76464

Осуществление и защита семейных прав

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

7 СК граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами если иное не установлено СК. Пределы осуществления семейных прав имеют свои ограничения. Так семейные права могут быть ограничены требованиями закона.

Русский

2015-01-30

16.22 KB

2 чел.

Осуществление и защита семейных прав

В соответствии со ст. 7 СК граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами, если иное не установлено СК. Пределы осуществления семейных прав имеют свои ограничения. Так, семейные права могут быть ограничены требованиями закона. 

Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей имеет ряд особенностей.

1. Осуществление большинства субъективных семейных прав и исполнение обязанностей проявляются в длящихся, многократно повторяющихся действиях (например, права и обязанности супругов, родителей).

2. Дееспособные субъекты семейных правоотношений лично осуществляют свои права и исполняют обязанности. Институт договорного представительства в семейном праве не применяется.

3. Осуществление некоторых семейных прав является одновременно и обязанностью их носителя (например, право и обязанность родителей воспитывать детей).

4. Носители субъективных семейных прав не всегда их реализуют (например, право отдельно проживающих родственников на общение с ребенком).

5. Обязанности, исполнение которых имеет не только личное, но и общественное значение, подлежат безусловному исполнению при наличии требований со стороны лица, заинтересованного в их исполнении (например, алиментные обязанности).

Меры семейно-правовой защиты – это средства семейно-правового воздействия, направленные на предупреждение или пресечение нарушения субъективных семейных прав, применяемые в установленном законом порядке независимо от вины правонарушителя.

Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК:

• самозащита (передача супругом на хранение родственникам имущества, составляющего его долю в совместной собственности);

• признание права судом (установление отцовства);

• пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (отобрание ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится);

• признание сделки недействительной (признание недействительным брачного договора);

• принуждение к исполнению обязанности (взыскание алиментов в судебном порядке);

• прекращение, изменение правоотношения (отмена усыновления);

• иные способы, предусмотренные законом (например, сокращение объема семейных прав: в особых случаях суд может отступить от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе).

Семейно-правовая ответственность может быть как законной, так и договорной.

В п. 2 ст. 7 СК четко определено, что семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Судебная защита семейных прав.

Судебная защита является основной формой защиты семейных прав. Судебная процедура применяется при разрешении большинства семейных конфликтов, которые рассматриваются по нормам гражданского процессуального законодательства. Например, только судом производятся лишение или ограничение родительских прав, отмена усыновления, признание брака недействительным, расторжение брака, если в семье есть несовершеннолетний ребенок. На основании решения суда осуществляется взыскание алиментов (на детей, нетрудоспособного нуждающегося супруга, других членов семьи), если стороны не достигли по этому вопросу взаимного соглашения.

К судебным органам, защищающим семейные права граждан, относятся суды общей юрисдикции – районные суды. Дела, возникающие из семейных правоотношений, могут быть также рассмотрены мировыми судьями, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка.

Административный порядок защиты семейных прав.

Административный порядок рассмотрения семейно-правовых споров применяется лишь в случаях, прямо указанных в законе. Так, разрешение ряда споров, связанных с воспитанием детей, об имени и фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) и др., отнесено СК к компетенции органов опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Органы опеки и попечительства как органы, уполномоченные защищать права и интересы несовершеннолетних детей, привлекаются судом к рассмотрению всех споров, связанных с воспитанием детей.

Определенные обязанности по защите семейных прав граждан возлагаются также на органы ЗАГС при регистрации брака, развода, установления отцовства, усыновления и других актов гражданского состояния

Таким образом, защита семейных прав возможна различными способами:

• путем признания права;

• путем восстановления нарушенного права;

• путем пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения;

• путем лишения или ограничения права одного члена семьи в интересах защиты несовершеннолетнего или нетрудоспособного члена семьи (например, лишение или ограничение родительских прав);

• путем возмещения материального ущерба или морального вреда (при признании брака недействительным);

• путем взыскания убытков и неустойки (при несвоевременной уплате алиментов), а также другими способами, предусмотренными в конкретных статьях СК.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28682. Национально-государственное размежевание в Средней Азии и образование новых советских социалистических республик 12.23 KB
  Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР УССР БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами. На первом этапе развития Союза ССР происходило национальногосударственное размежевание в Средней Азии на территории Туркестанской АССР входившей в состав РСФСР и двух самостоятельных государств Хорезмской и Бухарской народных советских республик. были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР.
28683. Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР, их правовые основы 13.48 KB
  Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР их правовые основы. Образование СССР определяется след. предпосылкой образования СССР было существование в республиках аналогичного режима диктатуры пролетариата.
28684. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения 12.45 KB
  Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Конституция СССР 1924г. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.
28685. Военная реформа 1924 - 1925 гг. Создание территориально-милиционной системы и укрепление кадрового состава Красной Армии 12.76 KB
  Вместо единого Штаба Рабочекрестьянской красной Армии создано 3 самостх управления: Штаб РККА Главное Управление РККА и Инспекторат РККА. Штаб РККА становится основным органом управления в системе военного ведомства на котй возлагались задачи разработки общих вопросов обороны на случай войны. управление ГУ РККА возлагались задачи управления текущей жизнью армии и обеспечения ее повседневных нужд. Инспекторат РККА ведал боевой подготовкой войск и командного состава а также инспектированием Вооруженных сил.
28686. Реконструкция сельского хозяйства. Совершенствование форм управления промышленностью, и сельским хозяйством в конце 20-х - начале 30-х гг. 13.37 KB
  Совершенствование форм управления промышленностью и сельским хозяйством в конце 20х начале 30х гг. С этого времени косвенное регулирование вытесняется элементами непосредственного управления. На место функциональной системы управления экономикой пришел отраслевой и производственнотерриториальный принцип.
28687. Мероприятия партии и правительства по проведению коллективизации: плюсы и минусы 12.53 KB
  началась массовая коллективизация заготовительная компания приняла насильственный характер рыночные механизмы были сломлены. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе Нижнем и Среднем Поволжье. Принудительная коллективизация вызвала забой скота и падение урожаев а выкачивание хлеба из села выросло.
28688. Попытка установления парламентской монархии в 1-ом десятилетии XX в 14.11 KB
  Об учреждении Госой думы и Положение о выборах в нее Манифест 17 окт. Об усовершенствовании госного порядка и Осные законы от 23 апр. Согласно августовским Манифесту и Положению Гос. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов обсуждение госго бюджета и др.
28689. Изменение в государственном строе России в результате первой русской буржуазной революции. Новые избирательные законы 13.43 KB
  Изменение в государственном строе России в результате первой русской буржуазной революции. Основным событием явилось создание представительного органа Государственной думы. был подписан Манифест об учреждении Госной думы. В законе указывалось что она формируется для предварительной разработки и обсуждения законопроектов коте в дальнейшем должны поступать в Госный совет.
28690. Государственные Думы и их классовый состав. Обсуждение аграрного вопроса на них 13.76 KB
  Государственные Думы и их классовый состав. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце СанктПетербурга. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов 42 подписи и от депутатов трудовой группы Думы 104 подписи. Трудовики требовали для обеспечя крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных удельных монастырских и частновладельческих земель превышающих трудовую норму введение уравнительнотрудового землепользя объявления политой амнистии ликвидации Госного...