76467

Понятие брака, условия и порядок его заключения

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основаниями для брака признаются правовые нормы а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Заключение брака Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления.

Русский

2015-01-30

19.11 KB

4 чел.

Понятие брака, условия и  порядок его заключения

В юридической литературе брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней.

В законе особо подчеркивается, что супружеские права и обязанности возникают только в зарегистрированном браке.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

Заключение брака

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления.

Месячный срок при наличии уважительных причин может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

  1.  взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
  2.  достижение брачного возраста. По общему правилу брачный возраст устанавливается в 18 лет, однако органы местного самоуправления по месту регистрации брака могут снизить его, но не более чем на два года (в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда заключение брака допускается до достижения возраста 16 лет);
  3.  отсутствие брачных отношений у будущих супругов (не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке);
  4.  отсутствие родственно-семейных связей у жениха и невесты (не могут вступать в брак родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные);
  5.  дееспособность лиц, вступающих в брак (запрет вступления в брак установлен для лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия).

Порядок заключения брака и его государственная регистрация регламентированы семейным законодательством и законом об актах гражданского состояния.

На территории РФ действительным браком, порождающим для супругов правовые отношения, признается только тот, который зарегистрирован в органах ЗАГСа. Государственная регистрация брака производится любым органом ЗАГСа на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган ЗАГСа составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака.

В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность, (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке), реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак, дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа ЗАГСа), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке.

Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст.11 СК РФ.

Лица, желающие вступить в брак, подают в отдел ЗАГСа составленное в письменной форме заявление о заключении брака между ними. В нем они должны подтвердить взаимное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст.14 СК РФ.

Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак, фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Следует иметь в виду, что факт подачи в орган ЗАГСа заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, то есть не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган ЗАГСа в установленный срок для государственной регистрации заключения брака.

Однако, решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации брака.

Регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления и только в присутствии лиц, вступающих в брак.

При приеме заявления орган ЗАГСа должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга. Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа ЗАГСа об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган ЗАГСа назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе ЗАГСа. По желанию лиц, вступающих в брак, орган ЗАГСа обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т.п.). Государственная регистрация производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются Законом «О государственной пошлине». Так, за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, государственная пошлина составляет однократный размер минимального размера оплаты труда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81007. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения 28.34 KB
  Несмотря на то что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания не сосредоточены на нем. Этих детей не затрудняет усвоение чтения письма и счета но они плохо вовлекаются в деятельность не доводят начатой работы до конца выполняют ее небрежно неряшливо. Следовательно самое главное при обучении детей с органической психопатией настойчиво приучать их к тщательному выполнению...
81008. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими астеническое, реактивное состояние, конфликтные переживания 31.78 KB
  Причины течения данных нарушений разные но их объединяет следующее: у этих детей нет органического поражения головного мозга. Во время работы у таких детей быстро наступает утомляемость происходит нервное истощение возникают головные боли. Особенности астении при заболевании внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией. Эмоциональное состояние у таких детей нестабильное поэтому они чутко реагируют на неблагоприятную обстановку в классе и дома.
81009. Психолого-педагогические методы коррекции 31.95 KB
  Общепедагогические методы: словесные методы наглядные практические методы стимулирования метод оценки. Специфические методы коррекции: метод игнорирования метод переключения внимания на другую деятельность метод испытаний метод естественных последствий метод фиктивной выдуманной коррекции метод заставания врасплох метод парадоксальной интенции метод обратного действия.Словесные методы Преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи...
81010. Предмет, структура и задачи коррекционной педагогики, ее взаимосвязь с другими науками 27.51 KB
  Объект коррекционной педагогики специальное образование людей с особыми образовательными потребностями дети с психофизическими нарушениями. Предмет коррекционной педагогики теория и практика специального образования. Система отраслей коррекционной педагогики структура науки.
81011. История развития специального (коррекционного) образования 26.64 KB
  Сеген в США открыл частные школы для слабоумных детей предполагающие обучение и воспитание трудовое и физическое. Первые школы для слепых и глухих детей в России появились в начале 19 в. появляются школы для умственно отсталых детей. разработка методик обучения для каждой категории детей с психофизическими нарушениями.
81012. Сеть специальных учреждений для детей с психофизическими нарушениями 26.53 KB
  специальные дошкольные образовательные учреждения: специальные ячли специальные детские сады группы конпенсирующего вида при массовых детских садах специальные детские дома для детей сирот подготовительные отделения при специальных школах; 2. специальные общеобразовательные учреждения: специальные школы первого вида для глухих; второго вида для слабослышащих; третьего вида для незрячих; четвертого вида для слабовидящих; пятого вида для детей с нарушениями речи; шестого вида для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата; седьмого...
81013. Особенности дошкольного и школьного специального (коррекционного) образования 28.25 KB
  комплектование ДОУ по принципу ведущего отклонения в развитии ребенка с нарушениями слуха глухие и слабослышащие; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с ЗПР; с нарушениями опорно двигательного аппарата. для каждой категории детей с психофизическими нарушениями предусмотрена своя специальная школа; 2.
81014. Принципы специального образования 28.23 KB
  Выготского о зоне ближайшего развития ; принцип ранней педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; принцип коррекционнокомпенсирующей направленности опора на сохранные анализаторы а так же использование компенсаторных возможностей детей; принцип социальноадаптирующей направленности обучения подготовка ребенка с психофизическими нарушениями к максимально самостоятельной жизни в обществе чтобы избежать социального выпадения; принцип...
81015. Показатели развития ребенка, значимые для выявления психофизических нарушений 27.51 KB
  В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка до и после его рождения. Во время эмбрионального развития организм плода очень восприимчив к различным неблагоприятным факторам. Развитие сенсорных и моторных функций которые являются базой для развития психических процессов.