76446

Права и обязанности опекунов и попечителей

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Проживание будущего опекуна или попечителя и его потенциального подопечного по разным адресам может породить проблему выбора места установления опеки и попечительства. При этом в отдельных случаях при наличии заслуживающих внимания обстоятельств допускается установление опеки попечительства по месту проживания кандидата в опекуны и попечители например если он уже привез к себе нуждающегося в помощи гражданина либо не имеет возможности долго находиться в доме будущего подопечного. Но потом личное дело подопечного где хранится вся...

Русский

2015-01-30

27.96 KB

1 чел.

Права и обязанности опекунов и попечителей

Правовой статус опекунов и попечителей и порядок их назначения определен в ст. 35 ГК РФ. Как упоминалось выше, опека и попечительство относятся к ведению органов местного самоуправления. По общему правилу постановление главы местных органов самоуправления о назначении опекуна или попечителя выносится там, где проживает лицо, нуждающееся в опеке или попечительстве. Все документы, необходимые для подготовки проекта соответствующего постановления, подготавливает управомоченное на то лицо. Оно же готовит этот проект, а после его принятия выдает опекуну или попечителю один экземпляр постановления и опекунское удостоверение. Все эти действия надлежит совершить в срок, не превышающий 1 месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства. Его началом служит день, когда, например, вступило в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, лишении родительских прав, отобрании ребенка независимо от лишения родительских прав, вступил в законную силу приговор суда относительно родителей ребенка. Датой утраты родительского попечения будет день смерти одинокой матери или последнего из родителей и т.д. Если установить момент возникновения надобности в опеке или попечительстве невозможно, он определяется днем составления акта обследования управомоченным на то лицом. При обращении будущего опекуна (попечителя) в местные органы самоуправления с просьбой о назначении опекуном (попечителем) месячный срок исчисляется со дня подачи этого заявления.

Проживание будущего опекуна или попечителя и его потенциального подопечного по разным адресам может породить проблему выбора места установления опеки и попечительства. При этом в отдельных случаях при наличии заслуживающих внимания обстоятельств допускается установление опеки (попечительства) по месту проживания кандидата в опекуны и попечители, например, если он уже привез к себе нуждающегося в помощи гражданина либо не имеет возможности долго находиться в доме будущего подопечного. Если опека и попечительство оформлены по месту жительства опекуна (попечителя), то он получает все необходимые документы по месту принятия постановления. Но потом личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке и попечительству, направляется по месту жительства подопечного. Если таковое определить невозможно, все остается там, где установлена опека или попечительство. Иногда назначение опекуна или попечителя в установленный срок затруднительно, например, когда нет необходимых документов, затянулся процесс подбора кандидата в опекуны или попечители и т.п. В подобного рода ситуации, видимо, нет смысла возлагать на непродолжительное время на органы опеки и попечительства исполнение обязанностей по охране прав и интересов подлежащих опеке и попечительству граждан. Если же решение проблемы устройства полностью недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина затягивается на неопределенный срок, то на основе специального постановления обязанности по опеке и попечительству выполняют органы опеки и попечительства по месту нахождения лица, подлежащего опеке и попечительству. Нести эту обязанность данные органы должны в течение времени, необходимого для поиска и назначения опекуна или попечителя, подбора подходящего учреждения, где подопечный будет находиться на полном государственном попечении[1].

Все решения, связанные с опекой или попечительством, в том числе с отказом в назначении опекуном или попечителем гражданина, который почему-либо не способен должным образом обеспечивать интересы опекаемого, выбором неподходящей кандидатуры из числа претендентов на роль опекуна или попечителя, могут быть обжалованы в соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции, ст. 1 Закона РФ от 27.04.93 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[2].

Пункт 2 статьи 35 ГК РФ дает исчерпывающий перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть опекунами и попечителями: не достигшие 18 лет, недееспособные, а также лишенные родительских прав. При этом недееспособность гражданина подтверждается решением суда, а лишение родительских прав - соответствующим судебным решением, вынесенным в соответствии с требованиями брачно-семейного и процессуального законодательства. Все другие противопоказания к назначению опекуном (попечителем) рассматриваются с учетом рекомендаций по подбору опекуна или попечителя (п. 3 статьи 35 ГК РФ).

Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания или нежелания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун или попечитель должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей. Это согласие обычно выражается в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Опекун и попечитель не могут быть назначены помимо их воли. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими, прежде всего нравственными, качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству. Например, приверженность к алкоголю, наркотикам, наличие психического или иного опасного для подопечного заболевания являются основаниями к отказу в назначении опекуном или попечителем. Что же касается уровня образования, профессии, материальной обеспеченности, жилищных условий будущего опекуна или попечителя, то они не имеют решающего значения для назначения опекуном или попечителем. Особой тщательностью должен отличаться подбор опекуна или попечителя в случаях, когда заявитель был отстранен от обязанностей опекуна или попечителя, или если он являлся усыновителем и усыновление отменили по его вине, либо когда у него были отобраны по суду собственные дети. Все эти обстоятельства обычно говорят об отсутствии у будущего опекуна или попечителя необходимых для надлежащей опеки или попечительства качеств.

Как правило, залогом успешной деятельности по опеке и попечительству являются добрые, нормальные, свободные от неприязни отношения подопечного и лица, управомоченного осуществлять о нем заботу. Эффективность опеки и попечительства во многом зависит от микроклимата в семье, где находится подопечный, отношения к нему всех членов семейного коллектива, в том числе супруга будущего опекуна или попечителя. Однако его согласие на опеку или попечительство правового значения не имеет. Тем не менее, и эта сторона отношений не остается без внимания со стороны органов опеки и попечительства. Кроме того, если возможно, должно учитываться и желание подопечного. Однако пока неясно правовое значение такого желания или нежелания. При установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, а также малолетними их нежелание иметь опекуна в лице конкретного гражданина, видимо, не может иметь решающего значения. Но знакомство с причинами неприязни к будущему опекуну помогает реально оценить складывающуюся ситуацию. Когда же речь идет о попечительстве, требуется взвешенная оценка выдвигаемых при этом доводов «за» и «против» избранной кандидатуры попечителя. Здесь, по всей вероятности, мнение подопечного должно иметь существенное значение для принятия решения о попечителе[3].

4. Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве лица в соответствующее учреждение системы органов образования, здравоохранения, социальной защиты на полное государственное попечение либо навсегда, либо на какой-то срок. В первом случае все функции по опеке (попечительству) принимает на себя это учреждение. Временное устройство может вызываться особенностями сложившейся ситуации (опекуну, попечителю, например, потребовалась помощь в лечении, воспитании подопечного). Тогда обязанности опекуна (попечителя) сохраняются. При отсутствии опекуна (попечителя) даже при временном устройстве в одно из перечисленных учреждений обязанности опекуна (попечителя) возлагаются на администрацию того учреждения, куда помещен гражданин. При этом не имеет значения, что подобного рода устройство носит временный характер.

Статья 36 ГК РФ определяет порядок исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей.

Обязанности по обеспечению прав, интересов подопечного опекун или попечитель по действующему законодательству выполняет безвозмездно. Проявление заботы о подопечном, обеспечение его потребностей опекуном (попечителем) предполагает существование постоянного тесного контакта между опекуном и опекаемым, что возможно лишь при совместном их проживании в одном доме, одной квартире. Здесь могут быть разные варианты: подопечный живет у опекуна или попечителя или опекун проживает вместе с подопечным. Однако при этом подопечный, проживающий в жилом помещении опекуна или попечителя, не приобретает права на его жилую площадь, а граждане, вселившиеся в жилое помещение в качестве опекунов или попечителей, не приобретают права на это помещение (ч. 3 ст. 54 ЖК[4]). Они рассматриваются как временно отсутствующие граждане, за которыми согласно п. 4 ст. 60 ЖК сохраняется жилое помещение в течение всего времени выполнения опекунских обязанностей. Вместе с тем за несовершеннолетними, переданными на воспитание опекунам (попечителям), сохраняется жилое помещение в течение всего времени пребывания у опекунов (попечителей), если в этом помещении остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК). Возможно также признание за опекуном (попечителем) права на площадь подопечного, если он станет членом его семьи. Правило об обязательном совместном проживании опекуна и подопечного, признанного судом недееспособным, или несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, исключений не имеет, так как речь идет о лицах, которые сами заботиться о себе не могут.

