76378

Теория международной торговли с позиции предложения товаров и услуг

Лекция

Мировая экономика и международное право

Теория международной торговли Тема 4. Теория международной торговли с позиции предложения товаров и услуг Торговля является традиционной и древнейшей формой МЭО. Меркантилизм Экономическая мысль на протяжении по крайней мере трех последних столетий пытается теоретически осмыслить проблемы международной торговли и ответить на следующие вопросы: Почему страны торгуют А точнее что определяет какие товары следует импортировать и какие экспортировать Как международная торговля влияет на производство и потребление в каждой стране Как...

Русский

2015-01-30

221.5 KB

0 чел.

Раздел  II. Теория международной торговли

Тема 4. Теория международной торговли с позиции предложения товаров и услуг

Торговля является традиционной и древнейшей формой МЭО. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.

В простейшем случае торговля представляет собой обмен товарами и услугами между двумя партнерами, в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы. Торговые партнеры могут быть резидентами одной и той же станы или разных стран. В связи с этим выделяют внутреннюю и международную (внешнюю) торговлю. Во внутренней торговле участвуют резиденты одной страны, а в международной – резиденты разных стран. Предметом нашего изучения будет преимущественно международная торговля.

Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг – импорт и экспорт. Под импортом понимается приобретение товаров за рубежом (ввоз), а экспорт является продажей товаров за границей (вывоз).

Сумма экспорта и импорта дает торговый оборот, а их разность – торговое сальдо. Превышение экспорта товаров над импортом обеспечивает стране активное торговое сальдо. В противном случае, когда объём импорта больше, чем объём экспорта, торговый баланс страны принято называть пассивным. В макроэкономике экспорт за вычетом импорта принято называть чистым экспортом, который может иметь положительное или отрицательное значение.

  1.  Меркантилизм

Экономическая мысль на протяжении, по крайней мере, трех последних столетий пытается теоретически осмыслить проблемы международной торговли и ответить на следующие вопросы:

  1.  Почему страны торгуют? А точнее, что определяет, какие товары следует импортировать и какие экспортировать?
    1.  Как международная торговля влияет на производство и потребление в каждой стране?
    2.  Как международная торговля влияет на благосостояние страны? Можем ли мы сказать, что страна выигрывает или проигрывает от торговли?
    3.  Как торговля влияет на распределение благ и доходов между отдельными группами населения в стране? Можем ли мы определить те группы, которые выигрывают от торговли, и те, которые проигрывают?

Первоначально теоретически осмыслить проблемы международной торговли пытались, используя доктрину меркантилизма, господствовавшую на протяжении 17-18 веков. Среди видных представителей меркантилизма можно назвать Т. Мена, А. Монкретьена, сэра Уильяма Петти.

Основные идеи меркантилизма:

  1.  благосостояние или богатство страны основывается на количестве золота и серебра, которым она располагает;
  2.  основным источником увеличения богатства нации является торговля (купцы, вовлеченные в эту торговлю, а особенно в экспорт, извлекали из нее выгоду, что и дало название меркантилизм этому учению, от итал. торговец, купец);
  3.  для получения нацией наибольшей прибыли необходимо государственное регулирование торговли (без государственного регулирования торговцы преследовали бы только свои собственные интересы, а не интересы нации).

Исходя из вышесказанного, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для укрепления национальных позиций государство должно:

  1.  поддерживать положительный торговый баланс – вывозить товаров больше, чем ввозить, т.к. это обеспечивает приток золота в качестве платежей, что, в свою очередь, позволит увеличить внутренние расходы, производство и занятость;
  2.  регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с целью обеспечения положительного торгового сальдо с помощью тарифов, квот и других инструментов торговой политики;
  3.  запретить или ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья, которое не добывается внутри страны, но используется при производстве экспортной продукции: это позволяет держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;
  4.  запретить торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, которая единственная может перепродавать колониальные товары за рубеж, и запретить колониям производить готовые товары, превращая их тем самым в поставщиков сырья в метрополии;
  5.  установить контроль за использованием и обменом драгоценных металлов, в том числе запретить вывоз золота и серебра частными лицами.

Таким образом, по мнению меркантилистов экспорт товаров считался благом для государства, а импорт (за исключением сырья, не производимого в стране) – злом. Если страна экспортирует товаров больше, чем приобретает (импортирует), то иностранцам приходится расплачиваться за превышение своих покупок золотом или серебром. если страна больше импортирует, то она вынуждена расплачиваться с иностранцами золотом и серебром. Импорта опасались, потому что на время войны его можно было лишиться. Рост запасов золота был особенно полезен для правителей, поскольку помогал содержать армию. На основании воззрений меркантилистов правительства вводили множество налогов и ограничивали импорт и финансировали, поощряли экспорт.

