76465

Семейно-правовая ответственность (понятие и особенности)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Специфика семейно-правовой ответственности заключается в том что во-первых ее субъекты связаны уже возникшим семейным правоотношением во-вторых к ней не могут быть привлечены третьи лица не участвующие в данном правоотношении. Основания наступления семейно-правовой ответственности зависят от того какая сфера пострадавшего лица личная или имущественная подверглись воздействию в результате правонарушения. Семейное законодательство не содержит указания на формы вины но на практике они играют важную роль особенно при определении объема...

Русский

2015-01-30

17.48 KB

10 чел.

Семейно-правовая ответственность (понятие и особенности)

Семейно-правовая ответственность — применение к виновному правонарушителю принудительных мер, оказывающих дополнительное негативное воздействие на его личную или имущественную сферу в виде лишения его определенных семейных прав или возложения на него дополнительных обязанностей.

Специфика семейно-правовой ответственности заключается в том, что,

  1. во-первых, ее субъекты связаны уже возникшим семейным правоотношением,
  2. во-вторых, к ней не могут быть привлечены третьи лица, не участвующие в данном правоотношении.

Основания наступления семейно-правовой ответственности зависят от того, какая сфера пострадавшего лица, личная или имущественная, подверглись воздействию в результате правонарушения.

В первом случае семейно-правовая ответственность наступает при наличии трех условий:

  1. факт нарушения семейного права или неисполнения семейной обязанности;
  2. противоправность поведения (действия, бездействия) нарушителя. Под ней понимается нарушение норм объективного права или субъективных прав другого участника семейного правоотношения. Поведение, нарушающее нормы морали, является противоправным, если на это есть прямое указание в законе;
  3. вина нарушителя, которая проявляется в двух формах: умысел и неосторожность. Семейное законодательство не содержит указания на формы вины, но на практике они играют важную роль, особенно при определении объема ответственности.

Например, лишение родительских прав как мера ответственности за уклонение от выполнения родительских обязанностей (ст. 69 СК РФ) наступает при наличии фактов неисполнения родителем обязанностей по воспитанию и образованию детей, защите их прав. Такое поведение противоречит ст. ст. 63 и 64 СК РФ, что свидетельствует о противоправности поведения. Родители могут быть лишены родительских прав только в случае их виновного поведения.

Во втором случае для наступления семейно-правовой ответственности, помимо перечисленных трех условий, необходимо:

  1. факт наличия вреда для пострадавшего лица;
  2. причинно-следственная связь между данным фактом и поведением нарушителя.

Так, ответственность за несвоевременную уплату алиментов (п. 2 ст. 115 СК РФ) наступает при наличии факта неуплаты алиментов в установленный срок, что противоречит ст. 81 СК РФ. При этом должен иметь место факт наличия задолженности по уплате, вина алиментообязанного лица в образовании задолженности и причинно-следственная связь между фактом наличия задолженности и фактом неуплаты алиментов в установленный срок.

К формам семейно-правовой ответственности относятся:

  1.  возмещение убытков, которые включают в себя только реальный ущерб.

При определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска.

  1.  уплата неустойки.

Неустойка (штраф, пени) — определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Например, п. 2 ст. 115 СК РФ предусматривает неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

  1.  денежная компенсация морального вреда

Она применяется, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание характера и степень причиненных физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, а также степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

  1.  возмещение материального вреда в натуре

Данная форма ответственности регулируется гражданским законодательством.

Согласно п. 4 ст. 30 СК РФ право на компенсацию морального вреда и возмещение материального вреда имеет добросовестный супруг при признании брака недействительным.

В настоящее время вопрос о возмещении вреда не обсуждается. Суд в случае удовлетворения иска вправе лишь взыскать алименты. Такое положение, думается, является несправедливым. Нарушенные права ребенка остаются не восстановленными в полном объеме.

