7649

Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников

Курсовая

Педагогика и дидактика

Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников Введение Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверг...

Русский

2013-01-27

156 KB

272 чел.

Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников

Введение

Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверглась серьёзным изменениям не в лучшую сторону. А, попросту говоря, почти уступила место обучению. Естественно, что воспитание, в том числе и эстетическое полностью перешло в ведение родителей, и это в лучшем случае. Многие дети воспитывались под влиянием того социума, в котором проводили время свободное от занятий в школе, а это не только, и не столько родители. Как сейчас принято говорить «их воспитала улица». Естественно, что в таких условиях, ни о каком «чувственном познании» не может быть и речи. И как следствие, наше общество имеет целое поколение молодых людей не умеющих построить свою жизнь гармонично, лишенных эстетического вкуса, с искаженным понятием «прекрасного – безобразного», обделённых возможностью наслаждаться искусством.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.  Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства» [22;  c. 21]

Нескоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно.

Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в школе, на актуальность и необходимость  воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию.

Выделенная проблема позволила нам определиться в выборе темы.

Тема: «Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников»

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – формы и средства  эстетического воспитания  школьников.

Целью нашего исследования является теоретическое  обоснование способов  эстетического  воспитания младших школьников и их экспериментальная апробация.

Гипотеза исследования 

Эстетическое воспитание будет осуществлено в том случае, если:

  •  в содержании уроков и внеклассных занятий будут использоваться различные виды, формы и методы эстетического воспитания;
  •  учитель личным примером будет способствовать воспитанию эстетики.

Задачи:

  1.  Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
  2.  Рассмотреть сущность эстетического воспитания;
  3.  Раскрыть содержание эстетического воспитания;
  4.  Изучить методы эстетического воспитания;
  5.  Доказать экспериментальным путем.

Методы исследования:

  1.  теоретический анализ литературы,
    1.  наблюдение,
    2.  педагогический эксперимент,
    3.  анкетирование,
    4.  беседа.

База исследования:  МОУ Новохованская СОШ  Невельского района Псковской области 2 и 4 классы.  

Методологической  основой  исследования являются  слова Фридриха Шиллера “Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически” [22; c.18]

  Структура курсовой  работы  обусловлена  логикой  исследования, состоит  из  введения, двух  глав, заключения, списка  литературы, приложения.

  Библиография  содержит  28  источников.


Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие "эстетическое воспитание", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания. Познакомимся с видами воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников.

1.1.    Основные понятия и сущность эстетического воспитания личности

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская -  «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.»[28; c.25]

Воспитание мы разделяем на  нравственное, физическое,  трудовое, эстетическое.

В наше время проблема эстетического воспитания развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе,  В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика». Само слово  "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" , что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство.  Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. [21; с.395]. Прекрасное – это и сама жизнь в её наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [5; c.451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [11; c.51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности  [11; с. 42].

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

В-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [18; c.142]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Всякая социально-педагогическая система эстетического воспитания складывается из единства двух структур. Первая, содержательная структура дает четкое представление об основных целях системы, методологических подходах к определению содержания, формам и методам ее реализации. В этой структуре имеется два параметра. С помощью одного из них определяется и формулируется основной набор конкретных содержательных задач. К ним относятся: развитие физиологической и психологической основы эстетической культуры. Развитие культуры восприятия и оценки художествено-эстетических явлений с позиции единства формы и содержания; воспитание художественного вкуса в его единстве с нравственно-эстетическим идеалом, формирование особого типа художественно-образного мышления; развитие эмоциональной сферы личности; содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование духовных потребностей и обеспечение глубокого эстетического переживания. С помощью другого измерения системы все перечисленные выше задачи необходимо расположить последовательно по возрастам с учетом особенностей, возможностей детей и нарастающего педагогического воздействия. Например, в дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию сущностных сил в процессе художественной многообразной деятельности. В школьном возрасте на основе обучения литературе, музыки, изобразительной деятельности, продолжая развивать культуру восприятия, необходимо сосредоточить внимание на формировании эстетического идеала, художественного вкуса, а так же на специальном развитии образного мышления, активной творческой способности. Разработка содержательной структуры позволяет вплотную подойти к рассмотрению второй, формальной структуры системы эстетического воспитания оформляющей, содержательные задачи. В этой внешней структуре выстраиваются учреждения просвещения и культуры, события и мероприятия, реализующие с помощью своих организационных форм основные содержательные эстетико-воспитательные задачи. Переходя из одного учреждения в другое, из детского сада в школу, параллельно занимаясь в кружках, студиях, домах детского творчества, музыкальных художественных школах, ребенок достигает определенных высот эстетической культуры и эстетического развития. Внешняя структура должна соответствовать содержательным внутренним требованиям, чтобы каждый ребенок мог достичь максимально возможного для себя уровня эстетической воспитанности. Эффективность системы эстетического воспитания зависит от понимания искусства как общественного явления, умения педагогов выявить специфику и учесть ее в методике работы.  [11. c. 58] Таким образом, сущность системы заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка. Художественно эстетическое воспитание и обучение осуществляется на основе научного комплексного подхода ко всему делу воспитания, что является методологической основой и важным принципом. На этом основывается необходимость тесных межпредметных связей в процессе преподавания искусства. В качестве принципа системы эстетического воспитания является также идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий и организованного воздействия искусства с помощью средств массовой информации. Большое значение для эстетического и общего развития личности имеет принцип единства художественного и общего психического развития детей. Привыкая приводить в движение все умственные силы в процессе занятия искусством, ребенок в последствии распространяет эту способность и на любую другую деятельность. При выборе форм обучения некоторые новаторские школы используют эстетические подходы в преподавании общеобразовательных предметов. Детям прививают такие понятия как эстетика труда, умственной работы, физической культуры и спорта. Специфическим принципом системы является принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Она дает общее образование и развитие, обеспечивает готовность овладения любой специальностью. Наконец большое значение имеет принцип эстетики всей детской жизни. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений. [11. с. 64].