В отдельных случаях жить отдельно от своего попечителя могут лишь подростки, достигшие 16 лет, если их поведение, поступки свидетельствуют об умении разумно распоряжаться своей самостоятельностью. Главное же условие раздельного проживания попечителя и его несовершеннолетнего подопечного состоит в невозможности наступления неблагоприятных для подростка последствий раздельного проживания со своим попечителем. Но даже тогда, когда нет оснований для беспокойства, попечители обязаны посещать его регулярно. Зависимость качества опеки и попечительства от совместного проживания, необходимость осуществления постоянного надзора за условиями жизни подопечного объясняет существование обязанности опекуна (попечителя) информировать органы опеки и попечительства о всякой перемене подопечным своего места жительства. Эта информация поступает в те органы опеки и попечительства, где хранится личное дело подопечного. Отсюда его пересылают по новому адресу.

Круг обязанностей опекунов и попечителей достаточно широк. Главная из них, как упоминалось выше, - защищать права и интересы своих подопечных - жилищные, наследственные, связанные с получением пенсий, пособий, распоряжением собственностью и т.п. Другая обязанность общего порядка состоит в заботе о содержании подопечного. Применительно к каждой категории подопечных эта обязанность имеет свою специфику. Опекун тратит на содержание своего недееспособного совершеннолетнего подопечного все, что ему причитается: пенсию, пособие, алименты, дивиденды, доходы, например от сдачи квартиры в поднаем, от аренды земельного участка и т.п. То же самое можно сказать об источниках содержания несовершеннолетних подопечных, куда входят: алименты, пенсия за умершего родителя, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие, если подопечный - инвалид, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком и др. - словом, все то, что причиталось бы его родителю. Кроме того, несовершеннолетнему как подопечному выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря[5].

Назначение и выплата указанных средств производится на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством), родители которых неизвестны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи:

· с лишением или ограничением их родительских прав;

· признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их в установленном порядке умершими;

· согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка, воспитывающегося (находящегося) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей;

· отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;

· розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения (оформленном в установленном порядке).

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных детей, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.)[6].

Все правила, касающиеся выплаты пособия подопечным детям, распространяются на несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста. При назначении пособия не учитывается размер получаемых алиментов, пенсии, различного рода иных пособий. Для выплаты пособия на несовершеннолетнего подопечного опекуну (попечителю) надлежит обратиться в органы опеки и попечительства, на территории которых устанавливается опека или попечительство. Решение об отказе в назначении и выплате этого пособия может быть обжаловано в судебном порядке. Лучшему материальному обеспечению подопечных детей служит и целый ряд льгот, предназначенных для студентов, работающих и других категорий несовершеннолетних подопечных.

Уход и лечение особенно нужны несовершеннолетним лицам, находящимся на опеке. Уход связан с обеспечением жизненно важных потребностей подопечного, в том числе с его лечением, которое заключается, во-первых, в использовании различного рода помощи медицинских учреждений в случае болезни и в целях профилактики, во-вторых, в реализации рекомендаций врача.

Обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних любого возраста полностью совпадают с родительскими - воспитывать, заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке, самостоятельно избирать формы и способы воспитания, образования и др. Полный перечень обязанностей и прав опекуна и попечителя содержит ст. 150 СК РФ.

Созданию опекунам (попечителям) условий для ухода за подопечными детьми, их надлежащего воспитания служат также льготы, предусмотренные трудовым законодательством, среди них и те, что предназначены для инвалидов. Их перечень содержит Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[7].

