  на изменении цен на конкретные товары.

Цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель.

Реальная цена, как известно является точкой пересечения кривых спроса и предложения.

В зависимости от уровня конкретной цены на конкретный товар зависит решение тех или иных проблем, возникающих у продавца:

  •  возмещение понесенных издержек производства и обращения товара
  •  доходность производства данного товара и его реализации
  •  появление новых стимулов для расширения внешнеэкономических связей или их свертывания.

Цены в международной торговле, как и внутри страны зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), но здесь оказывает влияние более широкий круг участников, влияющих на конъюнктуру и следовательно на уровень цен.

Основные ценообразующие факторы в международной торговле:

-общеэкономические

-конкретно-экономические

-специфические

-специальные

-внеэкономические

Общеэкономические факторы - действуют независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены ( кризис, депрессия, оживление, подъем в экономике, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения, динамика инфляции).

Конкретно-экономические факторы - определяются особенностями данной конкретной продукции (товара), условиями ее производства и реализации (соотношение спроса и предложения на данный товар, изменения в издержках производства и обращения данного товара, налоги и различные сборы на данную продукцию, изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность)

Специфические - действуют только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров (сезонность в производстве и реализации, обязательная комплектность поставок отдельных товаров, гарантии и условия послепродажного обслуживания и др)

Специальные - связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов (формы деятельности государства в области внешних связей)

Внеэкономические - политические, военные, социальные факторы, оказывающие непосредственное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли (сахар Кубы в СССР, война в Персидском заливе и цены на нефть)

Перечисленные факторы действуют по разному в зависимости от специфики рынка и товаров, положения на мировом рынке продавцов и покупателей.

В международной торговле как и внутри стран можно выделить рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где цену диктует покупатель). Однако это только крайние полюса в рыночной экономике. На практике положение на мировом рынке постоянно меняется (по большинству товаров), поэтому чаще наступает промежуточная ситуация - активно воздействуют на цены и продавцы и покупатели. НТП постоянно влияет на мировой рынок через производство (предложение товаров) и изменения потребностей (влияет на динамику и структуру спроса).

Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. Выделяют следующие типы рынков:

  •  рынок совершенной (свободной) конкуренции
  •  рынок «чистой» монополии
  •  рынок монополистической конкуренции
  •  олигопольный рынок

Рынок совершенной конкуренции отличается большим количеством продавцов и покупателей, конкурирующих между собой, относительной однородностью продукции. В процессе конкуренции происходит утряска цен и они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры как правило идут на скидки в цене в размере 3-5%, выигрывая на расширении объемов продаж.

На рынке чистой монополии господствует один поставщик товара, который является монополистом, диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая их уровень и объемы продаж  товара. На практике продавец-монополист вынужден исходит не из максимальной цены, а из оптимальной с учетом ценообразующих факторов (рынок алмазов, компания Де Бирс), подобных примеров мало.

Рынок монополистической конкуренции предполагает существование нескольких фирм-монополистов.

Мировые цены - цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Основные характеристики мировых цен:

  •  устанавливаются в свободно конвертируемой валюте
  •  это цены на товары ведущих производителей и поставщиков, имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих свое ведущее положение на данных товарных рынках (сохраняющих)
  •  на рынках топливно-сырьевых товаров это цены в регионах мира где сосредоточено их производство и торговля (цены базисных рынков)

Мировые цены на нефть - это официальные продажные цены стран ОПЕК - базисная цена - цена на легкую аравийскую нефть ФОБ (свободно на борту)

Мировые  цены на нефтепродукты - цены основных товарных рынков Карибского моря, в Западной Европе ФОБ Роттердам (Нидерланды) ФОБ и СИФ(стоимость перевозки, страхования и фрахт) Амстердам, Роттердам, Антверпен (Бельгия)

Цены на уголь - цены крупнейших экспортеров США и Австралии и импортеров Японии и Западной Европы (СИФ Амстердам, Роттердам Антверпен)