1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического  воспитания

Как уже говорилось выше эстетика, есть чувственное познание природы и эстетическое освоение действительности. Наука, эстетика носит философский характер, но она имеет свою специфику, свои закономерности – закономерности эстетического освоения действительности. Искусство как генератор эстетической ценности оказывает решающее влияние на развитие эстетики. В качестве предмета эстетики, как науки рассматривается сущность и закономерности развития эстетического в природе, обществе и человеческой деятельности.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально  и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных  методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  •  метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  •  метод приучения, упражнения и практических действий, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  •  метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;
  •  метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Важно знать, что методы   убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребёнка в значении добрых поступков, воспитатель возвращается к этому, как бы приучая детей к ним [6; с.66]

Методологически важным для эстетики является объективное требование эстетического освоения мира с помощью самых разнообразных видов человеческой деятельности: через трудовую, бытовую, игровую, и конечно художественно-творческую деятельность. Эстетическое освоение человеком мира проявляется в художественной форме, в различных видах искусства, являющихся особой, специфической формой общественного сознания. Основной формой познания эстетической реальности является образ-обобщение и художественный образ. Эстетика как наука наряду с искусством изучает эстетические аспекты явлений природы и общества. Это обеспечивает ей органическую и плодотворную связь с естественными и общественными науками [11. с. 25].  Эстетическое отношение человека к действительности есть субъективное отражение объективно-эстетической действительности. Сущность эстетического состоит в развитии, изменении, движении соотношения содержания и формы явлений мира в соответствии с законами диалектики. Эстетические явления отражаются людьми в эстетических переживаниях и выражаются в эстетических категориях [25. c. 141]. В категориях эстетики раскрываются и предстают в наиболее обобщенном виде эстетические отношения человека к действительности. Эстетическое – мета-категория. Оно рождается в виде прекрасного, возвышенного, безобразного, трагического и комического, в том или ином явлении, в процессе его движения, развития, преодоления противоречий, перехода и превращения в новое качественное состояние. Оно изменяется в пространстве, распадается и возрождается во времени. [11. с. 9] Современная система категорий эстетики включает в себя около 20-ти главных типов. Это помимо мета-категории эстетическое или прекрасное, ещё и искусство, дизайн, художественный образ, шедевр, гений, направление или течение в искусстве, эстетическое созерцание, катарсис и т.д. Категория эстетического воспитания это одно из фундаментальных понятий, аппарат анализа эстетического воздействия. Она включает в себя такие понятия как всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические способность и потребность.

