76463

Сроки в семейном праве и их правовое значение

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

следующие виды сроков: сроки существования имущественных семейных прав пресекательные сроки: так право на алименты на содержание несовершеннолетних детей сохраняется до достижения ими восемнадцатилетнего возраста; сроки ожидания испытательные сроки до истечения которых не могут быть совершены отдельные семейно-правовые акты: согласно п. 11 СК РФ заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи заявления в органы загса; сроки до наступления которых не допускается возникновение определенных прав и...

Русский

2015-01-30

19.31 KB

2 чел.

 Сроки в семейном праве и их правовое значение

Определение срока можно сформулировать на основании ст. 190 ГК РФ. Срок — это определенный момент или отрезок времени, с наступлением или истечением которого закон связывает определенные правовые последствия.

Из этого определения следует вывод о том, что срок по своей правовой природе — это юридический факт.

В семейном законодательстве, в отличие от гражданского, нет отдельного института сроков. 

Правила о сроках содержатся в статьях, регулирующих различные семейные отношения, за исключением ст. 9 СК РФ, регламентирующей применение исковой давности к семейным отношениям. Классификация сроков в науке семейного права проводится по различным основаниям.

следующие виды сроков:

  1.  сроки существования имущественных семейных прав (пресекательные сроки): так, право на алименты на содержание несовершеннолетних детей сохраняется до достижения ими восемнадцатилетнего возраста;
  2.  сроки ожидания (испытательные) — сроки, до истечения которых не могут быть совершены отдельные семейно-правовые акты: согласно п. 1 ст. 11 СК РФ заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи заявления в органы загса;
  3.  сроки, до наступления которых не допускается возникновение определенных прав и обязанностей: опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК РФ);
  4.  минимальные сроки выполнения лицом семейно-правовой обязанности в качестве условия возникновения у этого лица имущественного права: так, если отчим или мачеха надлежащим образом выполняли свои обязанности по воспитанию и содержанию пасынков и падчериц не менее пяти лет, они приобретают право на получение алиментов от пасынков, падчериц (п. 1 ст. 97 СК РФ);
  5.  сроки, в границах которых определенные юридические факты влекут возникновение семейных правоотношений: право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга имеет нуждающийся супруг, если он достиг пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака и супруги состояли в браке длительное время (п. 1 ст. 90 СК РФ);
  6.  сроки, установленные для выполнения обязательных действий гражданами и государственными органами: в соответствии с п. 2 ст. 25 СК РФ суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения в орган загса по месту государственной регистрации заключения брака.

А.М.Нечаева подразделяет все семейно-правовые сроки на две группы. В первую она включает сроки существования прав и обязанностей, во вторую — разрешительные, запретительные и обязывающие сроки.

К первой группе относятся, например, сроки существования алиментных прав и обязанностей, предусмотренные в ст. 80, 89 СК РФ.

В числе разрешительных сроков в частности, выделяются:

  1.  месячный срок, по истечении которого со дня подачи заявления в загс производится регистрация брака (п. 1 ст. 11 СК РФ);
  2.  месячный срок с момента подачи в загс заявления о расторжении брака, необходимый для расторжения брака (п. 3 ст. 19 СК РФ);
  3.  трехмесячный срок, по истечении которого со дня постановки несовершеннолетнего ребенка на централизованный учет допускается передача ребенка — российского гражданина на усыновление иностранным гражданином или лицом без гражданства, не являющимися его родственниками (п. 3 ст. 124 СК РФ) .

Запретительные сроки:

  1.  годичный срок после рождения ребенка, в течение которого запрещается без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака (ст. 17 СК РФ);
  2.  шестимесячный срок со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав, до истечения которого не допускается усыновление ребенка (п. 6 ст. 71 СК РФ).

Обязывающие сроки:

  1.  шестимесячный срок, по истечении которого после вынесения решения суда об ограничении родительских прав орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении родительских прав, если родители не изменят своего поведения, послужившего основанием для ограничения родительских прав (п. 2 ст. 73 СК РФ);
  2.  семидневный срок после отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, в течение которого орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об их ограничении (п. 2 ст. 77 СК РФ) .

