76377

Формирование мирового хозяйства и МРТ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Финикийские и греческие торговцы не только торговали по всему Средиземноморью собственными и приобретенными в других странах товарами но и оказывали услуги перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров. Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира где еще в глубокой древности зародилось ядро МХ. Экономика различных стран становилась более открытой: в 1913 экспорт европейских стран составлял 14 их ВВП против 55 в 1830г. Тогда впервые возникла мировая система мирохозяйственных...

Русский

2015-01-30

78.5 KB

2 чел.

Тема 2. Формирование мирового хозяйства и МРТ

  1.  Основные этапы формирования современного мирового хозяйства
  2.  Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства.

Формирование мирового хозяйства (МХ) охватывает всю историю человечества. Ряд исследователей считают, что еще в Древнем Риме, в Римской империи начала складываться система всемирного хозяйства. Другие полагают, что начало развитию мирового хозяйства, положили великие географические открытия 15-16 веков. Однако большинство исследователей сходятся в том, что хотя оно и начало складываться очень давно, окончательно сформировалось около ста лет тому назад.

Обобщив большинство существующих точек зрения, можно выделить четыре этапа формирования мирового хозяйства:

Первый этап возник на доиндустриальной стадии производства. В это время зарождается торговый обмен, первыми объектами которого стали излишки зерна, мяса и других благ, образовавшиеся у соседних племен, отдельных семей и лиц.

Со временем товарное производство создавало все возрастающую массу продукции, которая поступала в регулярный обмен между разными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля.

Жители первого в мире государства – Египта – ещё 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами.

Финикийские и греческие торговцы не только торговали по всему Средиземноморью собственными и приобретенными в других странах товарами, но и оказывали услуги, перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров.

Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро МХ. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира – вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания и, наконец, труднодоступные районы Тропической Африки и Восточной Азии.

Следующий этап возник в индустриальную стадию производства. Расширению МХ способствуют великие географические открытия. Быстрое развитие мореплавания привело к расширению международной торговли пряностями, драгоценными металлами и изделиями из них, а также «живым товаром» - рабами. Кроме того, значительную роль играет развитие рыночных отношений, сферы транспорта и крупного машинного производства. Внешняя торговля стала неотъемлемой составляющей практически каждой национальной экономики.

Быстро богатевшие европейские купцы нового времени стремились к новым рынкам и новым источникам капитала. Жажда золота, новых земель, заморских товаров стимулировала одно из величайших предприятий человечества – волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Экспедиции Колумба, Васко да Гаммы, Магелана, Ермака раздвинули пределы тогдашнего мирового рынка во много раз, присоединив к нему огромные новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в 19 веке вначале в З. Европе, а затем в Сев. Америке, России и Японии.

Постепенно складывались национальные рынки, и в то же время крупная промышленность все в большей степени нуждалась в международных рынках. Быстрыми темпами развивалась внешняя торговля. Объем мирового экспорта за 1720-1820 гг. увеличился в 2,4 раза.

В 19 веке международная торговля  развивалась еще более высокими темпами. С 1830 по 1913 г. объем мирового товарообмена вырос в 20 раз; в 1913 г. международная торговля достигла 33% всемирного производства, а в 1800 она составляла только 3%. В течение всего 19 века торговля росла более быстрыми темпами, чем производство. Экономика различных стран становилась более открытой: в 1913- экспорт европейских стран составлял 14% их ВВП против 5,5% в 1830г. и 2-3% в 18 веке; общий объем мировой торговли оценивался в 800 млн. фунтов стерлингов в 1850г. и в 8 млрд. долл. в 1913г.

Вместе с тем изменился характер международной торговли. Если в Средние века процветала торговля специями и пряностями, то в 18 и особенно в 19 веке доминировал обмен сырьевыми товарами, а в конце 19 века уже наблюдается переход к обмену промышленными товарами.

В результате к концу 19 века сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т.е. совокупность национальных рынков товаров и услуг.

Третий этап образования глобальной экономики наступил на рубеже 19-20 вв. Тогда впервые возникла мировая система мирохозяйственных связей, для которой характерен ряд особых признаков:

  1.  экономический раздел мира
  2.  территориальный раздел мира
  3.  новая роль колоний

Окрепшему капиталу западных стран стало тесно в рамках внутреннего рынка. В погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны. Усилившийся вывоз капитала и широкий международный обмен привели к формированию международных монополий. Они поделили между собой мировые рынки сбыта, источники сырья и области приложения капитала экономически (посредством договоров, аренды и т.п.) Раздел мирового экономического пространства создал для крупного капитала возможность извлекать монополистическую сверхприбыль на территориях все большего количества стран.