1.3. Виды  воспитательных мероприятий направленных на эстетическое воспитание  младших школьников

Важным условием всестороннего, гармоничного развития детей является тщательная разработка теории и практики внедрения в жизнь школы элементарных грамот развития духовных качеств личности. Эти грамоты вооружают ребёнка универсальными средствами постижения мира и внутреннего саморазвития. В визуальной грамоте детям раскрывается красота видимого мира в его формах, красках, линиях, соотношениях и композициях, красота, отраженная и преображенная и запечатленная в художественных образах изобразительного искусства. Визуальная и музыкально-звуковая грамоты, способствующие эстетическому развитию детской личности, вносят огромный вклад в развитие всех духовных, сущностных сил ребёнка, в его всестороннее и гармоничное развитие в целом. С помощью музыкально-звуковой грамоты перед детьми раскрывается красота естественного гармоничного звука, созданных человеком музыкальных композиций. Через физкультуру и спорт ребенок познает красоту человеческого тела, спортивных достижений, проявлений прекрасного в человеческом духе, воле к победе. В интеллектуально-речевой деятельности вычленяется красота искусства слова, умственного труда объективных сторон действительности художественной речи. В трудовой деятельности подчеркивается красота целей и процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе коллективной трудовой деятельности. Все предметы учебного плана школы своими специфическими средствами призваны решать задачи эстетического воспитания. В этом процессе велика роль и географии, и математики, и истории, и труда, и физкультуры. Однако в число предметов, составляющих основу среднего образования детей, входят не только наука и труд, но и искусство как специфическая форма общественного сознания. Поэтому в учебный план школы включены предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Этот цикл играет решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла являются собирательными, обобщающими, комплексными. Они представляют собой симбиоз самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нём и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Литературу можно преподавать по-разному, но в контексте эстетического образования целесообразно обратиться к опыту советских педагогов. Например «литературные экскурсии» из опыта работы в ленинградской школе №162 в 60-х годах прошлого века. [26; c. 106] Сегодня побродить по «Петербургу Пушкина» можно не покидая класса где-нибудь в Барнауле, используя современные технические средства обучения. Вот ещё один прием, который использовали учителя-словесники тех лет, это устное словесное рисование, когда ребёнок воспроизводит картины, возникающие в его сознании при чтении художественного текста. [26. c. 138] Конечно, чтобы воплотить эти методы учитель должен творчески подойти к преподаванию своего предмета. Музыка вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки и музыковедение, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. В преподавании этой дисциплины сегодня во многих школах царит полнейший «застой», а ведь не обязательно сводить этот интересный урок к пению хором под аккордеон, достаточно организовать посещение ребятами концерта классической музыки, а после рассказать им о композиторе или композиторах, используя интересные факты творческой биографии. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Очень важно чтобы этот предмет преподавал учитель с художественным специальным образованием или очень увлечённый, творческий педагог. Красота – это полнокровное развитие физических возможностей человека. Никто до сего времени не усомнился в справедливости одного мудрого суждения древних: в здоровом теле – здоровый дух! Наш эстетический идеал – физически совершенный человек, в котором красота внешнего облика органически слита с духовным богатством. Физическое совершенство не самоцель. Тому, кто здоров и крепок, нипочём большие нагрузки, напряженный ритм жизни активного человека современности. Физическая культура, спорт помогают полнее ощутить радость жизни. Они способны исправить походку и осанку, они в силах побороть неверие в себя, тренируют волю и мышцы, они во многом способствуют душевному здоровью общества. Как показывает печальный опыт последнего десятилетия невозможно эффективно осуществить ни трудовое, ни нравственное, ни умственное, ни физическое воспитание, игнорируя эстетические аспекты соответствующих видов деятельности, цельную систему эстетического стимулирования и творческого подхода к преподаванию предметов художественного цикла. Для всех видов деятельности существует единое педагогическое требование овладения детьми грамотностью независимо от специфики предмета и содержания данной деятельности. Если ребёнок овладел лишь знаниями и некоторыми умениями, но не вышел на творческую деятельность, он не овладел грамотой как средством гармоничного и всестороннего развития личности. Это требование в полной мере справедливо и для художественно-творческого развития ребёнка. Какова бы ни была концепция эстетического воспитания в учебном заведении, невозможно представить эстетически развитую личность незнакомую с шедеврами нашей культуры. Поэзия Пушкина, проза Толстого, музыка Чайковского, живопись Айвазовского и Репина эти и многие другие сокровища мирового культурного наследия не должны пройти мимо развивающегося человека и в этом заключается непростая и очень ответственная миссия педагогического коллектива.

