76466

Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в судах в порядке искового производства взыскание алиментов раздел совместно нажитого супружеского имущества; защита охраняемых интересов происходит в порядке особого производства установление факта признания отцовства фактов регистрации рождения усыновления брака развода. В административном порядке защита семейных прав осуществляется путем обращения в государственные органы или к конкретному должностному лицу органы исполнительной власти органы опеки и...

Русский

2015-01-30

16.31 KB

3 чел.

Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности

Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, — в административном порядке (ст.8 СК).

Судам подведомственны дела по спорам, возникающим из СеПО (ст.22 ГК):

1) защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в судах в порядке искового производства (взыскание алиментов, раздел совместно нажитого супружеского имущества);

2) защита охраняемых интересов происходит в порядке особого производства (установление факта признания отцовства, фактов регистрации рождения, усыновления, брака, развода).

В административном порядке защита семейных прав осуществляется путем обращения в государственные органы или к конкретному должностному лицу (органы исполнительной власти, органы опеки и попечительства, органы ЗАГСа, должностные лица образовательных, воспитательных, лечебных учреждений и др.).

Право граждан обращаться для защиты семейных прав в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (ч.2 ст.46 КРФ)).

Семейно-правовые меры защиты — предусмотренные СеП меры воздействия, направленные на предупреждение или пресечение нарушения субъективных семейных прав, применяемые независимо от вины правонарушителя.

Способы защиты семейных прав (в СеЗ отдельно не определены; указаны в нормах, регулирующих СеО):

1) самозащита;

2) признание права судом (установление отцовства, материнства (ст.48, 49 СК));

3) восстановление положения, существовавшего до нарушения права (при признании брака недействительным  (ст.30 СК));

4) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя на незаконном основании (ст.68 СК));

5) признание сделки недействительной (признание недействительным брачного договора (ст.44 СК), соглашения об уплате алиментов (ст.102 СК));

6) принуждение к исполнению обязанности (взыскание алиментов в судебном порядке (п.2 ст.80, п.2 ст.85 СК));

7) иные способы, предусмотренные законом (ограничение возможности использования отдельных субъективных прав, которые тоже являются способом их защиты) (пример: в целях защиты прав жены муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка  (ст.17 СК)).

Роль органов опеки и попечительства в защите прав членов семьи:

1) разрешают споров и разногласий между родителями по воспитанию детей и другим вопросам, споры между родителями и детьми, опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями и иными лицами;

2) могут предъявлять иски в суд (о лишении родителей родительских прав (ст.70 СК), о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с их родителей (ст.80 СК), об отмене усыновления (ст.142 СК));

3) выступают в защиту прав и интересов детей (в том числе в суде, при разрешении споров, связанных с воспитанием детей (ст.78 СК)).

Меры семейно-правовой ответственности — установленные СеЗ меры государственного воздействия на виновного правонарушителя, выражающиеся в лишении его субъективного СеП или возложении дополнительных обязанностей (как правило, имущественного характера).

Характерные черты семейно-правовой ответственности:

1) применяется только к участникам СеПО;

2) в ряде случаев ее применение зависит от волевого акта заинтересованного лица (ч.2 п.2 ст.115);

3) может быть законной и договорной.

Обязательные основания семейно-правовой ответственности — два элемента состава правонарушения:

1) противоправное поведение субъекта СеПО (нарушение норм закона или иного правового акта; может проявляться в действии (жестокое обращение с детьми) и в бездействии (неуплата алиментов), а также в сочетании действия и бездействия (родители могут не выполнять своих обязанностей и жестоко обращаться с детьми));

2) вина субъекта СеПО (психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его результату; особенности вины в СеП — включает только психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению (одно из оснований лишения родительских прав — отказ родителей без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома и других учреждений).

Отличие мер ответственности от мер защиты:

1) по направленности (меры защиты направлены на защиту нарушенного субъективного права, а меры ответственности помимо защиты нарушенного права включают в себя наказание виновного правонарушителя в виде наступления для него неблагоприятных последствий личного или имущественного характера);

2) по основаниям применения (меры ответственности применяются при наличии вины правонарушителя (лишение родительских прав (ст.69 СК), а меры защиты — независимо от вины (ограничение родительских прав (ст.73 СК));

3) по объему последствий (при применении мер ответственности виновный правонарушитель лишается субъективного права или претерпевает дополнительные неблагоприятные имущественные последствия (ответственность за несвоевременную уплату алиментов (ст.115 СК)).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11314. Дешифраторы и шифраторы 198.5 KB
  Занятие. Шифраторы и дешифраторы Учебные методические и воспитательные цели. Изучить принципы построения кодирующих и декодирующих устройств. Показать приемы активизации аудитории. Воспитывать уважение к цифровым и импульсным устройствам.
11315. Мультиплексоры и преобразователи кодов 255.5 KB
  Занятие 2. Мультиплексоры и преобразователи кодов Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения преобразователей кодов мультиплексоров и демультиплексоров 2. Воспитывать стремление овладеть основами синтеза цифровых ...
11316. Триггеры с раздельным и счетным запуском 109 KB
  Занятие 3. Триггеры с раздельным и счетным запуском Учебные методические и воспитательные цели: Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного мат...
11317. Триггеры задержки и универсальные триггеры 136 KB
  Занятие 4. Триггеры задержки и универсальные триггеры Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском. 2. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного ма...
11318. Регистры и их применение. 109.5 KB
  Занятие 6. Регистры Учебные методические и воспитательные цели: 1.Изучить принципы построения последовательных и параллельных регистров. 2. Показать методику увязки изучаемых вопросов с применением в технике связи. 3. Воспитывать уважение к изучаемой дисципли...
11319. Счетчики и их применение 142.5 KB
  Занятие 7. Счетчики Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности цифровых счетчиков импульсов. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при конспектиро
11320. Запоминающие устройства и их применения 163.5 KB
  Занятие 9 Запоминающие устройства Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности запоминающих устройств. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при консп...
11321. Аналого-цифровые преобразователи 125.5 KB
  Занятие 10 Аналогоцифровые преобразователи Учебные и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения цифроаналоговых и аналогоцифровых преобразователей. 2. Воспитывать инженерное мышление. План лекции №№ п/п У
11322. Микропроцессор К580ВМ80 87.5 KB
  Занятие 1 Микропроцессор К580ВМ80 Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить особенности построения универсального 8разрядного микропроцессора К580ВМ80. 2. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала. ...