Можно также классифицировать сроки в семейном праве в зависимости от того, кем они установлены:

  1.  сроки, предусмотренные законом — все сроки, указанные в вышеприведенных классификациях;
  2.  сроки, установленные судом. Так, взыскивая алименты за прошедший период в пределах трехлетнего срока, суд устанавливает конкретный период, за который производится взыскание (п. 2 ст. 107 СК РФ);
  3.  сроки, установленные участниками семейных правоотношений.

Выделение таких сроков стало возможным после закрепления в Семейном кодексе РФ брачного договора, соглашения об уплате алиментов и договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Порядок исчисления сроков календарной датой используется в соглашениях (например, стороны в своем соглашении могут определить конкретное число каждого месяца, когда будет производиться уплата алиментов).

В СК РФ исковой давности посвящена ст. 9, в п. 1 которой закреплено общее правило, что на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется.

Исключением являются случаи, когда срок защиты нарушенного права установлен СК РФ. Пункт 2 ст. 9 СК РФ носит отсылочный характер, устанавливая, что применение исковой давности к семейным правоотношениям осуществляется по правилам ГК РФ. В семейном праве не содержится определения исковой давности. Оно дано в ст. 195 ГК РФ, которая устанавливает, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Семейным кодексом РФ установлены следующие сроки исковой давности:

  1.  супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки (п. 3 ст. 35 СК РФ);
  2.  трехлетний срок исковой давности применяется к требованиям супругов о разделе общесупружеского имущества (п. 7 ст. 38 СК РФ);
  3.  специальный срок исковой давности по искам о признании брачного договора недействительным установлен в п. 1 ст. 44 СК РФ посредством применения отсылочной нормы.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69961. «Якоря карьеры» студентов заочного отделения Белорусского национального технического университета 68 KB
  В статье авторы раскрывают понятия «мотивация», «профессиональная мотивация», «карьера», их виды, структуру, рассматривают различные научные подходы в их изучении. Статья содержит подробное описание методики Э. Шейна «Якоря карьеры».
69962. МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ СПОСОБНОСТИ К ПРАВДИВОМУ И НЕПРАВДИВОМУ ПОВЕДЕНИЮ 65.5 KB
  Так под поведением понимается такая протяженная во времени активность человека которая включает в себя инициативные обращенные или ответные воздействия человека на любые воздействия других людей. Именно поведение человека отражает его представления о себе окружающем его мире...
69963. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА 115.5 KB
  В статье рассматривается проблема влияния профессиональных деструкций на развитие профессиональной идентичности преподавателя высшей школы. Понятие идентичности под которой подразумевается твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве...
69964. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 67 KB
  Однако несмотря на значительное количество исследований к настоящему времени еще не сложилась целостная концепция формирования межличностного диалогического взаимодействия в учебном процессе. Объясняется это не столько низким уровнем знаний информированности студентов...
69965. ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА 43.13 KB
  В статье на основе парадигмы интеллекта как ментального опыта представлен анализ структуры вербального интеллекта и соотношения его факторов а также динамика функционирования вербального интеллекта в процессе формирования тематических и категориальных группировок.
69966. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ 208.5 KB
  В связи с этим в последнее десятилетие наряду с такими распространенными зависимостями как наркомания алкоголизм появился качественно новый феномен интернет-зависимость. В данной статье освещены теоретические взгляды на проблему компьютерной зависимости у студентов...
69967. Проблема осмысленности жизни и здоровья в раннем юношеском возрасте 209 KB
  Данная статья посвящена теоретическому анализу проблемы взаимосвязи осмысленности жизни и здоровья. Полетаева 2001 который в свою очередь определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека особенности мотивации в области здорового...
69968. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ ЭТАЛОННОГО И РЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 90.5 KB
  На примере сравнительного анализа когнитивных моделей личности эталонного и реального учеников доказывается что содержание эталонатеории личности школьника существующей в профессиональном сознании педагога выступает как суррогат знаний препятствующий адекватному познанию учителем личности ребенка.
69969. Психолого – акмеологическая специфика коммуникации в системе «врач-больной» 156.5 KB
  Минск старший преподаватель кафедры юридической психологии Эффективность медицинской помощи во многом зависит от умения врача общаться с пациентом. Взаимоотношения медицинского работника и больного складываются индивидуально в зависимости от особенностей состояния и личности пациента...