76492

Имущественные права несовершеннолетнего ребенка

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Создание условий жизни необходимых для развития ребенка обеспечивается главным образом родителями несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание. Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имущественными правами: а правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи то есть совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер дедушки бабушки; б правом собственности на полученные им доходы имущество полученное им в дар или в порядке наследования и на любое другое имущество приобретенное на...

Русский

2015-01-30

21 KB

0 чел.

Имущественные права несовершеннолетнего ребенка

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат. Создание условий жизни, необходимых для развития ребенка, обеспечивается главным образом родителями, несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание.

Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имущественными правами:

а) правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (то есть совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки);

б) правом собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

в) правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).

  1. Порядок и размер предоставления содержания ребенку родителями и другими членами семьи определяются разд. V СК "Алиментные обязательства членов семьи" (ст. 80-84, 86, 93- 94 СК).

Что касается различных денежных сумм, причитающихся ребенку, то право собственности на них признается за ребенком. Согласно п. 2 ст. 60 СК эти средства поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), и должны расходоваться ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Это относится как к алиментам, так и к другим выплатам - пенсиям и пособиям. В частности, детям может назначаться пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности, социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет, социальная пенсия инвалидам с детства, социальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, потерявшим одного или обоих родителей.

Каждый ребенок имеет право на пособие со стороны государства.

Право на ежемесячное пособие на ребенка согласно ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и дополнениями), имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет).

Это пособие на ребенка назначается и выплачивается независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок, или по месту военной службы, службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел одного из родителей (при условии неполучения ежемесячного пособия на ребёнка в органах социальной защиты населения другим родителем).

Законом предусмотрены определенные гарантии соблюде­ния имущественных интересов ребенка и предотвращения возможных фактов злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей (использования полученных на ребенка средств в своих или любых других целях).

Так, согласно п. 2 ст. 60 СК по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, суд вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Решение об этом может быть принято судом только исходя из интересов детей. В этой связи необходимо учитывать, что если такое требование заявлено родителем, с которого взыскиваются алименты на основании судебного приказа или решения суда, то оно разрешается судом по правилам изменения способа и порядка исполнения решения суда.

Ребенок может иметь на праве собственности любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ст. 213 ГК). Это не только имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, но и доходы (заработок), полученные им, а также имущество, приобретенное на средства ребенка. Суммы полученных родителями (лицами, их заменяющими) алиментов, пенсий и пособий также являются собственностью ребенка.

Ребенок может стать собственником имущества и по другим основаниям. Например, в результате приватизации жилого помещения (бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде). Так, в собственность несовершеннолетних передаются жилые помещения, в которых проживают только они. Для этого требуется заявление родителей (усыновителей) или опекунов, если ребенок не достиг возраста четырнадцати лет, и предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей или утраты родительского попечения по другим причинам, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние дети, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители в течение трех месяцев оформляют договор о передаче жилого помещения в собственность ребенка. Договор о передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, оформляется по заявлению его законного представителя (усыновителя, опекуна) с предварительного разрешения органа опе­ки и попечительства или при необходимости по инициативе та­ких органов

Права ребенка по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяются гражданским законодательством и зависят от объема его гражданской дееспособности (ст. 26 и 28 ГК).

Так, малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе согласно ст. 28 ГК самостоятельно совершать только следующие сделки:

а) мелкие бытовые сделки (

б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды,

в) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным

 Все другие сделки за малолетних совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК) с соблюдением ограничений, установленных законом. Так, на­пример, они не вправе осуществлять дарение (за исключени­ем подарков стоимостью до пяти установленных законом ми­нимальных размеров оплаты труда) от имени и за счет имуще­ства малолетних (п. 1 ст. 575 ГК).

Что касается несовершеннолетних детей в возрасте до шести лет, то ГК не наделяет их дееспособностью вообще, а поэтому их права по распоряжению принадлежащим им на праве собственности имуществом полностью осуществляют их родители (усыновители, опекуны) с соблюдением предусмотренных законом ограничений.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе согласно ст. 26 ГК самостоятельно:

а) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, разрешенные малолетним (п. 2 ст. 28 ГК);

б) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами.

в) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

г) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

д) быть членами кооперативов (по достижении шестнадцати лет).

В отличие от малолетних несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ст. 26 ГК. Они также могут быть привлечены к самостоятельной имущественной ответственнос­ти за причиненный ими вред в порядке, установленном граж­данским законодательством (ст. 26 (п. 3) и 1074 ГК).