У финансового капитала ведущих держав возникло стремление прочно закрепить за собой территории других стран путем установления над ними политико-административного господства. В результате этого в конце 19-нач.20в. резко усилилась колонизация ранее свободных народов.

Как известно, это привело к завершению территориального раздела мира великими державами, которые захватили свыше 25 млн. км2 территории, а численность населения колоний возросла на четверть миллиарда человек и составила 570 млн.

В сложившейся в начале 20 в. мировой системе хозяйства существовало множество социально-экономических противоречий, которые делали её неустойчивой и вели в конечном счете к разрушению. Например,  конфликты между главными капиталистическими странами  привели к мировым войнам – борьбе за территориальный передел мира. Противоречия между колониями и метрополиями породили национально-освободительное движение, которое разрушило колониальную систему.

Современный этап  развития мирового хозяйства наступил с 60-х годов 20в., когда большинство колониальных стран освободились от политической зависимости.

После того как мировое хозяйство сложилось на рубеже 19-20 вв., оно претерпело значительные изменения, пройдя через ряд периодов.

Первый период – это 20-30-е гг. XXв., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства.

Так, в 1917г. из мирохозяйственных связей выпала Россия, которой западные страны объявили экономическую блокаду, что привело к разрушению мирохозяйственных связей. Кризис МХ сопровождался нарастающей неустойчивостью экономических связей, вызванной первой мировой войной. Работа национальных экономик на военные действия, физическое уничтожение огромных производственных и человеческих ресурсов в ходе войны, экономическое разграбление захваченных территорий  - все это привело к нарушению прежних хозяйственных связей.

Великая депрессия конца 20-х – начала 30-х гг. обусловила тенденции в автаркии, росту протекционизма, привела к снижению роли экспорта товаров и капитала в МХ, усилила значение национальных сфер производства и сбыта. Экспортная квота ведущих стран в их ВВП в 30-е гг. была в 1,5-2 раза ниже по сравнению с 20-ми гг. например, в США за 1913-1938гг. она сократилась с 6,1 до 3,6%, в Дании – с 29,1 до 21,3%. Мировой ВВП в период с 1913 по 1929 год возрос лишь в 1,1 раза.

Второй период – конец 40-х –80-е годы XX столетия.

Характерные черты:

  1.  ломка социальной структуры хозяйства

После Второй мировой войны происходит ломка социальной структуры хозяйства в связи с образованием мирового социалистического хозяйства, что привело к сужению сферы прежде единого МХ, но не разрушило систему мирового рынка.

  1.  интенсивного роста вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике.

Этот период развития современного МХ протекал в условиях интенсивного роста вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике. Важным элементом в производственных связях стали ТНК, являющиеся носителями единичного разделения труда. ТНК сформировали интернациональные производственные комплексы, включающие создание продукта, него реализацию, расчеты, кредитование.

  1.  возрастающая роль ТНК
  2.  крах колониальной системы и формирование группы РС

Кроме того, в условиях противостояния двух социальных систем произошло укрепление взаимосвязи между несоциалистическими странами. Например, в послевоенные годы страны Западной Европы получали экономическую поддержку от США, объявивших в 1947 г. о плане восстановления З.Европы (план Маршала), в соответствии с которым западноевропейским странам была выделена материальная и финансовая помощь. В дальнейшем, после завершения плана маршала (1951г.) по мере распада колониальных империй, программы помощи были переориентированы на РС в интересах сохранения их в системе взаимоотношений стран с рыночной экономикой.

Состоявшийся в середине 60-х гг. развал колониальной системы привел к появлению большой группы стран РС, которые до сих пор занимают особое место в МХ. Прежние отношения колониальной зависимости сменились связями иного типа: отношения «Север-Юг». Немалую роль в формировании новых отношений сыграл  вывоз частного предпринимательского капитала из ПРС в РС.

5. сближение уровней развития США и других ПРС

Важной чертой этого этапа развития МХ стало проявившееся в 50-80-е годы сближение уровней  развития США и других ПРС - Японии, стран Западной и Восточной Европы. Однако каждая отдельная страна не смогла достаточно близко подойти к уровню развития американской экономики. Вместе с тем общемировое экономическое доминирование США стало перерождаться в многополюсную систему. Это проявилось в формировании трех центров соперничества: США-Япония-З.Европа.

