76509

Взыскание задолженности по алиментам

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Задолженность по уплате алиментов может образоваться в двух случаях: Судом установлен размер алиментов в твердой денежной сумме однако алиментообязанное лицо по какимто причинам не платит положенные алименты. Судом установлен размер алиментов в процентах от заработка однако алиментообязанное лицо нигде не работает и не получает иного дохода. В первом случае расчет задолженности по алиментам не составляет особого труда: необходимо умножить количество месяцев в течение которых не производилась уплата алиментов на твердую денежную сумму...

Русский

2015-01-30

17.93 KB

0 чел.

Взыскание задолженности по алиментам

Получение судебного решения о взыскании алиментов, к сожалению, является только началом сложного пути, ведущего к реальному получению денег.

Задолженность по уплате алиментов может образоваться в двух случаях:

  1.  Судом установлен размер алиментов в твердой денежной сумме, однако алиментообязанное лицо по каким-то причинам не платит положенные алименты.

  1.  Судом установлен размер алиментов в процентах от заработка, однако алиментообязанное лицо нигде не работает и не получает иного дохода.

В первом случае расчет задолженности по алиментам не составляет особого труда: необходимо умножить количество месяцев, в течение которых не производилась уплата алиментов, на твердую денежную сумму, установленную судом.

Во втором случае сумма алиментов определяется как процент от заработка. А если заработка нет, значит, нет и алиментов? Нет, государство исходит из того, что содержание ребенка – это обязанность родителя, для исполнения которой он должен что-то зарабатывать. Поэтому в таких случаях на основании п. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ задолженность по уплате алиментов определяется исходя из размера средней заработной платы по России на момент взыскания задолженности (на практике – на момент вынесения приставом постановления о расчете задолженности по алиментам). Размер средней заработной платы по России можно узнать на сайте Федеральной службы государственной статистики, на сайте её территориального органа в Санкт-Петербурге, либо обратившись к судебному приставу-исполнителю.

Однако, если такой расчет нарушает интересы одного из родителей, то он может обратиться в суд и уже суд определит размер задолженности исходя из материального и семейного положения сторон.

Кроме того, суд вправе уменьшить размер задолженности или вообще освободить соответствующего родителя от её уплаты, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по уплате алиментов.

 

Последствия непогашения задолженности по уплате алиментов

1. При наличии непогашенной задолженности по уплате алиментов судебный пристав-исполнитель вправе продать с публичных торгов все имущество должника, за исключением того, которое не может быть продано в соответствии с законом. Перечень имущества, на которое нельзя обратить взыскание, перечислено в ст. 466 Гражданского процессуального кодекса РФ. Наиболее актуальным, конечно, является жилое помещение, если оно является единственным пригодным помещением для постоянного проживания должника.

Поэтому пристав не сможет продать единственную квартиру должника, но сможет продать машину, нежилую недвижимость, акции и т.д.

2. На основании ст. 67 закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе установить временные ограничения на выезд должника за границу.

Очевидно, что эта мера будет эффективной только в том случае, если должник имеет желание и выезжает за пределы Российской Федерации. Тогда ограничение такой возможности будет служить серьезным стимулом к уплате алиментов. Если же должник за границу ни разу не ездил и не собирается, то применение такой меры не даст нужного результата.

Для того, чтобы пристав установил ограничение на выезд за пределы РФ, взыскателю необходимо подать соответствующее заявление (см. приложение № 35 к Приказу ФССП РФ от 30.01.2008 № 26). В ответ на это заявление пристав вынесет постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. Если исполнительное производство осуществляется не на основании решения суда, а на основании алиментного соглашения, то для установления этой меры также необходимо обратиться к приставу, но он не сам примет соответствующее решение, а обратится для этого в суд.

3. В силу ст. 157 Уголовного кодекса РФ, родитель, злостно уклоняющийся от уплаты алиментов, может быть привлечен к уголовной ответственности с назначением наказания в виде исправительных работ сроком до одного года. Особенность заключается в том, что привлечь должника к уголовной ответственности можно только в том случае, если алименты взыскиваются на основании решения суда. Если же алименты взыскиваются на основании алиментного соглашения, то привлечь должника к уголовной ответственности не удастся.

Вопрос о том, когда уклонение становится «злостным» по-разному решается в практике судов и органов дознания. Во внимание принимаются:

наличие официального предупреждения об уголовной ответственности;

продолжительность уклонения;

наличие в прошлом судимости за аналогичное преступление.