Непосредственное участие ребенка в нравственных и эстетических отношениях осуществляется, прежде всего, через педагогический процесс - специально организованной деятельности и отношениях, отражающих всю совокупность общественных отношений. Это достигается путем включения ребенка в деятельность школьного и классного коллективов, самоуправления и соревнования, в общественно полезный и производительный труд, в художественно эстетическое творчество. Эстетическое воспитание в системе всестороннего, гармоничного развития человека выполняет свои прямые функции, выявляет содержащиеся во всех видах деятельности эстетический элемент и превращает его в средство эстетического развития, образования, формирования человека. [11; c. 24] "...Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощённого детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать её ".[12; с. 530] Красота, имея огромную притягательную силу для человека, является наиболее активным и эффективным стимулятором его деятельности. Нравственная красота человека, его внутреннее богатство, красноречие делают его привлекательным для других людей, способным организовать их жизнь и деятельность, влиять на мысли и поведение. [11; c. 47] Особое значение в эстетическом воспитании приобретает художественное воспитание, образование и развитие. Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребёнке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а так же формирования духовных потребностей. Художественное воспитание школьников - целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Художественно-творческое развитие представляет собой целенаправленное формирование дарований. Теория эстетического воспитания в педагогике опирается на ряд принципиальных философско-эстетических и психолого-педагогических исходных положений. Одна из важнейших методологических предпосылок теории эстетического воспитания - положение о ведущей роли целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении личности ребенка. Другое исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека явлений красоты: возвышенного, прекрасного, изящного. К методам художественного воспитания относятся различные способы практического обучения детей тому или иному виду искусства. Другие методы связаны с организацией восприятия и анализом художественных произведений. В третью группу методов художественного восприятия входят: организация самодеятельной, художественно-творческой деятельности школьников. Чтобы обеспечить эффективность процесса эстетического воспитания, педагог постоянно прибегает к помощи методов педагогического воздействия, таких как убеждение, разъяснение, пример, требование, система перспективных линий, поощрение и наказание. Ребенок включается в эстетически воспитывающую деятельность со всеми положительными и отрицательными чертами своей личности. [11; с. 113] Огромное значение в этой деятельности приобретает формирование у школьника представления о жизненном идеале и об идеальном в окружающем мире. Притягательная сила идеалов для детей заключается в социальной ценности их содержания, в отражении лучших романтических устремлений взрослых людей в самых различных областях общественной жизни. Вместе с тем для школьника чрезвычайно важна реалистичность, научная обоснованность общественных идеалов, их жизненность и практическая достижимость. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественный идеал, перспектива движения к идеальной цели при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной борьбы за идеалы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимает детей на дела, способствующие формированию их собственных жизненных идеалов. В результате обучения, бесед, чтения художественной и публицистической литературы, знакомства с изобразительным творчеством художников, слушания музыки, просмотра фильмов и телепередач, непосредственного общения с взрослыми и между собой у школьников формируются идеальные представления, понятия, образы, связанные с организацией социальной жизни, а так же мотивы и стимулы поведения. Это представление и понятие о наилучшем устройстве, образе общественной жизни, об идеальных отношениях между людьми, об идеале самого современного человека. Вербально образное формирование эстетического идеала имеет для духовной жизни и практического поведения подростков и юношества огромное значение. В сознании ребят формируются определенные образы, складываются планы поведения и отношения к жизни. Это должен учитывать педагог.

В процессе эстетического воспитания в школе видное место занимает эстетика труда, умение видеть, чувствовать и создавать красоту в процессе трудовой деятельности. В зависимости от того, как искусство показывает и оценивает труд, как относится к нему, формируется общественное мнение, реальное отношение детей к трудовой деятельности. Этим завершается своеобразный цикл: труд - эстетическое отношение к нему - художественное отражение труда в искусстве - стимулирование труда искусством. [11; с. 78] Гармония физических движений рождает духовную внутреннюю красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается людьми как большая эстетическая ценность. Детский труд воспитательно особенно ценен тогда, когда его идеальная и материальная стороны проявляются в творчестве, создании ребенком чего-то своего, нового по существу и изящного по форме. В процессе труда развивается мышление, воображение, способность творчества. Ребенок постоянно совершенствует зоркость собственного глаза, тонкую способность восприятия звуков, чуткость осязания. Важным элементом детского труда является его результат. Ребенку нужно объяснить, показать, что все изготовленное человеком имеет форму, композицию, цвет, линию. Все, что делает ребенок, также может быть красивым или некрасивым, прекрасным или уродливым. Таким образом, процесс труда, будь то учебный труд на уроке, общественно полезная деятельность или производительный труд старшеклассников, имеет эстетическую ценность.

