76439

Дети, подлежащие усыновлению. Лица которые могут быть усыновителями

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение; принадлежность к определенной религии и культуре родной язык возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое психическое духовное и нравственное развитие п. 124 СК закреплено правило согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями но и с другими...

Русский

2015-01-30

20.88 KB

0 чел.

Дети, подлежащие усыновлению. Лица, могущие быть усыновителями

Дети, в отношении которых допускается усыновление

Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается

а) только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение

б) и только в их интересах.

Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них полноценных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении). Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение; принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124 СК).

Именно в интересах детей п. 3 ст. 124 СК закреплено правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания усыновленного ребенка.

Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка (п. 3 ч. 2 ст. 26У ГПК). По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

Семейным кодексом (п. 4 ст. 124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории России, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории России, не являющимся родственниками детей, только истечении трех месяцев со дня поступления сведения о таких детях в государственный банк данных о детях, евшихся без попечения родителей. В этой связи сведения о детях, которые могут быть переданы на усыновление, предоставляются данной категории лиц соответствующем органом исполнительной власти субъекта Федерации не ранее упомянутого срока.

Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Как установлено п. 1 ст. 126 СК, т детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения.

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, поскольку согласно п. 2 ст. 126 СК должен определяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такой порядок уже определен (Владимирская, Новгородская, Липецкая, Тверская, Ярославская области, г. Москва . и др.). Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления образованием или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению.

Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства о их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст. 127—128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Кандидаты в усыновители имеют право:

получить подлинную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников;

обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок.

Они обязаны:

лично изучить в документы усыновляемого ребенка,

познакомиться и установить с ним контакт,

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

В некоторых случаях предварительная постановка граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению.

Имеет некоторые особенности учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами России.

Согласно п. 2 ст. 126 СК и разделу VII Правил передачи детей на усыновление (удочерение) учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной влаги субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (то есть Министерством Образования РФ). Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории России, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление на посещение ребенка по месту его жительства (нахождения) предоставляются названным выше кандидатам в усыновители лично на основании ряда документов. Среди них заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской федерации, или лицами без гражданства — компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями. К заключению прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители; письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданств желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, ведется и Министерством образования РФ, если они не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Федерации и обратились непосредственно в указанное министерство.

Лица, имеющие право быть усыновителями

В соответствии с п. 1 ст.127 СК усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в силу приобретения ими полной дееспособности, поскольку п. 1 ст.127 СК установлен возрастной ценз приобретения права быть усыновителем.

Усыновителями могут быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка. Закон разрешает также усыновление ребенка одним из супругов (ст. 133 СК), одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками ребенка. Однако Семейным кодексом не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке (п. 2 ст. 127 СК).

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения названных в законе требований к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка (п. 3 ст. 127 СК).

Семейный кодекс требует, чтобы разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128 СК). Вместе с тем по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком может быть сокращена (п. 1 ст. 128 СК). Перечень подобных причин, даже примерный, в Семейном кодексе не приводится. Поэтому данный вопрос будет решаться судом в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ребенком (например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. п.).

В соответствии с п. 2 ст. 128 СК наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком не требуется в случае усыновления гражданами детей своего супруга. То есть для отчима (мачехи), желающих усыновить ребенка своей жены (мужа), сделано исключение Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п. 1 ст. 128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.

Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители (ст. 126 ГК), так и непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении ребенка. Усыновление производится в интересах ребенка, а потому предполагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным качествам и условиям жизни должен обладать соответствующими возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка.

В связи с этим закон (ст. 127 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица:

а) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели, а именно:

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах);

д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542. Это следующие заболевания:

туберкулез;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

онкологические заболевания;

наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, определен Министерством РФ. 1996. № 19. Ст. 2304. здравоохранения РФ. Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя должно представляться им как при постановке на учет в качестве кандидата в усыновители, так и при обращении в суд с заявлением об установлении усыновления ребенка.

е) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).

Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, то есть минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы;

ж) лица, не имеющие постоянного места жительства а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры ил; жилого дома на праве собственности или на праве найма для проживания определяется в порядке, предусмотрено жилищным законодательством;

з) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленно преступление против жизни или здоровья граждан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72342. 2 вида эффекта облучения: пороговые и беспороговые 16.14 KB
  Пороговый эффект облучения это биологические эффекты облучения в отношении которых предполагается существование порога выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы. Пороговые эффекты облучения радиационные поражения: 1 острые поражения острая лучевая болезнь ОЛБ наступает при облучении...
72343. Защитные сооружения гражданской обороны 85 KB
  По защитным свойствам: убежища; противорадиационные укрытия далее ПРУ; простейшие укрытия. Под убежища и противорадиационные укрытия далее –- ПРУ можно приспосабливать естественные и искусственные подземные горные выработки.
72344. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля 356.5 KB
  Для измерения величин характеризующих синтезирующие излучения используют следующие внесистемные единицы: Рентген единица экспозиционной дозы рентгеновского или гамма-излучения под воздействием которого в 1 см3 сухого воздуха при t=00С и давлении 760 мм рт.
72345. Средства индивидуальной защиты 253.5 KB
  Для защиты от газов военнослужащих в частности – хлора стали применять многослойные марлевые повязки пропитанные специальными растворами но все эти действия оказались малоэффективными. В настоящее время системе защиты населения важное значение имеет обеспечение всего населения необходимыми...
72346. Современные средства поражения 115.5 KB
  В случае возникновения на территории России локальных вооруженных конфликтов и развертывания широкомасштабных боевых действий источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться современные обычные средства поражения при высокой вероятности применения противником...
72347. Гражданская оборона и ее задачи. Организация ГО в образовательных учреждениях 109.5 KB
  Настоящий Федеральный закон определяет задачи правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
72349. Современная Интернет-реклама и ее особенности 17.94 KB
  Почтовая реклама: электронная почта есть практически у всех пользователей Сети; возможность персонифицированного обращения; интересное сообщение может быть распространено получателем среди его коллег и знакомых. Баннерная реклама. Контекстная реклама реклама которая размещается в результатах поиска...