76492

Имущественные права несовершеннолетнего ребенка

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Создание условий жизни необходимых для развития ребенка обеспечивается главным образом родителями несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание. Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имущественными правами: а правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи то есть совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер дедушки бабушки; б правом собственности на полученные им доходы имущество полученное им в дар или в порядке наследования и на любое другое имущество приобретенное на...

Русский

2015-01-30

21 KB

0 чел.

Имущественные права несовершеннолетнего ребенка

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат. Создание условий жизни, необходимых для развития ребенка, обеспечивается главным образом родителями, несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание.

Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имущественными правами:

а) правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (то есть совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки);

б) правом собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

в) правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).

  1. Порядок и размер предоставления содержания ребенку родителями и другими членами семьи определяются разд. V СК "Алиментные обязательства членов семьи" (ст. 80-84, 86, 93- 94 СК).

Что касается различных денежных сумм, причитающихся ребенку, то право собственности на них признается за ребенком. Согласно п. 2 ст. 60 СК эти средства поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), и должны расходоваться ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Это относится как к алиментам, так и к другим выплатам - пенсиям и пособиям. В частности, детям может назначаться пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности, социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет, социальная пенсия инвалидам с детства, социальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, потерявшим одного или обоих родителей.

Каждый ребенок имеет право на пособие со стороны государства.

Право на ежемесячное пособие на ребенка согласно ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и дополнениями), имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет).

Это пособие на ребенка назначается и выплачивается независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок, или по месту военной службы, службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел одного из родителей (при условии неполучения ежемесячного пособия на ребёнка в органах социальной защиты населения другим родителем).

Законом предусмотрены определенные гарантии соблюде­ния имущественных интересов ребенка и предотвращения возможных фактов злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей (использования полученных на ребенка средств в своих или любых других целях).

Так, согласно п. 2 ст. 60 СК по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, суд вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Решение об этом может быть принято судом только исходя из интересов детей. В этой связи необходимо учитывать, что если такое требование заявлено родителем, с которого взыскиваются алименты на основании судебного приказа или решения суда, то оно разрешается судом по правилам изменения способа и порядка исполнения решения суда.

Ребенок может иметь на праве собственности любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ст. 213 ГК). Это не только имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, но и доходы (заработок), полученные им, а также имущество, приобретенное на средства ребенка. Суммы полученных родителями (лицами, их заменяющими) алиментов, пенсий и пособий также являются собственностью ребенка.

Ребенок может стать собственником имущества и по другим основаниям. Например, в результате приватизации жилого помещения (бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде). Так, в собственность несовершеннолетних передаются жилые помещения, в которых проживают только они. Для этого требуется заявление родителей (усыновителей) или опекунов, если ребенок не достиг возраста четырнадцати лет, и предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей или утраты родительского попечения по другим причинам, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние дети, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители в течение трех месяцев оформляют договор о передаче жилого помещения в собственность ребенка. Договор о передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, оформляется по заявлению его законного представителя (усыновителя, опекуна) с предварительного разрешения органа опе­ки и попечительства или при необходимости по инициативе та­ких органов

Права ребенка по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяются гражданским законодательством и зависят от объема его гражданской дееспособности (ст. 26 и 28 ГК).

Так, малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе согласно ст. 28 ГК самостоятельно совершать только следующие сделки:

а) мелкие бытовые сделки (

б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды,

в) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным

 Все другие сделки за малолетних совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК) с соблюдением ограничений, установленных законом. Так, на­пример, они не вправе осуществлять дарение (за исключени­ем подарков стоимостью до пяти установленных законом ми­нимальных размеров оплаты труда) от имени и за счет имуще­ства малолетних (п. 1 ст. 575 ГК).

Что касается несовершеннолетних детей в возрасте до шести лет, то ГК не наделяет их дееспособностью вообще, а поэтому их права по распоряжению принадлежащим им на праве собственности имуществом полностью осуществляют их родители (усыновители, опекуны) с соблюдением предусмотренных законом ограничений.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе согласно ст. 26 ГК самостоятельно:

а) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, разрешенные малолетним (п. 2 ст. 28 ГК);

б) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами.

в) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

г) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

д) быть членами кооперативов (по достижении шестнадцати лет).

В отличие от малолетних несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ст. 26 ГК. Они также могут быть привлечены к самостоятельной имущественной ответственнос­ти за причиненный ими вред в порядке, установленном граж­данским законодательством (ст. 26 (п. 3) и 1074 ГК).

Правомочия родителей по управлению имуществом ребенка также определяются гражданским законодательством.

  1.  Впервые в семейном праве законодательно закреплен принцип раздельности имущества родителей и детей, то есть ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК).

Тем не менее, дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24121. Русский космизм 13.96 KB
  во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Разум и творчество поднимут человека в космос где со временем изменится его физическая природа он приблизится к высшим организмам.
24122. Основные категории философской онтологии: «бытие», «небытие», «инобытие». Виды бытия 15.11 KB
  Основные категории философской онтологии: бытие небытие инобытие. Одна из первых философских школы которая ввела слово Бытие была школа элеатов. Парменид обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего которое и называют бытием.
24123. Категория «материя». Основные характеристики материи (время, пространство, движение, системность) 15.51 KB
  Основные характеристики материи время пространство движение системность. характеристика материи через основной вопрос мировоззрения а не через понятие вещества или набор его свойств. Существует и другая точка зрения согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции гносеологический признак материи. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи.
24124. Категория «дух», «идеальное». Объективная и субъективная реальность 16.14 KB
  Категория дух идеальное. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало существующее вне пространства и времени дух идеи. Дух философия философское понятие часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.
24125. Основной вопрос философии и классификация философских направлений 15.65 KB
  Основной вопрос философии и классификация философских направлений. Основной вопрос философии метафилософская и историкофилософская концепция в философии марксизма согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи мышления к бытию духа к природе. в философии Зап. неопозитивизм РасселВинтгенштейн Карнап Шлик который отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем противопоставляет науку философии сводит задачу философии к...
24126. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, её основные принципы. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика 16.66 KB
  Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии её основные принципы. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии Диалектика такое понимание мира и такой способ мышления при кот.
24127. Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики 17.53 KB
  Диалектика это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Вершина диалектики учение Гегеля который выделил учение о противоречии как источник развития движения силы развития. В живой материи при процессах развития накопление информации количества переходит в совершенствование качество генетического кода универсализацию и повышение жизнеспособности. Существуют процессы как развития так и деградации переходы как качества в количество так и количества в качество.
24129. Личность и индивид. Личность и общество, проблема отчуждения 16.37 KB
  Личность и индивид. Личность и общество проблема отчуждения. От этих двух понятий необходимо отличать понятие личность. Слово личность лат.