Из-за особенного отношения к золоту меркантилисты считали торговлю деятельностью с нулевой суммой – одно страна получает выигрыш за счет другой, поскольку положительное сальдо международного торгового баланса одной страны должно быть отрицательным для другой . Стремление развивать экспорт и ограничивать импорт создавала благоприятную ситуацию для внутренних производителей (как для отраслей, производящих экспортную продукцию, так и для тех, кто производит продукцию, конкурирующую с импортом).

Смит и экономисты после него отмечали, что стремление меркантилистов больше экспортировать и меньше импортировать привело к тому, что социальные приоритеты были перевернуты с ног на голову. В настоящее время национальное богатство основывается на способности потреблять товары (и другие «блага», например, свободное время, чистая окружающая среда). Важность национального производства и экспорта проявляется косвенно: они обеспечивают доход для приобретения товаров потребления. Импорт составляет часть растущего национального потребления, к которому стремится страна, а не зло, которое следует пресекать. Экспорт желателен не сам по себе, а скорее как способ расплатиться за импорт. Следовательно, торговые отношения между странами приводят к выигрышу обеих сторон – т.е. торговля является деятельностью с положительной суммой. На самом деле, даже накопление золота может быть саморазрушительной деятельностью, если это накопление ведет к увеличению внутренней денежной массы и к инфляции (этот аргумент был приведен Давидом Юмом еще до опубликования работы Смита).

Вклад меркантилистов в развитие теории международной торговли:

  1.  впервые отметили значимость международной торговли для экономического развития стран;
    1.  разработали одну из возможных моделей внешней торговли;
      1.  впервые описали то, что в современной экономике называется платежным балансом.

Главным недостатком данной теории является то, что меркантилисты не смогли понять, что обогащение одной нации может происходить не только за счет обнищания других, с которыми она торгует.

Однако, не смотря на то, что ложность представлений меркантилистов была доказана и страны больше не стремятся к накоплению золота и серебра, меркантилистские идеи все еще живы в наше время, в основном основываясь на проблеме занятости. А именно: экспорт является благом, т.к создает рабочие места. импорт плох, потому что отнимает эти рабочие места и отдает их иностранцам. И снова торговля рассматривается как деятельность с нулевой суммой, которая не может приносить выигрыш всем участникам (включая взаимовыгодное создание рабочих мест – тенденция, наблюдающаяся во всем мире).

  1.  Ситуация абсолютного преимущества. Причины возникновения абсолютных преимуществ в международной торговле

Самый сильный удар по меркантилистским воззрениям на внешнюю торговлю нанесли экономисты, представлявшие школу, которая позже получила название классической, и, в частности, её основоположник, английский экономист Адам Смит (1723-1790).

Смит развивал теорию свободной торговли, сравнивая страну с домохозяйством. Поскольку любое домохозяйство предпочитает производить только некоторые из товаров и услуг, в которых оно нуждается, и покупать другие, следовательно, этот принцип следует применить и к государству в целом. В большинстве семей рачительный хозяин не станет производить дома то, что дешевле купить. Портной не станет шить себе обувь, предпочтя купить ее у сапожника.

Что разумно в отношении семьи, разумно и в отношении целого государства. Если иностранное государство может поставить нам товар по цене ниже той, которую мы затратим на его производство внутри государства, разумнее его обменять на товары своей промышленности, в производстве которых у нас есть некоторое преимущество.  ( Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов).

Предпосылки теории абсолютных преимуществ:

  1.  в торговле участвуют две страны, которые производят два товара;
  2.  трудовая теория стоимости;
  3.  свободная торговля;
  4.  постоянные издержки производства;
  5.  совершенная мобильность труда внутри страны и полная немобильность в отношениях между странами;
  6.  отсутствие транспортных расходов.

Резюмируя основные положения теории А.Смита, необходимо отметить следующее:

  1.  правительствам не следует вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживая режим открытых рынков и свободы торговли;
  2.  страны, так же как и частные лица, должны специализироваться на изготовлении товаров, в производстве которых у них есть абсолютные преимущества, и торговать ими в обмен на товары, абсолютным преимуществом в производстве которых обладают другие страны;

Под абсолютным преимуществом понимаются либо более низкие затраты труда на производство единицы продукции, либо большее количество продукции, изготовленное с использованием единицы ресурсов.

  1.  концентрация ресурсов стран на производстве товаров, по которым они имеют абсолютное преимущество, приводит к увеличению общих объёмов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда;
  2.  сводная торговля между странами обуславливает эффективное распределение мировых ресурсов, обеспечивая прибыль любой и каждой торгующей стране.

