76472

Понятие недействительности брака и основания признания брака недействительным

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса. Основания для признания брака недействительным установлены в п. Заключение брака при отсутствии условий установленных законом для заключения брака: взаимного добровольного согласия лиц вступающих в брак и достижения ими брачного возраста если этот возраст не был снижен в порядке установленном законом ст.

Русский

2015-01-30

15.31 KB

0 чел.

Понятие недействительности брака и основания признания брака недействительным

Под признанием брака недействительным понимается аннулирование брака и всех его правовых последствий с момента его заключения, т.е. с момента государственной регистрации заключения брака в органах загса.

Основания для признания брака недействительным установлены в п. 1 ст. 27 СК РФ.

К ним отнесены следующие обстоятельства:

1. Заключение брака при отсутствии условий, установленных законом для заключения брака: взаимного добровольного согласия лиц, вступающих в брак, и достижения ими брачного возраста, если этот возраст не был снижен в порядке, установленном законом (ст. 12 и 13 СК РФ).

2. Заключение брака при наличии препятствий к его заключению: наличие другого зарегистрированного брака, близкого родства, отношений по усыновлению или недееспособности лиц (лица), заключивших брак (ст. 14 СК РФ).

3. Сокрытие при заключении брака одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания (ст. 15 СК РФ).

4. Заключение фиктивного брака, т.е. брака без намерения супругов (или одного из них) создать семью. Целью заключения такого брака является желание получить какие-либо права или преимущества, вытекающие из самого факта регистрации брака, например права на жилую площадь.

Никакие другие обстоятельства, кроме перечисленных в п. 1 ст. 27 СК РФ, не могут послужить основанием для признания брака недействительным.

Так, не может служить основанием для признания брака недействительным нарушение установленных законом требований к порядку заключения брака, например, регистрация брака до истечения месячного срока со дня подачи заявления в орган загса, если этот срок не был сокращен в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 11 СК РФ.

При общем подходе к правовым последствиям при нарушении закона при заключении брака нормы семейного права, исходя из целей укрепления семьи, защиты интересов супругов и детей, обязывают суд принимать во внимание особенности каждого конкретного случая. Так, ст. 29 СК РФ предусматривает, что, если к моменту рассмотрения дела отпали обстоятельства, которые препятствовали заключению брака (например, расторгнут предыдущий брак, достиг совершеннолетия супруг, который на момент заключения брака был несовершеннолетним, выздоровел и признан дееспособным супруг, являвшийся на момент заключения брака недееспособным, и т.п.), суд может признать этот брак действительным. В теории семейного права это называется «санирование (оздоровление) брака». Санирование брака невозможно при признании брака недействительным по причине близкого родства супругов.

Закон принимает во внимание и необходимость осторожного решения вопроса о недействительности брака, заключенного с несовершеннолетним (если он к моменту рассмотрения дела еще не достиг совершеннолетия – брачного возраста). Согласно п. 2 ст. 29 СК РФ суд в этих случаях может отказать в иске (родителям, органу опеки и попечительства или прокурору), если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга или если этот супруг не согласен с признанием его брака недействительным.

Наличие семейных отношений подтверждают такие обстоятельства, как совместное проживание, приобретение имущества для совместного пользования, взаимная забота друг о друге, взаимная материальная поддержка, выявление своих супружеских отношений перед третьими лицами (в личной переписке, в общении и т.п.) и другие характерные для супругов взаимоотношения.

Невозможно признать брак недействительным после его расторжения, поскольку суд, расторгая брак, исходит из его действительности. Это правило не относится к признанию брака недействительным по причине близкого родства между супругами и по причине состояния одного из супругов в другом нерасторгнутом браке (п. 4 ст. 29 СК РФ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55653. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА 55 KB
  Географические координаты точек Атмосфера география способствовать развитию речи; развивать пространственное мышление; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; способствовать...
55654. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема 57 KB
  Сколько нужно посадить молодых тополей чтобы они заменили пять бездумно срубленных десятилетних деревьев Если каждый год вы будите мусорить сколько лет понадобится для того чтобы весь бумажный мусор разложился...
55655. КОНЦЕПЦІЯ ПРАВОВОЇ ОСВІТИ І ПРАВОВОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ 79 KB
  Нарізним стрижнем цієї культури є правосвідомість особистості яка включає отримання системних наукових знань про право правопорядок і його охорону та виховання емоційно-оціночного ставлення до права і правопорядку.
55656. Соціалізація творчої особистості у виховному процесі 60.5 KB
  Одним із стратегічних завдань реформування освіти в Україні згідно з державною національною програмою Освіта є формування освіченої творчої особистості становлення її фізичного і морального здоровя.
55657. Подорож до Смішариків 31 KB
  Мета: Закріпити вміння дітей рахувати в межах 5 цифри в межах 5 і позначати кількість відповідною цифрою. Продовжувати вчити дітей ділити предмети на 24 рівні частини порівнювати ціле і частини.
55658. План-сценарій проведення гри «Щасливий випадок» 29 KB
  Мета: вивчення рівня психолого-педагогічних знань вихователів з даної проблеми. Нікітіна Що він вважав за головне в роботі з дітьми Які книги Вам відомі Які ігри за його методикою Ви знаєте II Гейм Заморочки...
55659. Патріотичне виховання дошкільників 37.5 KB
  Мета: Розвивати патріотичні почуття, зв’язне мовлення, увагу, мислення, образну пам'ять, музичний слух. Виховувати любов до рідної землі, природи, народних ігор та бережне ставлення до навколишнього середовища.
55660. Методичні прийоми впровадження елементів технології в курс «Трудового навчання» (5 клас) 38.5 KB
  Вчитель демонстрував готовий виріб пояснював його конструкцію виконував на шкільній дошці технічний малюнок ставив розміри. Вчитель демонструє готовий виріб та його технічний малюнок зясовує разом з учнями з яких деталей складається виріб та розміри деталей.