Природа как эстетический феномен вместе с эстетически преобразующей деятельностью человека представляет собой основной источник возникновения и развития в людях способности эстетического отношения к действительности. Природа сама учит человека творчеству, ее предметы и явления содержат в себе гармонию. Природа эстетически разнообразна и богата, противоречива и совершенна. Она объективно и абсолютно эстетична. В ней сосредоточено совершенно прекрасное, но вместе с тем и совершенно безобразное, а также совершенно катастрофическое и совершенно несуразное. В процессе обучения важно научить ребят видеть, понимать и творчески использовать возможности, предоставляемые природой для творческого участия в ее преобразовании и созидании эстетических ценностей. Эстетическое отношение к природе рождает и развивает нравственное отношение к ней. Нравственность - явление общественное, не существующее в природе. Познание ребёнком природной красоты пробуждает в нем нравственные чувства. Дети постепенно переходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в том числе – красоты. Зло состоит в нанесении ущерба, загрязнении окружающей среды, расхищении ее богатств. Природа, не будучи носителем общественной нравственности, в то же время учит ребенка нравственному поведению своей частотой, строгой непосредственностью отношений, четкостью и необратимостью действия своих законов. Любование, наслаждение красотой природы является для человека началом сложного, практически значимого, творческого отношения к ней. Творческое отношение к природе предполагает отражение ее в различных видах искусства, ее преобразование с помощью науки, одухотворение, создание особой, тесно связанной с природой художественно-архитектурной среды. Художественно организованная среда включает в себя городскую и сельскую архитектуру, садово-парковая хозяйство, создание и развитие обширных заповедных зон. Современное эстетическое воспитание детей средствами художественно организованной среды предусматривает необходимость знакомить их с образцами архитектуры прошлого, развивать критическое эстетическое восприятие и мышление. Надо подвести ребенка к образно-эстетическому осознанию понятия города, села, поселка. Глубокое познание истории города, села, их художественно организованной среды наполняет общее представление ребенка о родном крае конкретным содержанием, делают образ Родины воспитательно более эффективно. Для детского восприятия важным моментом является адаптация к условиям жизни села или города, свободная ориентация в нем. В качестве запоминающихся ориентиров выступают памятники архитектуры, объекты садово-паркового хозяйства. Эти задачи призваны решать классные или внеклассные уроки краеведения, истории родного города, экскурсии и викторины. Сформированное эстетическое отношение к природе помогает решать задачи патриотического, трудового и экологического воспитания. Эстетика труда, природы, художественно-организованной среды имеет большое значение в эстетическом и нравственном воспитании личности.

Урок является ведущей, но не единственной формой обучения и воспитания школьников. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Продолжением работы по эстетическому воспитанию на уроке является творческая художественная деятельность учащихся в процессе внеклассных и внешкольных занятий. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важных педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствуя духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации. Большой практический вклад в решение проблемы организации внеклассной работы с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В организованных ими  учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций, в хоровом пении. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности. Основные виды внеклассной и внешкольной работы с детьми по эстетическому воспитанию это: проведение факультативных занятий, сеть литературно-творческих кружков, посещение театров и музеев, а также организация лекций и натурных занятий по живописи, скульптуре, рисунку. Огромное значение имеют кружковые и студийные занятия для детей, одаренных в области изобразительного искусства, музыки, питающих склонность к литературному творчеству, графике и архитектуре. Наряду с факультативами и кружками по театральному искусству видимое место занимают занятия по киноискусству. В старших классах эти занятия, зрительские конференции и обсуждение фильмов преследует цель формирования жизненных убеждений и высокого художественного вкуса у учащихся на лучших образцах отечественного и зарубежного кино. Важной составной частью воспитательной работы является детская самодеятельность. Школьные театральные постановки, инсценировки событий из жизни, пьес, массовые праздничные действа способствуют как общему развитию детей, так и повышению их эстетической культуры. Театр это звено, которое может связывать школьников и взрослых. В процессе художественно-воспитательной работы на внеклассных и внешкольных занятиях детям дают разнообразные творческие задания, связанные с природой, традициями, условиями жизни родного края. В процессе этой деятельности расширяются возможности экологического эстетического развития учащихся, в значительной мере усиливается их патриотическое воспитание. Многие школы, особенно начавшие работать по программам художественного воспитания, успешно вводят своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, с огромной пользой для воспитания осваивают культурное наследие прошлого.