Рассмотрим условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно  и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию  объемов этих продуктов в указанных пределах, а Бразилия при  аналогичных затратах — 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их  комбинацию в указанных пределах (см. рисунки 1 и 2). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы кривыми производственных возможностей  (жирными линиями на рисунках 1 и 2). Для упрощения анализа мы пока предполагаем, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые.

В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно  произвести больше зерна), а Бразилия — по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами — особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей  промышленности) могут быть и приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в Бразилии.

Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутреннем рынке может в обмен на 1 т. его получить только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот условный пример  показывает, что после установления тортовых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно, и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах:

0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара

Если цена на мировом рынке установится, например, на уровне  1 т сахара = 1 т зерна, то максимальные объемы потребления  сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возможностей (пунктирные линии на рисунках 1.1 и 1.2). Наклон этих  линий определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:

а) изменением структуры потребления;

б) специализацией производства.

В первом случае специализации не происходит, и сложившаяся  в странах структура производства, определяемая, прежде всего,  структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей (рисунок 1), а в Бразилии  — точкой В (рисунок 2). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом», страна в обмен  может теперь получить гораздо больше другого товара» Изменяя  таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей .

Еще больший выигрыш  можно получить, если обе страны будут полностью специализироваться на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговать между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом примере (см. таблицу 1).

Таблица 1.

До специализации

Страна

Производство

Экспорт(-)/ Импорт (+)

Потребление

Прирост потребления

Аргентина

зерно

сахар

20

15

0

0

20

15

Бразилия

зерно

сахар

12

70

0

0

12

70

После специализации

Аргентина

зерно

сахар

50

0

-20

+20

30

20

+10

+5

Бразилия

зерно

сахар

0

100

+20

-20

20

80

+8

+10

Таким образом, согласно теории А.Смита, развитие национального производства на основе абсолютного преимущества и свободной торговли позволяет каждой стране одновременно получать выгоду от международной торговли, продавая товары по мировым ценам. Каждая из стран выходит на такой уровень потребления, который был недоступен в условиях автаркии. Следовательно, странам выгодно проводить специализацию производства на международном уровне и осуществлять торговлю на основе принципа сравнительного преимущества.

Однако теория Смита не является универсальной. Её ограниченность состоит в том, что она оставляет открытыми следующие вопросы:

  1.  Что произойдет, если страна не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару?
  2.  Сможет ли такая страна быть полноправным партнером во внешней торговле?
  3.  Согласятся ли другие страны торговать с ней? и т.д.

  1.  Сравнительные преимущества в международной торговле

Давид Рикардо (1772-1823) развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Он продемонстрировал то, что впоследствии стало называться принципом (законом) сравнительного преимущества: страна, как и человек, получает выигрыш от торговли, когда продаёт товары, по которым она располагает наибольшим сравнительным преимуществом в производительности, и импортирует те товары, по которым у неё наименьшее сравнительное преимущество.

Даже, если одна страна имеет наибольшую производительность (абсолют. преимущество) при изготовлении всех товаров, а другая – наименьшую, они обе будут получать выигрыш от обмена этими товарами между собой до тех пор пока сохраняются различия в сравнительных преимуществах (издержках производства).

Обратимся вновь к нашему примеру, немного изменив его. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь производит 67 т зерна или 100 т сахара (см. рисунки 3 и 4). Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным преимуществом и по сахару, и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

В нашем примере, хотя Аргентине производство обоих товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывается относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара по сравнению с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар, и импортировать зерно. Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей  мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.

Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере (см. таблицу 2).

Таблица 2.

До специализации

Страна

Производство

Экспорт (-)/

Импорт (+)

Потребление

Прирост потребления

Аргентина

зерно

сахар

20

15

0

0

20

15

Бразилия

зерно

сахар

16

76

0

0

16

76

После специализации

Аргентина

зерно

сахар

50

0

-20

+20

30

20

+10

+5

Бразилия

зерно

сахар

0

100

+20

-20

20

80

+4

+4

Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношения  издержек в отсутствие торговли (наклоны линий производственных возможностей) в разных странах различны, т.е. направления торговли определяются относительными издержками, независимо от того, имеет ли страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет.

Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является доказательство того, что международная торговля выгодна всем её участникам, что страна получает выигрыш от торговли, не нанося ущерб другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров.

Недостатки: эта теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; подразумевается свободная торговля; отсутствие транспортных затрат, не объясняет причины возникновения сравнительных преимуществ.

