76467

Понятие брака, условия и порядок его заключения

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основаниями для брака признаются правовые нормы а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Заключение брака Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления.

Русский

2015-01-30

19.11 KB

0 чел.

Понятие брака, условия и  порядок его заключения

В юридической литературе брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней.

В законе особо подчеркивается, что супружеские права и обязанности возникают только в зарегистрированном браке.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

Заключение брака

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления.

Месячный срок при наличии уважительных причин может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

  1.  взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
  2.  достижение брачного возраста. По общему правилу брачный возраст устанавливается в 18 лет, однако органы местного самоуправления по месту регистрации брака могут снизить его, но не более чем на два года (в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда заключение брака допускается до достижения возраста 16 лет);
  3.  отсутствие брачных отношений у будущих супругов (не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке);
  4.  отсутствие родственно-семейных связей у жениха и невесты (не могут вступать в брак родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные);
  5.  дееспособность лиц, вступающих в брак (запрет вступления в брак установлен для лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия).

Порядок заключения брака и его государственная регистрация регламентированы семейным законодательством и законом об актах гражданского состояния.

На территории РФ действительным браком, порождающим для супругов правовые отношения, признается только тот, который зарегистрирован в органах ЗАГСа. Государственная регистрация брака производится любым органом ЗАГСа на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган ЗАГСа составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака.

В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность, (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке), реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак, дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа ЗАГСа), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке.

Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст.11 СК РФ.

Лица, желающие вступить в брак, подают в отдел ЗАГСа составленное в письменной форме заявление о заключении брака между ними. В нем они должны подтвердить взаимное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст.14 СК РФ.

Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак, фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Следует иметь в виду, что факт подачи в орган ЗАГСа заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, то есть не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган ЗАГСа в установленный срок для государственной регистрации заключения брака.

Однако, решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации брака.

Регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления и только в присутствии лиц, вступающих в брак.

При приеме заявления орган ЗАГСа должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга. Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа ЗАГСа об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган ЗАГСа назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе ЗАГСа. По желанию лиц, вступающих в брак, орган ЗАГСа обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т.п.). Государственная регистрация производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются Законом «О государственной пошлине». Так, за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, государственная пошлина составляет однократный размер минимального размера оплаты труда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54342. Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе 111.5 KB
  Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...
54343. Дмитриу Донской. Куликовская битва 83 KB
  Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголотатар и разгромить их 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын которого окрестили Дмитрием. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. Разведка великого князя донесла что Мамай собрав войско уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского.
54344. Сучасний урок - джерело творчості вчителя 2.78 MB
  €œТестові завдання з геометрії. клас із використанням тестуючого комплексу MIFTests. Кожен вчитель є справжнім керівником дитячого колективу діти визнають своїх педагогів за лідерів та активно співпрацюють із ними а це означає: вчитель має власний педагогічний імідж свій особливий педагогічний почерк він – конкурентоспроможний компетентний фахівець. МАТЕМАТИКА ТА ІТК У сучасному світі потреба в комп’ютерних технологіях постійно зростає – вони необхідні і вдома і на робочому місці. Систематичне використання...
54345. Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами 717 KB
  Поражение верхней височной извилины приводит к тому что человек слышит слова но не понимает их смысла так как в зоне Вернике как в своеобразной картотеке хранятся все усвоенные человеком слова точнее их звуковые образы и он всю жизнь пользуется этой картотекой. Если произошло поражение этой зоны то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам. Действительно левое полушарие отвечает: за движение правых конечностей и обеих рук за...
54346. Урок русского языка и литературного чтения 352 KB
  Планируемые результаты учебного предмета Русский язык общие на 4 года обучения Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; ...
54347. Етапи розвязування задач за допомогою компютера 1.3 MB
  Для розвязання цих задач компютер озброєний найрізноманітнішим програмним забезпеченням, яке поділяється на чотири великих категорії: операційні системи, системні утиліти, системи програмування, прикладне програмне забезпечення.
54348. Інформаційно-комп’ютерні технології на уроках географії та природознавства 83.5 KB
  Вчителями природознавства опановано такі теми: Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point Пошук та завантаження текстової звукової та відеоінформації з Інтернету Створення потокових презентацій відео кліпів у середовищі програми Movie Mker Створення та обробка графічної інформації засобами растрового графічного редактора dobe Photoshop. № п п Термін Тема заняття 1 Вересень Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point. 3 Лютий Створення потокових презентацій відео кліпів у...
54349. Методика вивчення дробових чисел за курсом Математика у 5-6 класах 334 KB
  Організація самостійної діяльності учнів при вивченні дій ззвичайними дробами. ВСТУП Характеристика обовязкових результатів навчальних досягнень при вивченні дробових чисел Основною метою курсу математики 5-6 класів вважається: систематичний розвиток понять числа та вироблення вмінь усно та письмово робити арифметичні операції над числами формувати вміння переводити практичні задачі на мову математики підготовка учнів до вивчення курсів Алгебра€ та Геометрія€. Форми організації усного рахунку Добре розвинені у учнів навики усної...
54350. Методика организации инновационной деятельности в школе 142.5 KB
  Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию какихлибо своих качеств способностей. Мотив придает смысл деятельности для человека. Проведение диагностики: Изучение мотивов трудового поведения Ваш творческий потенциал Личностные ориентации педагога Готовность педагога к работе в инновационном режиме наблюдения за работой учителя индивидуальные собеседования дали возможность заинтересовать 76 педагогов нашей школы в участии в инновационной...