В среднем можно сказать, что для привлечения лица к уголовной ответственности требуется двукратное предупреждение и уклонение от уплаты алиментов в течение полугода.

Дознание по таким делам осуществляют должностные лица службы судебных приставов. Поэтому для того чтобы привлечь должника к уголовной ответственности, необходимо обратиться к приставу, ведущему исполнительное производство о взыскании алиментов.

4. В соответствии с п. 2 ст. 115 Семейного кодекса РФ, при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 1/2 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Эта неустойка является дополнительной мерой, призванной стимулировать должника к своевременному исполнению обязанности по уплате алиментов.

Таким образом, чтобы задолженность по уплате алиментов все-таки была погашена должником, родителю, с которым остался ребенок, следует предпринять следующее:

Обратиться с заявлением об установлении временных ограничений на выезд должника за пределы РФ.

Обратиться к судебному приставу-исполнителю для привлечения должника к уголовной ответственности по уплате алиментов (если есть основания).

Постоянно следить за действиями пристава, чтобы он предпринимал необходимые меры в надлежащий срок: разыскивал имущество должника, обращал на него взыскание, разыскивал источники дохода должника и т.д.

Актуальность статьи и её соответствие законодательству подтверждены по состоянию на 01 января 2015 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27399. Методика проведения изложений 46.5 KB
  Начинать обучение следует с повествовательного текста где легко прослеживается развитие действия есть ясный сюжет действующие лица. Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении: Постановка цели выбор типа изложения выбор текста. Чтение текста: учитель 12 раза; учащиеся один раз; если текст хорошо знаком детям учитель читает 1 раз. В наши дни не рекомендуется из опасения что рассказ ребенка как бы он ни был хорош может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного образцового текста.
27400. Методика обучения сочинениям 88.5 KB
  Сочинения устные и письменные. Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно эта деятельность связывает учение с жизнью. Напомним что сочинения ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам материала и по типам текста стилю и жанрам и по тематике по степени самостоятельности и творческого вклада по применяемым методам и приемам.
27401. Совершенствование у младших школьников культуры речевого поведения 60 KB
  Чтобы это общение протекало успешно не вызывая дискомфорта у коголибо из его участников необходимо соблюдение каждым из них определенных норм принятых в обществе норм речевого поведения. К числу вопросов связанных с культурой речевого поведения можно отнести: 1. Соблюдение правил: а поведения в аудитории в том числе на уроке в общественных местах и т.
27402. Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе 46 KB
  Это игры утренники викторины походы и экскурсии выпуск газет и журналов радиопередачи съемка телефильмов конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение самостоятельное внеклассное чтение книг журналов газет. Лингвистические языковые игры. Как известно игры широко используются и на уроках в более строгой системе познавательного труда детей но внеклассная внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны но всегда содержат дидактический элемент достигающий подчас...
27403. Общая характеристика предмета «Литературное чтение», изучаемого в начальной школе 57 KB
  Назвать основные цели изучения литературного чтения в 14 класса: формирование читательских умений; литературное образование; развитие читательских интересов учащихся. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и...
27404. Развитие учащихся в процессе изучения художественного литературного произведения 51 KB
  Охарактеризовать психологические особенности восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками: воображение эмоции мышление наивный реалист и наивный критик. Уровни развития восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками. В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов перекодировка символов букв в звуки и произнесение...
27405. Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения 73 KB
  Виды уроков литературного чтения: урок чтения одногодвух произведений чтение крупнообъемного произведения урок внеклассного чтения. Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала. Современный урок чтения обладает с одной стороны обязательными компонентами так как он строится на определенном учебном материале воплощает собой конкретный замысел учителя учитывает психологические особенности детей с другой стороны ему присущи гибкость и подвижность...
27406. Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы 57.5 KB
  Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям умениям и навыкам учащихся. Особенности современных учебников литературного чтения их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности продуктивного чтения. У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения во время чтения и после чтения.
27407. Процесс работы над художественным произведением 105 KB
  Первичное знакомство и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Во время чтения учителя книги у детей закрыты их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителючтецу. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: диалоги; описательные отрывки; начало произведения; заключительные строки произведения концовку. Однако прибегая к этому приему учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать грамзапись если произведение совершенно...