Ограничение судом дееспособности гражданина не освобождает его от необходимости самому заботиться о себе, источниках своего существования, состоянии своего здоровья. Но, учитывая специфику алкоголизма, наркомании как тяжелого психического заболевания с глубоким поражением волевой сферы, надо считать моральным долгом попечителя стремление помочь подопечному восстановить свое душевное здоровье.

Выздоровление психически больного, прекращение тяги к алкоголю, наркотикам позволяет гражданину осознанно относиться к своим действиям, поступкам и руководить ими. Поэтому отпадает надобность в продолжении над ним опеки или попечительства. Прекращению опеки и попечительства должно предшествовать вынесение судом решения о признании подопечного дееспособным либо ограниченно дееспособным (п. 1 ст. 40 ГК РФ).

По мнению автора данной работы, ключевым моментом осуществления опеки и попечительства является управление и распоряжение имущественными правами подопечного.

Порядок распоряжения имуществом подопечного определяется статьей 37 ГК РФ. Полностью недееспособные, а также малолетние граждане могут иметь в собственности: жилой дом, квартиру, автомашину, гараж, земельный участок, сбережения в банке, ценные бумаги, акции и другое имущество, полученное в дар или по наследству. Не исключается получение ими собственных доходов. Граждане, ограниченные судом в дееспособности, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет кроме перечисленных объектов собственности могут иметь доходы от собственной трудовой и предпринимательской деятельности; вещи, купленные на собственные средства; сбережения в банке, положенные на собственное имя, и т.д.

Опекун и попечитель должны и вправе распоряжаться этим имуществом, а также использовать полученные от управления этим имуществом доходы по назначению. Оплата расходов, которые нельзя отнести к текущим и жизненно необходимым производится опекуном (попечителем) с предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

Возможность совершения сделок самими подопечными регулируется ГК РФ по-разному. Применительно к недееспособным гражданам действуют правила, предусмотренные п. 2 ст. 29 ГК РФ, к малолетним в возрасте от 6 до 14 лет относятся предписания п. 2 ст. 28 ГК РФ, а к ограниченно дееспособным лицам - те положения, которые закреплены п. 1 ст. 30 ГК РФ. К несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет применяются п. 1, 2, 4 ст. 26 ГК РФ. Доходы подростка в возрасте от 14 до 18 лет могут находиться под контролем попечителя, если, например, несовершеннолетний тратит причитающиеся ему средства не по назначению (п. 2 ст. 28, п. 2 ст. 29 ГК РФ).

Опекуны и попечители ни при каких условиях не могут самостоятельно заключать в отношении имущества подопечного сделки: требующие нотариального удостоверения, например, купли-продажи дома, квартиры, земельного участка и т.д., связанные с разделом принадлежащего подопечному имущества или выделом принадлежащих ему долей в этом имуществе; по отчуждению принадлежащего подопечному имущества путем, например, его дарения или обмена; порождающие отказ от принадлежащих подопечному прав; по обмену жилой площади, сдаче ее внаем, в аренду; по передаче этого имущества в чье-либо безвозмездное пользование, в залог. Согласие на совершение таких сделок должны получить и родители как естественные опекуны своих детей[8].

Существуют еще два способа охраны имущественных прав подопечных: безусловный запрет для опекунов, попечителя, их супругов, близких родственников совершать любые сделки с подопечными. К ним относятся родственники опекуна или попечителя по прямой восходящей и нисходящей линиям, полнородные и неполнородные, а также двоюродные братья и сестры. Они могут сделать подарок и даже очень ценный подопечному либо просто передать ему какое-либо имущество в безвозмездное пользование. Запрещается представлять подопечного при заключении сделок между подопечным и супругом опекуна или попечителя или его близкими родственниками. При разрешении в суде спора с родственниками опекуна или попечителя ему нельзя представлять интересы подопечного. Полностью недееспособный по решению суда подопечный не может подарить, завещать свое имущество не только постороннему для него лицу, но и опекуну в благодарность за хороший уход, заботливое и теплое к себе отношение. Такие сделки будут признаваться недействительными.