Кризисная полоса в мировой экономике в 70-80-ех годах не сопровождалась тенденцией к экономической автаркии, как это было в 20-30-е годы. Наоборот, внешнеэкономические связи имели устойчивую тенденцию к расширению и углублению. Так, экспортная квота ПРС за 60-е - первую половину 80-х годов не только не уменьшилась, но даже возросла с 11 до 21%, а развивающихся стран - с 18 до 26%.

Последнее десятилетие XX в. можно считать началом нового (третьего) периода в развитии мирового хозяйства.

Происходят изменения в социальной структуре хозяйства:

  •  развал социалистической системы
  •  распад СССР

В результате большинство стран развиваются на принципах рыночной экономики, что усиливает процессы интеграции, интернационализации, специализации стран Государства стремятся к единению и сотрудничеству. Происходит глобализация МХ.

Крупные сдвиги в развитии мирового производства произошли за вторую половину XX в. В этот период мировое производство возросло более чем в 6,5 раза, производство продукции обрабатывающей продукции - в 9 раз, а объём внешней торговли - в 31 раз.

Таким образом, МХ в процессе своего становления претерпело достаточно серьезные изменения и в настоящее время представляет собой сложную экономическую систему, основу которой составляют взаимосвязанные и динамично развивающиеся международное производство, мировые рынки факторов производства (в первую очередь капитала и рабочей силы), мировое научно-техническое и информационное пространство.

В основе развития мирового хозяйства лежит международное разделение труда (МРТ), которое в последние годы развивается ускоренными темпами.

МРТ – это  устойчивое производство определенных товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок и проявляется в обособлении отдельных видов трудовой деятельности.

Причины МРТ (основные факторы, влияющие на развитие МРТ):

  1.  Природно-географические различия стран (природно-климатические условия, обеспеченность природными ресурсами, численность населения, особенности экономико-географического положения и т.д.)

Первоначально этот фактор играл решающую роль при определении специализации страны и ее места в МРТ.

  1.  Технический прогресс (состояние производительных сил, уровень развития науки и техники, направленность промышленного производства и т.д.)
  2.  Социально-экономические условия развития стран (особенности исторического развития, уровень социально-экономического развития, национальные традиции, социальная направленность экономики и т.д.)
  3.  Политические условия и взаимоотношения между странами. Политическая направленность мер межгосударственных объединений и организаций (ЕС, ООН и др.)
  4.  Экологический фактор.

На современном этапе развития решающим фактором влияния на МРТ является НТП.

Виды МРТ:

  •  общее МРТ (между ведущими сферами экономики: с/х, промышленность);
  •  частное или частичное (внутри отрасли или подотрасли);
  •  единичное (внутри конкретного предприятия).

Показатели участия страны в МРТ:

  1.  активность в мировой торговле:
  2.   экспортная и импортная квота - это доля экспорта или импорта в ВВП(%);
  3.   объём экспорта и импорта на душу населения;
  4.  внешнеторговый оборот;
  5.  внешнеторговое сальдо;
  6.  коэффициент покрытия импорта – отношение объема экспорта к объему импорта
  7.   экспортный потенциал страны - объём экспорта без ущемления внутренних потребностей населения;
  8.   соотношение доли страны в мировом экспорте и её доли в мировом производстве;

участие страны в движении капитала:

  1.  доля прямых инвестиций в ВВП;
  2.  соотношение прямых зарубежных инвестиций данной страны и инвестиций других стран на её территории;
  3.  объём внешнего долга страны и его соотношение с ВВП или объёмом экспорта
  4.  золото-валютные резервы страны и их соотношение с общемировыми запасами и резервами других стран.

Традиционными формами МРТ являются:

  1.  международная специализация производства (МСП) –  ориентация отраслей подотраслей, отдельных технологических процессов предприятий национальных хозяйств  на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей с целью последующего экспорта.

Формы МСП (по степени глубины):

Предметная (производство готовых продуктов в рамках отдельных стран). Например, Швейцария выступает крупнейшим производителем часов в мире. Кроме того данная форма специализации предполагает специализацию отдельных стран на выпуске различных видов продукции. Так, в тракторостроении США специализируется преимущественно на производстве тяжелых колесных и гусеничных тракторов, Великобритания – колесных тракторов средней мощности, Германия – тракторов малой мощности, а Япония – садово-огородной техники.

Подетальная (производство частей и компонентов, не имеющих самостоятельного потребления на территории отдельных стран). Данная специализация достигла наибольшего уровня в пределах интеграционных группировок и, в частности, в ЕС. Например, ещё в 70-х гг. начал выпускаться так называемый европейский грузовик. Его сборка проводилась в Великобритании, а комплектующие поступали из различных стран: двигатели – из Швеции, оборудование управления – из ФРГ, кузова – из Италии. В настоящее время ряд стран Западной Европы объединяют усилия для производства собственного суперкомпьютера производительностью более 1 трлн. операций в секунду.