Выводы по главе 1

В этой главе мы рассмотрели основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников. Выяснили, что эстетическое воспитание – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Познакомились с видами воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников.

Узнали, что эстетическое сознание младшего школьника — это проявление специфической внутренней активности детей, способствующей восприятию ими действительности, а также их собственному творчеству, созидательной деятельности по «законам красоты, законам прекрасного». Структуру эстетического сознания младших школьников образуют три взаимосвязанных элемента: эстетический идеал, ценностная ориентация и эстетический вкус.

Кроме того, необходимо на всех уроках и внеклассных мероприятиях одной из решаемых задач ставить задачу эстетического воспитания. Каждый предмет начальной школы в той или иной мере решает задачу эстетического воспитания. Русский язык способствует развитию интереса, умению понимать богатство и красоту родного языка, литературное чтение учит школьников искусству слова богатством литературных образов и средствами их выражения. Природоведение развивает эстетические чувства, наблюдательность, воображение и т.д. Изобразительное искусство развивает художественное, творческое, системное, композиционное, пространственное, ассоциативное и другие виды мышления, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления и т.д. Другими словами, для учителя начальных классов нет никаких ограничений для плодотворной деятельности в эстетическом воспитании младших школьников, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Еще одним частным условием эффективности эстетического воспитания является индивидуальный подход с учетом уровня эстетической воспитанности. Данное условие является одним из самых важных и не только в проведении внеклассного мероприятия, но и во всей деятельности учителя начальных классов. Все дети обладают теми или иными эстетическими способностями и развивать их необходимо индивидуально, а не подходить с общими мерками ко всем.


Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших   школьников в воспитательных мероприятиях

2.1. Введение в опытно- экспериментальную часть

В данной главе мы представим исследование, проведённое нами с целью выявления возможностей воспитательных мероприятий в эстетическом воспитании младших школьников на практике.

При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приёмы.

Педагогический эксперимент проводился во 2 и 4 классах МОУ «Новохованская средняя общеобразовательная школа» Невельского района Псковской области. В эксперименте участвовало 12 человек.

Основным методом исследовательской работы был эксперимент. Кроме того, использовались и другие методы:

  •  изучение и анализ теоретических работ по психологии и педагогике;
  •  изучение и анализ методической литературы;
  •  наблюдение за детьми;
  •  анкетирование;
  •  беседа

В ходе работы над теоретической частью  была сформулирована следующая гипотеза: что эстетическое воспитание будет осуществлено в том случае, если в содержании  уроков и внеклассных занятий  будут использоваться различные виды, формы и методы эстетического воспитания и учитель личным примером будет способствовать воспитанию эстетики.

Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования:

1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию, осуществляемую учителями начальных классов;

2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания младших школьников;

3) Раскрыть значение воспитательных мероприятий в эстетическом воспитании школьников;

4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания детей.

Опытно – экспериментальная  работа  проводилась  в  три  этапа: констатирующий, формирующий  и  контрольный.

2.2.  Этапы  опытно – экспериментальной  работы

Для выявления исходного  уровня эстетического развития с детьми двух классов  была использована следующая методика:

Методика «Ориентация на художественно-эстетические ценности»

Данная методика позволяет определить ориентацию на художественно-эстетические ценности. С этой целью необходимо обвести кружком цифру того ответа, который больше всего отвечает вашему мнению. Отвечая на каждое высказывание,  нужно выбирать только один из готовых ответов. Помнить, нет ответов хороших, или плохих. Цифры, которые проставлены после каждого высказывания, означают следующее: 7 -совершенно верно; 6 - верно; 5 - скорее верно, чем неверно; 4 - трудно сказать; 3 - скорее неверно, чем верно; 2 - неверно; 1 - совсем неверно.

Утверждения:

1. Я люблю стихи. (7 6 5 4 3 2 1)

2. Танцевальная и легкая музыка мне менее приятна, чем классическая. (7 6 5 4 3 2 1)

3. Жизнь без искусства теряет всякий смысл. (7 6 5 4 3 2 1)

4. Народные танцы смотреть так же интересно, как и балет. (7 6 5 4 3 2 1)

5. Моим другом может быть только человек, разбирающийся в искусстве. (7 6 5 4 3 2 1)

6. Я собираю художественные альбомы, репродукции, открытки. (7 6 5 4 3 2 1)

7. Искусство учит человека больше, чем наука. (7 6 5 4 3 2 1)

8. Иногда я прослушиваю дома грампластинки и магнитофонные записи классической музыки. (7 6 5 4 3 2 1)