Правомочия родителей по управлению имуществом ребенка также определяются гражданским законодательством.

  1.  Впервые в семейном праве законодательно закреплен принцип раздельности имущества родителей и детей, то есть ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК).

Тем не менее, дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54402. Множення звичайних дробів. Розв’язування задач і вправ 1.76 MB
  Мета уроку: Повторення, узагальнення та систематизація матеріалу теми, підготовка до контрольної роботи; розвиток уваги й пам’яті, мислення та математичного мовлення; виховання інтересу до математики.
54403. Множина та ії елементи 88 KB
  Мета уроку: Формувати знання учнів про множину та ії елементи, способи знання, порожню множину, рівні множин, сприяти розвитку навичок роботи з множиною, логічного мислення здібностей до самоаналізу, виховувати інформаційну і соціальну компетентності.
54404. Множина та її елементи 78 KB
  Мета: формувати знання про множину та її елементи; вивчити означення рівних множин, порожньої множини; розглянути способи задання множини; відтворювати означення вивчених понять; формулювати вивчені властивості; розв’язувати найпростіші завдання на використання вивчених понять.
54405. ПОШУК НОВИХ ФОРМ РОБОТИ ЗІ ЗДІБНИМИ УЧНЯМИ В ПОЗАШКІЛЬНОМУ ПРОСТОРІ ЦЕНТР РОЗВИТКУ ОБДАРОВАНОЇ МОЛОДІ – ОДНА З ТАКИХ ФОРМ 153 KB
  Слід сказати що новий заклад має популярність серед школярів: майже всі хто в місті займається творчістю наукою бере участь в предметних олімпіадах відвідують секції ЦРОМу. Пропонуємо до уваги модель секції УМ та ТЛâ в складі ЦРОМ. Модель секції УМ та ТЛâ Наповнюваність секції: 820 учнів різних за віком: 7 11 клас. Мета секції: Створення сприятливих умов для розкриття й реалізації творчого потенціалу філологічно обдарованих дітей і тих...
54406. Модель випускника Запорізького педагогічного коледжу, майбутнього вчителя іноземної мови 57 KB
  викладач вищої категоріївикладачметодист голова циклової комісії викладачів іноземних мов Запорізького педагогічного коледжу Модель випускника Запорізького педагогічного коледжу майбутнього вчителя іноземної мови Відомо що сучасна педагогічна освіта передбачає підготовку викладача іноземної мови як правило у трьох типах вищих навчальних закладів: на відповідних факультетах педагогічних лінгвістичних...
54407. Урок в умовах модернізації шкільної освіти 49 KB
  Триєдине завдання уроку Освітня: озброїти учнів системою знань умінь і навичок. сформувати продовжити формування закріпити такі спільні навчальні вміння та навички на матеріалі цього уроку . для вирішення завдання розвитку у школярів самостійності мислення і в навчальній діяльності забезпечити в ході уроку . забезпечити в ході уроку розвиток мовлення учнів; збагачувати й ускладнювати словниковий склад і смислові функції мови учнів під час вирішення освітніх завдань.
54408. Модернізм як художньо-естетична система 225 KB
  МЕТА УРОКУ: активізувати і закріпити знання учнів набуті в попередні роки про літературні течії і напрямки у курсі української та зарубіжної літератури; зясувати причини появи філософські засади основні ознаки та етапи розвитку модернізму у мистецтві та літературі зарубіжній та українській; розкрити особливості основних напрямів і течій раннього модернізму; розвивати практичні навички аналізу символістських поезій та зразків імпресіонізму в українській та зарубіжній літературі; вміння спів ставляти різні напрями в літературі та...
54409. Modische Kleidung 217.5 KB
  Kinder! Das Thema der heutigen Stunde ist „Modische Kleidung“. Wisst ihr solhe Redensart „Kleider machen Leute“? Das ist ein deutsches Sprichwort. Meiner Meinung nach hat diese Redensart einen gleichen Sinn in allen Sprachen. Kinder, wie versteht ihr „Kleider machen Leute“? Beantwortet bitte lakonisch, schnell und deutlich.
54410. Материки Південної півкулі Австралія, Південна Америка і Антарктида 73.5 KB
  Мета: Дати учням установку на вивчення нової теми, познайомити з структурною моделлю модуля, з самостійною роботою по вивченню нового матеріалу,сприяти розвитку комунікативної компетентності. Дати учням загальну уяву про природу материків Південної півкулі: Австралія, Південна Америка, Антарктида.