технологическая или постадийная (осуществление отдельных операций и технологических процессов). Примером  международной технологической специализации может служить поставка Венгрией в РФ глинозема и выплавка из него алюминия требует больших затрат электроэнергии, запасы которой у Венгрии ограничены. Выплавленный алюминий возвращается в Венгрию. Затраченный Россией труд Венгрия компенсирует поставками других своих товаров – одежды, обуви, фруктов и т.д.

Цель специализации – повышение экономической эффективности производства.

2.международное кооперированное производство форма взаимодействия между странами, при которой разделение труда предстаёт как форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товаров и услуг.

Формы:

  •  совместные программы, которое реализуется в двух формах. Это:

1. подрядное производственное кооперирование. Оно предполагает выполнение определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Так, в настоящее время в Санкт-Петербурге ведется строительство Северо-Западной ТЭЦ - первой в России тепловой электростанции мощностью 1800 МВт с парогазовым циклом, что обеспечит повышение КПД станции до 54%. Строительство осуществляется ВО "Технопромэкспорт" на условиях генерального подряда при участии российских и иностранных организаций и фирм;

2. совместное производство (пример - производство европейского грузовика).

  •  Специализация в договорном порядке, или договорная специализация. Она предполагает разграничение производственных программ между участниками производственного кооперирования. Договаривающиеся стороны стремятся уменьшить или полностью устранить дублирование производства и прямую конкуренцию между собой на рынке. Широкое распространение договорные формы кооперации получили в связи с тем, что они привлекательны для ее партнеров своей экономичностью и "мягкостью" форм объединения совместных усилий. Эффективная концентрация производства и рыночного взаимодействия достигается при этом без таких жестких форм конкурентной борьбы, как поглощение и слияние фирм. Хотя такая возможность полностью не исключена, но слияние и образование корпоративных форм кооперации происходит не на стадии банкротства одного из партнеров, а на стадии подъема общего бизнеса.        
  •  Создание совместных предприятий. Совместные предприятия (СП) - это так называемая интегрированная кооперация. В последнее время она получила широкое распространение в мире. При создании СП объединяются факторы производства (капитал, трудовые ресурсы и т.д.) различных стран-участниц для достижения взаимовыгодных целей.           

Следует отметить, что кооперирующиеся субъекты стремятся к достижению определенных совместных целей, не забывая при этом своих частных интересов. Инициатор коопераций среди действующих конкурентов выбирает относительно равных себе партнеров по конкурентному потенциалу, но имеющих богатый опыт и недостающие инициатору знания в интересующей его области. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные диверсифицированные компании, особенно ТНК. Но при существенном улучшении своего положения, достигнутого.

***

Для успешного осуществления международной кооперации необходимо:

  1.  наличие четко определённого объекта сотрудничества(области деятельности);
  2.  использование соответствующих методов организации деятельности;
  3.  выработка и использование международных нормативно-правовых норм и правил, с помощью которых участниками кооперации достигается выполнение совместно поставленных целей.

Главные функции международной кооперации:

повышение производительности труда;

увеличение выпуска производимых материальных благ.

Тенденции развития МРТ:

  1.  углубление МРТ идет на основе острой конкурентной войны, в которой значительную роль играет научный потенциал страны, т.к. наиболее конкурентоспособной является продукция наукоёмких и техноёмких отраслей.
  2.  НТП позволяет уменьшить зависимость производства от традиционных источников энергии и сырья, в результате чего снижается спрос, падают цены и уменьшаются доходы производителей данных отраслей.

Вывод: чем выше влияние НТП, тем менее перспективна ориентация стран на экспорт сырья.