9. Мне больше нравятся люди эмоциональные, чем рассудительные. (7 6 5 4 3 2 1)

10. Постоянно участвую в кружках художественной самодеятельности. (7 6 5 4 3 2 1)

11. В свободное время я занимаюсь одним из следующих видов деятельности: сочиняю стихи, играю на музыкальном инструменте, занимаюсь художественной вышивкой, резьбой по дереву, рисованием и т. п. (7 6 5 4 3 2 1)

12. Я часто читаю книги по искусству, о композиторах, художниках, артистах. (7 6 5 4 3 2 1)

13. Я часто бываю в театре. (7 6 5 4 3 2 1)

Обработка данных

Максимальное количество баллов может быть 91 (если вы обвели кружком все семерки), минимальное - 13 баллов. Уровни сформированности художественно-эстетических потребностей таковы: высокий, если вами набрано от 61 до 91 балла; средний - 31 - 60 баллов; низкий - от 13 до 30 баллов.

Полученные  результаты  были  обработаны, выведены  в  баллах (см.  таб. №1). Из рисунка 1.  видно, что уровень сформированности художественно-эстетических потребностей школьников средний.

Таким образом, получив результаты констатирующего уровня, мы перешли к формирующему  этапу. Он проводился  с  1  сентября  по  30  октября, т.е.  в  течение  первой  четверти. Для этого был разработан урок (приложение 1) по эстетическому воспитанию. Основной образовательной  задачей урока было познакомить  детей с понятием «искусство» и с видами искусства на конкретных примерах художественных произведений. Воспитательной задачей явилось воспитать интерес у младших школьников к искусству. Развивающей – способствовать  развитию эстетических качеств младшего школьника. Перед уроком детям было предложено подготовить сообщения на заданные темы по искусству. Желающих было множество – все темы оказались разобраны. Кроме того, мы попросили принести картинки с интересными архитектурными сооружениями. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую работу учеников.

За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили картины и открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.

Урок проходил в форме «Путешествия в страну Прекрасного», что создало дополнительный эмоциональный настрой.

Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов.  Урок прошел на высокой эмоциональной ноте.

Был сделан вывод, что детям нравятся такие уроки, поэтому и в дальнейшем мы старались применять различные формы работы по эстетическому воспитанию: на уроках изобразительного искусства рассказывали детям о художниках и их картинах, на уроках музыки знакомили с творчеством композиторов, в работе использовали различные игровые моменты (приложение 4),  проводили классные часы на темы по эстетическому воспитанию (см. приложения  2 и 3).

Основной путь эстетического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству.  Эстетическое воспитание должно стать органической частью любого вида деятельности. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

На  контрольном  этапе    по  результатам  методики, используемой  в  ходе  эксперимента,  а также различных форм и методов работы   мы получили следующие результаты (см. табл. №2). Из таблицы видно, что уровень сформированности художественно-эстетических потребностей значительно возрос.  Это можно посмотреть по результатам опубликованных в таблице (см. табл. №3).

Выводы по главе 2

Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования.

Таким образом, различные виды деятельности по эстетическому воспитанию при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.


Заключение

В данной работе была сделана попытка, разобраться есть ли необходимость уделять внимание эстетическому воспитанию и образованию в сегодняшней школе. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Как показывает исторический анализ вопроса, проблема воспитания гармонично развитой личности волновала многих выдающихся педагогов и мыслителей человечества с древнейших времён. В частности в нашем родном отечестве лучшие умы отмечали важность закладываемых в школе эстетических и творческих начал. Как показано выше, на сегодняшний день в России есть все предпосылки заново возродить целостную систему эстетического воспитания, с учётом опыта предыдущих поколений педагогов и воспитателей, но применительно к реалиям сегодняшней действительности. В масштабах же одной школы это можно и необходимо делать уже сегодня, сейчас. Научить ребёнка понимать и творить прекрасное можно без особых материальных вложений, для этого требуется только вкладывать душу в процесс любого научения. Каждый учитель может заниматься эстетическим воспитанием, если он любит детей, знает и любит свой предмет и творчески подходит к его преподаванию.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, эстетическое воспитание будет осуществлено в том случае, если в содержании внеклассной работы будут использоваться различные виды, формы и методы эстетического воспитания, а также учитель личным примером будет способствовать воспитанию эстетики.   На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


Список использованной литературы:

  1.  Антология педагогической мысли в России второй половины XIX начала ХХ века. Сост. П.А. Лебедев, М., Педагогика 1990

  1.  Богданова О.А.. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности //Методист – 2006. - №1. – с.49-50

  1.  Бореев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988.- 496с.
  2.  Бушко О.М. Эстетика для школьников. – М.: Материк – Альфа, 2006. – 128 с.