Цены на медь, свинец, цинк определяют котировки Лондонской биржи

Виды цен:

  1.  Контрактные цены - цены, согласованные между продавцами и покупателями в ходе переговоров. Сохраняются на протяжении действия контракта, если они не пересматриваются дополнительно. Подразделяются на:
  •  твердая фиксированная цена (устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до его исполнения)
  •  твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки - связана с оговариванием условий корректировки цен в контракте (изменение цен на сырье и материалы)
  •  цена с последующей фиксацией- в контракте устанавливаются принципы определения цен, источники ценовой информации и дата на которую цена фиксируется (если на рынке ожидается повышение цен такой вид целесообразен и для долгосрочных контрактов
  •  скользящая цена - согласовывается между продавцом и покупателем определенная формула с базовой ценой (твердая фиксированная цена) и соотношением долей основных видов издержек производства товара (сложные, уникальные товары, имеющие продолжительный цикл изготовления)
  •  смешанная цена - комбинированный вариант цены, когда одна ее часть фиксированная, другая скользящая. Они являются коммерческой тайной и не публикуются. На практике в ограниченном круге - известны

При заключении внешнеторговых контрактов известны многие виды скидок:

  •  количественные (в зависимости от величины, серийность поставок)
  •  бонусные (предоставляются крупным оптовым покупателям, постоянным клиентам)
  •  сконто (предоставляются покупателям за наличные деньги)
  •  дилерские (оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам
  •  временные (сезонные)
  •  специальные (фирмам с длительными связями)
  •  закрытые ( в рамках внутрифирменных поставок)

Подвидом контрактных цен являются трансфертные цены - по которым реализуются товары в рамках транснациональных компаний

  1.  Справочные цены - цены продавца публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях по каналам компьютерной информации

Биржевые цены - цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах (сырье и полуфабрикаты)

Цены аукционов - в результате торгов на аукционе (пушнина, чай, цветы, предметы искусства)

Статистические цены или цены статистики внешней торговли - усредненные цены, публикуемые в национальных и международных справочниках, характеризуют динамику цен, их тенденции в международной торговле, ориентир внешнеторговых сделок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61583. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин 518 KB
  Ход урока: Организационный этап 2 минуты Учитель: Здравствуйте. Проверка домашнего задания повторение ранее изученного материала 16 минут Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Учитель: Верно.
61584. My family and I 141.03 KB
  Развивающие: продолжить развитие памяти, речевых умений, языковой догадки Воспитательные: развитие умений работать самостоятельно и в группе; воспитание уважительного отношения к старшим; формирование семейных ценностей у учащихся.
61585. Зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста 1.02 MB
  Выявить уровень развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать программу по развитию зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста.
61586. Полиграфическое искусство 25.56 KB
  Задачи: Обучающие: изучить полиграфическое дело познакомиться с такими понятиями как фирменный стиль полиграфия и подобное рассмотреть элементы рукописных книг познакомится с историей их изготовления познакомится с понятием единый стиль...
61587. Портрет мамы 19.68 KB
  Материалы для учителя: репродукции портретов наглядные пособия портрет лист бумаги формата А3 гуашь клей салфетки мольберт репродукции с портретами матерей известных художников...
61588. Экзотические птицы в витражной технике 17.82 KB
  Как вы все уже знаете тема нашей смены в лагере называется 438 попугаев. Каждому отряду присвоены имена различных видов попугаев. Затем мы вырежем всех нарисованных попугаев...
61589. Троекуров и Дубровский 20.23 KB
  Цели урока: Личностные: развитие представлений детей о нравственных и социальных проблемах, таких как верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость.
61590. Композиция с применением различных фактур. Зимний пейзаж 19.18 KB
  Цель урока: выполнить зимний пейзаж с применением разных материалов Задачи обучающие; изучить приемы работы с различными материалами познакомиться с понятием фактура развивающие...