Статья 38 ГК РФ определяет порядок доверительного управления имуществом подопечного. Доверительное управление имуществом лица, находящегося под опекой и попечительством реализуется путем заключения договора. Сторонами договора о доверительном управлении имуществом подопечного являются орган опеки и попечительства и доверительный управляющий, который определяется этим органом.

Договор о доверительном управлении заключается в отношении недвижимого и ценного движимого имущества. Остальное имеющееся у подопечного имущество находится под охраной опекуна или попечителя (либо остается у подопечного). Перечень объектов, относимых ГК к недвижимому и движимому имуществу, дается в ст. 130. Какое движимое имущество может быть признано ценным и соответственно требующим специальных форм охраны и управления, зависит от конкретных обстоятельств дела и определяется в каждом случае отдельно.

Договоры о доверительном управлении имуществом несовершеннолетнего, связанные с недвижимостью, подлежат обязательной государственной регистрации.

Доверительный управляющий действует исключительно в интересах подопечного, и все поступления, полученные доверительным управляющим в результате использования имущества подопечного - плоды, продукция, доходы), принадлежат не ему, а только собственнику этого имущества, в данном случае – подопечному. Договором может быть предусмотрено, что доверительный управляющий покрывает понесенные им расходы по управлению имуществом подопечного за счет части поступлений, полученных от использования этого имущества.

Управление имуществом подопечного подразумевает совершение любых действий в отношении данного имущества. Однако ГК ограничивает свободу доверительного управляющего по совершению распорядительных сделок в отношении имущества подопечного. Для совершения сделок, предусмотренных п. 2 ст. 37 ГК, ему необходимо получить предварительное согласие органа опеки и попечительства. Кроме того, доверительный управляющий не вправе также совершать сделки с самим подопечным, за исключением дарения подопечному или передачи ему имущества в безвозмездное пользование (п. 3 ст. 37 ГК). В целях защиты имущественных интересов подопечного и во избежание возможных злоупотреблений со стороны доверительного управляющего целесообразно было бы также не допускать заключения сделок между доверительным управляющим и опекуном или попечителем, однако ГК такого запрета не предусматривает.

Договор о передаче имущества подопечного в доверительное управление прекращается по основаниям, предусмотренным частью второй ГК РФ (ст. 1024). Кроме того, основанием для прекращения договора о доверительном управлении имуществом является прекращение опеки и попечительства (ст. 40 ГК РФ).

Статья 39 ГК РФ определяет порядок освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Если отпадут обстоятельства, мешавшие родителям выполнять свой долг по отношению к детям возникает проблема освобождения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Однако далеко не всегда возвращение несовершеннолетнего к родителям в его интересах. Поэтому не исключается возникновение при этом спора между родителем и опекуном или попечителем.

Усыновление подопечного опекуном или попечителем - достаточно распространенное явление. В таких случаях происходит правовое оформление уже сложившихся отношений[9].

Усыновление подопечного служит основанием для вынесения органами опеки и попечительства постановления об освобождении опекуна или попечителя. Если он после этого не возвращает ребенка родителям или усыновителям, последние вправе предъявить иск о возврате им несовершеннолетнего.

При назначении опеки (попечительства) на время опекун или попечитель освобождается от своих обязанностей при наступлении (по прошествии) указанного срока. Выносить постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не обязательно.

По целому ряду причин - болезнь, инвалидность подопечного, необходимость содержания его под постоянным медицинским контролем и т.п. подопечный может быть помещен в одно из государственных учреждений (воспитательное, лечебное, социальной защиты и др.). Если подобного рода устройство носит временный характер, опекун или попечитель не освобождается от своих обязанностей.