  1.  Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста. – Томск: Пеленг, 1993. – 563 с.

  1.  Ветгулина Н.А. Методы эстетического воспитания // Новости школы – 2007. - №4. – с.63-72

  1.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.

  1.  Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. Издательство Ростовского университета, 1978. – 192 с.

  1.  Корж А.С. Эстетическое воспитание детей с задержкой психического развития //Начальная школа. – 2006. №11. с. 96 – 100.

  1.  Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. - Пед. соч. В 6-ти т. М., 1978, т. 2, с. 394

  1.  Лихачев Д.Б.Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика – 2002, с.183

  1.  Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958
  2.  Лушников А.М. История педагогики.  Екатеринбург 1995
  3.  Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981.
  4.  Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005. -574 с.
  5.  Потапов А.С., Потапов В.А. Курсовая работа по психологии и педагогики. Информационно-методическое пособие. Новосибирск НИПКиПРО, 2003

  1.   Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (Эстетическое воспитание учащихся во внеклас. работе): Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987. – 240

  1.  Рукавицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М.: Знание – 2002, с.432

  1.  Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А. М., 1983 г.

  1.  Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников //Начальная школа. – 2003. №9. с. 48 – 51.

  1.  Сухомлинский В.А. о воспитании.  Составитель и автор вступительных очерков  С.Соловейчик. Издательство политической литературы. М, 1973. – 271 с.

  1.  Толстых В.И., Эренгросс Б.А. Эстетическое воспитание: Учебн. Для проф.-техн. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1984. – 224с.

  1.   Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд. перераб. и доп. Гардарики, 2003. – 519 с.

  1.  Эстетика поведения. Сост. В.И. Толстых. М., Искусство 1965
  2.  Эстетика: словарь./ Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. М.,1989
  3.  Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. УЧПЕДГИЗ, Ленинград 1962 (в нем о литературных экскурсиях Я.С. Духан и о литературном пейзаже Т.Г. Браже)

  1.  Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий/ авт. сост. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

  1.  Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 –  с.24-29.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2023. Вина до страв. Дегустація вин 22.36 KB
  Правильний підбір вина сприяє покращенню смакових якостей страв і закусок, неправильний — зіпсує смак відмінного вина і добре приготованої страви.
2024. Математично-технічна база ресторанів 21.43 KB
  Ресторанне господарство створює умови для економії матеріальних і трудових ресурсів за рахунок більш раціонального використання продуктів, палива, електроенергії, матеріально-технічних коштів.
2025. Адміністративна група 22.29 KB
  Основними в адміністративній групі приміщень є функціональні зони для роботи керівного складу підприємства готельного господарства.
2026. Культурно-масове та спортивне обслуговування 24.25 KB
  На підприємстві готельного господарствах склад приміщень для культурно-масового обслуговування залежить від: категорії, типу, вимог до відпочинку туристів, терміну їх перебування.
2027. Види столового посуду й столових приборів 20.18 KB
  Для нормальної організації роботи підприємств ресторанного господарства необхідні достатня кількість столового посуду, наборів, столової білизни, що втримуються в необхідному асортименті й бездоганному порядку.
2028. Характеристика порцелянового й керамічного посуду 484.42 KB
  Керамічне виробництво виникло задовго до нашої ери в Єгипті, а потім розвивалося в Греції, Італії й інших європейських країнах.
2029. Характеристика кришталевого й скляного посуду 698.09 KB
  Ще за старих часів ознакою особливої культури вважалося частування гостей напоями з келихів і склянок гарної форми. Чимало далеких родичів налічується в сучасних фужерів і чарок: кубки, роги, чари й чарки, келихи, чаші, ковші.
2030. Характеристика металевого посуду 691.16 KB
  З давніх часів для використання в домашніх умовах металевий посуд виготовлявся з міді, а багаті користувалися посудом зі срібла й золота. Однак цей посуд був дорогим й непрактичним для використання в установах харчування.
2031. Характеристика столових приборів 778.44 KB
  Першим прибором, що винайшла людина, був ніж. Ще в кам'яному віці це були пластини з міцного каменю. Наші далекі предки не розрізняли бойові, мисливські та столові ножі. Кожна людина носила свій ніж за поясом і використовувала його для різних цілей.