4. Теория международной торговли Хекшера-Олина

Теория сравнительных преимуществ объясняет направления международной торговли межстрановыми различиями в относительных издержках, но оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают эти межстрановые различия? Стремясь ответить на этот вопрос, в 20-30-е г.г. XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин сформулировали новую теорию международной торговли. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках, или в форме кривых производственных возможностей, объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях и, во вторых, неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

Согласно теории Хекшера-Олина, страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую подчеркнуть, что речь здесь идет не о мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства. Необходимо количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего) Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие факторы, будет ниже, чем в других странах. Таким образом, и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

Теория Хекшера-Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производстве которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается. Кроме того, на мировом рынке все больше возрастает доля торговли "подобными" товарами между "подобными" странами.

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист Василий Леонтьев в се редине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса ''затраты выпуск'', построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название "парадокс Леонтьева". Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

— неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных затрат неквалифицированного труда.

— значительная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать в производственных процессах только к ассоциации с большим количеством капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства.

— влияние на международную специализацию внешнеторговой политики, проводимой государством, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.


Аргентина

Зерно

ахар

550

0

25

50

Линия

производственных

возможностей

Линии

торговых

возможностей

А

А

Бразилия

Зерно

Сахар

В

В

100

440

0

100

Линии

торговых

возможностей

Линия

производственных

возможностей

Рис. 1

Рис. 2

Аргентина

Зерно

Сахар

550

0

25

50

Линия

производственных

возможностей

Линии

торговых

возможностей

А

А

Бразилия

Зерно

Сахар

В

В

100

667

0

100

Линии

торговых

возможностей

Линия

производственных

возможностей

Рис. 3

Рис. 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43870. Расчет приводной установки 1.2 MB
  Определение конструктивных размеров Конструктивные размеры колеса Конструктивные размеры крышек Глухие крышки Наружные диаметры подшипников
43871. Интерьеры гостиницы Центральная (г. Москва, ул.Тверская д10) 10.6 MB
  Технические характеристики Создание колористического решения интерьеров гостиницы. В 1911 году слева была пристроена гостиница Люкс на 550 мест.Общее освещение: подвесные светильники RPILED светильники прямоугольные и квадратные со светодиодными лампами встроенные в потолок CLED SQURE 3 CLED SQURE New Tri G12 светильники с...
43872. Разработка справки к Visual Basic for Application 1.08 MB
  Целью работы было создание русской справки к части компонентов из средства разработки программ Visul Bsic for ppliction. Microsoft Visul Bsic средство разработки программного обеспечения разрабатываемое корпорацией Microsoft и включающее язык программирования и среду разработки. Язык Visul Bsic унаследовал дух стиль и отчасти синтаксис своего предка языка Бейсик у которого...
43873. Создание рабочей версии информационной системы выбора оптимальных туристских маршрутов для внедрения в БП «Ориент» 1.08 MB
  Информационная система предназначена для использования в туристических фирмах (агентских). Главной целью проекта является создание системы анализа пожеланий клиента относительно различных параметров путешествия подборки тура, наиболее подходящего под заданные требования.
43874. Жилой одноквартирный дом в городе Шира 1.23 MB
  Жилой дом является композиционной основой усадьбы, и правильный выбор его местонахождения во многом определяет планировочную структуру участка и последующее удобство его эксплуатации. Предполагается, что участок находится на окраине города, где нет интенсивного движения транспорта и вредного воздействия газов, вырабатываемых инфраструктурой города.
43876. Розрахунок привода зубчастого редуктора 2.21 MB
  Вибираємо марку та потужність електродвигуна Потужність на вихідному валу: кВт.1 Розрахунок зубчастих передач редуктора Види матеріалу: Для скорочення номенклатури матеріалів вибираємо однакові марки сталі для шестерні колеса Сталь 40Х поліпшену. Колова швидкість зубчатих коліс рад с; м с; Для змащування редуктора використовуємо мастило марки ИРП150. Арк № докум Підпис Дата Розроб.
43877. Разработка информационной системы для оценки уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры 7.1 MB
  Обеспечение высокого уровня безопасности на железнодорожном транспорте является в настоящее время одной из первостепенных задач государства и организаций, осуществляющих железнодорожные перевозки. Если сравнить количество пассажиров и грузов, перевозимых различными видами транспорта внутри страны, то окажется, что на долю железнодорожных перевозок приходится весьма ощутимая их часть.
43878. Разработка программы обучения персонала продажам банковских услуг ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 984.5 KB
  Подходы к созданию программ обучения персонала Корпоративные стандарты Кейс Организация обучения персонала в ООО Хоум Кредит энд Финанс...