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей следует отличать от отстранения. Оно не зависит от волеизъявления опекуна или попечителя, его намерений и планов. Может быть отстранен тот, кто использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. Подобного рода противоправное поведение опекуна особенно опасно для полностью беспомощных подопечных - малолетних детей, тяжело больных. Серьезно пострадать без надзора и поддержки могут и граждане, находящиеся на попечительстве, например при шантаже и вымогательстве со стороны социально опасных лиц[10]. Тогда после отстранения опекуна или попечителя все имеющиеся материалы направляются прокурору.

Из изложенного можно сделать вывод, что законодательно установленные права и обязанности направлены исключительно на обеспечение прав и интересов подопечных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37092. Национальный вопрос в России в начале XX века. Политические партии о путях его решения 32.5 KB
  Исторический путь России в XX в. очевидной стала необходимость преодоления отставания России от передовых индустриально развитых государств во всех сферах жизни общества. Незавершенность индустриальных преобразований сделала аграрный вопрос в России ключевым начавшегося XX в.
37093. Причины Первой мировой войны 44.5 KB
  в России была объявлена всеобщая мобилизация но не дожидаясь ответа в ночь с 31 июля на 1 августа Германия предъявила ультиматум России об отмене мобилизации. Германия объявила войну России. 23 августа Франция и Англия заявили о своей поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции 6 августа войну России объявила АвстроВенгрия.
37094. Февральская революция 1917 18.58 KB
  2 Одновременно с возникновением Временного правительства и подчиненных ему административных учреждений сложилась другая система органов власти – советы рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Именно такой подход был наиболее юридически грамотным но стремление Временного правительства действовать строго в рамках закона интерпретировалось как нежелание учитывать интересы трудящихся. Падению авторитета Временного правительства непосредственно способствовала и ситуация двоевластия. 28 февраля на заседании Исполкома Петроградского Совета...
37095. 1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны 22.69 KB
  правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Петроградский Совет стал первым народным правительством. Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Временное правительство выражало интересы буржуазнопомещичьих кругов.
37096. Формирование советской политической системы. Временный блок большевиков с левыми эсерами. Разгон Учредительного собрания 21.09 KB
  Для укрепления власти большевики стремились привлечь на свою сторону крестьянство. Большевики и левые эсеры полностью поддержали политику Советского правительства и выступили против передачи власти предстоящему Учредительному собранию. Вскоре новый исполком крестьянского съезда Советов в состав которого были избраны только большевики и левые эсеры присоединился к ВЦИКу.1917 большевики заключили официальный блок с левыми эсерами которые вошли в правительство и возглавили пятьнаркоматов.
37097. Белое движение 15.26 KB
  Цель инициаторов Белого движения ген. Причинами поражения Белого движения являлись: недостаточно скоординированные действия разрозненность очагов антибольшевистского сопротивления отсутствие детальной политической программы поддержки широких слоев населения прежде всего крестьянства. Красное движение Состав красного движения: пролетариат бедное крестьянство солдаты часть интеллигенции и офицерства. Более однородный состав Представители красного движения:...
37098. ВОЕ́ННЫЙ КОММУНИ́ЗМ 12.75 KB
  Политика военного коммунизма включала комплекс мероприятий затронувших экономическую и социальнополитическую сферу. Основой военного коммунизма были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием свертывание товарноденежных отношений национализации всей промышленности включая мелкую продразверстка снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом....
37099. Причины перехода к НЭПу 16.36 KB
  Массовые крестьянские восстания Падение промышленного производства Волнения городского населения в 7 раз Беспорядки в армии и на флоте Уменьшение валовой продукции Угроза разрыва между рабочим классом и крестьянством Необходимость создания механизма реализации материальных интересов всех слоев населения Обобщение предыдущей практики социалистического строительства Новая экономическая политика экономическая политика проводившаяся в Советской России и СССР в 1920е годы. Новая экономическая политика имела целью восстановление...
37100. Национальная политика советской власти. Образование Союза Советских Социалистических Республик 20.49 KB
  Образование Союза Советских Социалистических Республик Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики которая последовательно по мере реализации курса на равноправие народов превращалась в федерацию нового типа. На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики территориальные автономии с учетом...