  1.  МРТ развивается не только вширь, но и вглубь. При этом возникают новые формы: международная экономическая интеграция, транснациональная форма МРТ.
  2.  усиливается кооперация производства, происходит углубление специализации, что способствует росту эффективности производства
  3.  под влиянием НТП происходит быстрый рост и обновление ассортимента товаров и услуг на мировом рынке. Причины: быстрое моральное старение, особенно в отраслях производящих ЭВТ и полупроводники, где цикл жизни продуктов - 3-5 лет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45242. Этапы и технологии формирование материалов паблисити 28 KB
  Источник сообщения ничего не платит прессе за размещение. Этапы формирования: подготовительный сбор информации о фирме и ее деятельности статистика история маркетинговая информации: анализ информации в зависимости от вида СМИ; структурирование материала выстраиваем структуру фирменный бланк и различия в соответствии с формой подачи прессрелиз и т. Жанровая разновидность паблисити: Оперативноновостной: приглашение прессрелиз краткая новостная информация. Комбинированные тексты подборка информационных материалов...
45243. статья. Технология создания: Приглашение: адресное обращение к аудитории четкая социальная ориентация; . 32 KB
  Исследовательско-новостной комментирующий новость: бэкграундер не сама новость а то что под ней лист вопросов-ответов. Прессрелиз сто сообщение содержащее важную новость или полезную информацию для широкой аудитории.; шрифт 14; интервал 15; принцип перевернутой пирамиды: заголовок суть и интрига; 1 абзац лидерабзац содержит новость; комментарии и иллюстрации к новости 34 позиции в порядке убывания; резюме; призыв к действию; даты написания прессрелиза и публикации в СМИ; координаты специалиста составившего...
45244. Информационные ПР-акции: функции, формы, каналы коммуникации 29.5 KB
  Формы: пресс-конференция конференция брифинг семинар симпозиум день открытых дверей телемост имиджевые теле и радио интервью и т. Теле и радио интервью: информационные цели формирование информационного имиджа; представление руководства. Классификация интервью: интервьюмнение интервьюфакт имиджевое интервью. Инициаторы интервью: журналисты прессслужба.
45245. Брифинг как информационная ПР - акция: цели, аудитория, методика подготовки 28 KB
  Брифинг как информационная ПР акция: цели аудитория методика подготовки Брифинг это плановое мероприятие которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании. Например брифинги регулярно проводит министерство иностранных дел. На брифингах министерства внутренних дел проходящих раз в неделю можно услышать официальную статистику ДТП раскрытых преступлений узнать о планируемых профилактических мерах по борьбе с организованной преступностью. Еще одна...
45246. Методика подготовки и проведения пресс-конференций 34.5 KB
  Методика подготовки и проведения пресс-конференций Тема: социально-значимая и актуальная не коммерческая дискуссионная диалог спор. Пресс-конференция проводится по мере накопления информации или при наличии глобальных новостей. Мотивация: мотивация организации пресс-конференции; мотивация журналистов статусные персоны корпоративность присутствие всех СМИ наличие компромата самопрезентация. Прессконференция проводится при хорошем знании журналистов критическая масса 30 40.
45247. Корпоративные коммуникации и материалы корпоративной прессы: виды, функции, принципы организации 34 KB
  В результате оглашения конкретных цифр и фактов сотрудники получают полное представление о готовых итогах развития и перспективах роста компании. Такой отчет может содержать: письмо руководителя в котором выражается благодарность сотрудникам и описывается работа компании ее основные достижения в течение года; отчет об использовании фондов. Этот документ часто оформляется в виде графиков и диаграмм характеризующих использование организацией поступивших средств; анализ финансового положения предприятия; отчет об участии компании в...
45248. Деятельность корпоративной радиостанции и ТВ-центра: приоритеты, аудитория, содержание коммуникации 26.5 KB
  Обычно это организаци-ипартнеры со схожими корпоративными стандартами и принципами. Приоритеты: Главным приоритетом в деятельности корпоративной радиостанции и ТВ центра является формирование корпоративной культуры организации. Сообщения транслируемые по радио и ТВ должны отвечать на следующие вопросы: что происходит в организации почему это происходит в организации что должно произойти в организации Аудитория: Обычно эти самые радиостанции пли ТВ центры находятся на территории самой компании и вещают только на их территории то...
45249. Цели и содержание деятельности корпоративного сайта 28.5 KB
  Цели которые преследуют создатели сайтов: улучшение имиджа и поднятие престижа компании; продвижение торговой марки; доступность информации о продуктах и ценах для клиентов; поддержка дилерской сети доступность информации о продуктах и ценах для дилеров; прямая продажа продукции в Internet организация виртуального магазина; доступность внутренней информации для сотрудников работающих вне офиса; другое. служит дополнительным элементом фирменного стиля; укрепляет имидж и престиж поскольку в российских условиях не каждая...
45250. Информационное, организационное и финансовое обеспечение ПР- акции 28 KB
  Информационное организационное и финансовое обеспечение ПР акции 1. Формы опосредованной маркетинговой коммуникации нередко играют важнейшую роль в обеспечении акции. 3 этап формирование плана в основе которого лежат конкретные ПР-акции которые должны быть спланированы по времени и иметь свое отражение в СМИ репортажи интервью аналитический обзор и т. Организационное обеспечение также предполагает написание сценарного плана акции который включаете: а открытие акции включая представления гостей б содержание и последовательность...