76506

Алиментные правоотношения других членов семьи

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Трудоспособные совершеннолетние братья и сестры обладающие необходимыми средствами обязаны содержать своих нуждающихся в помощи несовершеннолетних братьев и сестер в случае невозможности получения ими содержания от своих родителей а также нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних братьев и сестер если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей супругов бывших супругов или от родителей ст. 94 СК РФ предусмотрена алиментная обязанность дедушки и бабушки в отношении своих внуков. К...

Русский

2015-01-30

17 KB

2 чел.

Алиментные правоотношения других членов семьи

Алиментные обязательства могут возникнуть не только между родителями и детьми, супругами (бывшими супругами), но и между другими членами семьи.

Перечень “других членов семьи”, на которых может быть возложена обязанность по уплате алиментов, определен законом и является исчерпывающим.

В него входят:

1) братья и сестры;

2) дедушки и бабушки;

3) внуки;

4) пасынки и падчерицы;

5) лица, находившиеся на фактическом воспитании.

  1.  Право на получение содержания от указанных лиц имеют несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи братья и сестры, внуки, дедушки и бабушки, фактические воспитатели, мачехи и отчимы.

В теории семейного права алиментные обязательства других членов семьи отнесены к обязательствам “второй очереди”, так как они возникают в случае невозможности получения содержания от родителей, детей, супругов.

Алиментная обязанность других членов семьи может выполняться на основе соглашения, а при его отсутствии — по решению суда.

Трудоспособные совершеннолетние братья и сестры, обладающие необходимыми средствами, обязаны содержать своих нуждающихся в помощи несовершеннолетних братьев и сестер в случае невозможности получения ими содержания от своих родителей, а также нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних братьев и сестер, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей (ст. 93 СК РФ).

К исполнению алиментной обязанности могут привлекаться только родные братья и сестры, как полнородные, так и неполнородные. 

  1.  Обязательным условием возложения на них алиментной обязанности является невозможность получения содержания от алиментнообязанных лиц первой очереди.

Обязанность выплачивать алименты возлагается только на совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами. В ст. 94 СК РФ предусмотрена алиментная обязанность дедушки и бабушки в отношении своих внуков. К условиям ее выполнения относятся:

1) наличие кровного родства между дедушкой, бабушкой и внуками;

2) невозможность получения содержания от своих родителей, супругов или бывших супругов (для совершеннолетних нетрудоспособных внуков);

3) нуждаемость внуков в материальной помощи;

4) наличие у дедушки и бабушки необходимых средств для уплаты алиментов.

Алиментная обязанность возлагается на дедушку и бабушку независимо от их трудоспособности.

  1.  Трудоспособные совершеннолетние внуки, обладающие необходимыми средствами, обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушек и бабушек в случае невозможности получения ими содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга).

  1.  Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке содержания от своих совершеннолетних трудоспособных воспитанников при условии невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или супругов (бывших супругов) (п. 1 ст. 96 СК РФ).

Суд, в соответствии с п. 2 ст. 96 СК РФ, вправе освободить воспитанников от обязанности по содержанию фактических воспитателей, если воспитатели содержали и воспитывали их менее 5 лет либо выполняли это ненадлежащим образом. Следует отметить, что на фактического воспитанника алиментная обязанность возлагается независимо от его обеспеченности.

  1.  Опекуны, попечители и приемные родители не имеют права требовать предоставления содержания от подопечных и приемных детей (п. 3 ст. 96 СК РФ). 

Совершеннолетние трудоспособные пасынки и падчерицы, обладающие необходимыми средствами, обязаны предоставить содержание нетрудоспособным, нуждающимся в помощи отчиму и мачехе, если они не могут получить содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов) (п. 1 ст. 97 СК РФ).

Суд вправе освободить пасынка или падчерицу от обязанностей по содержанию отчима или мачехи, если они воспитывали и содержали пасынка или падчерицу менее 5 лет либо выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию ненадлежащим образом (п. 2 ст. 97 СК РФ).

При определении размера алиментов учитываются материальное и семейное положение и другие заслуживающие внимания интересы сторон (п. 2 ст. 98 СК РФ).

При определении размера алиментов суд вправе учесть всех лиц, обязанных уплачивать алименты, независимо от того, ко всем либо к одному из них предъявлен иск, и определить размер участия каждого из них в выполнении алиментной обязанности (п. 3 ст. 98 СК РФ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47784. Курс лекцій. Основи охорони праці 528 KB
  Предмет і задачі курсу Охорона праці Місце в системі наук. Правові і організаційні питання охорони праці. Система законодавчих актів з охорони праці.
47785. Основи психологічної практики (практична психологія). Курс лекцій 130.5 KB
  сихологічна практика, натомість сприяє збагаченню індивідуального досвіду, змінює рівень свідомості й характер потреб, впливає на вибір цінностей, ставлення до соціальних норм. Для цього спершу слід упредметнити (уречевити), об’єктивувати психологічний зміст суб’єкта (людини). І тут постають два шляхи для реалізації цього завдання...
47786. Основи технологій в галузях народного господарства. Курс лекцій 739 KB
  Виробничі системи створюють для виготовлення необхідної продукції. Основні переваги – підвищення різноманітності та гнучкості виробництва на основі використання електродвигунів зростання якості продукції виробленої із сталі та інших метало продуктів стандартизація виробництва урбанізація. Основні переваги – масове виробництво серійної продукції з використанням конверсійних технологій стандартизація виробництва розселення людей у приміських зонах. Засвоєння технологічних основ виробництва різних видів продукції стану базових галузей...
47788. Основи технологій в галузях народного господарства 2.92 MB
  Ливарне виробництво Загальні відомості про ливарне виробництво Способи виготовлення відливок Контроль якості відливокСутність ливарного виробництва полягає у виготовлення деталі або заготовки шляхом заливання рідкого металу в ливарну форму порожнина якої за розмірами і конфігурацією відповідає готовій деталі. Технології ливарного виробництва забезпечують можливість: виготовлення деталей різної форми різної маси...
47789. Психологія і педагогіка вищої школи: предмет, завдання, методи 734.5 KB
  Психологія вищої школи вивчає закономірності функціонування психіки студента як суб’єкта навчальнопрофесійної діяльності та закономірності науковопедагогічної діяльності викладача а також соціальнопсихологічні особливості професійнопедагогічного спілкування та взаємин викладачів і студентів. До найважливіших практичних завдань психології вищої школи в період реформування вищої освіти в Україні належать: розробка наукової психологометодичної бази для контролю за процесом повноцінністю змісту та умовами психічного розвитку студентів їх...
47790. СКЛАДАННЯ АВІАЦІЙНИХ ДВИГУНІВ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.37 MB
  Окремі заняття по розділу 3 та 4 другої частини предмету доцільно проводити в цехах підприємства звертаючи увагу на аналіз економічної ефективності технологічних процесів складання вузлів. Вивчивши предмет студенти повинні знати особливості складання основних вузлів двигуна основні питання загального складання двигунів особливості технологічних процесів вміти...
47791. Методи розв’язування фізичних задач 196 KB
  Основні методи розв’язування задач. Засоби наочності у розв’язуванні задач. Класифікація текстових задач та особливості їх розв’язування.
47792. Українська мова (за професійним спрямуванням). Курс лекцій 342 KB
  Будучи духовним надбанням усього народу, всієї нації, мова становить суспільне явище, пов’язане з матеріально-виробничим, загальнокультурним, інтелектуальним, побутовим життям людини