Меры ответственности устанавливаются не только законодателем в нормативных правовых актах, но и самими участниками семейных отношений в их соглашениях. Как правило, применяются такие способы защиты, как возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13117. Батыс Еуропадағы орта ғасырдағы тәрбие және мектеп 43 KB
  Батыс Еуропадағы орта ғасырдағы тәрбие және мектеп. Мазмұны: 1. Орта ғасырдағы діни мектептердің пайда болуы. 2. Қайта өрлеу дәуіріндегі педагогика және мектеп. 1. Орта ғасырдағы діни мектептердің пайда болуы. Құлдық қоғамның ыдырауы және құлауы оны жаңа фео...
13118. Бұқар жырау мен Дулат Бабатайұлының тәлім тәрбиелік идеялары 47.5 KB
  Бұқар жырау мен Дулат Бабатайұлының тәлім тәрбиелік идеялары 1. Бұқар жыраудың тәлімтәрбиелік идеялары. 1668-1781 ХҮІІІ ғасырда Қазақстанда ағартушылық ойпікірдің дамуында өзіндік із қалдырған ақынжыраулар поэзиясының көрнекті өкілі Бұқаржырау Қалқаманұлы....
13119. Сухомлинскийдің В.А. педагогикалық идеясы 38.5 KB
  В.А.Сухомлинскийдің педагогикалық идеясы 1918-1970 В.А.Сухомлинскийдің шығармашылығы әрбір жыл өткен сайын біздің елімізде сол сияқты шетелде ғылыми және педагогикалық жұртшылықтың тарапынан бірденбір ерекше көңіл бөлініп келеді. Бұл кездейсоқтық емес. Оның талда...
13120. Белинский В.Г. мен А.И.Герценнің педагогикалық теориясы 44.5 KB
  В.Г.Белинский мен А.И.Герценнің педагогикалық теориясы. В.Г.Белинскийдің педагогикалық көзқарастары. 18111848 ХІХ ғасырдың 3040 жылдары орыстың прогрессивтік қоғамдықпедагогикалық ойпікірінің дамуына В.Г.Белинский мен А.Н.Герцен ерекше роль атқарды. Революциял
13121. Ғұмар Қараштың педагогикалық көзқарастары 43.5 KB
  Ғұмар Қараштың педагогикалық көзқарастары. 18751921 жж. Қазан төңкерісіне дейінгі Қазақстанда қоғамдықсаяси ағартушылықпедагогикалық ойпікірдің дамуына өзінің өлшеусіз үлесін қосқан ХХ ғ.бас кезіндегі қазақ әдебиетінің ең көрнекті қайраткерлерінің бірі ағартуш...
13122. Дамыта оқытудың тиімділігі 49.5 KB
  Дамыта оқытудың тиімділігі Оқу адамның психикалық дамуының формасы элементі. Кез келген оқыту белгілі бір мөлшерде адамды дамытады. Даму ұғымы сөздікте ... мөлшерлік өзгерістердің белгілі бір өлшем шегінен шығып сапалық өзгерістерге айналуыдеп түсі...
13123. Джон Локктың педагогикалық теориясы 42.5 KB
  Джон Локктың педагогикалық теориясы. 16321704 Саясиәлеуметтік және философиялық дүниетанымы. 1688 жылы Англияда буржуазиялық төңкеріс болды. Ол өндірістік төңкеріске негіз дайындады. Бұл төңкеріс жаңа кезеңнің буржуазияның үстемдік ету кезіңін жария етті ол ...
13124. ӘЛКЕЙ МАРҒҰЛАННЫҢ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ҚЫЗМЕТТЕРІ 40.5 KB
  ӘЛКЕЙ МАРҒҰЛАННЫҢ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ҚЫЗМЕТТЕРІ С. Сұрағанов Л.Н.Гумилев атындағы Еуразиялық ұлттық университеті Астана қ. Ғұлама ғалым Әлкей Хақанұлы Марғұланның тікелей оқытушылық қызметпен айналысқанын көрсететін бірнеше нақты мәліметтер бар. Әлкей 1915 жылы Ба...
13125. Әл-Фараби еңбектеріндегі халықтық педагогика мәселелері 55.5 KB
  ӘлФараби еңбектеріндегі халықтық педагогика мәселелері Халықтық педагогикалық құбылыстарды зерттеушілер ресми педагогика мен халық педагогикасының бірінбірі толықтыратын кеңейтіп отыратын өзара ықпалы мен өзара шарттастығын дәлелді ашып түсіндіреді. Егер рес...